Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика методов




Общая характеристика методов

Содержание

Введение

Глава 1 Общенаучные методы эмпирического познания

1.1 Наблюдение

1.2 Эксперимент

1.3 Измерение

Глава 2 Общенаучные методы теоретического познания

2.1 Абстрагирование. Восхождение от абстрактного

к конкретному

2.2 Идеализация. Мыслительный эксперимент

2.3 Индукция и дедукция

Глава 3 Общенаучные методы, применяемые

на эмпирическом и теоретическом уровнях познания

3.1 Анализ и синтез

3.2 Анализ и моделирование

Заключение

Список использованной литературы

 

Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций прак­тического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, тре­бований, правил, руководствуясь которыми он может дос­тичь намеченной цели. Владение методом означает для че­ловека знание того, каким образом, в какой последователь­ности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание да практике.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ори­ентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два; диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века на­чал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общена­учные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисцип­линарный спектр применения. Классификация общенауч­ных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования.

При этом частнонаучные методы, как правило, содер­жат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутство­вать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктив­ные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и исполь­зования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонауч­ные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связа­ны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкрет­ной области объективного мира.

Частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диа­лектическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип раз­вития проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественно исторического закона эволюции животных и растительных видов.

К сказанному остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе по­знания

 

ГЛАВА 1 ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.