Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал для самостоятельного изучения. Основные тезисы лекции:




 

Основные тезисы лекции:

 

Земли населенных пунктов – одна из наиболее востребованных оборотом категорий земель. Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, касающиеся данной категории земли.

Согласно определению ст. 84 ЗК землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Земли населенных пунктов отделяются от земель иных категорий границами городских, сельских населенных пунктов.

Ранее данная категория земель имела другое наименование – «земли поселений», однако Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» название данной категории земель уточнено. Это вызвано, в частности, тем обстоятельством, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления» понятие «поселение» имеет более широкий смысл, чем понятие «населенный пункт». Так, согласно ст. 1 названного Закона N 131-ФЗ в состав сельского поселения может входить как один, так и несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов. Использование термина «поселение» в названном Законе и в Земельном кодексе в двух разных значениях вызывало определенные трудности на практике, на что неоднократно обращалось внимание в юридической литературе. Теперь эта терминологическая путаница устранена.

Поскольку основное назначение земель данной категории - использование их для застройки и развития населенных пунктов в настоящем времени или в ближайшей перспективе, многие отношения, связанные с использованием этих земель, регулируются нормами Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.

На данную категорию земель принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения не распространяется. Здесь действует приоритет генерального плана развития. При застройке населенного пункта должны учитываться интересы настоящих и будущих поколений, поэтому использование земель населенных пунктов осуществляется соблюдением градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки. Все земли в границах населенного пункта находятся в сфере управления органов государственной власти, органов местного самоуправления этих населенных пунктов.

Как справедливо отмечалось в юридической литературе, с признанием земли недвижимым имуществом и введением частной собственности на землю стало очевидно, что именно земли городов и иных населенных пунктов наиболее привлекательны для инвесторов. О.М. Козырь правильно подметила происходящие в последние годы изменения в использовании таких земель: "Преимущественное развитие получили жилая застройка, застройка офисными помещениями, спортивными комплексами и культурно-развлекательными сооружениями. В то же время почти не возводятся новые объекты производственного назначения, а ряд старых зданий производственного назначения предназначается под реконструкцию или снос, с целью освобождения территории под жилищное и офисное строительство. Наряду с положительными тенденциями (например прекращение или вывод экологически вредных производств) здесь прослеживаются и отрицательные - уничтожение под видом "реконструкции" памятников истории и культуры".

Земельный кодекс РФ предъявляет некоторые требования к установлению границ городских и сельских населенных пунктов, которые не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Статья 84 определяет, что установление или изменение границ населенных пунктов может происходить при утверждении (изменении) генерального плана городского округа, поселения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, либо при утверждении (изменении) схем территориального планирования муниципального района, отображающих границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Исключение составляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, утверждение изменения границ которых осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Указанной статьей предусмотрен определенный порядок включения земельного участка в границы населенного пункта или его исключения из границ населенного пункта. Далее для краткости мы будем говорить о включении земельного участка в границы населенного пункта, но следует иметь в виду, что в отношении исключения земельного участка из границ населенного пункта действует тот же порядок.

Процедура включения земельного участка в границы населенного пункта начинается с мотивированного заявления заинтересованного лица (т.е. органа государственной власти РФ, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физического или юридического лица) о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Такое заявление направляется в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района.

К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки. Требовать представления иных документов не допускается.

Не умаляя значения земель иных категорий, можно сказать, что земли сельскохозяйственного назначения все же выделяются среди земель других категорий, ведь только земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые садами, виноградниками и т.п.) обособляются законодательством от иных сельскохозяйственных земель «не только в целях установления особого режима охраны, но и с точки зрения возникновения, реализации и прекращения прав на земельные участки из их состава, и поэтому сельскохозяйственные угодья можно выделить как особый объект права собственности».

Конечно, ведение сельского хозяйства может в ограниченных пределах осуществляться и на землях других категорий, например, на землях населенных пунктов могут выделяться зоны сельскохозяйственного использования, однако режим этих территориальных зон подчиняется режиму земель «своей» категории, т.е. режиму земель населенных пунктов.

По определению ст. 77 ЗК земли сельскохозяйственного назначения это земли за границами населенного пункта, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Конечно, эти земли неоднородны. Помимо сельскохозяйственных угодий, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных и антропогенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. При этом земельные участки, занятые перечисленными «несельскохозяйственными» объектами, уже являются пространственным базисом для размещения этих объектов, а использование таких участков как бы «подчинено» целям сельскохозяйственного производства.

Вопросы распределения и использования земель сельскохозяйственного назначения раскрываются в ст. 78-82 ЗК РФ.

Так, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Приоритет в составе земель сельскохозяйственного назначения, безусловно, имеют сельскохозяйственные угодья, которые подлежат особой охране. Как справедливо отмечает И.А. Иконицкая, правовая охрана сельхозугодий имеет два основных аспекта: количественный и качественный. В целях сохранения качества сельскохозяйственных земель, в частности, принят Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». При этом под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Достижение этой цели обеспечивается с помощью различных мероприятий, установленных Законом, - агротехнических, агрохимических, мероприятий по нормированию качества сельскохозяйственных земель и т.п.

«Количественный аспект, - указывает И.А. Иконицкая, - преследует цель по возможности сохранить ценные угодья в сельскохозяйственном производстве, минимизировать их изъятие для предоставления в несельскохозяйственных целях». Этот аспект получил отражение в ст. 79 ЗК), в которой, в частности, закреплено право субъектов РФ, располагающих особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), принять меры к их сохранению. В частности, субъекты РФ могут включить эти угодья в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.