Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные организации в сфере международного гуманитарного права




 

Организация Объединенных Наций. Решением проблем, возникающих в ходе вооруженных конфликтов, занимаются главные органы ООН в пределах своей компетенции. Наиболее значимыми документами Генеральной Ассамблеи, касающимися развития МГП, являются резолюции «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов» (1968 г.), «О защите природной среды в случае вооруженных конфликтов» (1992 г.), «Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещения ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права» (2006 г.).

В соответствии с резолюциями Совета Безопасности были учреждены международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде для привлечения виновных лиц к ответственности за серьезные нарушения МГП.

Решения и консультативные заключения Международного суда способствуют разрешению споров и установлению более точного содержания норм МГП. В деле Никарагуа против США (1986 г.) о возмещении ущерба за действия «контрас» были рассмотрены вопросы квалификации вооруженного конфликта. В консультативном заключении относительно законности угрозы ядерным оружием или его применении (1996 г.) Суд подтвердил нерушимость определенных норм МГП, в частности, полный запрет на использование оружия, действие которого носит неизбирательный характер, а также тех видов оружия, которые вызывают чрезмерные страдания.

Совет по правам человека уполномочен рассматривать вопросы о нарушении прав человека в ходе вооруженных конфликтов.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО уполномочена осуществлять кодификацию норм по охране культурного наследия во время вооруженных конфликтов.

В соответствии с Гаагской конвенцией 1954 г. ЮНЕСКО оказывает сторонам конфликта техническую помощь. Генеральный директор ЮНЕСКО ведет Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой. Во время вооруженного конфликта ЮНЕСКО может действовать в трех направлениях:

1) на основе инициатив, предпринимаемых Генеральным директором (к примеру, Иран — Ирак, 1980 г.);

2) осуществление технического сотрудничества (к примеру, Камбоджа, 1970 г., Тир, 1982 г.);

3) путем назначения Держав-покровительниц и (или) Генерального комиссара (данная процедура была использована один раз, во время арабо-израильского конфликта).

В 2003 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию, касающуюся преднамеренного разрушения культурного наследия. Государствам, которые вовлечены в любой вооруженный конфликт, надлежит принимать все соответствующие меры для осуществления своей деятельности таким образом, чтобы обеспечивать охрану культурного наследия, предусматривая как ответственность государств, так и индивидуальную уголовную ответственность. Сотрудничество по охране культурного наследия с ЮНЕСКО осуществляется в различных формах: предоставление информации относительно обстоятельств, создающих опасность преднамеренного разрушения культурного наследия, и обмен такой информацией; проведение консультаций в случае фактического разрушения культурного наследия или грозящей опасности такого разрушения и др.

Международный Комитет Красного Креста — организация, которая наделена международным сообществом мандатом на защиту и предоставление помощи жертвам вооруженных конфликтов. МККК, являясь составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, действует на основе принципов: 1) гуманности; 2) беспристрастности; 3) нейтральности; 4) независимости; 5) добровольности; 6) единства; 7) универсальности.

Задачами МККК, определяющими его деятельность, являются оказание помощи раненым и больным без различия сторон, розыск пропавших без вести, воссоединение разлученных семей, предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи гражданским лицам; распространение знаний о МГП и контроль за соблюдением его норм; привлечение внимания к нарушениям МГП.

МККК имеет право заниматься гуманитарной деятельностью на территории воюющих сторон. МККК содействует организации официальной процедуры расследования с согласия всех сторон и в конфиденциальном порядке. К наиболее важным правам МККК относятся права, касающиеся составления списка задержанных лиц, посещения мест интернирования, содержания под стражей и работы военнопленных и гражданских лиц (ст. 126 ЖК III, ст. 143 ЖК IV). К примеру, МККК осуществлял посещение военнопленных во время конфликта на Мальвинских островах (1982 г.), интервенции США в Панаме (1989—1990 гг.), МККК посещал лагерь США в Кандагаре (Афганистан, начиная с 2001 г.), МККК посещает лиц, содержащихся в Гуантанамо (Куба, с января 2002 г.).

МККК способствует свиданиям задержанных с членами семьи как во время международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов.

Одна из важных гуманитарных миссий — информировать семьи военнопленных, больных, раненых и убитых о судьбе их близких. Для этой цели МККК в 1870 г. было создано Центральное справочное агентство.

В ситуациях МВК стороны обязаны предоставить МККК возможности для выполнения гуманитарных задач, возложенных на него МГП. В ходе ВКНМХ МККК только предлагает сторонам свои услуги, которые могут быть приняты или отклонены. Вне вооруженных конфликтов право гуманитарной инициативы признается за МККК для любой экстренной ситуации (ст. 4 Устава МККК 1998 г.).

Характерной особенностью деятельности МККК является конфиденциальность. Это отличает МККК от различных неправительственных организаций (Human Rights Watch, Международная Амнистия и др.), действующих в области прав человека на основе принципа гласности. МККК из соображений эффективности направляет доклад о своих посещениях только правительству, под юрисдикцией которого находятся места содержания под стражей.

Роль МККК в развитии МГП заключается в том, чтобы: 1) следить за изменениями в характере конфликтов; 2) организовывать консультации для изучения возможности заключения соглашений по вопросу принятия новых положений; 3) разрабатывать проекты конвенций документов, представляемых для принятия дипломатическими конференциями.

Международный комитет голубого щита был создан в 1996 г. для защиты культурных ценностей, которым угрожают войны и природные катастрофы. Его деятельность направлена на защиту музеев, архивов, исторических мест и библиотек. Представители Комитета могут в консультативном качестве участвовать в заседаниях Межправительственного комитета по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (ст. 27 Второго протокола к Гаагской конвенции 1954 г.), развивая международное сотрудничество по повышению эффективности системы защиты культурных ценностей.

 

Международное гуманитарное право и законодательство Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации является основным правовым средством имплементации норм МГП на внутригосударственном уровне.

Россия участвует в большинстве договоров по МГП, прежде всего Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним. Имплементация норм МГП обеспечивает добросовестное выполнение международных обязательств: государства должны передавать друг другу законы и положения, которые они могут принимать на национальном уровне для обеспечения применения Женевских конвенций и протоколов, распространять знания об этих договорах как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, и включать их изучение в программы подготовки военнослужащих.

Федеральный закон «Об обороне» 1996 г. регулирует участие Вооруженных Сил РФ в вооруженных конфликтах. Применение Вооруженных Сил РФ для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом «О военном положении» (2002 г.).

Военнослужащие обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.) командирам запрещается отдавать приказы и распоряжения, нарушающие законодательство РФ. Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г.).

Для выполнения гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения от опасностей военных действий, осуществляется система мер по подготовке, которая называется гражданской обороной. МГП уделяет особое внимание организациям гражданской обороны, кторые пользуются уважением и защитой (ст. 62 ДП I). В 1997 г. был принят Федеральный закон РФ «О гражданской обороне», согласно которому определен порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Требование преследовать лиц за серьезные нарушения также обеспечивает имплементацию норм МГП. Не все нарушения МГП, как это указано в конвенциях, требуют привлечения к уголовной ответственности. В уголовном порядке должны пресекаться прежде всего те нарушения, которые имеют «серьезный характер».

Женевские конвенции налагают на государства обязанность «ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний в отношении лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения» (к примеру, ст. 146 ЖК IV). Гаагская конвенция 1954 г. обязывает государства «принимать, в рамках своего уголовного законодательства, все меры, необходимые для того, чтобы были выявлены и подвергнуты уголовным санкциям лица, независимо от гражданства, нарушившие или приказавшие нарушать настоящую Конвенцию» (ст. 28).

Уголовный кодекс РФ (1996 г.) включает составы преступлений против мира и безопасности человечества, устанавливая ответственность:

— за применение запрещенных методов и средств ведения войны (ст. 356), к которым относится жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ. Данная норма является бланкетной, что осложняет ее применение;

— за наемничество (ст. 359), предусматривая наказание наемника за участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

Обязательство по пресечению серьезных нарушений МГП усиливается из-за отсутствия некоторых ограничений, обычно применяемых в уголовном праве. Согласно ст. 78 УК РФ к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, сроки давности не применяются.

Имплементация РФ обязательств по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта обеспечивается законодательными актами РФ, в частности, Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации» (1998 г.), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.), в соответствии с которым ведется реестр объектов культурного наследия народов РФ. Эти законы и иные нормативные акты РФ устанавливают систему необходимых мер по защите и подготовке еще в мирное время охраны культурных ценностей. Однако в РФ практически отсутствует опыт, касающийся внесения культурных ценностей в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, а также применения отличительного знака Конвенции 1954 г.

В Женевских конвенциях особо подчеркивается обязанность государств-участников обеспечить такую подготовку лиц из состава вооруженных сил, чтобы при любых обстоятельствах они действовали сообразно нормам МГП. Правовое обучение, являющееся составной частью боевой подготовки, организуется и проводится в Вооруженных силах РФ в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 29 мая 1999 г. «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации». Во исполнение данного обязательства был также издан приказ Министра обороны РФ «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации». В целях реализации положений международных договоров, касающихся МГП, было приказано обеспечить изучение военнослужащими норм МГП, а также строгое выполнение военнослужащими требований боевых уставов и наставлений по обеспечению боевых действий при неукоснительном соблюдении норм МГП. Этим приказом от 8 августа 2001 г. было утверждено Наставление по МГП для Вооруженных сил РФ, которое содержит основные положения МГП, определяет особенности организации и ведения боевых действий с учетом норм МГП, особенности применения норм МГП при ведении боевых действий силами авиации и флота, правила обращения с жертвами вооруженных конфликтов, медицинским и духовным персоналом противника, общие правила действий войск на оккупированной территории и особенности применения норм МГП во внутренних вооруженных конфликтах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 7385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.