Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема периодизации истории развития международного права 1 страница




А) Дискуссионность вопроса о времени возникновения международного права

Установление времени и места возникновения международного права и его периодизация всегда являлось и является весьма дискуссионной проблемой.16 Это – научная проблема, но ее решение имеет и важное практическое значение для лучшего понимания сути самого международного права. 17

По этому вопросу высказывались и высказываются самые разные, порой диаметрально противоположные мнения. Существует несколько точек зрения.18

1. Международное право возникло вместе с возникновением государств еще в Древнем мире, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы.19

2. Международное право возникло в Средние века, когда международные отношения достигли столь высокого уровня, что государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.20

3. Международное право возникло в Новое время, когда возникли крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств, а с появлением трудов Гуго Гроция в начале XVII в. стала формироваться и наука этого права.21

При этом в рамках этих позиций существует множество идей и взглядов, конкретизирующих периоды, условия и их региональные проявления. Так, у сторонников Древнего мира предметом дискуссии является вопрос не только о времени, но и о месте зарождения международного права (Греко-римский мир, Египет, Средний Восток, Кавказ, Индия, Китай или другой регион). Суть дискуссионности проблемы – как в объективной сложности установления исторических явлений, так и в субъективности их оценки учеными разных научных школ, государств и регионов.

Советская наука международного права, основываясь на марксистской исторический концепции развития человечества через смену общественно-экономических формаций, отстаивала концепцию единства возникновения и развития государства и права.22

Представляется вполне обоснованным относить начало зарождения международного права к Древнему миру. И вот почему.

Государство, его внутригосударственные правовые нормы и институты, равно как и создаваемые государствами международно-правовые нормы и институты, нужно рассматривать и оценивать конкретно исторически. Безусловно, с точки зрения современного представления о международном праве его в Древнем мире не существовало. Но если руководствоваться таким подходом, то в древнюю эпоху не могли существовать как таковые и сами государство и право - в современном их восприятии. Однако и в древности общественные отношения возникали, поддерживались и развивались как внутри государства, так и в межгосударственной сфере. И публичная власть государства санкционировала существовавшие догосударственные социальные нормы, регулировавшие как внутриплеменные, так и межплеменные общественные отношения, приспосабливая их к своим интересам и потребностям, а также создавала новые правовые нормы, регулировавшие вновь возникавшие общественные отношения. Поэтому процесс формирования как внутригосударственного права, так и межгосударственного (международного) права шел параллельно, но с разной степенью интенсивности. С возникновением государственности, отмечает известный политолог-междунаркачественный рубеж становления международных отношений. Безусловно, в условиях натурального хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений не могло быть и речи об интенсивных одник Н.А. Косолапов, связан международных связях государств Древнего мира.23 Вполне естественно, что общественные отношения развивались преимущественно внутри государств, чем и объясняется то, что внутригосударственное право получило значительно более интенсивное развитие по сравнению с правом международным.

Таким образом, международное право возникает там и тогда, где появляется публичная политико-территориальная власть и создается государство, которые для регулирования общественных отношений как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях санкционируют в качестве юридически обязательных существовавшие внутри- и межплеменные обычаи и создают новые внутри- и межгосударственные правовые нормы. Поэтому международное (межгосударственное) право существует столько, сколько существуют в мире и сами государства.

Б) Дискуссионность вопроса о периодизации истории международного права

Многовековую историю имеет и вопрос о периодизации развития международного права. При решении вопроса о проведении периодизации истории того или иного общественного явления самым важным является правильный выбор критериев.

Западная доктрина по этому вопросу имеет множество научных школ. Так, широко распространено использование такого критерия, как историко-правовые события и факты.

Например, известный французский юрист-международник П. Фошиль в свое время выделял следующие периоды в истории международного права: 1). До падения Римской империи в 476 г.; 2). От падения Римской империи в 476 г. до Вестфальского мира 1648 г.; 3). От Вестфальского мира 1648 г. до Великой Французской революции 1789 г.; 4). От Великой Французской революции 1789 г. до Венского конгресса 1815 г.; 5). От Венского конгресса 1815 г. до начала ХХ в.

В современной западной литературе существует и такая периодизация: 1). До Вестфальского конгресса 1648 г.; 2). От Вестфальского конгресса 1648 г. до Венского конгресса 1815 г.; 3). От Венского конгресса 1815 г. до Парижского конгресса 1856 г.; 4). От Парижского конгресса 1856 г. до 1900 г.; 5). От 1900 г. до настоящего времени.

В фундаментальном западноевропейском энциклопедическом издании - следующая периодизация: 1). От древности до Первой мировой войны; 2). От Первой мировой войны до Второй мировой войны; 3). От Второй мировой войны до настоящего времени.24

В вышедшем в 1984 г. в ФРГ специальном исследовании «Эпохи развития международного права» в качестве критерия выбраны и вовсе историко-политические факторы: 1). Испанский период (1494-1648 гг.); 2). Французский период (1648-1815 гг.); 3). Британский период (1815-1919 гг.); 4). Период англо-американской мировой гегемонии (1919-1944 гг.); 5). Период американо-русского соперничества и вызревания третьей мировой войны (с 1944 г.).

В отечественной науке относительно рассматриваемой проблемы также нет единства.

Так, еще в 80-е годы ХIХ века – начале ХХ века профессор Ф.Ф. Мартенс, отрицая саму возможность существования международного права в Древнем мире ввиду «полнейшей разобщенности народов и господства между ними физической силы», тем не менее делил всю историю международных отношений и международного права на три периода:

· «первый период обнимает древний мир, средние века и новое время до половины XVII столетия или до Версальского мирного конгресса 1648 г.»;

· второй период - с 1648 г. и до Венского конгресса 1815 г., когда господство грубой силы и изолированности народов заменяется идеей политического равновесия;

· третий период продолжается с 1815 г. до настоящего времени.25

В относительно недавний советский период отечественная наука, абсолютизируя классовый подход в оценке мировых явлений, при решении вопроса о периодизации международного права опиралась на марксистскую диалектико-материалистическую теорию об общественно-экономических формациях, согласно которой весь исторический процесс подразделялся на 4 этапа: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. В соответствии с этим история международного права подразделялась на следующие этапы: 1). Международное право рабовладельческого общества (Древний мир); 2). Международное право феодального общества (Средние века); 3). Международное право буржуазного общества (Новое века); 4). Международное право эпохи перехода от капитализма к социализму и коммунизму.26

В современной литературе уже нет такого единодушия.

Заслуживает внимания, например, периодизация, данная профессором И.И. Лукашуком: предыстория международного права (с древних веков до конца средневековья) - эпоха совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене; классическое международное право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций) - возникновение и развитие права Нового времени; переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН) - понимание государствами необходимости создания новых механизмов регулирования международных отношений после Первой мировой войны; современное международное право - право Устава ООН и его противоречия.27

Исходя из вышеизложенной позиции относительно времени зарождения международного права и принимая во внимание приведенные выше точки зрения на данную проблему, представляется возможным для целей настоящего учебного курса предложить следующую периодизацию истории международного права:

1. Международное право Древнего мира (древние века - V в.);

2. Международное право Средневековья (V – начало ХVII вв.);

3. Международное право Нового времени (т.н. классическое) - (XVII – начало XX вв.);

4. Международное право первой половины XX века (до создания ООН);

5. Международное право во второй половине XX – начале ХХI вв.

quest2 2.2. Международное право Древнего мира (древние века - V в.)

А) Основные характерные черты международного права Древнего мира:

1. неразвитость международного права (отсутствие межгосударственных отношений в их современном понимании; международная сфера не занимала существенного места в жизни народов и государств; в силу этого не было объективной потребности в установлении и развитии постоянных и разнообразных международно-правовых отношений; основными проявлениями международных связей являлись торговля и война).

2. регионализм (международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных известных нам центрах международной жизни древности - Индия, Китай, Вавилон, Греция, Рим, Египет и в ряде других).

3. эпизодичность (в отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили неустойчивый и непродолжительный характер).

4. доминирование обычных норм над договорными нормами, обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений.

5. господство права войны (отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений – неравноправные отношения господства и подчинения, постоянные территориальные завоевания, превращение побежденных в рабов, работорговля).

Б) Зарождение принципов и институтов раннего международного права

Особенность правового регулирования международных отношений. (Правовое регулирование – лишь между сопредельными государствами отдельных регионов, преобладающая сфера – торговля и война, преобладающий источник – международные обычаи; постепенный рост удельного веса международных договоров. В Древнем мире (Рим) формируется комплекс норм jus gentium (право народов), ставший во многом прообразом будущего международного права).

opentest2 Дипломатическое closetest4 право (зарождение обычая устанавливать посольские отношения; выработка процедуры направления и приема послов; в Греции направляемому послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом - “дипломы”; этот опыт и термин в Средние века были заимствованы и использованы при формировании практика и термина «дипломатия»; институт проксении и проксенов в греческих городах-полисах, проведение конференций).

Как правило, посольские отношения не носили постоянного характера, организовываясь часто для выполнения единовременных межгосударственных поручений. Но в Древнем мире уже начинает формироваться институт неприкосновенности послов,28 что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (поскольку посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов не только своего государства, но и принимающей стороны).

Договорное право 29 (разнообразие практики заключения договоров, применение признанного договаривающимися сторонами языка, многообразие видов договоров: союзные, оборонительные, торговые, о ненападении, перемирии, капитуляции, гостеприимстве, взаимной помощи, выдаче преступников, зарождение института гарантий договоров – взывание к богам, скрепление кровью правителей или послов. Пример: Древнейшим из дошедших до нас является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э.30 Особенно показательным был международный договор 1278 г. до н.э.: фараон Египта Рамзес II и царь хеттов Хеттушила III заключили «добрый договор о мире и союзе, который должен обеспечить мир и союз навеки»).31

Право торговли (расширение и оживление торговли, выход её за пределы отдельных государств и регионов и установление связей между различными регионами Древнего мира, формирование торговых обычно-правовых и договорных норм: о взаимном допуске купцов на территорию друг друга, о не препятствовании их торговым операциям и вывозу купленных или обмененных товаров, расчетных знаках и измерениях, в т. ч. и при обмене или выкупе военнопленных).32

Право мореплавания (мореплавание и морская торговля стали приобретать межгосударственный характер, стремление к регламентации морских связей, разработка норм, регулирующих порядок перевозки грузов по морю, найма судов, пользования морскими причалами, распределения убытков в случае кораблекрушения и др.).

Правовой режим иностранцев (для древних обществ присущ общий принцип «чужеземец - враг» и частые от этого проявления ненависти и презрения к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), нестабильность правового положения иностранцев, принцип решения их судьбы «на усмотрение» правителя; в то же время уже встречаются и гарантии прав привилегированных иностранцев, купцов, существование института патроната над иностранцами в городах Рима).

Законы и обычаи войны (господство права каждого государства (фактически - правителя) на войну и принципа «чужеземцы - враги», утверждение обычая объявления войны, право на завоевание и оккупацию чужой территории; жестокость права победителя в войне: «горе побежденным», право на добычу, право обмена и выкупа военнопленных, право на превращение побежденного населения в рабство; попытки упорядочить и гуманизировать ведение войны: право нейтралитета, формирование и применение мирных средств улаживания споров, ограничение средств и методов ведения войны).33

В) Международно-правовые воззрения древних мыслителей

Отсутствие систематизированных знаний о международном праве. Однако отдельные взгляды ученых представляют и сегодня интерес. Платон советовал правителям проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов». Это государство имеет свое право - право естественное и право народов. Нормы этого права неизменны. Они обязывают государство в той же мере, как и частное лицо; нормы права народов стоят выше норм внутреннего права.

Цицерон делил войны на «справедливые» и «несправедливые» («Ни одна война не является справедливой, если она не объявлена, если она не предпринята вследствие нанесенной обиды»), 34 что оказало огромное влияние на правовые взгляды средневековых авторов. К Цицерону же восходят корни учения об экстерриториальности (внеземельности) послов, которые находятся «как бы вне территории» страны, где пребывают, а потому неприкосновенны для ее властей.

Важно отметить, что римский юрист Ульпиан (II век) дал международному праву определение, продержавшееся в науке несколько столетий: «Право народов составляют занятие, застроение и укрепление местностей, войны, плен, рабство, постлиминий (восстановление в правах вернувшихся пленных), мирные договоры, перемирия, священный долг не оскорблять послов и запрещение браков с чужеродцами. Правом же народов его называют потому, что этим правом пользуются почти все народы». 35

quest3 2.3. Международное право Средневековья (V – начало ХVII вв.).

Период Средневековья не одинаково протекал у разных народов в разных регионах на разных континентах и растянулся на целых 12 веков – с V до начала ХVII вв.

Средневековый мир принято делить на три части - христианский мир (Европа), исламский мир (Центральная и Западная Азия, Северная Африка) и «неизвестные земли» (относительно закрытые для европейцев Китай, Япония, Австралия, Америка, Центральная и Южная Африка).

Безусловно, главное влияние на формирование международного права оказали европейские традиции. В Европе падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи привело к возникновению на её развалинах целого ряда феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.), которые постоянно трансформировались, распадались, дробились, поглощались друг другом. Наступил длительный период политической раздробленности (V-ХIвв.), когда любой феодал был полновластным правителем на своей земле: «каждые барон – сеньор в своем баронстве». Этот период сменился эпохой укрупнения государств и становления сословных монархий – развитое Средневековье (ХI-ХV вв.), а затем и формированием сильных централизованных абсолютистских государств – позднее Средневековье (ХVI - начало ХVII вв.). Все эти феодальные публичные образования вступали в межфеодальные международные отношения, для регулирования которых необходимы были социальные регуляторы, в том числе и нормы международного права.

С IX в. в международные отношения активно включилось Древнерусское государство, устанавливая связи с сопредельными государствами, заключая договоры о мире, торговле, международные браки русских князей и княжон и т.д.

А) Основные характерные черты международного права Средневековья.

1. монархический характер межгосударственных отношений – в условиях преобладания монархии как формы государства в международных отношениях доминировала личность монарха, имевшего почти неограниченные полномочия в области внешних сношений, договоров, ведении войн, заключении мира на собственных условиях и т.д. Государства отождествлялись с личностью государя. Суверенитет государства выражался в суверенности монарха, т.к. он считался его единственным носителем (король Франции Людовик XIV говорил: "Государство - это я"). В период абсолютизма монархи рассматривались как субъекты международного права. Каждый государь считал себя собственником не только территории государства, но и морей и океанов, омывающих ее берега. Cвои территории вместе с населением они могли дарить,36 продавать,37 передавать в качестве приданного38 или по завещанию,39 сдавать в залог.40

Период феодализма – это постоянные междоусобицы и войны монархов.

2. регионализм отсутствие единого для всех международного права, существование основанных на общем праве региональных политико-правовых систем: Западная Европа, Византия, Средиземноморье, арабские халифаты, Индия, Китай, Киевская, а позднее - Московская Русь.

3. выдвижение Европы в центр международной жизни – в силу ряда объективных факторов именно Европа, в первую очередь Западная, стала доминировать в международных отношениях, силой навязывая остальному миру свою межгосударственную идеологию и практику. Для этого были следующие основания: объединившая европейцев преемственность более развитых античных традиций; деятельность католической церкви, ставшей связующим институтом в международных делах и обеспечившей свой политический контроль над правителями Европы.

4. доминирующее влияние религии -религия и церковь стали играть решающую роль в международных отношениях, т.к. являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной силой во многих регионах мира, доминировавшей над светской властью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влияние в Западной Европе, православная – в Византии и на Руси, ислам – среди арабских государств.

5. эпизодичность -для международных как общих, так и правовых отношений характерны нестабильность, стихийность, случайность, постоянная переменчивость.

6. господство силы над правом – характерный признак взаимоотношений государств и народов Средневековья. Одним из наиболее его ярких проявлений - так называемое «кулачное право».41

7. преобладание обычных норм над договорными, обусловленное, как и в древний период, неразвитостью международно-правовых отношений.

  1. стирание различий между публичным и частным в международных правоотношениях - феодальное общество было системой сложных политико-правовых и договорных связей между феодалами разных рангов, в основе которых лежала частная собственность на землю. В силу этих особенностей феодального строя частно-правовые отношения мало отличались от публично-правовых, а частный договор от международного публичного договора.

Б) Упадок и возрождение международного права.

Период феодальной раздробленности характеризуется сворачиванием былой международной активности. Общественно-политическая жизнь сосредотачивается в замках и поместьях. Утрачивается практика использования многих принципов и институтов международного права, многие его нормы в течение нескольких веков не были востребованы. Активизация международных экономических связей и формированием централизованных государств в XVI-XVII вв. обусловили начало активного возрождения международного права. Для упорядочения развивающихся экономических, политических, торговых, морских отношений требовались новые и более четкие правовые регуляторы. Начинается процесс систематизации международных обычно-правовых норм, разработки и принятия новых норм международного договорного права.

В) Основные принципы и институты международного права Средневековья.

В качестве основы международных отношений и права выступал принцип господства и подчинения, определявший взаимоотношения постоянно враждовавших государств, характерной чертой которых было подавляющее господство сильных государств над более слабыми.

Право каждого государства на войну - основополагающий принцип международных отношений и права Средневековья. При неразвитости экономики и товарно-денежных отношений феодал не имел другого эффективного способа увеличить свои материальные (в том числе и земельные) богатства кроме как ведением войны и захватом чужого имущества. Каждый государь имел неограниченное право на войну, стремясь прирастить территорию, население и материальные богатства. Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров.

В период позднего Средневековья, с началом формирования крупных централизованных государств, постепенно получают признание и развитие принципы уважения суверенитета и равноправия государств, хотя в тот период они и сводились еще к суверенитету и равенству самих монархов (все это выражалось заимствованной древнеримской юридической формулой «par in parI non habet imperium» - равный над равным не имеет власти). Эти принципы провозглашались в качестве основы для взаимоотношений крупных европейских государств, но не распространялись на более мелкие и слабые государства и на неевропейские государства.

· Договорное право – развивается практика, особенно с началом укрупнения государств, заключения и исполнения международных договоров. Предметом договоров были: создание военно-политических союзов, заключение перемирия или мира, территориальные изменения, торговля, консульства, покровительство, вопросы судоходства по рекам и морям и др. Договоры носили личностный характер (заключались от имени правителя или его наследника), составлялись в письменной форме и на языках сторон, хотя сохранялась практика и устных договоров. Длинные преамбулы подробно перечисляли все титулы и владения государей, что часто использовалось ими для своеобразной международно-правовой легализации своих территориальных приобретений и владений.42Содержательная часть договоров стала разбиваться на статьи. Применялись различные виды гарантий соблюдения договоров (клятвы, поручительство третьих государств или Папы Римского, залог людей /как правило, членов семьи монарха /,43 залог ценностей, территории и др.). На Карфагенском церковном соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов - принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda – договоры должны соблюдаться).

· Международные конференции – входит в обычай практика международных соборов, конгрессов, съездов. В период политической раздробленности - огромная роль церковных соборов с участием как духовенства, так и светских государей (многими учеными они рассматриваются как прототип последующих конгрессов и конференций).44 Помимо обсуждения церковных вопросов соборы выполняли также функцию кодификаторов обычных норм международного права. Наиболее важные из них: Карфагенский (438 г.), Латеранский (1139г.), Лионский (1245г.), Второй Лионский (1274г.) С появлением крупных государств стали проводиться и чисто светские конгрессы и съезды государей или их послов. Впервые светский Вселенский собор собрался в Луцке в 1429 г. для урегулирования спора между Польшей, Литвой и Тевтонским орденом.

· Развитие дипломатического и консульского права было обусловлено началом интенсивных внешнеэкономических отношений и формированием крупных государств. Обмен посольствами становится более регулярным. С XV в. в практику входит обмен постоянными посольствами. В обязанности послов входило: поддержание постоянной связи между двумя монархами, ведение переговоров, изучение общественно-политической ситуации и событий в стране пребывания и информирование о них своего правительства. Послы представляли за границей самого монарха и поэтому наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, проистекавшими, как считалось, из суверенитета монарха. Разрабатывается изысканный дипломатический церемониал, входят в обычай верительные грамоты, пышный прием послов. Расширяются дипломатические привилегии и иммунитеты; неприкосновенность, присущая дипломатам, распространяется и на посольские помещения, признается неподсудность дипломатов местным судам за долги и преступления, послов стали освобождать от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. За нарушение посольской неприкосновенности потерпевшее государство вправе было применить жесткие ответные действия, а к нарушителю применить суровые меры наказания; в христианских государствах - вплоть до отлучения от церкви.

С ростом городов, торговли и мореплавания стал формироваться институт постоянных консулов. Этому способствовали и «крестовые походы» (1096-1291 гг.) на Восток. Организация консульской службы, права и обязанности консулов регулировались специальными двусторонними консульскими конвенциями, а также внутренним законодательством государств. Консульствам были предоставлены значительные права по защите в другом государстве торговых и других прав и интересов своего государства и его подданных, в области судебной и административной юрисдикции, оказания правовой помощи и покровительству подданных своего государства.

Расширение посольской и консульской деятельности вызвало необходимость учреждения и особых центральных государственных органов, специально бы ведавших вопросами внешних сношений. В Византии уже в VI в., в Японии – в VII в., а в Западной Европе с XV-XVI вв. стали возникать министерства иностранных дел (имевшие разные названия – «государственный совет», «тайный совет», «секретная канцелярия». В 1549 г. создается «посольский приказ» в России).

· Морское право развивалось под влиянием борьбы государств за обладание морями. Пользование морскими пространствами регулировалось нормами обычного права. Прилегающие к суше морские просторы государи рассматривали как “наследие”, приобретаемое ими вместе с береговой территорией. В стремлении расширить власть они объявляли целые моря и океаны своей собственностью. Так, в 1494 г. Испания и Португалия, господствовавшие тогда в мире как великие морские державы, в заключенном ими Тордесильясском договоре разделили Атлантический океан и фактически поделили между собой весь известный тогда европейцам мир.45 Но к началу XVII в. уже начинает преобладать мнение, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех. Развитие экономических связей и международной торговли, географические открытия новых земель привели к бурному развитию мореплавания и вызвали необходимость правового упорядочения сложившихся морских обычаев и пересмотра правового статуса моря. Формируются новые институты морского closetest5права.opentest2Провозглашается и постепенно утверждается принцип свободы судоходства в открытых морях и океанах для всех государств. Международное признание получили сборники, кодифицирующие морские обычаи и судебные решения и обосновывающие принцип свободы морей и норм морской войны (например, Олеронские правила, или Олеронские свитки (Lex de Oleron), Иерусалимские ассизы (Assizes de JerussalI), сборник Консолато дель маре (Consolato del Mare) - Кодекс добрых обычаев моря, Морской ордонанс Людовика XIV и др.). Эти сборники имели огромное значение не только для моряков и купцов того периода, но и для судей и консулов, отправлявших правосудие по морским спорам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.