Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленная политика России




Рассмотрим промышленную политику России. Цель данной промышленной политики - обеспечить подъем нашей промышленности за счет повышения эффективности и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Но хотя с момента начала реформы прошло немало времени, эта задача далека от решения.

Зарубежный опыт показывает, что стратегии решения данной задачи зависят от конкретных экономических особенностей страны. Страны, добившиеся успехов в подъеме промышленности, применяли три типа стратегии развития.

Использование природных ресурсов (страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия, которые имеют богатые запасы нефти). Суть стратегии - в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций: использование полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Как правило, эта стратегия применялась небольшими государствами, способными длительное время жить за счет экспорта добываемого сырья и топлива.

Суть стратегии в том, что промышленность, опираясь на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции развитых стран, вытесняя затем эти страны с рынков более дешевыми изделиями. Закрепившись на рынках, компании "преследующих" стран переходят к более качественным и оригинальным изделиям.

 

Стратегию передовых рубежей - в производстве некоторых видов вооружений, в авиакосмической и атомной промышленности, а также в уникальных наукоемких производствах. В добывающей промышленности (нефть, газ, алмазы, цветные металлы) использовать стратегию использования природных ресурсов для развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств. Стратегия "преследования" подходит для большинства отраслей промышленности, отставших от передового уровня производства, прежде всего с целью сохранения позиций на внутреннем рынке.

Итак, главный вопрос, касающийся российской промышленной отрасли - это ее конкурентоспособность.

Российская промышленность вступила в процесс преобразований в виде чрезвычайно монополизированного комплекса.

Как известно, монополизация рынка позволяет завышать цены и добиваться повышенных уровней прибыльности продаж. Объективной же основой монополизации рынков отечественными производителями является чрезвычайно высокая степень концентрации производства в основном на крупных предприятиях.

Конечно, процесс неоднозначен. Так, в условиях концентрированного монополизированного производства в ряде отраслей это ведет к формированию олигопольных рынков, когда практически весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами. Это, прежде всего, относится к некоторым видам химической продукции (полиэтилены, каучуки, масла технические, этиловая жидкость, некоторые соли и т.д.), многим видам машин и оборудования, сталей, рельсов, труб.

Иная ситуация сложилась в отраслях с низкой степенью монополизации и концентрации производства, например в промышленности стройматериалов. Однако в этой отрасли действует иной фактор - транспортный, также ограничивающий конкуренцию. Это обусловливает ориентацию потребителей преимущественно на местных производителей данных видов продукции, делая их более конкурентоспособными практически независимо от качественных параметров.

Однако чем выше степень переработки сырья и требования к его качеству, тем менее важен транспортный фактор. Об этом свидетельствует довольно жесткая, несмотря на очевидную дороговизну их перевозки, конкуренция импортных строительных и отделочных материалов категории "люкс" с продукцией местных предприятий. На российском рынке "евроремонта" импортные строительные и отделочные материалы доминируют.

К отраслям с традиционно низкой степенью конкуренции относятся сырьевой и топливно-энергетический комплексы, где господствуют естественные монополии. Это обусловливает, в частности, сохранившееся и сегодня государственное регулирование цен на электроэнергию.

Заметим, что в последнее время монополия энергетиков разрушается: предприятия приобретают автономные энергетические установки (котельные) зарубежного производства, которые обеспечивают получение более дешевого электричества и тепла, чем при подключении к централизованным сетям.

 

В военно-промышленном комплексе логика дублирования военных производств создала конкуренцию между изготовителями ряда видов вооружений (самолеты, танки и др.)4. Однако этот опыт мало помог оборонным предприятиям, когда они попытались выйти на рынки гражданской продукции. Конкуренция была не в пользу предприятий ВПК - сказывались как незнание ими рынка гражданской продукции (в то время это были в основном товары народного потребления), так и ее высокая себестоимость. Сейчас началось более успешное освоение предприятиями ВПК рынка высокотехнологичной гражданской продукции, на котором они часто выигрывают конкуренцию у гражданских производителей из-за лучшего качества продукции.

Таким образом, можно утверждать, что и по сей день на рынках многих товаров в России конкуренция либо отсутствует, либо только начинает развертываться. Появляются, правда, сегменты рынка, в которых конкуренция уже достаточно сильна - как между отечественными, так и между отечественными и зарубежными производителями, а в ряде случаев - только между зарубежными фирмами (например, российские рынки аудио- и видеотехники, рынок мониторов для компьютеров и др.).

А к чему же приводит конкуренция в конкретных условиях российского рынка? Обострение конкуренции в России происходит, с одной стороны, в условиях чрезвычайно низкого спроса, а с другой - при практически полном отсутствии у предприятий инвестиционных ресурсов. Такая ситуация в большинстве случаев приводит не к совершенствованию производства, а к "вышибанию" слабейших с рынка, к полной потере ими сбыта. Именно это произошло со многими российскими товарами народного потребления, особенно с продукцией легкой промышленности и бытовой электроники.

В такой ситуации у государства есть только два варианта политики: либо смириться с неизбежностью гибели целых секторов промышленности и перспективой огромной безработицы, либо идти на меры протекционистской защиты отечественных товаров, сознательно ограничивая конкуренцию со стороны более сильных западных производителей до тех пор, пока оздоровление макроэкономической ситуации не начнет, наконец, приносить плоды на микроэкономическом уровне.

 

Глава 2 Промышленный потенциал Нижнего Новгорода.

Нижний Новгород исторически сложился как один из ведущих промышленных и научных центров России.

Промышленный потенциал города представлен порядка 1150 крупными, средними и малыми предприятиями обрабатывающих производств, осуществляющими экономическую деятельность в сферах производства транспортных средств и оборудования, машин и оборудования, электро и электронного оборудования, черной и цветной металлургии, готовых металлических изделий, нефтепродуктов, химической и фармацевтической продукции, прочих неметаллических минеральных продуктов, текстильных и швейных изделий, обуви, пищевых продуктов, изделий из дерева, резиновых и пластмассовых изделий, картона и изделий из него, издательской и полиграфической деятельности, а также 30 крупными и средними предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Численность работающих на промышленных предприятиях около 132 тыс. человек.

На долю города приходится порядка 20% объема отгрузки обрабатывающими производствами товаров собственного производства по чистым видам экономической деятельности Нижегородской области.

Лидирующие позиции занимает производство транспортных средств и оборудования (порядка 43% от общего объема отгружаемой продукции городских промышленных предприятий) и, прежде всего, автомобилестроение (около30 %).

Научно-производственную базу города представляют 20 НИИ и КБ, а также 5 академических институтов.

К наукоемким инновационным производствам относятся предприятия автомобиле-, авиа- и судостроения, атомной промышленности, радиоэлектроники, информатики.

На предприятиях города производится широкий спектр конкурентоспособной на мировых рынках продукции, которая экспортируется в страны СНГ, ближнего зарубежья, Европы, Америки, Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока.

 

2.1Сферы производств:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.