Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет-ресурс




К теме 19 Международное процессуальное право

К теме 18. Международное уголовное право

 

  1. Адельханян Р.А. Преступность деяния по международному уголовному праву. - М., 2002.
  2. Алешин В.В. Наемничество – преступление международного характера. РЕМП-1998-1999. - СПб, 1999.
  3. Бельсон Я.М. Интерпол в борьбе с международной преступностью. - М., 1989.
  4. Блищенко И.П., Фисенко М.В. Международный уголовный суд. М., 1994; Он же и Жданов Н.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. - М., 1984.
  5. Бородин С.В., Ляхов В.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уго­ловной преступностью. - М., 1983.
  6. Иваненко В.С. Антитеррористические конвенции ООН и уголовное за­конодательство России. РЕМП-2004. - СПб. 2004, с. 239-244.
  7. Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект междуна­родного права. РЕМП-2003. Специальный выпуск. - СПб, 2003, с. 12-17.
  8. Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда. Там же. РЕМП-2003. Специальный выпуск. - СПб, 2003/
  9. Карпец И.И. Преступления международного характера. - М., 1979.
  10. Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. - Ка­зань, 2004.
  11. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. - М., 1999.
  12. Ляхов В.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М., 1991.
  13. Ляхов В.Г., Попов А.В. НАТО – полярный мир и проблема государствен­ного терроризма. СЕМП-2000. - СПб, 2000, с. 137-144.
  14. Ляхов В.Г., Ляхов Д.Е. Международные институциональные контртерро­ристические системы. - М., 2004.
  15. Матвеева Т.Д. Проблемы рабства в современном международном праве. РЕМП-2002. СПб, 2002, С. 103-114.
  16. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уго­ловными преступлениями.- М., 1993.
  17. Панов В.П. Международное уголовное право. - М., 1997.
  18. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.
  19. Римский Статут Международного уголовного суда. – ООН, А/Conf. 183/9, 17 июля 1998, а также в Кн.: Международное право в документах /Cост. Бла­това Н.Т., Мелков Г.М. - М., 2004.
  20. Фисенко И.В. Борьба с международными преступлениями в международ­ном уголовном праве. - М., 2000.
  21. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002; Он же: Обвиняется терроризм. - М., 2002.

 

1. Международная правосубъектность (некоторые вопросы теории). М. 1971.

2. Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Ковалев А.А., Черниченко С.В. М. 2008.

3. Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. М. 2005.

4. Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Кузнецов В.И., Тузмухамедов Б.Р. М.2007.

5. Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Шумилов В.М. М. 2007.

6. Менжинский В.И. Неприменение силы в международных отношениях. М. 1976.

7. Моджорян Л.А. Основные права и обязанности государств. М. 1965.

http: // www. un.org – официальный сайт Организации Объединенных Наций.

http: // www. icj-cij.org – официальный сайт Международного суда ООН.

http: // www. un.org/russian/law/ilc – официальный сайт Комиссии международного права.

http: // www. ohchr.org/english/bodies/hrcouncil – официальный сайт Совета ООН по правам человека.

http: // www. portal.unesco.org – официальный сайт ЮНЕСКО.

http: // www. osce.ru – официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

http: // www. echr.coe.int – официальный сайт Европейского Суда по правам человека.

http: // www. cis.solo/by – официальный сайт Исполкома Содружества Независимых Государств.

http: // www. mid.ru – официальный сайт Министерства иностранных дел России.

http: // ejil.org/index.html – сайт Европейского журнала международного права.

 

Раздел 12. Глоссарий (словарь)

1. Агреман -согласие компетентных властей страны пребывания на назначение конкретного лица главой предста­вительства в данном государстве

2. Аннулирование договора означает признание его недействую­щим, ничтожным с момента заключения.

3. Антарктика - территория земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря.

4. Арбитраж ad hoc -(специальный арбитраж) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмот­рение арбитража передается на основании арбитражного соглаше­ния сторон.

5. Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

6. Аутентичность договора -это одинаковое значение его текста, состав­ленного на двух или нескольких языках

7. Беженец -лицо, которое, не являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой страны — участницы Соглашения вследствие со­вершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуть­ся преследованию по признаку расовой или национальной принад­лежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

8. Верительная грамота — до­кумент, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства

9. Вынужденный переселенец -лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории друго­го государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к опреде­ленной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональ­ными конфликтами

10. Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверени­тета.

11. Государственная территория — это часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государст­венную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной тер­ритории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

12. Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местона­хождения

13. Декларативная теория признания - признание не сообщает дестинатору соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов.

14. Денонсация — это правомерный односторонний отказ государст­ва от договора.

15. Дипломатическое право — это институт общего международного права, регулирующий представительство государства в его взаимоот­ношениях с другими государствами и некоторыми международными институциями, в частности международными организациями универ­сального характера.

16. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

17. Добрые услуги — это способ разрешения спора, при кото­ром сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегу­лирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобнов­лении контактов между сторонами.

18. Институционный арбитраж - осуществляется постоянно действу­ющим арбитражным органом.

19. Исключительная экономическая зона -район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

20. Капитуляция — это прекращение военных действий на услови­ях, продиктованных победителем.

21. Кодификация международного права - это систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права.

22. Коллективная безопас­ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече­нию актов агрессии и других нарушений мира.

23. Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобре­тают статус военнопленных.

24. Конститутивная теория признания - только признание придает дестинатору (адресату) признания соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, правительству - способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях.

25. Континентальный шельф — это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

26. Лица, пользующиеся международной за­щитой -глава государства, глава правительства или министр иностран­ных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровож­дающие их члены семьи

27. Международная конференция — это встреча официальных пред­ставителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.

28. Международная общественная опасность — это способность международного правонарушения причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

29. Международная организация — этоучрежденное и действующее в соответствии с международным пра­вом объединение государств, обеспечивающее их организационно-пра­вовое единство;образованное в силу межгосударственного соглашения — учреди­тельного акта для достижения провозглашенных целей;осуществляющее в соответствии с правилами организации функ­ции и полномочия в международных отношениях через свои органы и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, государствами-нечленами и другими субъектами международного обще­ния от своего имени.

30. Международное воздушное право (МВП) — отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воз­душных аппаратов (судов) той или иной национальной (государствен­ной) принадлежности.

31. Международное космическое право — отрасль современного меж­дународного права, регулирующая деятельность государств по иссле­дованию и использованию космического пространства, устанавливаю­щая его правовой режим.

32. Международное морское право — отрасль общего международного права, регулирующая исследование и использование пространств Мирового океана и его ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Миро­вым океаном.

33. Междуна­родное преступление -международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь осно­вополагающего для обеспечения жизненно важных интересов между­народного сообщества, что его нарушение рассматривается как пре­ступление международным сообществом в целом

34. Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъекта­ми международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъек­тами.

35. Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях ин­тенсивного морского судоходства и используемые всеми государства­ми в соответствии с международным правом и национальным зако­нодательством.

36. Международные реки - реки протекающие по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.).

37. Международный арбитраж — организованное на основе согла­шения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

38. Международный договор - это соглашение, заключенное между го­сударствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования

39. Международный обычай - доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение.

40. Международный спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов меж­дународного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

41. Междуна­родные вооруженные конфликты -такие конфлик­ты, когда один субъект международного права применяет вооружен­ную силу против другого субъекта.

42. Меры доверия - система организа­ционно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

43. Методы ведения войны — это способы применения средств войны.

44. Население -совокупность физических лиц, индивидов, населяющих территорию государства в данный момент, т.е. прожива­ющих на его территории.

45. Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам.

46. Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — воен­ные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомба­танты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

47. Объект международного правонарушения — это то, на что пося­гает международное правонарушение (сложившаяся система между­народных отношений, международный правопорядок, права и свобо­ды человека, а также иные посягательства на правопорядок, установ­ленные международными обязательствами).

48. Объективная сторона международного правонарушения - деяние субъекта международных отношений, наруша­ющего международно-правовые обязательства и влекущего между­народно-правовую ответственность.

49. Оговорка — это одностороннее заявление государства, сделан­ное при подписании, ратификации, утверждении, принятии догово­ра, присоединении к нему, посредством которого оно желает исклю­чить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

50. ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

51. Открытое воздушное пространство — это пространство над от­крытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарк­тида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

52. Перемирие — временное прекращение военных действий на ус­ловиях, согласованных воюющими сторонами.

53. Посредничество -находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организа­ции), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника. Посредник может вырабатывать свои про­екты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

54. Право внешних сношений -совокупность международно-правовых норм, регулирующих пред­ставительство субъектов международного права в международных от­ношениях, участниками которых они являются

55. Право международных договоров — отрасль общего международ­ного права, т.е. относительно автономная совокупность и система норм, в основе которых лежит единство предмета регулирования, которым в данном случае является заключение и исполнение международных до­говоров.

56. Правопреемство - это переход в установлен­ных правом случаях и в соответствии с правовыми предписаниями прав и обязанностей субъекта права к другому субъекту права.

57. Преступление международного характера это деяние физичес­кого лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридичес­ких лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; не­законный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

58. Привилегии — это некие льготные условия деятельности иностран­ных представительных органов (и их персонала), которыми обычно не пользуются национальные юридические или физические лица и которые учитывают официальный международно-правовой статус таких органов и предоставляются им на взаимных началах в целях содейст­вия успешному осуществлению ими своих функций и правомочий.

59. Признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

60. Признание де-факто (de facto) -выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.

61. Признание де-юре (de jure) -полное, окончательное признание. Влечет за собой установление дипломатических отношений.

62. Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил.

63. Ратификация договора — это акт высшей власти государства в со­ответствии с его внутренним правом, подтверждающий обязательность договора для данного государства. Ратификация производится либо единолично главой государства, либо совместно с высшим законода­тельным его органом (парламентом или другим адекватным ему орга­ном)

64. Репарация возмещение потерпевшему государству материально­го ущерба в денежной или натуральной форме (различного рода по­ставками).

65. Репрессалии это закономерные в соответствии с международным правом принудительные меры, осуществляемые потерпевшим государ­ством в отношении государства-правонарушителя с целью побудить его прекратить правонарушение и/или претерпеть те меры междуна­родной ответственности, которые закономерно требует осуществить в данном случае потерпевшее государство.

66. Реституция это возвращение потерпевшему государству неза­конно присвоенных государством-правонарушителем материальных ценностей или (в случае невозможности это сделать) компенсация их утраты другими равноценными материальными ценностями (компенсаторная реституция).

67. Ресторация представляет собой восстановление правонарушите­лем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных послед­ствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

68. Реторсии -меры государства, обычно аналогичного или равноценного значения, предпринимаемые государством в ответ на незапрещенное международным правом, но недружественное пове­дение другого государства, т.е. в ответ на его поведение, существенно осложняющее поддержание нормальных, «дружественных отношений между нациями»

69. Самооборона от агрессии — это отражение акта агрессии посред­ством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязатель­ствами государств по международному праву и прежде всего по Ус­таву ООН.

70. Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международ­ного права в установленной процессуальной форме в ответ на право­нарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

71. Сатисфакция -предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (мо­рального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожале­ния и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государст­ва, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, при­несение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д.

72. Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

73. Следственные комиссии -специальный международный орган, для выяснения вопросов фактов, не затрагивающих ни чести, ни суще­ственных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации

74. Специализированные учреж­дения ООН - постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений с ООН.

75. Специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.).

76. Средствами ведения войны понимаются оружие и иные сред­ства, применяемые вооруженными силами в войне для нанесения вреда и поражения противника.

77. Субъект международных правонарушений - могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совер­шившие международно-противоправные деяния.

78. Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

79. Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства.

80. Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.

81. Территория - в международном праве, простран­ство с определенным правовым режимом — часть земного шара (су­хопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела.

82. Универсальные международные организации -это Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения, Международное агентство по атомной энергии и любую иную аналогичную организацию, членский состав и ответственность которой носят широкий международный ха­рактер.

Раздел 13. Набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий.

Схема № 1 Система прав и свобод человека

 

 

Схема № 2 Система международного права

 

Схема № 3. Виды Водных ТерриторийпоМеждународномуМорскомуПраву.

 

 

Схема № 4 Консульские учреждения

 

 

 

Схема № 5

 

Схема № 6 Недействительность договоров.

 

Приложение Лист переутверждения учебно-методического комплекса учебной дисциплины

 

Учебно-методический комплекс:

одобрен на 2011/2012 учебный год. Протокол № 11 заседания кафедры

от “22”августа 2011 г.

Зав. кафедрой Н.Н.Анисимов

 

одобрен на 2012/2013 учебный год. Протокол № 11 заседания кафедры

от “28 ”августа 2012 г.

 

одобрен на 2013/2014 учебный год. Протокол № 5 заседания кафедры

от “16 ” января 2013 г.

 


[1] Нашему дипломату дали 4 года «химии» за наезд на канадок...// Комсомольская правда. 2001. № 49. С. 4.

[2] Нашему дипломату дали 4 года «химии» за наезд на канадок...// Комсомольская правда. 2001. № 49. С. 4.

[3] Нашему дипломату дали 4 года «химии» за наезд на канадок...// Комсомольская правда. 2001. № 49. С. 4.

[4] Нашему дипломату дали 4 года «химии» за наезд на канадок...// Комсомольская правда. 2001. № 49. С. 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.