Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: История шипящих и Ц. Переход гы, кы, хы в ги, ки, хи




Тема: Следствия утраты редуцированных гласных в звуковой системе древнерусского языка.

ЗАНЯТИЕ № 7

Раскрыть вопросы:

1. Изменения в звуковой структуре слов.

2. Следствия утраты редуцированных:

а) с структуре слога и слова;

б) системе гласных звуков;

в) в системе согласных звуков.

Практические задания.

1. Выявить в тексте №8 (сб. Василенко, с. 138) факты фиксации падения

редуцированных. Текст прочитать, перевести. Охарактеризовать как памятник письменности.

2.Сб. Содоль. Устно: 106 (2), 107, 132.

Письменно: 108 (2 стр.), 115 (4 предл.), 124, 142.

Литература:

1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983.

2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. § 17 – 19.

Дополнительная:

1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1963. – стр. 109 – 128.

2. Иванов В.В., Потиха З.А. § 18 – 20 законспектировать.

3. Добродомов И.Г. Еще раз: куряне сведоми къмети "Слово о полку Игореве" // Вопросы языкознания, 1997. – № 3.

 

Дополнительная:

 

Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.18 – 33.

 

ЗАНЯТИЕ № 8 (СР)

Тема: Переход Э/Е/ в О/Е/. История звука, обозначаемого буквой э

Раскрыть вопросы:

1. Какой звук Э переходит в О.

2. Условия перехода Э в О.

3. Хронология этого явления.

4. Отклонения от условий перехода Э в О.

Практические задания.

1. Переписать первые 10 строчек текста № 11 Домострой (Букатевич, с.299)

Есть ли в тексте факты перехода е > о? Прочитать, перевести, охарактеризовать памятник письменности.

2. Сб. Содоль. Устно: 144, 152, 153, 158. Письменно: 154 (11 слов).

Литература:

1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1983.

2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Исгорическа грамматика русского языка. – К, 1974. – §§ 21,22.

3. В.И. Борковский, П.С.Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1963. §§ 91 – 94.

4. Иванова В.А. Судьба буквы "е" // Русский язык в школе. – 1988. – № 2, с. 88 – 93.

5. Григорьева Г. М. Кто упразднил ять и ижицу? // РЯШ, 1994. – № 2. – С.85 – 90.

6. В.В. Иванов, З.А. Потиха. §§ 21 – 24 – законспектировать.

 

 

Дополнительная:

 

Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с. 33 - 37.

 

ЗАНЯТИЕ № 9 (СР)

Раскрыть вопросы:

1. Развитие корреляции по твердости – мягкости. Изменение сочетаний гы, кы, хы в ги, ки, хи.

2. Происхождение шипящих древнерусского языка. Привести примеры, подготовленные дома.

3. Происхождение звука Ц. Примеры.

4. Процесс отвердения шипящих. Время этого процесса. Фиксация в памятниках.

5. Развитие долгих мягких фонем ж', ш', в русском языке.

6. Диалектная рефлексация древнерусских звучаний ж', д', ж', и ш', г'.

Практические задания.

1. Из статьи Домостроя "Как избная порядня о-устроити хорошо и чисто" (Букотевич с. 300) переписать первые 12 строк (до слов "чистоты ради"). Прочитать и перевести переписанный текст. Выделить фиксацию отвердения

Ц.

2. Прокоментировать процессы, произошедшие в словах текста: лошки, полавке, вытерьти, парядня, порядня.

3. Из этимологического словаря выписать по 2 примера слов с Ж, Ч, Ш, Ц, объяснить происхождение данных согласных.

4. Выполнить упр. по сб. Г.В. Содоль. Устно: 163, 164, 165, 167, 168.

5. Сб. Василенко, с.35 – 36. Упр. 99, 100, 102.

Литература:

1. В.В. Иванов Истор. грам. русского яз. – М., 1983. § 144 – 145, с.235 – 237.

2. В.В. Иванов, З.А. Потиха. Истор. комментарии... § 36 – 40, с.32 – 34.

3. Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М., 1997. § 9, с. 86 – 88.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.