КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционно-правовой статус субъектов РФ и особенности
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений. При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы: 1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ; 3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий; 4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ; 5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений; 6) добровольность заключения договоров и соглашений; 7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий; 8) гласность заключения договоров и соглашений.
РФ образована совокуп-тью относит-но самост-ных террит-ных образ-ий,субъ-ов РФ. Субъект РФ -ограниченно правосп-ое террит-ное образ-ие, имеющее некот-е черты госуд-сти, построенное на террит-ом или национ-ом принципе образ-ия. Огранич-ая правоспос-ть субъ-в РФ означает, что они самост-ны т. в пределах своей компетенции. В РФ действуют принципы образ-ия терр-ии субъ-ов РФ: 1террит-ный принцип; 2нацио-ый; 3 нацио-но-террит-ый (смешанный). Террит-ый принцип формир-ия субъ-та РФ означает, что границы такого субъ-а опред-ся искл-но наличием знач-ной охват-мой терр-ии и большим числом прожив-го населения, как правило, образуются края, области, а т/ж города федер-го значения. Национ-ый принцип означает, что образ-ие субъ-а РФ связано с особен-ми национ-го состава населения. Субъ-ы РФ, образованные согласно национ-му принципу, нередко имеют небольшую терр-ю, но вкл-ют в себя объед-ия народов Р. и потому выделены в самост-ые субъ-ы РФ. Смешанный тип форм-ния субъ-а РФ вкл-ет в себя черты и нацио-го, и террит-ого принципа. Виды субъектов РФ:1) 21 респ-ка в составе РФ (это самост-ые субъ-ы РФ, в кот-х присут-ют черты гос-ности, они вправе самост-но опред-ть внутр-ю политику субъ-а РФ); 2) 6 краев (эти субъ-ы РФ формир-ся на основе терр-ного прин-па и отличаются обширной терр-ией); 3) 49 обл. (т/ж, как и края, построены по террит-му принципу, но обладают сравнит-но небол-ой площадью терр-ии); 4) 2 гор.федер-ого значения: Москва, С-Пб (они причислены к субъ-ам РФ только в силу своей знач-ной терр-ии и числен-ти населения); 5) Еврейская автономная обл. (единст-ый субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образ-ся по национ-му принципу,для сохр-ия истор-ки сложив-ся взаимосвязей внутри округа). В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри гос-тва и во взаимоотн-ях с др-ми субъ-ми РФ. Наибольшим объемом полномочий обладают респуб-и в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная обл., т.к. они входят в состав др субъ-ов РФ (краев и обл.),а значит, частично зависят от решений гос-ных органов. Края же и обл. в составе РФ обладают прибл-но равным объемом полномочий. Особым статусом среди субъ-ов РФ обладают города федер-го значения. Они предст-ют РФ и яв-ся ее лицом. Признаки субъ-ов РФ:1)не обладают гос-ным суверен-ом; 2) не имеют права на самоопред-ие в силу прин-па терр-ной целостности РФ; 3)статус гр-н РФ одинаков на всей терр-ии РФн езависимо от субъ-ов РФ, в кот-м проживает гр-ин; 4) осущес-ют
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |