Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Права человека – высшая ценность общества

Правовые, экономические и моральные причины совершения правонарушений в сфере налогообложения.

Рассматривая особенности применения мер юридической ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, нельзя обойти вопрос о причинах их возникновения. Причины эти всегда были одинаковы, а если и менялись, то незначительно. Все причины правонарушений в сфере налогообложения можно разделить на три условные категории: правовые, экономические, моральные.

Нестабильность и сложность налогового законодательства является основной правовой причиной возникновения правонарушений в сфере налогообложения. Кодификация налогового законодательства, принятие части 1, а затем и части 2 Налогового кодекса РФ частично сняли напряжение в законодательной сфере, однако негативно продолжают воздействовать на динамику правонарушений в сфере налогообложения противоречия части 1 и части 2 Налогового кодекса РФ, частое внесение изменений в обе части Кодекса, нечеткие формулировки отдельных положений.

Экономические причины возникновения правонарушений в сфере налогообложения обусловлены несовпадением юридического и экономического содержания налоговой конструкции. Высокие налоговые ставки и произвольно выбранные сроки внесения налоговых платежей в бюджет, в условиях несоблюдения платежной дисциплины между партнерами, и применение преимущественно метода начисления при расчете налоговых платежей, приводят к неплатежеспособности налогоплательщиков, пропуске сроков авансовых платежей в бюджет. По-видимому, следует устанавливать различные по продолжительности налоговые периоды по одному и тому же налогу для различных категорий налогоплательщиков и различных сфер хозяйствования, упорядочить соотношение налогового периода с отчетным периодом, предоставление налоговых преференций.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков.

 

 

Вопросы:

  1. Историко-правовая мысль о правах и свободах человека. Основные международные документы в области прав человека. Права человека и права гражданина.
  2. Классификация ос­новных прав человека. Конституционные обязанности человека и гражданина.
  3. Взаимосвязь и взаимообусловлен­ность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности. Система защиты прав человека в Беларуси

 

Теоретическое обоснование прав человека начинается с появления концептуальных идей античных мыслителей о естественных правах человека, данных ему природой.

Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека. Оно возникло задолго до возникновения государства. В соответствии с естественными законами должны издаваться и юридические законы.

Суть идеи естественного права состоит в следующем:

ü наряду с «писаным правом», состоящим из совокупности норм права, существует неписаное моральное право, которое проистекает из самой сущности человека;

ü естественное право не всегда соответствует законодательству;

ü права человека составляют значительную его часть.

Естественное право – это право на жизнь, право на честь, достоинство, это равенство перед законом, свобода договоров, справедливость, незыблемость частной собственности.

Современным теоретическим обоснованием прав человека является также учение о социальном правовом государстве как системе правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп и общества на основе господства права. Современная наука и международная практика считают, что человек является высшей социальной ценностью.

В теории прав и свобод человека на основе обобщения национального законодательства и международно-правовых актов выделяют «три поколения».

Первое поколение появилось с принятием в ходе французской революции 1789 года Декларации прав человека и гражданина, второе – с законодательным закреплением социально-экономических прав, третье – с международно-правовым признанием универсальных прав и свобод человека и созданием международного механизма их защиты.

Фундаментальной основой системы международных актов о правах человека явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Мир ежегодно отмечает эту дату как День прав человека.

Основополагающее значение имеют Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и факультативный протокол к нему 2008 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года с двумя факультативными протоколами к нему 1966 и 1989 годов, которые вместе со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года составляют так называемый Международный билль о правах человека.

Кроме названных международных документов существует множество универсальных, региональных и двусторонних международных соглашений в области прав человека.

Основные права и свободы можно разграничить на:

Ø права и свободы человека и

Ø права и свободы гражданина.

Впервые такое разграничение ввела французская Декларация.

Права человекаэто субъективные права, выражающие реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Это права и свободы для каждого человека независимо от расы, пола, религии и др.

Свободы личности – это те же права личности, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим, так и со стороны всех иных социальных субъектов.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности.

Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод личности. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законом. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать развивающиеся и возникающие притязания человека на социальные блага.

Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством – института гражданства (ст. 10 Конституции РБ).

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой государство призвано ограждать права индивида от незаконного вмешательства, активно содействовать их реализации и имеет право требовать от него поведения, соответствующего законодательству.

Все статьи раздела 2 Конституции РБ «Личность, общество, государство» последовательно различают права и свободы по указанному принципу.

Это нашло выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д.

Наряду с этим в статьях Конституции РБ – 29, 30, 34, 35, 37, 39, 41, 45, 47, 48 сформулированы права, принадлежащие только гражданам Беларуси. Например, право на управление делами государства, право избирать и быть избранным, свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования и другие.

Классификация прав и свобод человека может проводиться на базе различных оснований в зависимости от преследуемых целей.

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. По этому основанию выделяют три большие группы прав и свобод:

1. гражданские (личные права и свободы), к которым относятся:

- право на жизнь – ст.24 Конституции РБ;

- свобода, неприкосновенность и достоинство личности – ст.25 Конституции;

- право на личную жизнь – ст.28 Конституции РБ;

- неприкосновенность жилища – ст.29 Конституции РБ;

- свобода передвижения и выбор места жительства – ст.30 Конституции РБ;

- право на определение отношения к религии – ст.31 Конституции РБ;

- свобода мнений и убеждений – ст.33 Конституции РБ;

право на национальную принадлежность, пользование родным языком – ст.50 Конституции РБ;

- право на судебную защиту – ст.60 Конституции РБ;

- право на юридическую помощь – ст.62 Конституции РБ;

2. политические права и свободы, которым относятся:

- право на управление делами государства – ст.37 Конституции РБ;

- право избирать и быть избранным – ст.38 Конституции РБ;

- право на обращение в государственные органы – ст.40 Конституции РБ;

- свобода объединений – ст.36 Конституции РБ;

- свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования – 35 Конституции РБ;

- свобода печати и информации – ст.34 Конституции РБ;

-право на равный доступ к любым должностям в гос-х органах- ст.39;

3. экономические, социальные и культурные права, к которым относятся:

- право на труд – ст.41 Конституции РБ;

- право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда – ст.42 Конституции РБ;

- право на отдых – ст.43 Конституции РБ;

- право собственности – ст.44 Конституции РБ;

- право на жилище – ст.48 Конституции РБ;

- право на охрану здоровья – ст.45 Конституции РБ;

- право на благоприятную окружающую среду – ст.46 Конституции РБ;

- право на образование – ст.48 Конституции РБ;

- право на социальное обеспечение – ст.47 Конституции РБ;

- право на участие в культурной жизни – ст. 51 Конституции РБ;

Одной из возможных классификаций прав человека является разделение на «классически е» и «социальные» права. Классические права включают в себя гражданские и политические права, цель которых – ограничение власти государства в отношении индивида. Под «социальными» правами подразумеваются экономические, социальные и культурные права, которые требуют от государства обеспечить индивиду достойное человеческое существование: работу, образование, медицинскую помощь и др.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанностьэто объективно необходимое, должное поведение человека.

Конституционные обязанности человека и гражданинаэто установленные государством требования к поведению гражданина, официальная мера должного поведения. К обязанностям относятся:

1.обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции – ст. 52 Конституции РБ;

2.обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц – ст.53;

3.обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов – ст.56 Конституции РБ;

4.обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности – ст.54 Конституции РБ;

5.обязанность охранять природу – ст.55 Конституции РБ;

6.обязанность защищать Республику Беларусь –ст. 57 Конституции РБ.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения.

Государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и и государства, права других лиц. Связь прав и обязанностей раскрывается в ст.29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности. Права не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства. Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением им прав и свобод своим гражданам, находят своё выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав, свобод и законных интересов.

К гарантиям относятся:

Ø экономические гарантии – обеспечение права частной собственности, наличие финансовых средств и т.д.;

Ø политические гарантии – разделение властей, наличие независимого суда, свободных средств массовой информации и др.;

Ø духовные гарантии – необходимый образовательный уровень, демократическое общественное мнение, доступ к информации и т.д.;

Ø юридические гарантии – демократическое законодательство, независимая судебная система и т.д.

С момента обретения независимости в 1991 году Беларусь развивается как демократическое государство на основе главенства закона и социальной справедливости.

Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В Конституции закреплена детальная система правовых гарантий, определены юридические процедуры, в рамках которых осуществляется защита и поощрение прав граждан, включая:

  • судебную защиту прав и свобод;

• ответственность государственных органов и должностных лиц за действия, нарушающие права и свободы личности;

• право обжалования в судебном порядке решений органов государственной власти, ограничивающих или нарушающих права, свободы и законные интересы граждан;

• право обращения в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Беларусью, в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

• право на квалифицированную юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе в суде, государственных органах и органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами;

• право на возмещение в судебном порядке имущественного и морального вреда в целях защиты прав, свобод, чести и достоинства.

Учреждения и механизмы по защите прав человека в Беларуси

В Беларуси созданы конституционные, законодательные, политические, экономические и другие гарантии для эффективного осуществления основных демократических прав и свобод.

Государственная система защиты прав человека в Беларуси включает органы власти и должностных лиц, несущих ответственность за защиту и поощрение прав человека.

Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по защите и обеспечению прав граждан путем издания правовых актов и решения конкретных вопросов в своей практической деятельности. Глава государства координирует деятельность по защите и поощрению прав человека с тремя ветвями власти, опираясь на поддержку институтов гражданского общества и населения страны.

Особая роль в системе государственно-правового механизма защиты прав и свобод человека принадлежит Национальному собранию (парламенту), которое рассматривает и принимает законы, создает юридические механизмы, обеспечивающие реальное соблюдение и защиту прав и свобод граждан. В индивидуальном качестве парламентарии также принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей. В Национальном собрании функционирует постоянная комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, которая имеет четкий мандат для решения вопросов соблюдения и защиты прав граждан и обеспечения надлежащего учета прав человека в рамках всех видов парламентской деятельности.

Важным элементом системы защиты прав человека является разработанный с привлечением международных экспертов Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», в соответствии с которым одной из основных форм деятельности государственных органов всех уровней по защите прав и свобод человека является рассмотрение обращений и жалоб граждан. Закон обязывает государственные органы и должностных лиц принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов граждан и обеспечивать контроль над их исполнением. В органах государственного управления всех уровней функционируют отделы по работе с обращениями граждан.

Полномочиями по рассмотрению обращений граждан также наделен Конституционный суд.

В стране действует система специализированных государственно-общественных институтов по защите и поощрению различных категорий прав человека, в рамках которых налажено конструктивное партнерство между государством и структурами гражданского общества:

• Национальная комиссия по правам ребенка;

• Национальный совет по гендерной политике;

• Консультативный межэтнический совет;

• Национальный совет по трудовым и социальным вопросам;

• Межведомственный совет по проблемам инвалидов;

• Межведомственная комиссия по проблемам пожилых людей, ветеранов и лиц,

пострадавших от последствий войн;

• Совет по вопросам совершенствования законодательства в социально-

трудовой сфере;

• Общественный координационный совет.

В процессе преобразований во всех сферах жизни общества на постоянной основе совершенствуется всеобъемлющий механизм поощрения и защиты прав и свобод человека.

Государство предоставляет всем гражданам независимо от происхождения, расовой, религиозной, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения широкие гарантии реализации права на достойный уровень жизни, труд, отдых, социальное обеспечение, здравоохранение, образование.

Беларусь продолжит конструктивное сотрудничество с международными правозащитными механизмами, включая Совет ООН u1087 по правам человека и его специальные процедуры, договорными органами ООН, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и другими правозащитными институтами.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Рик Джойнер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.