Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правил герберта Н. Кэссона

Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Российской Федерации

 

Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

В российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор.

Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб.

Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени.

Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.

Отметим также следующие недостатки действующей системы налогов:

- налог на доходы физических лиц отнюдь не содействует смягчению неравенства в распределении доходов и фактически превратился в косвенный налог на заработную плату.

- налог на прибыль и налог на имущество организаций серьезно тормозят рост в реальном производственном секторе;

- налог на добавленную стоимость "штрафует" ввоз новой техники и современных технологий, необходимых для обновления производственного потенциала страны и в то же время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.

Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения "точечных" изменений в налоговое законодательство. В этой связи представляется, что ежегодные всероссийские налоговые форумы в Торгово-промышленной палате (ТПП) России как раз и являются той площадкой, на которой власть и бизнес могут в режиме диалога выработать конкретные предложения на среднесрочную перспективу развития налоговой системы.

Так, российские предприниматели, входящие в систему ТПП России, полагают, что первым направлением дальнейшего реформирования налоговой системы должны быть вопросы налогового администрирования. Поправки, предлагаемые предпринимательским сообществом следующие:

- положения, обеспечивающие соблюдение сроков проведения проверок и сроков вынесения решений по ним;

- поправки, предусматривающие ответственность должностных лиц за вынесение незаконных решений и злоупотреблений своими правами.

Второе направление - решение проблем крупнейших налогоплательщиков.

Сегодня в российской экономике сформировалась стабильная группа интегрированных компаний, являющихся основой конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках. Государство могло бы путем некоторого снижения налоговой нагрузки в начальный период внедрения консолидированного налогообложения обеспечить стимулирование развития. Впоследствии за счет роста налогооблагаемой базы произойдет и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Третье направление - совершенствование налогообложения НДС.

Применительно к реформированию НДС нельзя не затронуть и планы Минфина России по организации специальной процедуры регистрации налогоплательщиков. Введение системы "НДС-платеж" предполагает установление сплошного налогового контроля за перечислением сумм налога организациями. Фактически это означает перекладывание контрольных функций государства на банки. На них будут возложены дополнительные обязанности по представлению сведений налоговыми органами в жатые сроки.

Четвертое направление - создание налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства, инновационных предприятий. В целях решения данной проблемы ТПП Росси был разработан пакет законопроектов:

- проект ФЗ " О внесении изменений в ст.346.12 и 346.13 части второй НК РФ", которым для субъектов малого предпринимательства в целях перехода на упрощенную систему налогообложения предлагается установить пороговый валовой доход от реализации в течение 9 месяцев в сумме не более 40 млн. руб. Размер годового дохода налогоплательщика, при превышении которого организации и предприниматели теряют право на применение УСН, устанавливается в сумме 54 млн.руб. В результате ожидается двукратный рост числа малых предприятий. Кроме того, возможность применения УСН, получат предприятия более широкого спектра.

- проект ФЗ "О внесении изменений в ст.346.15 НК РФ", предусматривающий включение в состав расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также на патентование и пр.

Предлагаемые изменения позволят направить часть доходов на расширение собственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичных и наукоемких производств.

Пятое направление - совершенствование амортизационной политики. Для активизации процессов модернизации устаревшего производственного капитала предлагается рассмотреть возможность предоставления хозяйствующим субъектам права "сверхускоренной амортизации" вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.

В этой связи, организациям разрешается списывать в первый год эксплуатации не 10 %, как в настоящее время, а 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования - и до 100 %.

 

 

Заключение

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

- обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;

- налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;

- при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ;

- главная задача налоговой политики - это повышение уровня жизни населения страны.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008.– 64с.

2. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"

(с изменениями 29 мая 2002 г.)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 25 сентября 2010 г. – М.: Эксмо, 2010.– 880с.

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П

 

Основная литература:

5. Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: БЕК, 2008 С. 246.

6. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: ПРОСПЕКТ, 2008.- 285с.

7. Налоговое право России: Учебное пособие / Демин А.В. М.: Юрлинтинфон, 2006.- 210с.

8. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: ПРОСПЕКТ, 2007.- 656с.

9.Налоговое право: Учебник/ Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИНФРА-М, 2004.- 591с.

10. Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М.: Панорама, 2007.- 307с.

11. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М.: Юристъ, 2004.- 224с.

 

Дополнительная литература:

12. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М.: Юристъ, 2006.- 192с.

13. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Эксмо 2005.- 648с.

14. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система, выпуск 14 - осень 2010 год.- Систем. Требования: Р II, 64 Мб ОЗУ, Windows 98, 2000, XP, видео 32 МБ, звуковая карта совместимая с DirectX 8.0.

15. Михайлова О.Р. Толкование норм налогового законодательства: Учеб. пособие. М.: Панорама, 2004.- 142с.

16. Мудрых В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства. М.: Юристъ, 2007.- 319с.

17. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. М.: БЕК, 2005.- 160с.

18. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: БЕК, 2003.- 240с.

19. Пепеляев С.Г. Налоги: реформа и практика. М.: ПРОСПЕКТ, 2005.- 287с.

20. Староверова О.В. Налоговый процесс: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.- 192с.

21. Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Эксмо, 2003.- 432с.

22. Фокин В.М. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Проспект, 2004.- 76с.

23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Юристъ, 2008.- 576с.

 


[1] Налоговое право России: Учебное пособие / Демин А.В. Юрлинтинфон., 2006. С. 4.

 

[2] Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Ю.А. Крохина. М., 2007. С. 8.

[3] Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2008. С. 28.

[4] Налоговое право России: Учебное пособие / Демин А.В. Юрлинтинфон., 2006. С. 10.

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.5.

[6] Конституция Российской Федерации. М., 2008. С.22.

[7] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.5.

 

[8] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.5.

[9] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.6.

 

[10] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.14.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.16.

[12] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.18.

[13] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.19.

[14] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.20.

[15] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.20.

[16] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2010. С.28.

 

[17] Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 255.

[18] Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2007 С. 301.

[19] Гуреев В.И. Российское налоговое право. М., 2008 С. 196.

[20] Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. Ростов н/Д, 2007 С.7.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный налоговый контроль | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.