Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав преступления материальный, считается оконченным с момента причинения существенного вреда. 1 страница




3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного).

4. Субъект преступления специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

5. В части 2 ст. 274 предусмотрен квалифицированный вид состава - совершение деяния, повлекшего по неосторожности тяжкие последствия. Данное понятие оценочное, но в любом случае вред должен быть выше существенного, указанного в ч. 1 ст. 274 УК.

6. Субъективная сторона характеризуется двумя форма вины.

 

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО

СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

Статья 275. Государственная измена

 

Комментарий к статье 275

 

1. Внешняя безопасность - одна из составляющих безопасности государства в целом. В соответствии с Законом РФ от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" <1> под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность указанным интересам. Следовательно, внешняя безопасность как объект преступления характеризуется состоянием защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности страны от внешнего враждебного влияния.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

 

Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ он распространяется на всю территорию РФ. Территориальная целостность есть нерушимость Государственной границы РФ, она обеспечивается обороноспособностью страны, характеризующейся рядом обстоятельств, в том числе экономическим и военным потенциалом России, боевой подготовкой и профессионализмом личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационной готовностью гражданского населения и т.д.

Указанные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому вопрос о том, чему больше всего нанесен вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств государственной измены.

2. Объективная сторона государственной измены охватывает три альтернативных деяния: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

3. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 (см. комментарий). Шпионаж как вид государственной измены отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту. Поэтому при характеристике шпионажа как разновидности изменнических действий необходимо исходить из его описания в ст. 276 УК.

4. Выдача государственной тайны заключается в сообщении иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" <1> к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может принести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.95 N 1203 в указанный Перечень включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики, экономики и др. <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.

<2> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

 

5. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

6. Способ выдачи государственной тайны значения не имеет. Он может выражаться в устной или письменной передаче сообщения, с использованием технических средств (каналы связи) или без таковых, в передаче образца изделия или его чертежей и т.д. В отличие от шпионажа виновный обладает сведениями, составляющими государственную тайну, до совершения деяния, они ему были доверены или стали известны по службе, поэтому у него не было необходимости собирать или похищать их.

7. Вопрос о квалификации действий лица, выдавшего государственную тайну, которая стала ему известна случайно (например, нашел соответствующие документы), пока не имеет разрешения. В литературе по этому поводу высказаны две позиции. Согласно первой подобные случаи необходимо рассматривать не как выдачу государственной тайны, а как оказание иностранному государству помощи во враждебной деятельности против России. В соответствии со второй позицией данные действия следует квалифицировать как государственную измену в форме выдачи государственной тайны. Большинство специалистов разделяют вторую точку зрения.

8. Сведения, составляющие государственную тайну, должны сообщаться одному из следующих адресатов: а) иностранному государству; б) иностранной организации; в) их представителям.

При совершении рассматриваемого преступления иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной (различные объединения, союзы, общества и т.д., независимо от их профессиональных и творческих задач и целей); представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные лица (например, представители правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса и др.), а также иные лица, действующие по их поручению.

Выдача государственной тайны частному иностранному гражданину не образует состава рассматриваемого преступления, что в литературе обоснованно признается пробелом в уголовно-правовой охране государственной тайны.

9. Государственная измена в виде выдачи государственной тайны считается оконченным преступлением с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

10. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д.

Оказание помощи может охватывать совершение, во-первых, других, кроме государственной измены, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства; во-вторых, деяний, которые не содержат признаков указанных посягательств, но наносят ущерб внешней безопасности страны. Первые из них требуют квалификации по совокупности преступлений.

11. Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

12. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть разнообразными (политические, корыстные и т.д.), на квалификацию преступления не влияют.

13. Субъект преступления специальный - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет.

В теории уголовного права неоднозначно решается вопрос о признании иностранных граждан и лиц без гражданства соучастниками совершения рассматриваемого преступления. Одни авторы, ссылаясь на ч. 4 ст. 34 УК, полагают, что указанные лица могут признаваться организаторами, подстрекателями или пособниками. Другие авторы считают, что они не могут нести ответственность по комментируемой статье (так же как, например, по ст. 106 УК не может нести ответственность никто, кроме матери новорожденного ребенка). Эта позиция представляется наиболее приемлемой.

14. В примечании к ст. 275 закреплен специальный вид освобождения от уголовной ответственности, основанием которого выступает деятельное раскаяние. Лицо, во-первых, добровольно и своевременно сообщило органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России; во-вторых, в его действиях не содержится иного состава преступления. В этом случае освобождение является обязательным и безусловным.

 

Статья 276. Шпионаж

 

Комментарий к статье 276

 

1. Объект преступления характеризуется так же, как и при государственной измене. Единственное отличие кроется в том, что посягательство осуществляется не изнутри страны, а извне, является типичной профессиональной деятельностью агентов спецслужб зарубежных государств.

Общественная опасность шпионажа проявляется в первую очередь в том, что из владения государства могут уйти сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, преступление обладает "двойной криминальностью" - оно создает условия для совершения ряда других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно этим обстоятельством объясняется более широкий круг, по сравнению со ст. 275 УК, охраняемой информации по комментируемой статье. В предмет рассматриваемого преступления наряду с государственной тайной включены иные сведения, не составляющие государственную тайну.

Иные сведения - это любая информация, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности России (характеристика на ряд лиц, занимающих государственные должности, пробы почвы или воды, снимки или схемы крупных железнодорожных узлов и т.д.). Подобные сведения собираются иностранными спецслужбами для решения ряда задач, имеющих целью подрыв внешней безопасности страны, например вербовки агентов, планирования подрывной деятельности и т.д.

2. Характеристика объективной стороны шпионажа зависит от его вида. Действия, предметом которых являются сведения, составляющие государственную тайну, состоят в их: а) передаче; б) собирании; в) по хищении; г) хранении.

Передача сведений заключается в их сообщении адресату любым способом (устно, письменно, с использованием технических средств, через посредника, оставление так называемых закладок и т.д.); собирание - это любая, кроме похищения, форма получения указанной информации для последующей ее передачи указанным в законе организациям и лицам; способы собирания могут быть самыми разнообразными (фотографирование, копирование и др.); похищение есть незаконное изъятие сведений любым способом (возможна любая форма хищения) у законного обладателя. При похищении возможна совокупность преступлений, например шпионажа и посягательства против собственности; хранение предполагает временное обладание сведениями, если они, во-первых, предназначались для передачи, во-вторых, были собраны, похищены не самим хранителем, а другим лицом, добровольно передавшим их виновному.

3. Объективная сторона шпионажа, предметом которого являются сведения, не составляющие государственную тайну, характеризуется двумя действиями: а) собиранием и б) передачей этих сведений. Учитывая характер предмета преступления (сведения могут и не быть секретными), не считается преступным такая форма их получения, как похищение, и не предусмотрена ответственность за их хранение.

Способы собирания указанной информации могут быть легальными, поэтому для состава рассматриваемого преступления требуется наличие двух условий: а) указанные в комментируемой статье действия совершаются по заданию иностранной разведки; б) сведения предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает ответственность по комментируемой статье.

4. При шпионаже в отличие от выдачи государственной тайны (ст. 275 УК) сведения, указанные в ст. 276, не находятся в распоряжении или обладании виновного.

5. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, характеризующих объективную сторону шпионажа.

6. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. При шпионаже второго вида требуется наличие специальной цели - использование собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Мотивы преступления различны (преобладают корыстные), на квалификацию содеянного не влияют.

7. Субъект преступления специальный - иностранный гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина РФ образуют государственную измену.

О возможности признания гражданина РФ соучастником данного преступления см. комментарий к ст. 275.

8. Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление по основаниям, изложенным в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий).

 

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

 

Комментарий к статье 277

 

1. Объектом преступления выступает легитимность государственной власти РФ как основа ее существования и функционирования, беспрепятственного осуществления своих функций государственными и общественными деятелями, т.е. основы политической системы РФ; дополнительным - жизнь государственного или общественного деятеля.

В комментируемой статье говорится о двух категориях потерпевших: а) государственный деятель; б) общественный деятель.

К государственным деятелям относятся руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов прокуратуры РФ и ее субъектов, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов Федерации, прокуроры, судьи и др.). Общественные деятели - лица, возглавляющие, входящие в руководящие органы или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровне.

2. Объективная сторона характеризуется как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Под посягательством понимается как убийство, так и покушение на него.

Г. признан виновным в организации приготовления посягательства на жизнь депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ М. в целях прекращения его государственной деятельности. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор Московского городского суда признала законным, а квалификацию действий - правильной (Верховный Суд РФ, дело N 5-о07-35С).

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля. Фактическое причинение смерти охватывается комментируемой статьей. При квалификации покушения в ситуации, при которой смерть не наступила, ссылка на ст. 30 УК не требуется.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве обязательных ее признаков выступают цель (прекратить государственную или иную политическую деятельность) и мотив преступления (месть потерпевшему за такую деятельность).

Убийство государственного или общественного деятеля с иной целью или по другим мотивам охватывается ст. 105 УК.

Посягательство на жизнь близких родственников и членов семьи указанных лиц образует преступление против личности.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если деяние совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия подпадают под признаки п. "б" ч. 2 ст. 105 УК (см. комментарий).

 

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

 

Комментарий к статье 278

 

1. Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации - образуемые ими органы государственной власти. Основы конституционного строя составляют положения гл. 1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.

2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимает попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем и при этом не меняя конституционный строй РФ. В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти. Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью.

3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти, либо вообще "какого-либо лица". Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 278 и 210 УК.

Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. ст. 212 или 279 УК.

6. Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают продолжение осуществления властных функций лицами, которым власть принадлежала на законных основаниях, отказ уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ. Указанные действия согласно комментируемой статье должны сопровождаться применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти власть. Содержание насилия при попытке удержать власть аналогично содержанию насилия при неконституционной попытке захватить власть в стране.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в ст. 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ.

8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния. При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий - лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий).

 

Статья 279. Вооруженный мятеж

 

Комментарий к статье 279

 

1. Объект преступления - незыблемость конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации как часть основы ее политической системы.

2. Объективная сторона включает два деяния: а) организация вооруженного мятежа; б) активное участие в нем.

Организация вооруженного мятежа охватывает различные действия, суть которых одна: спровоцировать значительное количество лиц на вооруженное выступление против законной власти в Российской Федерации. Они могут выражаться в сговоре лидеров, разработке соответствующих планов, подготовке программных документов, воззваний, пропаганде вооруженного мятежа, вербовке участников, снабжении мятежников оружием, военным снаряжением и т.д.

Активное участие в вооруженном мятеже предполагает совместное с другими участниками вооруженного выступления совершение действий, направленных на реализацию целей мятежа (применение или попытка применения оружия в отношении представителей власти, насильственный захват правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи и т.д.), в том числе и необходимых для обеспечения осуществления вооруженного мятежа (агитация среди населения, разведывательные акции, предоставление боеприпасов, питания и т.д.).

3. Вооруженность означает, что у участников мятежа (необязательно у всех) имеется оружие. Об оружии см. комментарий к ст. 222, о вооруженности - комментарий к ст. 209.

4. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей, требует самостоятельной квалификации, которая зависит от статуса потерпевшего. Если таковыми являются государственные или общественные деятели, то содеянное охватывается ст. 277 УК (см. комментарий); если лица, осуществляющие правосудие или предварительное расследование, - ст. 295; если сотрудники правоохранительных органов - ст. 317. Во всех остальных случаях лишение жизни при вооруженном мятеже квалифицируется по ст. 105 УК.

5. Момент окончания преступления зависит от его вида. Организация вооруженного мятежа считается оконченной с момента фактического вооруженного выступления мятежников; организационные действия, не приведшие к вооруженному мятежу, но преследовавшие эту цель, следует признавать приготовлением к преступлению, предусмотренному комментируемой статьей.

Активное участие в вооруженном мятеже является оконченным преступлением с момента совершения участником мятежа действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей вооруженного мятежа; фактическая же их реализация лежит за пределами рассматриваемого состава преступления.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием хотя бы одной из трех специальных целей: а) свержения конституционного строя; б) насильственного изменения конституционного строя; в) нарушения территориальной целостности РФ.

Первая цель предполагает упразднение насильственным путем основ конституционного строя, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ, ликвидацию прав и свобод, провозглашенных в гл. 2 Конституции РФ, и установление в результате вооруженного мятежа общественного и государственного устройства, не соответствующего Конституции РФ.

Вторая цель означает замену существующих конституционных институтов власти на институты, не предусмотренные Конституцией РФ.

Третья цель заключается в намерении нарушить принципы федеративного устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, отторгнуть часть российской территории и провозгласить ее независимость от Российской Федерации.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если рассматриваемое преступление совершено в форме организации вооруженного мятежа, то ответственности подлежат его организаторы и руководители, если в форме активного участия в вооруженном мятеже - лица, непосредственно совершившие насильственные действия с применением или попыткой применения оружия для достижения целей вооруженного выступления.

 

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

 

Комментарий к статье 280

 

1. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) дается в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <1>. Она охватывает:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

 

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в п. "е" ч. 1 ст. 63 УК (см. комментарий);

пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, являющихся преступлением;

организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

2. Под экстремистской организацией понимается общественное или религиозное объединение, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", есть вступившее в законную силу судебное решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

3. К экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.