Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовное право по Статутам 1529, 1566, 1588 гг




Брачно-семейное право по Статутам 1529, 1566, 1588 гг.

Одной из прогрессивных черт феодального права ВКЛ является и то, что многие аспекты брачно-семейных отношений регулируются светским писаным правом, а не только церковным и обычным.

Для развития брачно-семейного права XVI в. характерно расширение вмешательства светской власти в регулировании вопросов брака, семьи, наследования, опеки, завещаний и др. И хотя в Статутах не все институты брачно-семейного права нашли отражение, но основные из них (порядок выдачи замуж и правовое его оформление, права детей (сыновей и дочерей) и матери-вдовы на наследство, основания заключения и расторжения брака и другие) в той или иной мере регламентированы. Нормы брачно-семейного права содержатся в Статуте 1529 г. в основном в разделе IV “Об поглаве женской и о выправу девок” и V “Об опеке”, а в Статутах 1566 и 1588 г. добавляется ещё один раздел VIII “О тестоментах”, в котором обстоятельно рассматривается вопрос о порядке составления завещания, его содержание и т.д. В Статуте 1588 г. круг регламентерованых вопросов значительно расширяется не только за счёт раздела VIII, но и за счёт новых положений в прежних разделах. Так, светское право затрагивает вопрос о причинах расторжения брака, например, кровное родство (разд. V, арт. 20), осуждение лица за государственную измену (разд. II, арт. 5) и др., уточняет компетенцию светского и духовного судов по делам о расторжении брака (разд. V, арт. 22) и содержит другие новые положения.

Сравнительный анализ правовых норм Статутов 1529, 1566 и 1588 гг. свидетельствует, что права субъектов брачно-семейных отношений расширялись, а роль светской власти и светского права в регулировании указанных общественных отношений возрастала. Обе эти тенденции раскрывают прогрессивный характер развития брачно-семейных отношений в целом, хотя оно содержало и ряд негативных черт: признавался законным только церковный брак, братья и сёстры не были равны в правах на наследство, наличие негативных последствий для брачующихся в случае закрепления брака без согласия родителей и другие, которые характерны для любого, как правило, феодального права.

Все институты данной отрасли права во всех трёх Статутах получили довольно полное отражение и в основном его нормы содержатся в специальных разделах, например, в Статуте 1529 г. – в IX, XI-XIII разделах, в Статуте1588 г. – в X-XIV разделах, и только небольшое число норм его содержится в других разделах.

Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессивные положения, отражающие своё время и в основном характерные для буржуазного права. К таким положениям относится принцип равенства всех перед законом (“иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые,…ровно а адностайным тым писаным правом мають сужоны быти” – Статут 1529 г,.(разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники “не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы” - Статут 1529 г. (разд. VI, арт. [ 1 ]; принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение “только тот, который винен” – Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7); принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения (виновные “мають быти караны и сказываны подле тяжести а легкости выступов своих” – Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др. Указанные прогрессивные принципы содержатся и в нормах последующих Статутов, т.е. они в XVI веке не были “случайными”, а стали основополагающими принципами уголовного права шестнадцатого столетия.

Ни один из Статутов не содержит четкого определения понятия преступления, но из сравнительно-правового анализа статей Статута 1588 г. можно сделать вывод, что законодатель признает преступлениемпротивоправное, виновное действие (бездействие), несущее в себе элемент общественной опасности и посягающее на общественный строй, собственность, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия “преступление” обусловило и отсутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г. содержится большое количество слов, означающих уголовно-наказуемое действие (бездействие): выступ, вина, своволенство, неслушеньство и др. Но как бы не называлось правонарушение уголовное в XVI в. для него всегда характерна одна сущностная черта – противоправность.

Классификация преступлений (по объекту и по степени общественной опасности) свидетельствует о продуманной и сравнительно гуманной для своего времени карательной политике. О гуманизме уголовного права и та обстоятельность, с которой законодатель разработал состав преступления для учета его элементов при определении наказания (субъект общий, специальный, одно лицо, группа лиц; все элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель; при установлении объективной стороны принималось во внимание само действие (бездействие), последствия, причинная связь, рецидив и конкретные условия совершения правонарушения: место, способ, время и т.д.)

Гуманизм уголовного права ВКЛ в XVI в. и в том, что постоянно повышается возраст уголовной ответственности (по Статуту 1566 г. с 14 лет, а по Статуту 1588 г. с 16 лет) и устанавливается срок давности в 3 года, по истечении которого дело не могло возбуждаться в суде (Статут 1588 г., разд. XI, арт. 52).

В Статутах публично-уголовные наказания обретают стройную систему и теоретическое обоснование. Законодатель, используя различные слова (“каранья”, “вина”, “покута” и др.), определяет наказание как зло или страдание, причиняемые преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание – это кара, установленная законом, за причинённое зло потерпевшему, мера государственного принуждения. Она проявляется в ограниченном либо полном лишении прав осуждённого, в причинении ему физических страданий, материальных лишениях и т.д. Диапазон наказаний по Статуту 1588 г. весьма широк: от смертной казни в различных её формах до штрафа. Вид и форма наказания зависели не только от вида преступления, но и от мельчайших обстоятельств состава преступления. Кроме того, оно зависело от социальной принадлежности потерпевшего, т.е. наказание носило ярко выраженный классовый характер. Классовый характер уголовного права проявлялся и в том, что за аналогичное правонарушение представители привилегированных сословий несли более мягкое наказание, чем простые люди. Так, за убийство шляхтича взыскивался штраф в размере 100 коп грошей, и виновный присуждался к смертной казни (разд. X, арт. 27),а за крестьянина – 25 коп грошей и смертная казнь (разд. XII, арт. 2 Статута 1588 г.).

Оценивая уголовное право ВКЛ в XVI в., в целом можно сказать, что оно содержит как прогрессивные положения, многие из которых опережали своё время, так и негативные черты, свойственные любому феодальному праву (публичность осуществления наказания, жестокость некоторых форм смертной казни: четвертование, сожжение и др., наличее телесных наказаний, объявление виновного вне закона и изгнание за пределы государства и др.).

Нормы Статута – это яркое подтверждение проявления закона диалектики – единство и борьба противоположностей, ибо в ВКЛ в XVI в. господствовал ещё феодализм, но в недрах его уже формировались новые общественные отношения – буржуазные. И это переломное время, в котором находилось феодальное общество, и отразилось в Своде законов ВКЛ, каким являются Статуты 1529, 1566, 1588 годов.

 


Основные изменения в государстве и праве Беларуси
в составе Речи Посполитой (XVII- вторая половина XVIII вв.)

 

Важнейшие события, оказавшие больное влияние на государство и право Беларуси.

 


- война Польши и Украины 1648-1654 гг.

- война Полши и России 1654-1667 гг.

- личная уния Речи Посполитой с Саксонией 1697-1763 гг.

- война Речи Посполитой со Швецией на стороне России (с 1703 г.)

- междоусобная война в ВКЛ между сторонниками Сапеги и
Радзивила в 1700 г.

- Кричевское востание под руководством Василия Вощилы
(1740-1744 гг.)

- почтовая реформа 1764г.

- строительство канала ____________, объединяющего бассейны
Немана и Днепра (1767-1783 гг.)

- три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.)

- принятие Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г.

- востание Тадеуша Костюшко 1794 г.

- и другие

Изменения в общественном строе Беларуси (в XVII- вторая половина XVIII вв.)  

 

 


- усиление власти крупных магнатов

- рост противоречий в среде крупных магнатов

- дальнейшее увеличение привилегий шляхты

- ухудшение экономического и правового положений крестьян

- усиление протеста крестьян против угнетения

- ухудшение экономического и правового положений городского населения

- резкое обострение противоречий в духовенстве

- и другие

Повинности крестьян королевских имений в ВКЛ во второй половине XVIII в.  

 

 


- чинш от 5 до 192 золотых с учетом размера земли

- подорожчина (подводная повинность) давать в год 3-4 раза подводы или уплатить 18-24 золотых

- барщина от 4 до 6 дней в неделю либо уплата денег за день барщины от 1 до 6 золотых

- подымное от 6 до 8 золотых

- гвалты от 3 до 12 дней в году


-

Изменения в государственном строе в XVII- вторая половина XVIII в.)
новые органы:

1. Генеральный сеймик ВКЛ (до сер. XVII в., в г. Волковыске, Слониме)

2. Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация с середины XVII в.);

- реформа армии в 1717 г. – только 6200 человек

- о ведении делопроизводства в ВКЛ только на польском языке
(1696 г.)

- о лишении магдебурского права мелких городов и местечек ВКЛ
(1776 г.)

- выбор на магистрацкие должности в Полоцке только католиков и униатов (1668 г.)

- и другие


Форма правления Форма государственного устройства Политический режим Государственный аппарат
- конституционная монархия - унитарное государство - демократический - законодательный орган – Сейм - исполнительный орган – король и магистры - судебныя власть – суды 1 инстанции в воеводстве и повете; Главный трибунал в провинции и другие суды

 



Комментарии:

Находясь в составе Речи Посполитой с 1569 г., государство и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений, но и под воздействием других различных как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины XVII в. п олитический кризис Речи Посполитой.

Возникшая в результате Люблинской унии много национальная Речь Посполитая составляла целое только во вне, тогда как внутри всегда существовало разделение на Корону (Польшу) и Великое Княжество Литовское, которое сохранило свои центральные учреждения, собственною казну, армию и свое право – Статут 1588 г.

Постоянные войны, антифеодальные восстания, междоусобная борьба соперничавших магнатских группировок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697 г. саксонского короля Августа II из династии Веттинов имело своим результатом создание в 1697 г. личной унии между Речью Посполитой и Саксонией, продолжавшейся до 1763 г. Поведение саксонских королей и их политика в Короне и ВКЛ приобретали нередко черты оккупации, что вызвало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Именно в правление саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, углубило общий кризис Речи Посполитой и в конечном итоге привело эту страну к трем разделам ее территорий.

Экономическая и политическая сложная обстановка в стране, падение престижа Речи Посполитой как суверенного государства, усиление борьбы против феодального и национально-религиозного гнета сказались на общественном строе и вызвали в нем определенные изменения.

Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан, крестьянства и привилегированных сословий, а также католического и православного духовенства.

Шляхта, стремясь удержаться у власти и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляет права мещан, лишая некоторые города ВКЛ магдебурского права, по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря – православную шляхту, с одной стороны, и католическую и унитарную шляхту, с другой стороны.

В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства. Так, в XVIII в. создается Несвижская суконная фабрика, Слуцкая фабрика поясов, фаянсовый завод князя Агинского, Гродненские королевские мануфактуры и т.д. Эти экономические процессы содействовали более быстрому расслоению городского населения, обострению противоречий между городским патрициатом и остальной частью городского населения, которое несло на себе все тяготы войн и внутренних неурядиц. Унитарная власть неоднократно принимало постановления, по которым население городов в виду их разорения во время войн частично либо полностью на определенное время освобождалось от уплаты налогов. Так, по постановлению Варшавского сейма в 1661 г. мещане Могилева, Ошмян, Лиды были на 4 года освобождены “от всяких обложений, за исключением соляной пошлины и мыта”.

Необходимость возрождения сельского хозяйства, пришедшего в упадок во время войн и восстаний, привела к увеличению барщины и повинностей крестьян. Этот процесс коснулся не только частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже составляла в XVIII в. 6 дней в неделю. И судя по люстрации Гродненской экономии за 1790 г. тяглые крестьяне составляли основную массу сельскохозяйственного населения. Так, из 11559 дымов тяглых было 9052, чиншевых – 1653, холупных – 521, огородных – 214, а других категорий дымов было еще меньше.

Но и в сельском хозяйстве ростки буржуазных отношений пробивали себе дорогу. Многие крупные магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк, что содействовало дифференциации крестьянства и появлению рынка рабочей силы. Об этом процессе красноречиво свидетельствует инвентарь за 1790 г.: имения графа Щорсы и Негневичи Минской губернии графа И. Хребтовича, в котором указывается, что “барщина уничтожена, крестьяне свободы от подорожчины, ночной сторожовщины, дани и других повинностей”. Вместо этого крестьяне за аренду земли уплачивают чинш, размер которого колебался от 1981 до 4153 руб. в зависимости от количества земли, а работы и услуги для экономии крестьяне выполняли по найму за плату по заранее установленным расценкам. Так, запахать один морг земли – 30 коп. серебром, за работу по найму в течение года пастуху и батраку уплачивали по 6 руб. и т.д.

Но помимо уплаты чинша, крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, лекаря и аптеки, поставлять рекрутов, чинить дороги, доставлять земскую почту, содержать общий страховой амбар, перевозить военные командыи арестантов по требованию местных властей.

Духовенство, которое в сложное для государства и народа должно было содействовать консолидации всех слоев населения, само погрязло в религиозных распрях, бусиливая и без того социальную напряженность в обществе. Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое духовенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой.Так, население православной веры ВКЛ неоднократно обращалось к русскому командованию и даже через посла русского к самой Екатерине II с просьбой оградить их от притязаний католического и униацкого духовенства. Возникший в Речи Посполитой “дессидентский вопрос” послужил благовидным поводом для вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой.

Определенные изменения произошли и в государственном строе ВКЛ. В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа – двухпалатного вольного сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта ВКЛ из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в ВКЛ новый орган Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вольным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике ВКЛ вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вольном сейме при решении вопросов.

С середины XVIII в. Генеральный сеймик прекратился созываться, а вместо него был учрежден в ВКЛ Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и ВКЛ обострились и все чаще на вольном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и ВКЛ стали во время работы вольного сейма собираться на особые совещания – “ сессии народов ” для согласования своих позиций по вопросам повестки дня вольного сейма. Этот факт свидетельствует, что послы ВКЛ последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства. Об этом же говорит и то, что с 1673 г. было установлено, что каждый третий вольный сейм Речи Посполитой должен проходить в г. Гродно, т.е. на территории Беларуси.

Однако ущемление суверенных прав в ВКЛ медленно, но постоянно осуществлялось на протяжении XVII-XVIII вв. так, в 1696 г. по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой в ВКЛ вводилась делопроизводство только на польском языке, а в 1717 г. в результате проведения реформы в армии в Речи Пополитой войско ВКЛ было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов.

Большой распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались лсбо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств ВКЛ присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, к котором излагались требования конфедератов заносился в судебные книги. В каждом из двух государств – ВКЛ и Короне – создавалась своя Генеральная конфедерация, котора имела свои органы, действующие параллельно с государственными (Вольная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Например, в марте 1767 г. в г. Слуцке была образована конфедерация жителей некатоликов ВКЛ, а в 1768 г. – в г. Баре конфедерация жителей-католиков Короны, в связи с вопросом об уравнении в правах православных с католиками. Создание конфедерации сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую.

Таким образом, неспособность государственной власти Речи Посполитой обеспечить в обоих государствах – ВКЛ и Короне – стабильный порядок, привели в конечном итоге к трем разделам этого многонационального славянского государства, в результате которых Речь Посполитая прекратила свое существование, а территория Беларуси в конце XVIII в. вошла в состав Российской империи.

Основным источником права в Беларуси и в целом в ВКЛ в составе Речи Посполитой являлся нормативный акт, носящий различное название “Статут”, “постановление”, “грамота” и др. Самым главным нормативным актом, регулирующим большинство общественных отношений, продолжал оставаться Статут ВКЛ 1588 года, хотя много раз делались попытки внести в него поправки и изменения. Но они отклонялись. Требовали внесения поправок в Статут представители Польши. Так, они считали, что статьи, которые запрещали им занимать должности и покупать земли в ВКЛ, противоречат акту Люблинской унии. Вопреки их требованиям Статут оставался без коренных изменений. Вместе с тем принимались новые законы, которые частично дополняли Статут, даже вносили в него небольшие изменения. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г. обвиненный в атеизме Казимир Лыщинский был по приговору соймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г. православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вольного сойма и судьями Главного трибунала.

Присоединение восточных районов Беларуси к России в 1772 г. вызвала необходимость внести изменения в порядок рассмотрения дел в Главном суде (Трибунале). По соймовому постановлению 1775 г. Главный суд должен был проводить свои сессии вместо Вильни, Менска и Новогрудка, только в Вильно и Гродно.

Важнейшим источником права в XVIII в. стал сборник законов, соймовых постановлений и других правовых актов под названием “Книга законов”. Первые 6 томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них были собраны все законодательство Речи Посполитой. Определенное занчение имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г., которые издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статута в 1786 г., содержался закон об образовании Главного трибунала, алфавитно-предметный указатель (реестр) и некоторые соймовые постановления XVIII в.

Наиболее значителоьные изменения в праве произошли во второй половине XVIII в. В этом плане большуюроль сыграл 4-ех летний сойм Речи Посполитой, который утвердил Конституцию Змия 1791 г. В ней были отражены многие буржуазные принципы организации и деятельности государственного аппарата, прогрессивные положения касающиеся основных отраслей права.


Государство и право Беларуси в составе Российской империи (конец XVIII- начало XX вв.)



 

 

 


Комментарии:

 

Присоединение территории Беларуси к России в результате трех разделов Речи Посполитой повлекло за собой ослабление религиозного и в некоторой степени национального гнета, способствовало прекращению разорительных вооруженных конфликтов между различными группировками крупных магнатов и в конечном итоге содействовало экономическому развитию.

В первые годы после присоединения Беларуси царское правительство, учитывая тяжелое экономическое положение населения, было вынуждено уменьшать налоги или на определенное время вовсе отменять их взыскание. Так, по указу ЕкатериныII от 13 декабря 1772 г. жители Псковской и Могилевской губернии были освобождены от уплаты податей на полгода, а по ее указу от 17 апреля 1773 г. размер налогов, взимаемых с населения этих двух губерний, был уменьшен. Жители территории, отошедшей к России по второму разделу, полностью освобождались от уплаты налогов на два года.

Размер посевных площадей увеличивался. Только помещичья пашня к серединеXIX в. выросла по сравнению с 70-80-ми годами XVIII в. в среднем в 3-4 раза.

Подъем сельского хозяйства способствовал росту торговли, купечества, городов. Царское правительство выкупало города из частного владения феодалов. Например, г. Рогачев, м. Дрисса были выкуплены и в 1777 г. приращены к уездным городам. В каждой губернии Беларуси в год происходило от 50 до 70 ярмарок.

После присоединения Беларуси к России активно проводится работа по завершению строительства Огинского канала, починке старых и строительству новых дорог и мостов и т.д. Уже с 1773 г. на территории Беларуси работало несколько экспедиций Российской Академии наук, которые изучали природные богатства края, климатические условия, быт населения и т.д.

Но вместе с тем на присоединенных к России территориях царское правительство стремилось укрепить феодально-крепостнические отношения, закрепить интересы помещиков. Территория Беларуси в большинстве своем служила для царского самодержавия своего рода поощрительным фондом, из которого оно выделяло большие территории с крепостными крестьянами в награду отдельным лицам за их заслуги перед отечеством. Только с 1773 г. ЕкатеринаII “за усердную и ревностную службу” пожаловала имения 16 лицам, а в 1774 г. и 1775 г. раздача земель увеличилась и достигла 37 лиц каждый год, т.е. за три года ЕкатеринаII наградила 90 лиц имениями, расположенными в Беларуси. В правление ПавлаI раздача белорусских земель увеличилась в 5,5 раза в год. Имения в Беларуси получили такие известные лица как Румянцев, Суворов, Завадский и др.

Кроме того, царское правительство, организуя управление присоединенной территорией, стремилось к тому, чтобы на должности были назначены не местные чиновники, а из других губерний России.

На территории Беларуси неоднократно изменялось административно-территориальное деление, пока наконец, не было учреждено в 1801 г. пять губерний, которые и просуществовали вплоть до революции 1917 г.

В губерниях Беларуси была учреждена система местных органов власти и управления, предусмотренная законом “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи” 1775 г.. Но царское правительство вынуждено было пойти на определенные уступки местному дворянству-шляхте, восстановив в 1796 г. действие Статута 1588 года, прежние некоторые названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршал, подкоморий, поветовый хоружий и др.) и судебные органы, внеся лишь некоторые изменения.

На территории Беларуси было образовано три генерал-губернаторства: Белорусское, Минское, Литовское. Во главе генерал-губернаторства стоял наместник или генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы губерний, входивших в состав генерал-губернаторства. Состав генерал-губернаторств неоднократно изменялся. Так, в 1793 г., когда было образовано Минское генерал-губернаторство, в него вошли Минская, Брацлавская и Изяславская губернии. Такой состав Минского генерал-губернаторства был до 1801 г. С этого времени в состав его входили только две губернии: Минская и Киевская.

Генерал-губернатор представлял собой высшую государственную власть на подведомственной ему территории. Ему были подчинены все учреждения и должностные лица во вверенных ему территориях. В своей деятельности он руководствовался указами императора, законом “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи”,а также предписаниями Сената, которые предоставляли ему широкие полномочия. В его ведении была и полиция, над которой он имел “главное управление”, получая от губернатора, чинов полиции сведения о “состоянии тишины” в повете и давал им конкретные, обязательные к исполнению указания по различным вопросам.

При генерал-губернаторе для ведения делопроизводства учреждалась канцелярия во главе с правителем канцелярии. Кроме него, в состав канцелярии входили следующие чиновники: 2 старших и 3 младших секретаря, переводчик, казначей, журналист, архивариус, 12 помощников секретарей. При генерал-губернаторе были чиновники для особых поручений и адъютанты. Делопроизводство велось на польском и русском языках.

Непосредственное управление губернией находилось в руках губернатора, который назначался вначале самим императором, а с 1801 г.—Правительствующим Сенатом. Губернатор, осуществляя административные, судебные, полицейские и хозяйственные функции, был наделен большими правами и нес ответственность за управление губернией. В его подчинении находились как коллегиальные органы (Казенная палата, Приказ общественного призрения, Врачебная управа и др.), так и все должностные лица губернии (губернский землемер, губернский доктор, земский исправник и др.).

Губернатор, выезжая за пределы губернии, оставлял за себя вице-губернатора, который временно исполнял все его обязанности.

В Беларуси после присоединения к России был учрежден специальный орган— Приказ общественного призрения, который, как в центральных губерниях России, ведал вопросами благотворительности, здравоохранения, образования и т.п. Текущие финансовые вопросы были в ведении Казенной палаты, которой подчинялось уездное казначейство.

В повете (уезде) не было единого органа управления как такового, а был лишь полицейский орган— нижний земский суд во главе с земским исправником, исполнявшим чисто полицейские функции. И если в центральных губерниях России земский исправник избирался из дворян, то в Беларуси царское правительство не решалось на это. Во всех пяти губерниях Беларуси земский исправник назначался Сенатом по представлению министра внутренних дел, сделанного на основе предложений губернатора. Земский исправник каждые две недели обязан был посылать рапорт губернатору (губернскому правлению) о состоянии дел в уезде, и выполнял указания вышестоящих чиновников. Как и в губернии, в уезде были коллегиальные органы (почтовый дом, уездное казначейство) и должностные лица (уездный землемер, уездный доктор и др.), которые обязаны были посылать соответствующие сведения в губернское правление, которое, обобщая поступающие сведения по самым разным вопросам, готовило общую справку о состоянии дел в губернии за месяц и посылало генерал-губернатору. Губернское правление—это чисто бюрократический орган при губернаторе, насчитывавший более 2 тыс. чиновников, которые вели все делопроизводство в губернии.

В городах главными органами были городское правление во главе с городничим и городовой магистрат. Последний был выборным органом, состоящим, как правило, из двух бургамистров и четырех ратманов, избираемых на три года из наиболее зажиточных купцов и мещан. Но состав магистрата неоднократно изменялся. Так, по указу Сената 1798 г. в городах Минской губернии, имевших ранее магдебурское право, восстанавливалось прежнее число членов городского магистрата. Например, в Минске городской магистрат состоял из 9 человек: 2 бургомистров, 4 ратманов и 3 лавников.

С 1801 г. на территорию Беларуси было распространено Городовое положение и Грамоты, данной городам 1785 года. С этого времени фактически были отменены все привилегии, данные городам Беларуси в правление ПавлаI. Однако и в 1805 г. в составе городского магистрата г. Минска, Речицы и других городов Беларуси находились лавники, так как и в правление АлекссандраI для пяти губерний Беларуси были сделаны некоторые отступления от общего штата управления губерниями на 1801-1812 гг. И окончательно были устранены особенности в составе городских магистратов Беларуси только после 1830 г., когда по указу императора на территорию Беларуси было полностью распространено законодательство России и прекращено действие Статута 1588 года.

Городское правление, возглавляемое городничим, осуществляло полицейские функции. Но по мере введения закона “Устав благочиния или полицейский” изменялась и организация охраны общественного порядка в городах Беларуси. На основе примерного штата городской полиции, утвержденного императором в 1799 г., были составлены штаты полиций конкретно для каждого города Беларуси. В городе создавалась управа полиции во главе с городничим. Город, например Минск, делился на 2 части, в каждую из которых определялось по одному частному приставу и одному квартальному надзирателю. Каждая часть города делилась на столько отделений, сколько необходимо было ночных сторожей, которых назначали поочередно от домов каждого отделения. Подобная организация полиции в городах просуществовала до полицейской реформы 1862 года, по которой городская полиция была объединена с уездной в одно полицейское управление во главе с полицмейстером. И только в губернских городах и в “некоторых более значительных” городах и посадах сохранялась городская полиция на новых началах. В городе учреждалось городское полицейское управление во главе с полицмейстером.

После присоединения территории Беларуси к России по указу ПавлаI от 12 декабря 1796 г. в 5 губерниях Беларуси была восстановлена с некоторыми изменениями прежняя система судебных органов, которая существовала в Беларуси, когда она находилась в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В губернии судом 2-ой инстанции был Главный суд, куда подавались жалобы на решения и приговоры земских поветовых, подкормоских судов (до 1810 г.), межевых (с 1810 г.) и городского магистрата.

Главный суд был выборным судом. В его состав избиралось по 2 человека от каждого повета. Помимо этого, в его состав входило 2 советника, назначаемых на эту должность. В зависимости от категории дел, последние решались либо в департаменте уголовных, либо в департаменте гражданских дел.

Земский поветовый суд был судом первой инстанции. После присоединения Беларуси к России изменялось не только судопроизводств, но и состав суда. Членами суда в конце XVIII в. были судья, подсудок и писарь, а в XIX в. – земский судья и два подсудка. Членами суда могли быть только дворяне “честного поведения, богобоязливые…” и влядеющие недвижимым имуществом. Члены суда избирались на три года. Поветовый земский суд проводил свою работу в виде трех ежегодных сессий, которые продолжались по две-три недели. Круг дел, подведомственных поветовым земским судам, в XIX в. был более широким чем в XVII в., когда Беларусь входила в состав ВКЛ. Это было вызвано тем, что в беларуских губерниях (за исключением Виленской и Гродненской) после присоединения к России не создавались гражданские суды, дела которых отошли к компетенции поветовых земских судов.

Поветовые земские суды действовали до 1831 г. и были заменены уездными судами в составе уездного судьи и двух заседателей, которые руководствовались в своей деятельности только российским законодательством. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществлятся и на территории Беларуси.

Подкормские суды действовали на территории Беларуси с 1796 г. по 1810 г. Они рассматривали, как и до присоединения к России только одну категорию гражданских дел – межевые споры. Но в связи с тем, что в России, в том числе и Беларуси, проводилось генеральное межевание, в 1810 г. сначала в Виленской, затем Гродненской и Минской губерниях были учреждены по просьбе дворянства межевые суды. Положение о размежевании от 6 октября 1810 года состав, порядок комплектования, систему и компетенци. Межевых судов. Сначала межевые суды действовали в виде двух инстанций, а в 1815 г. был создан внешний губернский межевой апелляционный суд, т.е. третья судебная инстанция.

Судьи межевых судов в каждом повете избирались на три года. Число членов межевых судов в повете законом не определялось, но указывался минимальный и максимальный состав поветовых межевых судов: не менее 3 и не более 21.

Межевой суд первой инстанции (общий межевой суд) состоял из одного межевого судьи, который рассматривал дело по существу обязательно на месте нахождения опорных границ земельных владений и в присутствии арбитров от обеих сторон.

Решение общего межевого суда можно было обжаловать в апелляционный межевой суд, в состав которого входило 5 межевых судей. Этот суд постоянно находился в поветовом городе. Решения его являлись окончательными и обжалованию не подлежали, что несколько разгрузило Главный суд.

Деятельность межевых судов вызвала поток жалоб на незаконные решения, выносимые ими при рассмотрении дел. В связи с чем и был создан в 1815 г. Высший губернский межевой суд, состоящий из выборных судей от каждого повета по одному. Находился суд в губернском городе. С этого времени решения межевого поветового суда обжаловались в вновь учрежденный суд третьей инстанции.

Межевые суды в составе трех инстанций просуществовали в Беларуси вплоть до 1840 г. С этого времени межевые споры решались в уездных судах на основе особых правил, составленных Межевым департаментом Сената в соответствии с общей инструкцией действовавшей на всей территории России.

Вступление России на путь капиталистического развития и проведения буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в. коснулись и территории Беларуси как неотъемлемой составной части Российской империи.

Реализация буржуазных реформ в Беларуси имела некоторые особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. за крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и Минской) было признано право на сохранение дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на более лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели место “отрезки” и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян. Более того в результате востания крестьян под руководством К.Калиновского 1863 г. заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное состояние крестьян, которое в других губерниях России длилось до 1883 г., т.е. на большей территории Беларуси крестьянская реформа была проведена на более льготных условиях. Что касается пореформенных органов крестьянского самоуправления в Беларуси, то их система, структура и компетенция ничем не отличались от аналогичных органов других губерний России.

Все другие буржуазные реформы (земская 1864 г., городская 1870 г., судебная 1864 г.) были проведены в Беларуси значительно позднее (на 10-20 лет!), чем в центральных губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет выборные начала и другие прогрессивные положения буржуазных реформ. Но даже в таком виде проведенные буржуазные ревормы в Беларуси создавали более благоприятные условия для развития буржуазных отношений во всех сферах общественной жизни, чем те, которые господствовали в России в первой половине XIX века. Именно благодаря буржуазным реформам Россия, в том числе и Беларусь, прочно встала на путь капиталистического развития, не в результате революции, как это было во всех странах Западной Европы. Эволюционный путь буржуазного развития был прерван недальновидной внутренней и внешней политикой царизма, терраристической деятельностью радикально настроеных сил общества, которые привели Российскую империю к социальному взрыву – революции 1905-1907 гг. Преобразования, предпринятые в ходе революции и после нее во всех сферах общественной жизни, свидетельствовали, что в России, в том числе и в Беларуси, в начале XX в. углубляются процессы, направленные на формирование буржуазного общественного и государственного строя. О чем свидетельствуют нормы Основных законов Российской империи 23 апреля 1906 года.

Процессы, происходившие во всех сферах общественной жизни, получили правовое закрепление. Основным источником права продолжает оставаться – нормативный акт. В силу ускоренных процессов развития общества и государства резко активизируется правотворческая деятельность. Наблюдается стремление царского правительства унифицировать законодательство и управление страной, лишая многие губернии, в том числе и губернии Беларуси их особенных прав. И если до 1830 года на территории Беларуси действовал Статут 1588 г. то затем действие его было отменено и на Беларуские губернии было распространено общее российское законодательство с некоторыми оговорками, изъятиями и т.д. Такое положение дел в области права сохранялось до создания ССРБ 1 января 1919 года как суверенного государства.

 


 

 

 


 

 


 

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.