КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: История шипящих и Ц. Переход гы, кы, хы в ги, ки, хи
Тема: Следствия утраты редуцированных гласных в звуковой системе древнерусского языка. ЗАНЯТИЕ № 7 Раскрыть вопросы: 1. Изменения в звуковой структуре слов. 2. Следствия утраты редуцированных: а) с структуре слога и слова; б) системе гласных звуков; в) в системе согласных звуков. Практические задания. 1. Выявить в тексте №8 (сб. Василенко, с. 138) факты фиксации падения редуцированных. Текст прочитать, перевести. Охарактеризовать как памятник письменности. 2.Сб. Содоль. Устно: 106 (2), 107, 132. Письменно: 108 (2 стр.), 115 (4 предл.), 124, 142. Литература: 1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. 2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. § 17 – 19. Дополнительная: 1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1963. – стр. 109 – 128. 2. Иванов В.В., Потиха З.А. § 18 – 20 законспектировать. 3. Добродомов И.Г. Еще раз: куряне сведоми къмети "Слово о полку Игореве" // Вопросы языкознания, 1997. – № 3.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.18 – 33.
ЗАНЯТИЕ № 8 (СР) Тема: Переход Э/Е/ в О/Е/. История звука, обозначаемого буквой э Раскрыть вопросы: 1. Какой звук Э переходит в О. 2. Условия перехода Э в О. 3. Хронология этого явления. 4. Отклонения от условий перехода Э в О. Практические задания. 1. Переписать первые 10 строчек текста № 11 Домострой (Букатевич, с.299) Есть ли в тексте факты перехода е > о? Прочитать, перевести, охарактеризовать памятник письменности. 2. Сб. Содоль. Устно: 144, 152, 153, 158. Письменно: 154 (11 слов). Литература: 1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1983. 2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Исгорическа грамматика русского языка. – К, 1974. – §§ 21,22. 3. В.И. Борковский, П.С.Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1963. §§ 91 – 94. 4. Иванова В.А. Судьба буквы "е" // Русский язык в школе. – 1988. – № 2, с. 88 – 93. 5. Григорьева Г. М. Кто упразднил ять и ижицу? // РЯШ, 1994. – № 2. – С.85 – 90. 6. В.В. Иванов, З.А. Потиха. §§ 21 – 24 – законспектировать.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с. 33 - 37.
ЗАНЯТИЕ № 9 (СР) Раскрыть вопросы: 1. Развитие корреляции по твердости – мягкости. Изменение сочетаний гы, кы, хы в ги, ки, хи. 2. Происхождение шипящих древнерусского языка. Привести примеры, подготовленные дома. 3. Происхождение звука Ц. Примеры. 4. Процесс отвердения шипящих. Время этого процесса. Фиксация в памятниках. 5. Развитие долгих мягких фонем ж', ш', в русском языке. 6. Диалектная рефлексация древнерусских звучаний ж', д', ж', и ш', г'. Практические задания. 1. Из статьи Домостроя "Как избная порядня о-устроити хорошо и чисто" (Букотевич с. 300) переписать первые 12 строк (до слов "чистоты ради"). Прочитать и перевести переписанный текст. Выделить фиксацию отвердения Ц. 2. Прокоментировать процессы, произошедшие в словах текста: лошки, полавке, вытерьти, парядня, порядня. 3. Из этимологического словаря выписать по 2 примера слов с Ж, Ч, Ш, Ц, объяснить происхождение данных согласных. 4. Выполнить упр. по сб. Г.В. Содоль. Устно: 163, 164, 165, 167, 168. 5. Сб. Василенко, с.35 – 36. Упр. 99, 100, 102. Литература: 1. В.В. Иванов Истор. грам. русского яз. – М., 1983. § 144 – 145, с.235 – 237. 2. В.В. Иванов, З.А. Потиха. Истор. комментарии... § 36 – 40, с.32 – 34. 3. Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М., 1997. § 9, с. 86 – 88.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |