Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права




Понятие «источник права» имеет в юриспруденции несколько разных значений. Если рассматривать источник права в генетическом смысле (что причинно обусловливает возникновение правовых норм, то в качестве такового могут пониматься объективные причины, вызывающие необходимость принятия тех или иных норм права. Эти причины могут быть как материальными (объективные потребности общества, обусловленные социально-экономическими условиями его существования), так и идеологическими (представления всего общества или его политической элиты о том, каким должно быть право). Если рассматривать источник права в онтологическом смысле (что делает право правом?), то его определение будет зависеть от того, что понимается под правом, т. е. от типа правопонимания. Сторонники так называемого правового этатизма, сводящие право к системе норм, установленных и защищаемых государством, понимают в этом случае под источником права ту форму, в которой находит свое выражение содержание правовых норм и через которую они получают общеобязательное значение. С этой позиции, доминирующей в российской науке, вне такой государственно-установленной формы (формы закона, указа, постановления и т. д.) право не существует.

С позиций онтологической теории права под последним понимается определенный порядок отношений, основанный на правовых нормах, но выражающийся в реализуемых субъектами взаимных правах и обязанностях. В этом смысле источником права будут являться все нормативные факты, определяющие наличие у сторон правовых отношений каких-либо субъективных прав и обязанностей. Но не государственно-признанная форма делает норму правовой, а ее объективно-правовое содержание. Поэтому следует различать понятия «источник права» и «форма правовой нормы». Правовые нормы могут иметь различные формы, в том числе и государственно-признанные. Именно последние чаше всего и отождествляются в этатистски ориентированной теории права с понятием «источник права».

 

Наиболее известные формы существования государственно-признанных норм («источники права» — в этатистской традиции) суть следующие: 1) правовой обычай, 2) судебный прецедент, 3) нормативный правовой договор, 4) правовая доктрина, 5) священные книги, 6) принципы международного права, 7) нормативный правовой акт.

1. Правовой обычай — один из наиболее древних источников права. Под обычаем понимается правило поведения, ел сжившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Обычай может быть как всеобщим, так и локальным, действующим только в определенных местностях. Далеко не всякий обычай является правовым. Для непосредственно социального действия в качестве нормы права он должен иметь объективно правовое содержание (см. выше), а для того чтобы получить значение государственно-признанного источника права, — быть санкционированным государством. Санкционирование (признание) обычая в качестве источника права осуществляется путем ссылки на обычай как на общеобязательное правило в каком-либо нормативно-правовом акте государства или при аналогичном его признании судебной, административной или арбитражной практикой. В настоящее время обычай постепенно вытесняется (особенно в романо-германской правовой семье) другими нормативно-правовыми формами, и прежде всего законом. Но поскольку государственно-нормативное регулирование не может охватить все возможные общественные отношения, обычай сохраняет свое значение в отдельных отраслях частного права и в меньшей степени публичного права. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору». Статья 134 Кодекса торгового мореплавания устанавливает, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон (договором), а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

2. Судебный прецедент (лат. — предшествующий) — правовой акт, представляющий собой судебное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в так называемой англосаксонской правовой семье (Великобритания и страны Содружества, США). В основе доктрины судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия подходящего для данного случая закона. Суд обязан вынести решение и по такому делу.

Мотивировочная часть такого судебного решения, называемая ratio decidendi, принимается за общее обязательное для всех правило при разрешении всех аналогичных дел. Фактически суд при этом осуществляет правотворчество, хотя создаваемая им правовая норма как бы «растворена» в конкретном судебном решении и для ее последующего применения необходимо его толкование.

Значимость судебного прецедента как источника права обусловлена также тем обстоятельством, что практически никакой статут (закон) не может считаться окончательным руководством к действию до тех пор, пока не сложится судебная практика его толкования и применения.

Сила судебного прецедента как источника права вытекает из того, что всякий суд, безусловно, связан решениями всех вышестоящих судов, которые не могут оспариваться, однако в толковании прецедента судья обладает достаточной свободой. Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но вместе с тем прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям и поэтому могут отражать требования справедливости более полно, чем общие и абстрактные нормы закона.

3. Нормативный правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, которым образуется правовая норма. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве. Нормативные правовые договоры имеют распространение также в конституционном, гражданском, трудовом праве. Так, к нормативному правовому договору может быть отнесен «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации» 1992 г. В области трудового права значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры. Коллективные договор — это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и трудовым коллективом конкретного предприятия, учреждения, организации. Правовые нормы такого договора будут обязательны для всех представителей администрации и работников как нынешних, так и принятых на работу впоследствии.

4. Правовая доктрина — один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Это — изложение каких-либо правоположений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

5. Священные книги — различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например. Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных. Один из древнейших источников права, сохраняющий свое значение в традиционалистских правовых системах.

6. Принципы между народного права— имеются ввиду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

7. Нормативный правовой акт является основной формой государственно-организованных норм права в романо-германской правовой семье. Нормативный правовой акт — это императивный правовой акт (официальный письменный документ), который содержит правовые нормы. Нормативный правовой акт характеризуется

рядом признаков:

1) имеет императивный характер, так как исходит от государства

или от организаций, которые могут прибегнуть к государственной защите установленных актами правил; нормативный правовой акт является односторонним актом выражения воли правотворческого органа, и этим он отличается от нормативных договоров;

2) принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание норм и их форму;

3) имеет признаки официального письменного документа:

название акта; указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица

и регистрационного номера;

4) имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов;

5) имеет четкие временные, пространственные и субъектные характеристики;

6) содержит нормы права, т. е. общие правила поведения. Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т. д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т. д.).

Все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления правительства и т. д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.