Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шпаргалка 5 страница




4. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции.К обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Коллизионные нормы по обязательствам из причинения вреда содержатся также в Кодексе торгового мореплавания РФ, вступившем в силу с 01.05.99.

 

47. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА


Коллизионное регулирование обязательств из причинения вреда содержится в договорах о правовой помощи. Основное правило, которое в них используется, – это выбор права государства-участника, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.Традиционное исключение делается для обязательств, в которых сторонами являются лица одного государства, в этом случае применяется право соответствующего государства. Напр., такие правила закреплены в Конвенции 1993 г. о правовых отношениях и правовых взаимоотношениях СНГ. Преимущество имеет суд того государства-участника, на территории которого имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Потерпевший может предъявить иск также в суде государства-участника по месту жительства ответчика.

Международно-правовое регулирование в рассматриваемой области определяется также международными универсальными договорами по вопросам материальной унификации.Эти договоры вводят единые материально-правовые нормы по вопросам ответственности за ущерб, причиненный специфическими объектами.

• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. Ограничивают ответственность за исключением тех случаев, когда ущерб явился результатом умышленных или неосторожных действий/бездействия, и исходят из более строгих оснований ответственности, чем ответственность по принципу вины. Перечень оснований для освобождения от ответственности ограничивается непреодолимой силой, военными действиями и виновным поведением потерпевшего.

• Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. и Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г.; Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. Регулируют вопросы гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб.

• Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г устанавливает правила и процедуры относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба. Государства, физические и юридические лица могут также подавать иски в государстве, осуществившем запуск космического объекта.

Региональные договоры.Государства – участники СНГ заключили Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей 1994 г.

Двусторонние соглашения.Напр., правила Соглашения 1995 г. между Республикой Беларусь и РФ по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований РФ из состава стратегических сил на территории Республики Беларусь.

 

48. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС


Международный гражданский процесс – это процесс урегулирования споров по гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом в государственных судах.

Коллизионное регулирование определяет только материальное иностранное право. По процессуальным вопросам суд применимое право не выбирает, в этой области господствует принцип «закон суда».Тем не менее наряду с нормами национального процессуального права международный гражданский процесс определяется специфическими национально-правовыми и международно-правовыми механизмами. Причем из-за господства принципа «закон суда» и неприменения коллизионного регулирования в отношении процессуальных вопросов МЧП чрезвычайно важное значение имеют международные договоры, устанавливающие отношения правовой помощи между государствами, обязывающие признавать документы и решения, выданные на территории государств-участников, обеспечивающие распространение на иностранцев национального режима по процессуальным вопросам.

РФ связана рядом таких международных договоров. Они не только значительно упрощают многие процессуальные вопросы, но даже делают возможными многие процедуры. Назовем важнейшие из них:

• Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным деламот 1993 г, участниками которой являются Армения, Беларусь, Казахстан, РФ, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Молдова, Азербайджан, Грузия;

• Гаагская конвенция об отмене необходимости легализации иностранных официальных документов 1961 г.,участниками которой являются Австралия, Аргентина, Армения, Багамские острова, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Греция, Израиль, Ирландия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Панама, Португалия, Сейшельские Острова, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония и др.;

• договоры о правовой помощис Испанией от 26.10.90, Алжиром от 23.02.82, Болгарией от 19.02.75, Венгрией от 15.07.58, Вьетнамом от 10.12.81, Грецией от 21.05.81, Ираком от 22.06.73, Италией от 25.01.79, Кипром от 19.01.84, Китаем от 19.06.92, КНДР от 16.12.57, Кубой от 28.11.84, Латвией от 03.02.93, Литвой от 21.07.92, Монголией от 23.09.88, Йеменом от 06.12.85, Польшей от 28.12.57, Румынией от 03.04.58, Тунисом от 26.06.84, Финляндией от 11.08.78, Чехословакией от 12.08.82, с государствами, ранее входившими в СФРЮ, от 24.02.62.

К международному гражданскому процессу традиционно относятся следующие проблемы:процессуальные права иностранцев; правовая помощь; международная подсудность; судебные поручения; признание, приведение в исполнение иностранных судебных решений; легализация документов для представления в иностранном государстве.

 

49. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДСУДНОСТЬ


Основное правило, которое используется для определения компетентного суда, – это место, где ответчик преимущественно находится.

По нормам АПКРФ выбор осуществляется в пользу отечественного суда, если есть какие-либо факторы, свидетельствующие о связи дела с Россией. К ним относятся следующие обстоятельства:ответчик находится или проживает на территории РФ либо на территории РФ находится его имущество; орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ; спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ; требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшим место на территории РФ, или при наступлении вреда на территории РФ; спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ.

ГПКРФ исходит из общего правила «нахождения организации-ответчика или места жительства гражданина-ответчика на территории РФ». Дополнительные правилаопределения международной подсудности: нахождение в России места жительства ответчика по делу о взыскании алиментов, а также по делу об установлении отцовства; причинение вреда здоровью или имуществу на территории России; иск вытекает из неосновательного обогащения, которое имело место на территории России.

По Конвенции СНГподсудность между государствами-участниками распределяется также на основе места жительства ответчика. Суды государств-участников компетентнытакже в случаях, когда на их территориях: осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора.

Пророгационные соглашения.Возможность заключения соглашений об изменении подсудности предусмотрена АПК и ГПК РФ.

Исключительная подсудность.Исключительная подсудность арбитражным судам РФ предусмотрена АПКв отношении дел с участием иностранных лиц по спорам: в отношении находящегося в государственной собственности РФ имущества, в том числе по спорам, связанным с его приватизацией; предметом которых является недвижимое имущество, находящееся на территории РФ; о признании недействительными записей в государственных реестрах РФ.

Исключительная подсудность по ГПКРФ предусмотрена в отношении: прав на недвижимость, находящуюся в России; перевозок, в которых перевозчик находится на территории России; расторжения брака, если оба супруга имеют место жительства в России; установления факта, имеющего юридическое значение, если заявитель по данному делу имеет место жительства в России или факт имел или имеет место в России; усыновления (удочерения), ограничения дееспособности, признания недееспособным, если лицо, в отношении которого осуществляются соответствующие процедуры, является гражданином РФ.

По Конвенции СНГисключительная подсудность признается за государством-участником по месту нахождения недвижимости, а также по месту нахождения управления транспортной организации-перевозчика.

 

50. СУДЕБНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ


Нередко в отношениях с иностранным элементом требуется выполнить некоторые процессуальные действия за границей: составить и переслать документы, провести осмотр, изъять и передать вещественные доказательства, провести экспертизу, допросить стороны, третьи лица, свидетелей, экспертов. Для того чтобы произвести процессуальные действия в иностранном государстве, суд обращается в специальном порядке к суду соответствующего государства по месту выполнения. Возможность, основания и порядок выполнения судебных поручений определяются договорами о правовой помощи.В принципе, если договора о правовой помощи между государствами нет, то суд может выполнить просьбу о выполнении процессуального действия от иностранного суда на основании взаимности или отказать.

Обычно договоры о правовой помощи предусматривают порядок сношений судов государств-участников через центральные органы юстиции (министерства юстиции). По Конвенции СНГ установлен более упрощенный порядок сношений. В частности, ст. 5 предусматривает, что компетентные учреждения юстиции государств-участников вступают в отношения друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если не установлен иной порядок сношений. Если договора о правовой помощи нет, то порядок сношения осуществляется, как правило, по дипломатическим каналам.

Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ при исполнении поручения запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законодательству запрашиваемого государства.

Некоторые международные многосторонние универсальные договоры также регулируют вопросы судебных поручений. Глава II Гаагской конвенции 1954 г. по вопросам гражданского процесса посвящена этим вопросам. Согласно ст. 8, 9 суды государств-участников могут обращаться друг к другу с просьбой о выполнении процессуальных действий.

По российскому праву суд или арбитраж исполняют поручения, если это предусмотрено международным договором РФ или ФЗ (ст. 256 АПК РФ, ст. 407 ГПК РФ).

Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если оно противоречит публичному порядку РФ, не относится к компетенции суда в РФ или не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

 

51. ПРИЗНАНИЕ, ПРИВЕДЕНИЕ В ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИИ


В РФ согласно ст. 241 АПК РФ и ст. 409 ГПК РФ решения судов иностранных государств признаются и приводятся в исполнение в РФ, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и ФЗ.

Для того чтобы процедуры признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения были запущены, необходимо заявление (по АПК) или ходатайство (по ГПК) стороны в споре, в пользу которой состоялось решение. Заявление/ходатайство о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда подается в письменной форме в суд РФ по месту нахождения или месту жительства должника, а если оно неизвестно, то в суд по месту нахождения имущества должника. При рассмотрении просьбы о признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения российский суд извещает заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания.

Процедуры признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в России не предполагают пересмотр решения по существу. Российский суд лишь устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение. К ним относятся следующие обстоятельства: решение по закону государства, где оно принято, не вступило в законную силу; проигравшая сторона не была извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения: дело относится к исключительной компетенции суда РФ; имеется вступившее в законную силу решение суда либо рассматривается судом РФ дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям; истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению, а именно решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня вступления его в законную силу, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству взыскателя;исполнение решения иностранного суда противоречит публичному порядку РФ.

Перечень оснований является исчерпывающим и по другим основаниям не может быть отказано.

По результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда российский суд выносит определение.Оно может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения.

Если в отношении иностранного судебного решения необходимо принудительное исполнение, то взыскателю выдается исполнительный лист.

К международно-правовым источникам регулирования признания и приведения в исполнение судебных решений относятся: договоры о правовой помощи, Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., Соглашение 2001 г. между Республикой Беларусь и РФ о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов РФ, Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса.

 

52. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ


Легализация – это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства, на территории которого составлен документ. Документы, выданные на территории иностранного государства, обладают юридической силой только после легализации, если иное не предусмотрено международными договорами. Об этом, в частности, сказано в ст. 255 АПК РФ и ст. 408 ГПК РФ.

Очень важную роль в регулировании проблем, возникающих в ходе представления документов, выданных за границей, играют международные договоры: консульские конвенции, договоры о правовой помощи, а также Гаагская конвенция 1961 г. об отмене необходимости легализации иностранных официальных документов, выданных за границей (Конвенция об апостиле). Наиболее либеральна в этом плане Конвенция о правовой помощи и правовых взаимоотношениях СНГ 1993 г. Согласно ст. 13 этой Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения, а документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

С практической точки зрения под легализацией традиционно понимается так называемая «консульская легализация».При легализации консул РФ личной подписью и печатью консульского учреждения свидетельствует подлинность подписей на документах, выданных властями консульского округа. Наряду с консульской легализацией по Гаагской конвенции 1961 г. об отмене необходимости легализации иностранных официальных документов, выданных за границей, выделяют легализацию в упрощенном порядке.Если уполномоченные органы государств – участников Гаагской конвенции сочтут возможным проставить штамп установленного образца, который именуется апостиль, на документе, то он имеет юридическую силу на территории любого государства-участника без дальнейшей легализации.

 

53. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ. ЕГО ВИДЫ


Термин «международный коммерческий арбитраж»используется для обозначения органов, рассматривающих коммерческие споры по гражданским отношениям с иностранным элементом, которые не входят в систему государственных судов. Обращение к процедурам международного коммерческого арбитража имеет ряд плюсов и минусов. Преимуществасвязаны с:

• большой свободой выбора сторон в отношении правил арбитражной процедуры;

• возможностью назначения определенных лиц в качестве арбитров, что обеспечивает наличие специальных познаний у лиц, рассматривающих дело;

• демократичностью хода разбирательства, что обеспечивает быстроту рассмотрения дела;

• возможностью обеспечивать конфиденциальность коммерческой и производственной информации.

Недостатки обусловлены тем, что:

• затраты на осуществление процедур международного коммерческого арбитража могут оказаться достаточно большими;

• международный коммерческий арбитраж не обладает компетенцией принимать меры по обеспечению исковых требований, а также по приведению в исполнение вынесенных решений, поэтому для осуществления соответствующих процедур необходимо обращение к национальной судебной системе.

В мировой коммерческой практике широко используются два видамеждународного коммерческого арбитража:институционный арбитраж и арбитраж ad hoc.

Институционный арбитраж – это постоянно действующий арбитраж, который создается при национальных торгово-промышленных палатах. Для институционного арбитража характерно наличие определенной структуры, административного аппарата, регламента, определяющего правила арбитражного производства и утвержденный список, из которого стороны могут выбирать арбитров. В России институционным международным коммерческим арбитражем является Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.

Арбитраж ad hocсоздается сторонами на один конкретный случай. После завершения арбитражной процедуры он прекращает свое существование. Этот вид арбитража может быть особо привлекателен практически неограниченной свободой участвующих сторон. Правда, для этого стороны, между которыми есть разногласия, должны быть в состоянии договориться. Арбитражи ad hocмогут руководствоваться любыми правилами. Самыми популярными и наиболее часто выбираемыми являются: Арбитражный регламент, разработанный Европейской экономической комиссией в 1966 г., и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.


54. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


В РФ основным нормативно-правовым актом в этой области является Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже».Он определяет основные требования, предъявляемые к арбитражному соглашению (обязательна письменная форма), состав и компетенцию арбитража, порядок ведения арбитражного разбирательства, правила вынесения арбитражного решения и прекращения разбирательства, основания для оспаривания арбитражного решения, процедуры признания и приведения в исполнение арбитражных решений. Положения Закона применяются к международному коммерческому арбитражу, если он находится на территории РФ. Кроме того, его правила распространяются на арбитражные соглашения в отношении формы и порядка признания и приведения в исполнение арбитражных решений, когда международный коммерческий арбитраж имеет место за границей.

Положения АПК РФ регулируют признание и приведение в исполнение решений международных коммерческих арбитражей. Аналогичные положения содержатся также в разделе VIII Закона «О международном коммерческом арбитраже». Лицо, выигравшее дело в международном коммерческом арбитраже, в течение трех лет после вынесения решения должно обратиться с заявлением в компетентный арбитражный суд РФ.На основании заявления возбуждается разбирательство, выносится определение о признании и для принудительного исполнения выдается исполнительный лист.

Процесс признания и исполнения решений международных коммерческих арбитражейнесколько проще, чем в отношении решений иностранных судов. Обусловлено это действием международных многосторонних универсальных договоров по вопросам международного арбитража. РФ участвует в следующих договорах в этой области: Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, 1972 г. (Московская конвенция СЭВ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

Важнейшей среди них является Нью-Йоркская конвенция, участниками которой является более половины государств мира. Она применяется к арбитражным решениям, вынесенным арбитражами на территории государства, отличного от государства, где испрашивается признание и приведение в исполнение. Статья III Нью-Йоркской конвенции налагает на всех государств-участников обязательство признавать и приводить в исполнение арбитражные решения. Причем к таким решениям не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений. Если решение международного арбитража подпадает под действие конвенции, то эти положения должны иметь преимущество перед положениями национального права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.