Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный закон




«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации»

Глава 7

Статус кандидатов

Статья 45. Равенство кандидатов

 

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Как и избиратели, кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Данное положение обеспечивается тем, что все они обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Федеральным законом в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидаты не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса. Не могут быть членами избирательных комиссий также супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов, а также лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов. Не имея права быть членами избирательных комиссий, кандидаты вместе с тем вправе присутствовать на всех заседаниях соответствующих избирательных комиссий, а также при работе УИК, ТИК со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования.

При проведении предвыборных агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать уполномоченные на то политической партией кандидаты.

Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные возможности проведения предвыборной агитации. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Кандидаты вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается предвыборная агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации.

Агитационные материалы не должны содержать призывы экстремистской направленности либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Зарегистрированный кандидат не вправе использовать агитационные материалы, которые он размещает в телеэфире (агитационные рекламные ролики, индивидуальные выступления), в целях: а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов; б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов; в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком­либо кандидате (каких­либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями; г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (пункт 52 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Кандидаты вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие их избирательные права.

Комментируемый Федеральный закон устанавливает не только определенные права и обязанности кандидатов, но и закрепляет гарантии их деятельности (статья 47). Наличие у кандидатов равных прав и несение ими равных обязанностей, в частности, означает равенство прав и обязанностей соответственно всех кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Комментируемым Федеральным законом в соответствии с комментируемой статьей предусмотрены некоторые различия в правовом статусе кандидатов. В частности, кандидаты — должностные лица не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (статья 46). Обязанностью, а не правом гражданина, находящегося на государственной или муниципальной службе, является самоустранение от исполнения служебных обязанностей после его регистрации в качестве кандидата в составе федерального списка кандидатов.

Кандидат, работающий в организации, осуществляющей выпуск СМИ (в качестве должностного лица этой организации, журналиста, другого творческого работника), не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, а после регистрации и вовсе должен быть освобожден на время участия в выборах депутатов Государственной Думы от выполнения должностных или служебных обязанностей (части 2 и 6 статьи 46 комментируемого Федерального закона).

 

4. Как отграничить информационные материалы от агитационных?

При отграничении информационных материалов от агитационных будет рассматриваться вопрос, содержат ли материалы средства массовой информации признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях) и проводится ли она в формах, указанных в п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях, а также соблюдены ли в них принципы информирования избирателей (п. 2 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях).

Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенство кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Именно соблюдение этого принципа позволяет считать какой-либо материал, размещенный в СМИ, информационным. Нарушение указанных принципов может повлечь за собой признание материала агитационным. К примеру, если информация о политической партии, избирательном блоке, кандидате является объективной, достоверной, но систематически подается односторонне, с целью побудить избирателей голосовать за или против какого-либо одного кандидата, какую-либо одну партию или один блок, в то время как сведения о других политических партиях, избирательных блоках, кандидатах замалчиваются, то распространение такой информации можно расценивать как предвыборную агитацию.

Агитационной следует считать, помимо деятельности по распространению прямых призывов голосовать (т.е. деятельности, имеющей целью побудить избирателей голосовать) за или против кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, целенаправленную деятельность по систематическому распространению информации о политических партиях, избирательных блоках, кандидатах в основном позитивного (или в основном негативного) содержания, заведомо недостоверной информации, связанную с выборами, с участниками избирательного процесса информационную деятельность с использованием специальных приемов подачи информации, например таких, как смешение информации и комментария, фактов и предположений и т.п.

В случае если правоприменительный орган (избирательная комиссия, МПТР России) считает агитационным материал, распространенный с нарушением правил предвыборной агитации, для решения вопроса о подтверждении данной оценки и привлечении к ответственности виновных лиц указанный орган вправе обратиться в суд.

 

5. В каком случае освещение работы кандидатов, занимающих высокие официальные посты (президенты, губернаторы) не будет носить характер предвыборной агитации?

2. Что понимается под предвыборной агитацией?

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях...» предвыборной агитацией является деятельность граждан, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

 

Субъектами предвыборной агитации являются граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения (блоки), общественные объединения.

 

По сути, предвыборная агитация всегда является распространением информации о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках либо же проявляется в распространении призывов к гражданам принять участие в голосовании.

 

Вместе с тем неправильно полагать, что распространение любой информации о кандидатах и иных непосредственных участниках избирательной кампании может расцениваться как предвыборная агитация. Таковой является только распространение информации, которая имеет целью побудить или фактически побуждающая избирателей голосовать за определенных кандидатов (списки кандидатов) или против них. То есть для того, чтобы какую-либо информационную акцию признать проявлением предвыборной агитации, необходимо установить, что ее проведение прямо направлено на создание у избирателей стимулов голосовать за или против определенных кандидатов. В частности, публикация в печати биографических сведений о кандидате, распространение информации о предстоящем или состоявшемся съезде (конференции) общественного объединения нельзя считать предвыборной агитацией, если в соответствующих материалах не содержатся призывы голосовать за или против определенных кандидатов (списков кандидатов).

 

6. На каких основаниях происходит общение избирательной комиссии с редакциями СМИ?

На равных условиях.Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

7. Один из кандидатов, используя предоставленное ему платное или бесплатное эфирное время, в прямом эфире во время своего выступления или во время теледебатов допускает высказывания, порочащие честь и достоинство другого кандидата. Какие последствия это может иметь для телерадиокомпании? Несет ли в данном случае телерадиокомпания ответственность за эти высказывания? Будет ли телекомпания обязана предоставить эфирное время «оскорбленному» кандидату для опровержения?


Федеральный закон об основных гарантиях предоставляет кандидату право на ответ вне зависимости от того, была ли распространена информация, порочащая его честь и достоинство, в прямом эфире или в записи (п. 6 ст. 56).

Последствия ситуации, когда организация СМИ несет от выполнения указанного требования Федерального закона об основных гарантиях ущерб по вине иных кандидатов, могут быть предусмотрены в договоре на предоставление эфирного времени, печатной площади.

Что касается гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 62 Закона о СМИ, то п. 5 ст. 57 Закона о СМИ освобождает от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, редакцию, главного редактора, если указанные сведения содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи.

 

8. Имеет ли право редактор сокращать, править агитационные материалы?

 

Редактор не имеет права править агитационные материалы без согласия кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока.

 

9. Какая площадь в печатных СМИ предоставляется бесплатно? Каковы должны быть размеры газетной площади для платной и бесплатной публикации агитационных материалов?

 

Федеральным законом об основных гарантиях не установлено требование об обязательном предоставлении бесплатной печатной площади редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Объемы платной и бесплатной печатной площади устанавливаются конкретными законами о выборах применительно к периодическим печатным изданиям соответствующего уровня.

Так, Федеральным законом о выборах депутатов (п. 1-3 ст. 61) установлено, что зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов либо политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.

 

10. Какую ответственность несут субъекты избирательного процесса в случае нарушения избирательного законодательства, какими нормативно-правовыми актами она установлена?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.