Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана окружающей среды 1 страница




В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ”

Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском

хозяйстве.

Производство качественной сельскохозяйственной продукции.

Предметом аграрного права является преж­де всего определенная совокупность общественных отношений, не­посредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, хранением и реализацией. Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики, от состоя­ния которой зависит обеспечение населения продуктами пита­ния, а промышленности — сырьем. Именно сельскохозяйственные предприятия и организации независимо от форм собственности на контрактной основе выполняют заказы на закупку и поставку товарной сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия для государственных нужд. Товарной — значит, по качеству соответствующей государственным стандартам, техническим усло­виям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым усло­виям, устанавливаемым государственными контрактами.

Проблемы функционирующего сельского хозяйства — это проб­лемы национальной безопасности, в частности продовольственной независимости страны (продовольственной безопасности). Од­ними из составляющих продовольственной безопасности являют­ся качество и безопасность пищевой продукции.

Вопросы качества продовольствия непосредственно связаны со здоровьем населения — важным фактором развития страны.

В Российской Федерации за последние годы по данной проблеме принят пакет нормативных правовых актов. Например, Федераль­ные законы от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопас­ности пищевых продуктов», от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЭ «О го­сударственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»; и другие акты, регламентирующие качество и безопасность пищевых продуктов посредством:

применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

проведения субъектами, осуществляющими деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реа­лизации;

проведения производственного контроля за качеством и безо­пасностью пищевых продуктов, условиями их изготовления, хра­нения, перевозок и реализации, внедрением систем управления ка­чеством пищевых продуктов;

применения мер по пресечению нарушений требований нор­мативных документов, а также мер гражданско-правовой, админи­стративной и уголовной ответственности к лицам, виновным в со­вершении указанных нарушений.

Производители обязаны предоставлять покупателям или по­требителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пи­щевых продуктов, соблюдении требований нормативных докумен­тов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.

Федеральные органы исполнительной власти по государствен­ному надзору в области стандартизации и сертификации, государ­ственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарно­го надзора обеспечивают граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц и др. информацией о каче­стве и безопасности пищевых продуктов, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, о подтверждении их соответствия требованиям норма­тивных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пище­вых продуктов.

Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ст. 10) «О защите прав потребителей» содержит специальную норму об информации о товарах, которая должна содержать:

сведения об основных потребительских свойствах товаров в отношении продуктов питания;

сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, био­логически активных добавок, о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно- модифицированных организмов, если содержание указанных организмов в таком компоненте со­ставляет более 0,9%);

пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хра­нения продуктов питания, о дате и месте изготовления и об упаковке (расфасовке) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказа­ния для их применения при отдельных заболеваниях, утверждает­ся Правительством РФ.

Совершенствование процесса производства сельскохозяйственной продукции невозможно без материального (морального) сти­мулирования, поскольку производство качественной продукции влечет за собой значительные дополнительные затраты.

В целях увеличения объема производства и реализации каче­ственной продукции крайне необходимо экологизировать весь процесс выращивания растениеводческой и животноводческой продукции, изыскивать новые подходы, например, предоставляя производителям кредитные и налоговые льготы.

На процесс производства продукции сельского хозяйства влия­ют как естественные (природные) факторы, так и особенности пра­вового положения субъектов отношений по ее производству — про­изводителей. Это предопределяет необходимость выработки новой концепции форм влияния государства на производство качествен­ной продукции с учетом его перспективного развития, сочетая ме­ханизмы публично-правового и частноправового регулирования.

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу­чия населения.

В Законе № 52-ФЗ (ст. 15) перечислены санитарно-эпиде­миологические требования к продуктам, пищевым добавкам, про­довольственному сырью и технологиям их производства.

Пищевые продукты должны удовлетворять физиологиче­ским потребностям человека и не должны оказывать на него вред­ное воздействие.

Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным нормам.

Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продо­вольственного сырья, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соот­ветствии их санитарным нормам.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транс­портировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, должны выполнять санитарные прави­ла и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

Не соответствующие санитарным правилам и представляю­щие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, немедленно снимаются с производства или реализации.

Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье должны быть исполь­зованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

Продукция, ввозимая на территорию Российской Федера­ции и предназначенная для реализации населению, не должна: оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания; допускаться к ввозу на территорию Российской Федерации без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным нормам.

Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на тер­риторию Российской Федерации и перечень которых устанавлива­ется Правительством РФ, до их ввоза на территорию нашей страны подлежат государственной регистрации.

Обязательства о выполнении требований санитарного законо­дательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Фе­дерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным услови­ем договоров (контрактов) поставок продукции.

Отдельные статьи Закона № 52-ФЗ регулируют санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологичес­кими веществами, биологическими и микробиологическими орга­низмами и их токсинами, в том числе условия работы в области ген­ной инженерии (обязательность санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ са­нитарным правилам и государственная регистрация веществ и про­дукции). Статья 44 Закона посвящена государственному санитарно- эпидемиологическому надзору.

Порядок государственного надзора и контроля в области обес­печения качества и безопасности пищевых продуктов предусмот­рен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № «О государственном надзоре и контроле в области обеспе­чения качества и безопасности пищевых продуктов». В постанов­лении помимо органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием госу­дарственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам пищевой ценности пищевых продук­тов, безопасности пищевых продуктов, перечислены другие органы исполнительной власти, выполняющие функции в данной области. Например, на органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации возложен государственный вете­ринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нор­мам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы:

пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясо­продуктов, молока и молокопродуктов, сырых яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства);

условий заготовки пищевых продуктов животного происхожде­ния, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на терри­торию Российской Федерации, хранения, транспортировки и по­ставок;

пищевых продуктов животного и растительного происхожде­ния непромышленного изготовления и др.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на основании Федерального за­кона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и в соответ­ствии с Правилами государственной регистрации лекарствен­ных средств для животных и кормовых добавок, утвержден­ными приказом Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. № 48 осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств для животных.

Зарегистрированные в установленном порядке лекарствен­ные средства для животных включаются в Реестр лекарствен­ных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, который на основании постановления Правительства РФ от 12 июля 2008 г. № 450 находится в ведении Министерства сельского хо­зяйства РФ.

Цель ведения реестра – государственный контроль за безопасным использованием кормов, полученных из модифицированных организмов.

В случае выявления негативного воздействия корма, полуенного из модифицированных организмов, на здоровье животных, подтвержденного проведенной в установленном порядке экспертизой, государственная регистрация корма может быть аннулирована Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (с соответствующей записью в реестре).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы производят госу­дарственный надзор и контроль в области стандартизации, мет­рологии и сертификации за соответствием государственным стандартам, например: качества продукции, упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и по­ставке.

С 1 ноября 2005 г. контроль качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее осуществляют органы по сертификации и испытательные лабора­тории (центры), аккредитованные Федеральной службой по вете­ринарному и фитосанитарному надзору.

В полномочия Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министер­ства экономического развития РФ, Федерального агентства по тех­ническому регулированию и метрологии и др. входят меры по обеспе­чению взаимодействия, усилению и повышению эффективности государственного надзора и контроля за качеством и безопасно­стью продукции при ее изготовлении и обороте.

Улучшение качества сельскохозяйственной продукции явля­ется национальной проблемой всех государств независимо от их политического и экономического строя. Поэтому в Основных на­правлениях агропродовольственной политики Правительства РФ На 2001-2010 годы, во исполнение Плана первоочередных меро­приятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», производство качественной сельскохозяйствен­ной продукции — первостепенная задача.

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» одобрена программа по раз­витию сельского хозяйства, основными целями которой являют­ся: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяй­ственной продукции на основе финансовой устойчивости и мо­дернизации сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Наряду с действующим Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сельскохо­зяйственное производство остро нуждается в стандартах на тех­нологические операции для комплексного управления качеством продукции, в разработке модели экологически устойчивого аграр­ного производства на основе системы мер по предотвращению деградации земель, системы экологических ограничений земле­пользования и землевладения, мер по охране земель при различ­ных формах земельной собственности. Экологическое (биологи­ческое, органическое, альтернативное) сельское хозяйство — одно из направлений сельского хозяйства, при котором не используются генно-модифицированные организмы, синтетические химические удобрения и средства защиты. Все процессы производства в соот­ветствии с сертификатом обеспечивают замкнутый цикл при до­стижении природо- и ресурсосберегающего эффекта.

Сертифицированное экологически чистое сельское хозяйство практикуется в десятках стран мира и является одним из самых быстрорастущих сегментов аграрного рынка. По потреблению экологических продуктов сельского хозяйства на душу населения мировыми лидерами являются Швейцария и США. Самыми большими площадями под экологическое сельскохозяйственное производство располагают Австралия, Аргентина и Китай.

В настоящее время не существует общепринятой международ­ной классификации нового рынка экологически безопасной про­дукции, охватывающей все сферы производства и услуг. 32 страны имеют утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию. В России есть международный экологический фонд, который ведет лишь Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной экологической продукции.

В связи с повышением спроса на экологически чистую сель­скохозяйственную продукцию в Европе к 2010 г. 30% сельскохозяйственных земель планируется использовать под органическое земледелие. В настоящее время более 10% австрийского сельского хозяйства — органическое. Органическое сельское хозяйство — наиболее быстрорастущий сектор в австрийской экономике и единственный растущий сектор в экономике Великобритании, в которой существует 445 органических ферм (в Англии и Уэль­се). В швейцарском сельском хозяйстве доля органического зем­леделия занимает 7,8%. Мировой объем продаж продуктов органи­ческого земледелия составляет 25 млрд долл. в год.

XXI век объявлен веком биотехнологий, однако реальных до­стижений в сфере агробиотехнологий, производстве экологиче­ски чистой продукции растениеводства в России пока немного. Следует ожидать, что начавшийся в последние годы рост сельско­хозяйственного производства даст мощный импульс биотехнологическим инновациям, поскольку именно инновации в мировом сельском хозяйстве и пищевой промышленности давно стали решающим конкурентным преимуществом транснациональных корпораций.

Другими словами, производство качественной сельскохозяйст­венной продукции зависит от здоровой земли, чистого воздуха, чистой воды и многих других факторов. Только совместными уси­лиями возможно решение глобальной комплексной международ­ной проблемы — производство качественного продовольствия.

 

Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

 

Характеристика экологических проблем в аграрной сфере

Сельскохозяйственная деятельность связана не только с интенсивным использованием разных природных ресурсов, прежде всего земли, но и разнообразными вредными воздейст­виями на природу — почвы, воды, атмосферный воздух, расти­тельный и животный мир.

Сведения о состоянии окружающей среды в аграрной сфере и влиянии сельскохозяйственной деятельности на природу со­держатся как в официальных источниках, так и иных — науч­ных, в СМИ и др.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 «О Федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйствен­ного назначения и агроландшафтов как национального достоя­ния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года» сель­скохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн га, более 56 млн га пашни ха­рактеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой де­фицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем в Российской Федерации составил 0,52 т на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв. Даль­нейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйст­венного производства.

Достаточно ярко уточняет характеристику состояния эколо­гических проблем в аграрной сфере газета «Крестьянские ведо­мости». Немало страданий нашему АПК доставляет техноген­ное загрязнение. Только площади распространения выбросов вокруг промышленных комплексов охватывают около 18 млн га. На 3,6 млн га почвенный покров загрязнен тяжелыми ме­таллами. Зона распространения радиоактивного загрязнения достигает 175 тыс. км. Содержание радионуклидов и химиче­ских веществ в почвах многих регионов страны превышает до­пустимые пределы в несколько раз. Как же вести сельскохозяй­ственное производство в таких условиях? Можно ли получать качественную продукцию на загрязненных землях? Насколько регулируемы уровни загрязнения?

3. Экологическую ситуацию в сельском хозяйстве комменти­рует вице-президент Россельхозакадемии, академик А. Л. Ива­нов. «Техногенез достиг таких масштабов, что может рассмат­риваться как угроза национальной безопасности. Судите сами, 20% населения проживает в зоне экологического бедствия и еще 35—40% — в регионах, находящихся на грани экологиче­ского кризиса. Современная промышленность изобилует опас­ными с точки зрения экологии объектами. Но и АПК не идеа­лен. Например, свиноводческий комплекс мощностью 108 тыс. голов выбрасывает в атмосферу каждый час 1,5 млрд микроб­ных тел, 159 кг аммиака, 14,5 кг

сероводорода, 29,9 кг пыли кормов. В конечном счете, все это воздействует на сельскохо­зяйственные земли. А если вспомнить еще проблему утилизации тысяч тонн непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов! А проблему фузариума! Только за последние 10 лет количество зерна, зараженного микотоксинами, увеличилось в 20 раз. В годы эпифитотий (1993 и 2000 гг.) из государственных запасов было выбраковано 4 и 3 млн т зерна соответственно, судьба которого, кстати сказать, весьма туманна. Однако больше всего бед по-прежнему доставляют тяжелые металлы и радионуклиды. Но кроме них появились экзотические виды загрязнителей — это электромагнитные и другие виды неионизирующих излучений и повышенная УФ-радиация на территориях, где обнаружено истощение озонового слоя. Очевидно, что техногенное загрязнение очень разнообразно. И зачастую на одной территории совместно действуют несколько антропогенных источников».

4. С учетом высоких уровней и масштабов загрязнения природы агрохимикатами и промышленными токсикантами академик А. Л. Иванов дает крестьянам, которые вынуждены тру­диться на загрязненной земле, важные с эколого-правовой точ­ки зрения рекомендации. «Нашими ведущими учеными разработаны и активно внедряются специальные системы веде­ния хозяйства в условиях техногенеза. Принципом одной из та­ких систем является снижение до разумного минимума всех до­полнительных воздействий на агроценозы с последующей опо­рой на их собственный биопотенциал. Уже разработаны эффективные технологии биологического земледелия. Каждая из них начинается с предпосевной обработки семян комплекс­ными соединениями с биологической активностью — индукто­рами иммунитета, а также микробиологическими препаратами для подавления или уничтожения инфекции и улучшения со­стояния посевов. Кроме того, можно обработать предпосевной материал УФ-С-излучением — этот прием позволяет получить безвирусные семена, а также повысить продуктивность культур, сократить потери при хранении, свести к минимуму использо­вание пестицидов. Впрочем, от последних рекомендуется отка­заться вовсе, применяя биологические методы борьбы с болез­нями и вредителями. Речь идет об использовании энтомофагов и микробных препаратов при сохранении и активизации при­родных механизмов регуляции их численности. Важно под­черкнуть, что биологическое земледелие предусматривает высо­кую культуру агротехники, как основу получения «чистых» по­севов и качественной продукции. Учитывая современную ситуацию в АПК, совсем отказываться от удобрений, как дик­туют традиционные принципы биологизации, в нашей стране нельзя. Поэтому ученые предлагают вносить новые виды удоб­рений, которые наиболее полно усваиваются растениями. Кро­ме того, мы обращаем внимание на внедрение современных травопольных севооборотов, использование сидеритов и, нако­нец, оптимизацию условий работы свободноживущих и ассоциативных азотфиксаторов».

5. По утверждению академика A. Л. Иванова, на загрязнен­ных территориях можно получать качественную продукцию растениеводства и животноводства. «Главное правильно орга­низовать производство, переработку и хранение, кроме того,

проводить реабилитацию земель. Так, например, в зонах воз­действия транспортных магистралей на посевы с выхлопными газами поступают в основном свинец и цинк. Поэтому, прежде всего поля нужно защитить лесополосами, которые способны активно задерживать эти токсиканты. Выращивать здесь можно смело зерновые и технические культуры, которые меньше всего накапливают свинец и цинк, а вот от картофеля, моркови и лу­ка лучше отказаться. Не следует также выпасать молочный скот в таких зонах, так как свинец активно накапливается в траво­стое и затем поступает в молоко коров. Впрочем, вся система животноводства на загрязненных землях основана на подборе чистых кормов или очистке их с помощью специальных сор­бентов. Если на поля воздействуют промышленные предпри­ятия, выгодно возделывать лишь те культуры, хозяйственно-ценная часть которых не подвергается прямому загрязнению от выбросов. Это клубне- и корнеплоды, технические культуры. Часть земель, расположенных в санитарно-защитной зоне предприятий, целесообразно вообще выводить из оборота. А на остальных вносить агромелиоранты (известь, доломитовую му­ку, бентонит, палогорскитовые глины), снижающие биологиче­скую подвижность токсикантов в почве и их переход в сельхоз­продукцию. Подобные системы ведения хозяйства разработаны практически для всех категорий загрязнителей».

 

Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве

 

1. Экологическое право, регулирующее отношения по охра­не окружающей среды, — комплексная отрасль в правовой сис­теме России. Соответственно, отношения по охране окружаю­щей среды в целом и применительно к сельскому хозяйству, в частности, регулируются не только нормами экологического права, но и актами многих других отраслей — конституционно­го, административного, уголовного, гражданского и самого аг­рарного права.

1 2. Важные положения по охране окружающей среды содер­жатся в Конституции РФ. Согласно ее ст. 9 земля и другие при­родные ресурсы используются и охраняются в Российской Фе­дерации как основа жизни и деятельности народов, проживаю­щих на соответствующей территории. Значение этой нормы, прежде всего, в том, что она определяет, закрепляет экологиче­скую функцию всех субъектов экологического права, включая и государство. И природопользователи, и государство обязаны обеспечивать рациональное природопользование и охрану при­роды — основы жизни и деятельности человека.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользо­вание, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также земельное, водное, лесное законодатель­ство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что отношения по природопользова­нию и охране окружающей среды регулируются актами, прини­маемыми как на федеральном уровне, так и на уровне субъек­тов РФ.

Основные требования по охране окружающей среды, ко­торые должны соблюдаться и в аграрной сфере, установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он содержит как общие требования, мно­гие из которых рассматриваются при характеристике правовых мер по охране окружающей среды в сельском хозяйстве так и специализированные требования в области охраны окружаю­щей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (ст. 42), при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и экс­плуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43) и при использовании хи­мических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (ст. 49).

Так, согласно ст. 42 названного Закона при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблю­даться требования в области охраны окружающей среды, про­водиться мероприятия по охране земель, почв, водных объек­тов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружаю­щую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляю­щие производство, заготовку и переработку сельскохозяйствен­ной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требова­ния в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохо­зяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие за­грязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

При мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиора­тивных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объ­ектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негатив­ного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нару­шать устойчивое функционирование естественных экологиче­ских систем (ст. 43).

В полной мере к сельскохозяйственной деятельности при­менимы требования по охране и использованию вод, установ­ленные Водным кодексом РФ; охране атмосферного воздуха, ус­тановленные Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; охране и использованию животного мира, установленные Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; требования, предусмотренные иными актами природоресурсного законода­тельства.

Многие требования по использованию и охране земель, ад­ресованные аграрной сфере, установлены Земельным кодек­сом РФ. Наряду с другими категориями, Кодекс по традиции выделяет земли сельскохозяйственного назначения.

В ст. 13 ЗК установлен ряд наиболее важных требований, определяющих содержание охраны земель, в том числе сельскохозяйственного назначения. В целях охраны земель собст­венники земельных участков, землепользователи, землевладель­цы и арендаторы земельных участков обязаны проводить меро­приятия:

по сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоп­ления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уп­лотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веще­ствами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых про­исходит деградация земель;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревья­ми и кустарниками, сорными растениями, а также защите рас­тений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организ­мов, способных при определенных условиях нанести вред де­ревьям, кустарникам и иным растениям);

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биоген­ного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодо­родия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.