КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование племенного животноводства, ветеринарии, селекционной деятельности
Правовой базой для ведения племенного животноводства являются Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» и нормативные акты, принятые в Российской Федерации и ее субъектах в развитие этого Закона. Общие положения. Племенное животноводство призвано обеспечить воспроизводство племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств разводимых сельскохозяйственных животных, а также сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для сельскохозяйственных целей. Племенное животноводство охватывает не только разведение племенных животных, но и производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях. При этом понятие «племенная продукция» (материал) включает в себя племенное животное, его семя и эмбрионы. Племенным животным считается сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке. Племенная продукция в имущественных и личных неимущественных отношениях может выступать в качестве объекта: 1) гражданских прав, к которому применяются общие правила гражданского законодательства Российской Федерации об имуществе, с изъятиями, предусмотренными законодательством о племенном животноводстве; 2) исключительных прав (например, отчуждение или иной переход прав интеллектуальной собственности на племенную продукцию (материал) разрешается при наличии соответствующего сертификата). Организации по племенному животноводству. Деятельностью по племенному делу могут заниматься как специализированные сельскохозяйственные организации, так и крестьянские (фермерские) хозяйства. В системе организаций по племенному животноводству могут быть: племенной завод; племенной репродуктор; организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных; организация по трансплантации эмбрионов; организация по племенной работе, организации по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных и др. При этом племзавод, организации по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов создаются по согласию с Минсельхозом России, руководителями двух последних из них должны быть специалисты с высшим зоотехническим или ветеринарным образованием. Минсельхоз утвердил положения о каждом виде названных организаций. Виды организаций, занятых в области племенного животноводства, определяет Минсельхоз России. В специальной главе Федерального закона «О племенном животноводстве» установлен особый порядок проведения искусственного осеменения и трансплантации эмбрионов. Для этого граждане и юридические лица, осуществляющие разведение и использование сельскохозяйственных животных, подают заявки в соответствующий орган государственной племенной службы и получают от него разрешение. Аналогичный порядок существует и в отношении трансплантации эмбрионов. Порядок подачи заявок и выдачи разрешений устанавливается Минсельхозом России. Государственное регулирование племенного животноводства. Управление племенным животноводством возложено на Минсельхоз России, имеющий соответствующий департамент, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие функции управления сельским хозяйством, в том числе племенным животноводством, на своих территориях, которые образуют единую систему органов исполнительной власти - государственную племенную службу. Руководители племенных служб одновременно являются государственными инспекторами в области племенного животноводства с широкими правами: беспрепятственно посещать организации по племенному животноводству; получать от них безвозмездную информацию, давать им предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области племенного животноводства и осуществлять контроль за выполнением этих предписаний; приостанавливать реализацию племенной продукции (материала) при нарушении указанного законодательства; осуществлять государственный надзор за применением в области селекции и воспроизводства племенной продукции (материала) новых технологий, инструментов, оборудования, материалов и биотехнологических методов; не допускать реализацию и иное использование племенной продукции (материалов) без сертификата (свидетельства); давать заключения по спорам; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области племенного животноводства. Основными элементами (составляющими) системы государственного регулирования являются: 1) государственная регистрация племенных животных и племенных стад путем внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр, в которые Минсельхоз России заносит данные о племенных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах и другие данные, необходимые для их идентификации; 2) обязательная сертификация племенной продукции (материала) на соответствие установленным стандартам, нормам и правилам, проводимая в целях определения и документального подтверждения продуктивности племенных животных, их происхождения, отсутствия у них генетических пороков, а также происхождения и качества семян и эмбрионов. Сертификат (свидетельство) является документом для признания конкретного животного племенным. Сертификация осуществляется соответствующими органами государственной племенной службы при участии названной выше пятой группы организаций и лабораторий селекционного контроля качества, а также лабораторий иммуногенетической экспертизы; 3) государственное стимулирование племенного животноводства путем финансирования части затрат на его ведение из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на основе соответствующих программ развития этой деятельности, а также предоставления льготных условий приобретения племенных животных в порядке финансовой аренды (лизинга); 4) разработка научно-исследовательскими организациями совместно с органами государственной ветеринарной службы государственных научно-технических программ в области племенного животноводства, методов и приемов совершенствования процесса воспроизводства племенных животных, методик и технических средств для оценки и генетического контроля племенной продукции (материала), систем информационного обеспечения в области племенного животноводства; 5) Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 10.11) предусмотрена ответственность за два вида нарушений норм и правил ведения племенного животноводства: реализацию или использование в целях воспроизводства племенной продукции (материала) с нарушением требований, установленных законодательством о племенном животноводстве, — административный штраф на граждан в размере 1-1,5 тыс. руб., на должностных лиц — 2-3 тыс. руб., на юридических лиц — 20-30 тыс. руб.; нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад — административный штраф на граждан в размере 300-500 руб., на должностных лиц — 500-1000 руб., на юридических лиц — 5-10 тыс. руб.
Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ) дает самое общее понятие ветеринарии как области знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Содержание Закона раскрывает широкую сферу нормотворческой и правоприменительной деятельности государства, крайне необходимой не только для сельского хозяйства как отрасли экономики, но и прежде всего для безопасности жизни и здоровья населения. Поэтому значение данного публично-правового субинститута аграрного права и правовых норм, выходящих за его пределы (в число объектов, на которые распространяются мероприятия по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, входят зоопарковые, домашние, а также дикие животные и птицы, рыбы и пчелы) неоценимо. Помимо общих положений, определяющих задачи ветеринарии, Закон устанавливает: систему и задачи ветеринарной службы, которая представлена тремя ее составляющими: федеральная ветеринарная служба, ведомственная ветеринарная служба производственная ветеринарная служба;
задачи, порядок осуществления и исполнителей государственного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора; общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства; требования по защите населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений; ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации. К полномочиям Российской Федерации относятся: законодательство Российской Федерации в области ветеринарии (в ст. 71 Конституции РФ оно не обозначено), формирование и реализация на территории мероприятий в области ветеринарии; установление и отмена на территории страны карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок; охрана территории страны от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии; регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных; обеспечение лекарственными средствами, проведение противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных. К полномочиям субъектов Федерации в области ветеринарии относятся:
участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта; организация проведения на территории субъекта мероприятий ПО предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации: регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью, и контроль за деятельностью специалистов в области ветеринарии (поскольку согласно ст. 4 право на занятие ветеринарной деятельностью имеют только специалисты с высшим и средним ветеринарным образованием, а те из них, которые занимаются предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Федерации). Для осуществления указанных полномочий создана система государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которая включает в себя: федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии - Министерство сельского хозяйства РФ; федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации; федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Россельхознадзор) и подведомственные ей территориальные органы; ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; в субъектах Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов и подведомственные им учреждения. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации назначается и освобождается от должности Правительством РФ, а главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Федерации — органами исполнительной власти субъектов по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации. Федеральный закон определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства о ветеринарии. Эта деятельность направлена на: выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; организацию противоэпизоотических мероприятий; надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм В ст. 19 установлены размеры компенсации за изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (такие события имели место в недавнем прошлом в ряде регионов, например, в связи с птичьим гриппом), а в ст. 21 — порядок обязательного осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок, реализуемых на рынке и используемых по назначению. Помимо Федерального закона «О ветеринарии» ветеринарный надзор урегулирован рядом других нормативных правовых актов, принятых уполномоченными органами. В настоящее время действуют: порядок оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевые продукты, утвержденный Минсельхозпродом России в 1998 г.; правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных госветнадзору, утвержденные Министерством путей сообщения РФ в 2003 г.; правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденные Минсельхозом России в 2005 г.; перечень карантинных и особо опасных болезней животных, утвержденный Минсельхозом России в 2005 г.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |