Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателей. Для студентов 3 курса дневного отделения




КАЗАНЬ-2008

УГОЛОВНОГО ПРАВА

ПО ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ,

ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ

Для студентов 3 курса дневного отделения

Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского государственного университета от «7» мая 2008 г. протокол № 5.

С о с т а в и т е л ь:

 

Доктор юридических наук, профессор Сидоров Б.В.

 

 

 

В данной работе даются рекомендации по методике изучения курса Особенной части уголовного права, предлагаются основная и дополнительная литература, планы семинарских и практических занятий, примерный перечень задач для наиболее глубокого изучения данного курса.

Планы и методические указания к практическим занятиям по Особенной части уголовного права России предназначены для студентов 3 курса очного (бюджетного и договорного) отделения.

Основными задачами преподавания курса Уголовного права. Особенная часть является раскрытие содержания положений Особенной части уголовного права, его социального назначения, углубление знаний в сфере квалификации преступлений и выработка практических навыков их применения.

При этом преподаватели, ведущие лекции и практические занятия, должны акцентировать внимание студентов на глубоком и всестороннем знании системы Особенной части Уголовного кодекса РФ, всех его разделов и глав. Особое внимание следует уделить анализу составов преступлений, расположенных в разделе VII. Преступления против личности; разделе VIII. Преступления в сфере экономики; разделе IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка; разделе X. Преступления против государственной власти и др.

В процессе преподавания Особенной части уголовного права необходимо закрепить у студентов навыки использования формально-логического метода изучения признаков составов преступления, умение находить правовые нормы, регламентирующие конкретные виды преступлений.

При раскрытии тем о преступлениях против личности следует акцентировать внимание на анализе составов убийств, отграничении простого убийства от квалифицированных его видов, а также от убийств, совершенных при смягчающих обстоятельствах, и отграничении убийств от смежных составов преступлений. Глубокий анализ должен быть дан и признакам составов преступлений против здоровья, против половой неприкосновенности и половой свободы, против семьи и несовершеннолетних и др.

При освещении составов преступлений в сфере экономики следует акцентировать внимание на наиболее распространенных преступлениях – кражах, грабежах, разбое, мошенничестве, вымогательстве, воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности, незаконном предпринимательстве, легализации незаконно полученных денежных средств или иного имущества и др.

В лекциях о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка следует особое внимание уделить освещению составов террористического акта, содействия террористической деятельности, захвата заложника, организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем, бандитизма, организации преступного сообщества (преступной организации), составов преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и наркотических средств и др.

При анализе преступлений против государственной власти необходимо добиться углубленных знаний студентов по таким составам, как государственная измена, шпионаж, диверсия, возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества, составов коррупционных преступлений, преступлений против правосудия и др.

В процессе преподавания Особенной части уголовного права необходимо добиться понимания студентами как основных, так и квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков составов преступлений, умения определить объект, объективную, субъективную стороны и субъект преступления, заострять их внимание на ошибках, встречающихся в судебной практике.

На основе исторического подхода рекомендуется при изложении тех или иных проблем анализировать прежние законодательные акты России в области уголовного права, отражать положительный опыт, равно как и недостатки.

В процессе преподавания уголовного права необходимо научить студентов использованию общих и специальных методов изучения и исследования положений Особенной части уголовного законодательства. И самим преподавателям в интересах более глубокого и всестороннего раскрытия материала следует квалифицированно использовать метод сравнительного правоведения, в частности, освещать при рассмотрении основных проблем российского уголовного права законодательство других государств; историко-правовой метод изучения, обращаясь в своих лекциях к прежнему уголовному законодательству; конкретно-социологический и статистический методы в целях отражения практики применения уголовного закона; формально-юридический метод, направленный на выработку у студентов навыков формально-логического анализа уголовно-правовых норм и институтов.

Одной из задач преподавания уголовного права является выработка у студентов системного восприятия Особенной части этой отрасли права, уяснение ими системного взаимодействия ее норм и институтов.

Лекции и практические занятия по уголовному праву должны носить проблемный характер, отражать современное состояние научной разработки основных ее проблем и тем самым готовить студентов к самостоятельной научной работе.

Учебный процесс должен побуждать студентов к участию в студенческих научных проблемных группах кафедры, написанию ими курсовых и выпускных квалификационных работ по дисциплинам кафедры.

Преподавание уголовного права должно осуществляться на основе внедрения в учебный процесс новых технологий обучения и использования информационных технических средств.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Студентам надлежит знать, что Особенная часть уголовного права представляет собой совокупность установленных уголовным законом норм, определяющих круг и признаки деяний, признаваемых преступными, а также виды и пределы наказаний, предусмотренных за их совершение.

Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и устанавливает наказания, которые могут быть применены за их совершение.

Особенная часть может выполнить свою функцию борьбы с конкретными преступлениями только в единстве с нормами Общей части. Через положения Общей и Особенной частей реализуется две основные тенденции уголовного права: сокращение сферы уголовной репрессии в отношении лиц, совершивших деяния, не представляющие повышенной опасности, и сохранение суровых уголовных наказаний для тех, кто совершает преступления неоднократно, не делая выводов из предыдущей судимости или применения иных средств уголовно-правового воздействия. Самые строгие меры должны применяться к руководителям и активным участникам преступных формирований и группировок, а также к профессиональным преступникам.

Значение Особенной части уголовного права состоит прежде всего в том, что она определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями. Только анализ данной нормы Особенной части УК в сочетании с анализом норм Общей части дает возможность установить, имеются ли в действиях лица признаки конкретного состава преступления.

Особенная часть, как и все уголовное право, исходит из присущих ему принципов, закрепленных непосредственно в УК, ведущим из которых является принцип законности.

Особенная часть УК содержит исчерпывающий перечень преступлений, конкретно называет их и, как правило, описывает их основные признаки. Обязанность следственных и судебных органов – в каждом случае установить в действиях лица признаки состава преступления, предусмотренного в данной статье особенной части УК.

Содержание Особенной части можно подразделить на две группы вопросов.

Первую составляет общая характеристика отдельных групп преступлений. Она включает определение родового понятия этой группы посягательств, а также их группировку, т.е. подразделение на виды (по УК 1996 г. на главы Особенной части). При этом в основу деления преступлений на главы Особенной части УК в учебнике положен, таким образом, видовой объект преступления как совокупность (система) родственных, однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Вторую преобладающую часть вопросов, составляющих содержание Особенной части, составляет характеристика (анализ составов) отдельных преступлений (бандитизм, убийства, хулиганства и т.д.) При этом рекомендуется определить место данного преступления в системе Особенной части УК. Это означает уяснение таких вопросов: а) в каком разделе и в какой главе Особенной части находится норма, его предусматривающая; б) к какому подвиду (внутри данной главы) относится анализируемое преступление. При этом нужно иметь в виду, что в основу деления не во всех случаях берется непосредственный объект преступления.

Завершать анализ конкретного состава преступления должно рассмотрение квалифицирующих признаков (если таковые имеются), в большинстве случаев указанных в ч. 2, 3 или 4 соответствующих статей Особенной части УК. Как правило, содержание этих признаков раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, к которым нужно обращаться. Там же даются и разъяснения по вопросам квалификации тех или иных видов преступлений.

В необходимых случаях нужно уяснить вопросы разграничения сходных преступлений (например, кража отличается от грабежа по способу преступного завладения имуществом).

 

Практические занятия по Особенной части российского уголовного права проводятся в форме юридического разрешения конкретных жизненных казусов, осуществляемого путем индуктивного умозаключения от частного (конкретное деяние) к общему (статья уголовного кодекса), и коллективного обсуждения этих решений.

Если практические занятия по Общей части уголовного права преследовали цель уяснить и познать признаки преступления, его состав, объективные и субъективные свойства в абстракции, принципы и основания применения наказания и освобождения от наказания за любые виды преступлений, то перед практическими занятиями по Особенной части российского уголовного права ставится цель изучить отдельные группы, виды и признаки конкретных преступлений, их систему, взаимосвязь, различия, правила квалификации и т.п., а также те наказания, которые предусмотрены законом за каждый вид преступления. Для достижения этой цели студент должен знать действующее уголовное законодательство и судебную практику по уголовным делам, иметь навыки юридического анализа законодательства и умение правильно и аргументировано решать конкретные казусы.

Только наличие в действиях лица всех признаков конкретного состава преступления может служить основанием уголовной ответственности по российскому уголовному праву (ст. 8 УК). Это означает, что при решении конкретного казуса в действиях одного или нескольких лиц должны быть установлены все те объективные и субъективные признаки конкретного состава преступления, которые подпадают под какую-либо статью уголовного кодекса.

При отсутствии в деянии отдельных объективных свойств конкретного состава преступления лицо может быть привлечено к ответственности (при наличии оснований) за предварительную преступную деятельность, т.е. за приготовление к преступлению или покушение на преступление (ст.30 УК) или за соучастие (организацию, подстрекательство, пособничество) в преступлении (ст.33 УК).

Если закон предусматривает несколько видов одного и того же преступления, то наличие или отсутствие квалифицирующих обстоятельств должно быть доказано.

Доказательства при решении казусов должны быть построены на анализе норм действующего российского законодательства, со ссылками на имеющиеся разъяснения и толкования норм законодательными и судебными органами (постановления Верховного Суда РФ по отдельным категориям дел и отдельным делам, публикуемые в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ»), а также научное толкование: комментарии к Уголовному кодексу РФ, статьи, опубликованные в журналах «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», монографии и др. источники.

В качестве учебного пособия рекомендуется «Сборник задач по уголовному праву России». – Издательство Казанского государственного университета-2008, подготовленный сотрудниками кафедры уголовного права Казанского государственного университета.

Усвоение курса Особенной части российского уголовного права предполагает знание всех признаков состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, являющегося юридическим основанием уголовной ответственности. Каждый конкретный состав преступления представляет систему специфических для данного состава обязательных и факультативных (дополнительных) признаков, характеризующих объективные (объект, объективная сторона) и субъективные (субъективная сторона, субъект) преступления, его квалифицирующие признаки (обстоятельства). Студент, изучающий этот курс, должен понимать, что далеко не все признаки составов преступлений, указанные в диспозициях статей Особенной части уголовного права раскрываются непосредственно в них; многие из этих признаков, имеющие общеуголовное значение, устанавливаются лишь при исследовании соответствующих статей Общей части уголовного права (данные о субъекте преступления, вине, форме виды, виде умысла или неосторожности, признаках преступления, стадиях его совершения, совокупности преступлений и др.) Студент должен научиться проводить глубокий юридический анализ всех признаков каждого состава преступления, предусмотренного в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, уметь разграничить смежные составы по конкретным признакам преступлений, определить вид конкуренции уголовно-правовых норм и найти пути ее преодоления, отличить единое сложное преступление от совокупности преступлений.

Юридический анализ конкретного состава преступления проводится по следующей схеме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.