Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конвенция о правах ребенка

Лекция для бойцов ИО СПО

 

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация (лат. Declaratia – провозглашение) – не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция – документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

 

Конвенция ООН о правах ребенка

Конвенция – это документ, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам, на признании права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Она подчеркивает приоритет интересов детей, приоритет семейного воспитания, обеспечивая при этом одинаковую ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, на особую защиту и помощь со стороны государства.

 

Статья 1 «Ребенком считается человек от 0 до 18 лет»

Статья 2 «Государство должно признавать и обеспечивать выполнение всех прав ребенка независимо от расы, цвета кожи, состояния здоровья, пола, языка, религии, национальности, богатства или бедности его родителей»

Статья 3 «Государство должно защищать детей и их права в первую очередь. Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают за реализацию прав ребенка».

Статья 4 «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка»

Статья 5 «Главную ответственность за воспитание ребенка в государстве несут родители. Государство уважает это право и ответственность родителей».

Статья 6 «Каждый ребенок имеет право на жизнь»

Статья 7 «Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу. Государство должно это обеспечить»

Статья 8 «Государство обеспечивает право ребенка на сохранение индивидуальности (имя, семью, национальность). Если эти права нарушаются, государство защищает ребенка».

Статья 9 «Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают»

Статья 10 «Ребенок, родители которого живут в разных городах, областях, государствах, имеет право поддерживать отношения с ними обоими»

Статья 11 «Нельзя вывозить ребенка и оставлять ребенка за границей насильно»

Статья 12 «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение»

Статья 13 «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать любую информацию, если она не вредит ребенку, другим людям, государству».

Статья 14 «Ребенок имеет право на свободу мысли»

Статья 15 «Все дети имеют право на мирные собрания и создание мирных ассоциаций, детских объединений и организаций»

Статья 16 «Любой ребенок имеет право на личную жизнь. Любой ребенок может стать, кем захочет».

Статья 17 «Ребенок имеет право получать информацию из печатных изданий, радио, телевидения, интернета, если эта информация соответствует принятым в обществе моральным нормам и правилам».

Статья 18 «Оба родителя одинаково отвечают за воспитание детей»

Статья 19 «Государство защищает детей от оскорблений, грубого обращения, любого вида насилий или эксплуатации со стороны родителей, опекунов, должностных лиц и т.д.»

Статья 20 «Ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особое внимание со стороны государства (на предоставление ему жилья, на оказание медицинской помощи, на усыновление и т.д.)»

Статья 21 «Если ребенка усыновили в другой стране, то государство обеспечивает все условия для полноценной жизни ребенка, несет ответственность за его жизнь и здоровье»

Статья 22 «Если ребенок желает получить статус беженца или считается беженцем, то государство обязано обеспечить ему защиту и гуманитарную помощь, а так же помощь найти родителей»

Статья 23 «Каждый, даже не полноценно здоровый ребенок (в умственном или физическом отношении) имеет право на полноценную жизнь»

Статья 24 «Каждый ребенок имеет право на лечение»

Статья 25 «Каждый ребенок должен знать, чем и как его лечат, а также то, каким могут быть последствия этого лечения»

Статья 26 «Ребенок имеет право на социальное обеспечение»

Статья 27 «Государство признает право каждого ребенка на жизнь, достойную человека»

Статья 28 «Ребенок имеет право на образование»

Статья 29 «Государство обеспечивает, чтобы образование развивало ум, таланты и способности ребенка, его физические возможности; способствовало пониманию прав человека; готовило ребенка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало ребенка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало бережное отношение к природе»

Статья 30 «В многонациональном государстве дети всех национальностей имеет равные права и возможности»

Статья 31 «Каждый ребенок имеет право играть, развлекаться и культурно отдыхать»

Статья 32 «Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка»

Статья 33 «Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических средств»

Статья 34 «Государство обеспечивает ребенку защиту от всех видов сексуальной эксплуатации»

Статья 35 «Государство принимает все меры, предотвращающие похищение и торговлю детьми»

Статья 36 «Государство защищает ребенка от любых форм эксплуатации»

Статья 37 «Ребенок не может быть подвергнут смертельной казни»

Статья 38 «В случае если ребенок находиться в зоне военных действий, сущ. специальные меры для обеспечения его безопасности. Детям, не достигшим 15 лет, запрещается участие в военных действиях. Детей от 15 до 18 лет не могут брать в армию. Государство должно брать в армию людей старшего возраста»

Статья 39 «Если ребенок стал жертвой любой агрессии, эксплуатации, пренебрежения, жестокости, конфликтов, государство обязано создать условия для физического и социального восстановления ребенка».

Статья 40 «Иногда случается, что ребенок нарушает закон. Он все равно имеет право на отношение, которое позволяет развить в ребенке чувство достоинства, значимости и уважения к чужим правам. Ребенок имеет право на правовую помощь и уважение к его личной жизни при рассмотрении его уголовного дела»

Статья 41 «Положения Конвенции могут быть развиты в законах каждого государства и других международных документах»

 

Забота о несовершеннолетних, обеспечение и защита их прав и интересов, соблюдение свод являются приоритетами направлениями деятельности государства. Законодательство рассматривает ребенка как самостоятельную личность, неделимую правами.

Основные права несовершеннолетних

1. право жить и воспитываться в семье.

2. право ребенка на имя, отечество и фамилию.

3. право на общение с родителями и другими родственниками.

4. право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации.

5. право выражать мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка.

 

 

Федеральный закон РФ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 августа 1998 года

Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Статья 1. Понятия, используемые в законе.

Некоторые из них:

Отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

Организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Статья 2. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 4. Целями государственной политики в интересах детей являются:

1. Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

2. Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

3. Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества.

Принципы государственной политики в отношении детей:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- поддержка семьи;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 6. «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

Статья 7.

1. Органы государственной власти содействуют ребенку в реализации и защите его прав;

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов;

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

Статья 10. «В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи»

Статья 11. «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск».

Статья 12. «Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей».

Статья 13. «Органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечивать детей соответствующей инфраструктурой: дет.сады, школы, спортивные клубы, детские площадки и т.п.»

Статья 14. «Органы государственной власти и местного самоуправления принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.