КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана окружающей среды 1 страница
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ” Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Производство качественной сельскохозяйственной продукции. Предметом аграрного права является прежде всего определенная совокупность общественных отношений, непосредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, хранением и реализацией. Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики, от состояния которой зависит обеспечение населения продуктами питания, а промышленности — сырьем. Именно сельскохозяйственные предприятия и организации независимо от форм собственности на контрактной основе выполняют заказы на закупку и поставку товарной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Товарной — значит, по качеству соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым условиям, устанавливаемым государственными контрактами. Проблемы функционирующего сельского хозяйства — это проблемы национальной безопасности, в частности продовольственной независимости страны (продовольственной безопасности). Одними из составляющих продовольственной безопасности являются качество и безопасность пищевой продукции. Вопросы качества продовольствия непосредственно связаны со здоровьем населения — важным фактором развития страны. В Российской Федерации за последние годы по данной проблеме принят пакет нормативных правовых актов. Например, Федеральные законы от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЭ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»; и другие акты, регламентирующие качество и безопасность пищевых продуктов посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; проведения субъектами, осуществляющими деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов; применения мер по пресечению нарушений требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений. Производители обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов. Федеральные органы исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора обеспечивают граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц и др. информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ст. 10) «О защите прав потребителей» содержит специальную норму об информации о товарах, которая должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров в отношении продуктов питания; сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно- модифицированных организмов, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%); пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о дате и месте изготовления и об упаковке (расфасовке) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ. Совершенствование процесса производства сельскохозяйственной продукции невозможно без материального (морального) стимулирования, поскольку производство качественной продукции влечет за собой значительные дополнительные затраты. В целях увеличения объема производства и реализации качественной продукции крайне необходимо экологизировать весь процесс выращивания растениеводческой и животноводческой продукции, изыскивать новые подходы, например, предоставляя производителям кредитные и налоговые льготы. На процесс производства продукции сельского хозяйства влияют как естественные (природные) факторы, так и особенности правового положения субъектов отношений по ее производству — производителей. Это предопределяет необходимость выработки новой концепции форм влияния государства на производство качественной продукции с учетом его перспективного развития, сочетая механизмы публично-правового и частноправового регулирования. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В Законе № 52-ФЗ (ст. 15) перечислены санитарно-эпидемиологические требования к продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и технологиям их производства. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным нормам. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. Не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, немедленно снимаются с производства или реализации. Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены. Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации и предназначенная для реализации населению, не должна: оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания; допускаться к ввозу на территорию Российской Федерации без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным нормам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию нашей страны подлежат государственной регистрации. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) поставок продукции. Отдельные статьи Закона № 52-ФЗ регулируют санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии (обязательность санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам и государственная регистрация веществ и продукции). Статья 44 Закона посвящена государственному санитарно- эпидемиологическому надзору. Порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов». В постановлении помимо органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, перечислены другие органы исполнительной власти, выполняющие функции в данной области. Например, на органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации возложен государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы: пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сырых яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства); условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок; пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления и др. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на основании Федерального закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и в соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными приказом Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. № 48 осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств для животных. Зарегистрированные в установленном порядке лекарственные средства для животных включаются в Реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, который на основании постановления Правительства РФ от 12 июля 2008 г. № 450 находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ. Цель ведения реестра – государственный контроль за безопасным использованием кормов, полученных из модифицированных организмов. В случае выявления негативного воздействия корма, полуенного из модифицированных организмов, на здоровье животных, подтвержденного проведенной в установленном порядке экспертизой, государственная регистрация корма может быть аннулирована Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (с соответствующей записью в реестре). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы производят государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам, например: качества продукции, упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и поставке. С 1 ноября 2005 г. контроль качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В полномочия Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и др. входят меры по обеспечению взаимодействия, усилению и повышению эффективности государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью продукции при ее изготовлении и обороте. Улучшение качества сельскохозяйственной продукции является национальной проблемой всех государств независимо от их политического и экономического строя. Поэтому в Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства РФ На 2001-2010 годы, во исполнение Плана первоочередных мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», производство качественной сельскохозяйственной продукции — первостепенная задача. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» одобрена программа по развитию сельского хозяйства, основными целями которой являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Наряду с действующим Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сельскохозяйственное производство остро нуждается в стандартах на технологические операции для комплексного управления качеством продукции, в разработке модели экологически устойчивого аграрного производства на основе системы мер по предотвращению деградации земель, системы экологических ограничений землепользования и землевладения, мер по охране земель при различных формах земельной собственности. Экологическое (биологическое, органическое, альтернативное) сельское хозяйство — одно из направлений сельского хозяйства, при котором не используются генно-модифицированные организмы, синтетические химические удобрения и средства защиты. Все процессы производства в соответствии с сертификатом обеспечивают замкнутый цикл при достижении природо- и ресурсосберегающего эффекта. Сертифицированное экологически чистое сельское хозяйство практикуется в десятках стран мира и является одним из самых быстрорастущих сегментов аграрного рынка. По потреблению экологических продуктов сельского хозяйства на душу населения мировыми лидерами являются Швейцария и США. Самыми большими площадями под экологическое сельскохозяйственное производство располагают Австралия, Аргентина и Китай. В настоящее время не существует общепринятой международной классификации нового рынка экологически безопасной продукции, охватывающей все сферы производства и услуг. 32 страны имеют утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию. В России есть международный экологический фонд, который ведет лишь Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной экологической продукции. В связи с повышением спроса на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию в Европе к 2010 г. 30% сельскохозяйственных земель планируется использовать под органическое земледелие. В настоящее время более 10% австрийского сельского хозяйства — органическое. Органическое сельское хозяйство — наиболее быстрорастущий сектор в австрийской экономике и единственный растущий сектор в экономике Великобритании, в которой существует 445 органических ферм (в Англии и Уэльсе). В швейцарском сельском хозяйстве доля органического земледелия занимает 7,8%. Мировой объем продаж продуктов органического земледелия составляет 25 млрд долл. в год. XXI век объявлен веком биотехнологий, однако реальных достижений в сфере агробиотехнологий, производстве экологически чистой продукции растениеводства в России пока немного. Следует ожидать, что начавшийся в последние годы рост сельскохозяйственного производства даст мощный импульс биотехнологическим инновациям, поскольку именно инновации в мировом сельском хозяйстве и пищевой промышленности давно стали решающим конкурентным преимуществом транснациональных корпораций. Другими словами, производство качественной сельскохозяйственной продукции зависит от здоровой земли, чистого воздуха, чистой воды и многих других факторов. Только совместными усилиями возможно решение глобальной комплексной международной проблемы — производство качественного продовольствия.
Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве
Характеристика экологических проблем в аграрной сфере Сельскохозяйственная деятельность связана не только с интенсивным использованием разных природных ресурсов, прежде всего земли, но и разнообразными вредными воздействиями на природу — почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Сведения о состоянии окружающей среды в аграрной сфере и влиянии сельскохозяйственной деятельности на природу содержатся как в официальных источниках, так и иных — научных, в СМИ и др. Согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 «О Федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года» сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн га, более 56 млн га пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем в Российской Федерации составил 0,52 т на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв. Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства. Достаточно ярко уточняет характеристику состояния экологических проблем в аграрной сфере газета «Крестьянские ведомости». Немало страданий нашему АПК доставляет техногенное загрязнение. Только площади распространения выбросов вокруг промышленных комплексов охватывают около 18 млн га. На 3,6 млн га почвенный покров загрязнен тяжелыми металлами. Зона распространения радиоактивного загрязнения достигает 175 тыс. км. Содержание радионуклидов и химических веществ в почвах многих регионов страны превышает допустимые пределы в несколько раз. Как же вести сельскохозяйственное производство в таких условиях? Можно ли получать качественную продукцию на загрязненных землях? Насколько регулируемы уровни загрязнения? 3. Экологическую ситуацию в сельском хозяйстве комментирует вице-президент Россельхозакадемии, академик А. Л. Иванов. «Техногенез достиг таких масштабов, что может рассматриваться как угроза национальной безопасности. Судите сами, 20% населения проживает в зоне экологического бедствия и еще 35—40% — в регионах, находящихся на грани экологического кризиса. Современная промышленность изобилует опасными с точки зрения экологии объектами. Но и АПК не идеален. Например, свиноводческий комплекс мощностью 108 тыс. голов выбрасывает в атмосферу каждый час 1,5 млрд микробных тел, 159 кг аммиака, 14,5 кг сероводорода, 29,9 кг пыли кормов. В конечном счете, все это воздействует на сельскохозяйственные земли. А если вспомнить еще проблему утилизации тысяч тонн непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов! А проблему фузариума! Только за последние 10 лет количество зерна, зараженного микотоксинами, увеличилось в 20 раз. В годы эпифитотий (1993 и 2000 гг.) из государственных запасов было выбраковано 4 и 3 млн т зерна соответственно, судьба которого, кстати сказать, весьма туманна. Однако больше всего бед по-прежнему доставляют тяжелые металлы и радионуклиды. Но кроме них появились экзотические виды загрязнителей — это электромагнитные и другие виды неионизирующих излучений и повышенная УФ-радиация на территориях, где обнаружено истощение озонового слоя. Очевидно, что техногенное загрязнение очень разнообразно. И зачастую на одной территории совместно действуют несколько антропогенных источников». 4. С учетом высоких уровней и масштабов загрязнения природы агрохимикатами и промышленными токсикантами академик А. Л. Иванов дает крестьянам, которые вынуждены трудиться на загрязненной земле, важные с эколого-правовой точки зрения рекомендации. «Нашими ведущими учеными разработаны и активно внедряются специальные системы ведения хозяйства в условиях техногенеза. Принципом одной из таких систем является снижение до разумного минимума всех дополнительных воздействий на агроценозы с последующей опорой на их собственный биопотенциал. Уже разработаны эффективные технологии биологического земледелия. Каждая из них начинается с предпосевной обработки семян комплексными соединениями с биологической активностью — индукторами иммунитета, а также микробиологическими препаратами для подавления или уничтожения инфекции и улучшения состояния посевов. Кроме того, можно обработать предпосевной материал УФ-С-излучением — этот прием позволяет получить безвирусные семена, а также повысить продуктивность культур, сократить потери при хранении, свести к минимуму использование пестицидов. Впрочем, от последних рекомендуется отказаться вовсе, применяя биологические методы борьбы с болезнями и вредителями. Речь идет об использовании энтомофагов и микробных препаратов при сохранении и активизации природных механизмов регуляции их численности. Важно подчеркнуть, что биологическое земледелие предусматривает высокую культуру агротехники, как основу получения «чистых» посевов и качественной продукции. Учитывая современную ситуацию в АПК, совсем отказываться от удобрений, как диктуют традиционные принципы биологизации, в нашей стране нельзя. Поэтому ученые предлагают вносить новые виды удобрений, которые наиболее полно усваиваются растениями. Кроме того, мы обращаем внимание на внедрение современных травопольных севооборотов, использование сидеритов и, наконец, оптимизацию условий работы свободноживущих и ассоциативных азотфиксаторов». 5. По утверждению академика A. Л. Иванова, на загрязненных территориях можно получать качественную продукцию растениеводства и животноводства. «Главное правильно организовать производство, переработку и хранение, кроме того, проводить реабилитацию земель. Так, например, в зонах воздействия транспортных магистралей на посевы с выхлопными газами поступают в основном свинец и цинк. Поэтому, прежде всего поля нужно защитить лесополосами, которые способны активно задерживать эти токсиканты. Выращивать здесь можно смело зерновые и технические культуры, которые меньше всего накапливают свинец и цинк, а вот от картофеля, моркови и лука лучше отказаться. Не следует также выпасать молочный скот в таких зонах, так как свинец активно накапливается в травостое и затем поступает в молоко коров. Впрочем, вся система животноводства на загрязненных землях основана на подборе чистых кормов или очистке их с помощью специальных сорбентов. Если на поля воздействуют промышленные предприятия, выгодно возделывать лишь те культуры, хозяйственно-ценная часть которых не подвергается прямому загрязнению от выбросов. Это клубне- и корнеплоды, технические культуры. Часть земель, расположенных в санитарно-защитной зоне предприятий, целесообразно вообще выводить из оборота. А на остальных вносить агромелиоранты (известь, доломитовую муку, бентонит, палогорскитовые глины), снижающие биологическую подвижность токсикантов в почве и их переход в сельхозпродукцию. Подобные системы ведения хозяйства разработаны практически для всех категорий загрязнителей».
Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
1. Экологическое право, регулирующее отношения по охране окружающей среды, — комплексная отрасль в правовой системе России. Соответственно, отношения по охране окружающей среды в целом и применительно к сельскому хозяйству, в частности, регулируются не только нормами экологического права, но и актами многих других отраслей — конституционного, административного, уголовного, гражданского и самого аграрного права. 1 2. Важные положения по охране окружающей среды содержатся в Конституции РФ. Согласно ее ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Значение этой нормы, прежде всего, в том, что она определяет, закрепляет экологическую функцию всех субъектов экологического права, включая и государство. И природопользователи, и государство обязаны обеспечивать рациональное природопользование и охрану природы — основы жизни и деятельности человека. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что отношения по природопользованию и охране окружающей среды регулируются актами, принимаемыми как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Основные требования по охране окружающей среды, которые должны соблюдаться и в аграрной сфере, установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он содержит как общие требования, многие из которых рассматриваются при характеристике правовых мер по охране окружающей среды в сельском хозяйстве так и специализированные требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (ст. 42), при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43) и при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (ст. 49). Так, согласно ст. 42 названного Закона при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. При мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем (ст. 43). В полной мере к сельскохозяйственной деятельности применимы требования по охране и использованию вод, установленные Водным кодексом РФ; охране атмосферного воздуха, установленные Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; охране и использованию животного мира, установленные Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; требования, предусмотренные иными актами природоресурсного законодательства. Многие требования по использованию и охране земель, адресованные аграрной сфере, установлены Земельным кодексом РФ. Наряду с другими категориями, Кодекс по традиции выделяет земли сельскохозяйственного назначения. В ст. 13 ЗК установлен ряд наиболее важных требований, определяющих содержание охраны земель, в том числе сельскохозяйственного назначения. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |