КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к выполнению контрольных работ
За период изучения дисциплины «Международное космическое право» студенты должны выполнить контрольную работу согласно вариантам, выбор которых определяется по первой букве фамилии автора: 1 вариант - фамилии, начинающиеся с букв от А до Е; 2 вариант - от Е до К; 3 вариант - от Л до П; 4 вариант - от Р до Ц; 5 вариант - от Ч до Ы; 6 вариант - от Э до Я. Объем работы до 20 машинописных страниц (через два интервала). Формулировать ответы на вопросы следует лаконично. Этапы написания контрольной работы: - составление плана; - подбор литературы и источников; - формулирование основных выводов; - литературное и редакционно-техническое оформление. Подбор литературы и нормативных источников помогут осуществить каталоги библиотек. При выполнении работы необходимо ссылаться на используемые источники (международно-правовые акты, нормативно-правовые акты РФ, монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи). Сведения об источниках помещаются в сносках внизу страницы в соответствии с существующими библиографическими стандартами. Титульный лист контрольной работы должен отражать следующую информацию: - наименование учебного заведения; - наименование кафедры; - наименование дисциплины, по которой выполнена работа; - номер варианта работы; - номер группы; - фамилия и инициалы студента. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Вариант № 1 1. Понятие и принципы международного космического права. 2. Международно-правовое положение небесных тел Солнечной системы. Методические указания Рассмотрение первого вопроса следует начать с определения понятия международного космического права как особой отрасли общего международного права. При этом рекомендуется обратить внимание на исторические причины формирования системы международно-правовых норм, образовавших рассматриваемую отрасль международного права. К ним относятся, в первую очередь, начало практической деятельности по исследованию и освоению космического пространства и небесных тел и, в связи с этим, возникновение объективной необходимости в создании правовых норм, регулирующих эту деятельность. Необходимо особо подчеркнуть, что международное космическое право как отрасль международного публичного права является неотъемлемой частью последнего, а поэтому его поступательное развитие происходит неразрывно с общим международным правом. Далее следует определить понятие принципов международного космического права как концентрированно выраженных и обобщенных общепризнанных норм поведения субъектов международных отношений, связанных с осуществлением ими космической деятельности. С этой целью рекомендуется показать систему принципов общего международного права, подразделяющихся на основные принципы международного права и отраслевые принципы. В связи с тем, что международное космическое право является неотъемлемой частью общего международного права, принципы последнего в равной степени действуют и при международно-правовом регулировании космической деятельности. Следует описать процесс формального закрепления в международно-правовых актах отраслевых принципов международного космического права: принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. В завершение рассмотрения первого вопроса надлежит указать отраслевые принципы международного космического права и их значение. Во втором вопросе необходимо показать процесс становления международно-правового положения небесных тел Солнечной системы и исторические причины, обусловившие необходимость принятия международно-правовых актов, устанавливающих правовой режим Луны и других небесных тел. Далее следует рассмотреть основные международно-правовые положения, образующие этот режим, к которым относятся: исследование и использование Луны и других небесных тел на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития; свобода исследования и использования небесных тел при свободном доступе во все районы небесных тел; запрещение национального присвоения Луны и других небесных тел Солнечной системы и другие. При этом рекомендуется, обратить внимание на те международно-правовые нормы, которые определяют отличие международно-правового положения небесных тел от международно-правового положения собственно космического пространства. Вариант № 2 1. Соотношение международного космического права и национального законодательства о космической деятельности. 2. Процедурные правоотношения, возникающие вследствие спора о возмещении ущерба, причиненного космическим объектом. Методические указания Рассмотрение первого вопроса рекомендуется начать с анализа процесса формирования и эволюции системы правовых норм, регулирующих космическую деятельность, осуществляемую субъектами международного права. При этом следует отметить, что космическое право, как стройная система специальных норм, на первом этапе своего развития появляется как совокупность международно-правовых положений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел. Параллельно с процессом нормообразования в международном праве, происходит зарождение и национальных правовых систем, регулирующих космическую деятельность. Следует определить понятия «международное космическое право» и «национальное космическое право», иллюстрируя приводимые определения понятий наиболее значимыми правовыми актами из рассматриваемых правовых систем. Рекомендуется обратить внимание на развитие национального законодательства в наиболее развитых государствах, осуществляющих космическую деятельность: Швеции, Великобритании, США. Затем необходимо провести анализ развития космического законодательства, регулирующего космическую деятельность в Российской Федерации. При этом следует особо отметить положение п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В рамках второго вопроса следует отметить, что процедурные правоотношения, возникающие вследствие спора о возмещении ущерба, причиненного космическим объектом, между субъектами международного права складываются в результате причинения ущерба, с одной стороны, и отсутствием согласия по поводу его возмещения - с другой. Необходимо подчеркнуть, что международные отношения такого рода регулируются нормами Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. Студенту следует отметить, что споры, связанные с претензиями о компенсации за ущерб, причиненный космической деятельностью - это специфическая категория межгосударственных споров имущественного характера. Далее необходимо показать, какие правовые средства предусматривает международное космическое право для разрешения возникающих споров о возмещении ущерба: претензия, направляемая по дипломатическим каналам одним субъектом международного права другому, переговоры, как основное средство разрешения споров, Комиссия по рассмотрению претензий. Вариант № 3 1. Международные космические правовые отношения. 2. Проведение переговоров как средство разрешения споров о возмещении ущерба, причиненного космическим объектом. Методические указания Рассмотрение первого вопроса предполагает анализ отдельных элементов космических правоотношений как особой разновидности межгосударственных отношений, урегулированных принципами и нормами международного права. Следует определить понятие субъекта космических правовых отношений и из всей совокупности таких субъектов выделить их основные группы. Далее необходимо рассмотреть государство, как основной субъект международных космических правоотношений, международные межправительственные организации как вторичные (производные) субъекты международных космических правоотношений. Здесь же следует особо отметить, что международные неправительственные космические организации в связи с особенностями своего правового статуса к категории субъектов международного космического права не относятся. В завершении рассмотрения данного вопроса надлежит определить объект международных космических правоотношений, международную космическую правоспособность и дееспособность, международную космическую правосубъектность. При рассмотрении второго вопроса следует отметить, что проведение переговоров как средство разрешения споров, связанных с компенсацией за ущерб в международном космическом праве предусмотрено в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. Необходимо особо подчеркнуть, что в Конвенции о проведении переговоров говорится лишь в косвенной форме и детально их проведение не урегулировано, однако именно переговоры надлежит выделить как основное средство разрешения споров в международном космическом праве. Рекомендуется при ответе на вопрос выделить то, что проведение любых международных переговоров, в том числе и в международном космическом праве, должно основываться на соблюдении основных принципов международного права, установленных ст. 2 Устава ООН, к которым относятся: суверенное равенство всех членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения и другие. Необходимо также указать, какие сроки проведения переговоров установлены Конвенцией об ответственности 1972 г. В завершение рассмотрение второго вопроса следует определить перечень положений, по которым проводятся международные переговоры, связанные с возмещением ущерба, причиненного космическим объектом. Вариант № 4 1. Источники международного космического права. 2. Международно-правовое регулирование деятельности Комиссии по рассмотрению претензий в международном космическом праве. Методические указания Проработку первого вопроса следует начать с рассмотрения источников общего международного права: как основных, так и вспомогательных. Затем рекомендуется отметить, что в международном космическом праве, как в неотъемлемой составной части общего международного права могут быть выделены такие же источники. Особое внимание следует уделить основным источникам международного космического права: международному договору и международно-правовому обычаю. Необходимо провести классификацию международных договоров изучаемой отрасли международного права по таким критериям, как круг участников международных договоров, объект правового регулирования, и другим. Рассмотрение той части вопроса, которая посвящается договорам международного космического права, следует завершить перечнем основных международно-правовых актов, регулирующих космическую деятельность субъектов международного права. Затем следует рассмотреть международно-правовой обычай как особый источник международного космического права. Необходимо отметить положение п. 1 «Ь» ст. 38 Статута Международного Суда Организации Объединенных Наций, определяющее международный обычай «как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». При этом следует изложить имеющиеся в международно-правовой доктрине определения понятия международного обычая и привести примеры таких обычаев в международном космическом праве. В начале рассмотрения второго вопроса следует отметить, что международно-правовое регулирование деятельности Комиссии по рассмотрению претензий в международном космическом праве осуществляется на основании Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. Необходимо особо подчеркнуть, что такая Комиссия создается участниками спора о возмещении ущерба лишь в том случае, когда в ходе проведенных переговоров согласия о возмещении ущерба достигнуто не было. При проведении анализа правового положения Комиссии по рассмотрению претензий следует уделить внимание установленному в международном космическом праве порядку формированию такой Комиссии и процессуально-правовым аспектам ее деятельности. Особо надлежит проанализировать юридическую обязательность решений, выносимых Комиссией по рассмотрению претензий, в зависимости от соглашения спорящих сторон, принимаемого в стадии формирования Комиссии. Здесь студенту следует указать, что Комиссией по результатам рассмотрения спора по существу может выноситься либо окончательное определение рекомендательного характера, либо окончательное решение, обязательное для спорящих сторон. В завершение рассмотрения данного вопроса следует указать заключительные положения, связанные с работой Комиссии по рассмотрению претензий, а именно: опубликование вынесенного решения либо определения, уведомление Генерального секретаря ООН о результатах рассмотрения спора и др. Вариант № 5 1. Международно-правовое положение космического пространства. 2. Ответственность в международном космическом праве и ее особенности. Методические указания Рассмотрение первого вопроса рекомендуется начать с анализа источников международного космического права. Этот анализ позволит сделать вывод о том, что ни один из документов этой отрасли международного права не содержит четкого определения правового понятия «космическое пространство», которое в международном космическом праве используется наиболее часто. Далее предлагается проанализировать положения Боготской декларации об объявлении суверенитета на сегменты геостационарной орбиты 1976 г. и увязать сам факт подписания этого международного документа экваториальными странами с отсутствием как в международном воздушном, так и в международном космическом праве установленной высотной границы, отделяющей воздушное пространство от собственно космического пространства. Следует рассмотреть предложения, разрабатываемые в науке международного космического права, о проведении делимитации воздушного и космического пространств: юрисдикционная линия Теодора фон Кармана, пространственный и функциональный подходы к делимитации и др. Рекомендуется также отразить позицию международной неправительственной организации - Международной авиационной федерации к определению границы космоса. Далее необходимо рассмотреть основные шаги, предпринятые членами международного сообщества, направленные на определение границы космического пространства, в том числе инициативы Союза ССР. Анализ международно-правового положения космического пространства следует проводить посредством рассмотрения конкретных правовых положений международных соглашений, устанавливающих определенные права субъектов международного права, осуществляющих космическую деятельность, а также вводящих ограничения и запреты. Например, право свободно исследовать и использовать космическое пространство, запрет размещать в космическом пространстве объекты с оружием массового уничтожения, запрет на производство ядерных испытаний в космосе и т.д. При рассмотрении каждого из элементов, составляющих международно-правовой режим космического пространства, следует указывать конкретную статью правового акта, на которой основывается тот или иной элемент международно-правового положения космоса. Изучение данного вопроса рекомендуется дополнить анализом международно-правового положения такой части космического пространства, как геостационарная орбита, получившей весьма активное применение в связи с коммерциализацией околоземного космического пространства. При рассмотрении второго вопроса следует отметить, что ответственность в международном космическом праве - это частное проявление ответственности в общем международном праве. В связи с этим рекомендуется дать определение понятия ответственности в международном праве в. целом. Далее следует выделить виды ответственности в международном космическом праве, такие как политическая ответственность и материальная ответственность, указав возможные случаи их наступления. Затем рекомендуется рассмотреть возможные формы реализации ответственности в международном космическом праве, как в пределах политической ответственности, так и в пределах материальной ответственности. При этом ответ на вопрос выиграет, если студент сможет самостоятельно проиллюстрировать возможные случаи применения той или иной формы ответственности. Рекомендуется уделить внимание особенностям ответственности в международном космическом праве. Необходимым представляется рассмотреть вопросы, связанные с основаниями ответственности в международном космическом праве, а также вопросы, касающиеся определения абсолютной ответственности в международном космическом праве и деликта космического права.
Вариант № 6 1. Международно-правовое положение космических объектов. 2. Международно-правовое регулирование спасания и возвращения космонавтов. Методические указания При ответе на первый вопрос следует обратить внимание на то, что в современном международном космическом праве отсутствует четкое определение правового понятия «космический объект». Попытки определить данное понятие были предприняты международным сообществом при разработке и принятии Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г. Однако содержащееся в ст. I каждой из приведенных конвенций положение, закрепляющее, что «термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части», нельзя признать удовлетворительным правовым определением рассматриваемого понятия. Анализ содержания международно-правового положения космического объекта следует проводить на основании специальных норм, действующих в современном международном космическом праве. Рекомендуется при выполнении контрольной работы рассмотреть разновидности космических объектов, закрепленных в различных международно-правовых актах: космический объект, космический аппарат, необитаемая космическая станция на небесном теле, обитаемая космическая станция на небесном теле и др. Важным элементом правомерной космической деятельности в соответствии с положениями международного космического права является международная и национальная регистрация космических объектов, которая также подлежит детальному изучению студентом, выполняющим контрольную работу данного варианта. Далее, необходимо особо рассмотреть вопросы юрисдикции и контроля, осуществляемые государством регистрации над запущенным космическим объектом, а также вопросы, касающиеся прав собственности на такие объекты. В процессе изучения вопросов, касающихся прав собственности на космические объекты, необходимо проанализировать действующие международно-правовые нормы, устанавливающие обязанность государств по спасанию и возвращению космических объектов других субъектов международного права. Здесь же следует уяснить установленные правовые условия возвращения космического объекта одним субъектом международного космического права другому. При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что спасание и возвращение космонавтов является неотъемлемым элементом международно-правового статуса космонавта. Рекомендуется подчеркнуть, что международно-правовые основы спасания и возвращения космонавтов заложены в ст. V Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г., а более детальное урегулирование этого же вопроса было достигнуто при принятии Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. Основной частью ответа на поставленный вопрос станет описание правового порядка деятельности, направленной на спасание и возвращение космонавтов иностранного государства со ссылками на статьи приведенного Соглашения от 22 апреля 1968 г.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |