Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их характеристика




Основные принципы международного публичного права

Принцип суверенного равенства государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права (1970) и Заключительном акте СБСЕ (1975). Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту СБСЕ 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они «юридически» равны. При этом по Декларации все государства «являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера». Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специфической для заключительного акта является формулировка относительно права государств «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров...». «Равносуверенность» государств характеризуется тем, что каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжен с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действующего международного права.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Современное понимание принципа невмешательства во внутренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в указанных международно-правовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Декларация о принципах 1970г. и Заключительный акт СБСЕ 1975г. устанавливают, что ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества любого рода. Запрещается организация или поощрение подрывной, террористической деятельности.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Декларация о принципах 1970 г. как кодифицирующий акт конкретизировала содержание и определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объедение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно избранного народом. Согласно формулировке этого принципа в Заключительном акте СБСЕ как равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, «все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определить, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Устав ООН (п. 4 ст. 2) провозгласил «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от yгрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Конкретизируя эту основополагающую норму, Декларация 1970 г. возложила на каждое государство обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных споров. Развитием этого положения стало формулирование в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.принципа нерушимости границ.

Принцип мирного урегулирования споров. Этот принцип относится к числу норм, лежащих в основе организации и функционирования всего международного сообщества. Он закреплен в уставе ООН и во всех международных правовых актах, излагающих принципы международного права. В соответствии со ст. 2 п. 3 Устава ООН все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: «Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».

Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормы о нерушимости границ являются составной частью содержания принципа неприменения силы и угрозы силой. Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров. В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.

Государства – участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства – участника.

Принцип территориальной целостности государств. В соответствии с этим принципом, содержание которого раскрыты в Заключительном акте СБСЕ, на государства возлагаются следующие обязательства: уважать территориальную целостность любого из государств; воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН или направленных против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника; воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с мощью применения силы или угрозы силой.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному, или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории. Принцип равноправия и самоопределения народов обязывает государства воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства.

Принцип уважения прав и основных свобод человека. Этот принцип занимает одно из центральных мест как в международном, так и в национальном праве любого государства.

Юридическое закрепление принцип уважения прав и основных свобод человека получил в следующих основных международных правовых актах:

· Всеобщая декларация прав человека 1948 года;

· Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года;

· Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года;

· Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года;

· Конвенция о правах ребенка 1989 года;

· Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и др.

Основное содержание указанного принципа проявляется в следующем: признание достоинства любого человека, а также его равных и неотъемлемых прав; любое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и его основных свобод; права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок; государство обязано уважать и обеспечить всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без каких-либо различий; государство обязано принять законодательные и иные меры для обеспечения международно признанных прав человека; государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты; государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Принцип сотрудничества государств. « Сотрудничество государств» в качестве принципа впервые получило признание в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во второй мировой войне. При этом подразумевался новый, более высокий уровень взаимодействия, чем поддержание отношений между странами. Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотрудничать в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...».

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах. Смысл данного принципа заключается в том, что это признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствий с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.