КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Тема 7 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
7.1 Понятие и субъекты инвестиционной деятельности 7.2 Формы инвестиционной деятельности 7.3 Гарантии прав и законных интересов инвесторов
7.1 Понятие и субъекты инвестиционной деятельности
Согласно статье 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Инвестиционное имущество – это имущество, обособленное инвестором от иного принадлежащего ему имущества, в целях осуществления инвестиционной деятельности. Для эффективного правового регулирования инвестиционной деятельности большое значение имеют нормы, устанавливающие порядок определения национальной принадлежности инвестиций. Необходимость дифференциации инвестиций на национальные и иностранные обусловлена многими причинами. 1 Установление долей национальных и иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций с целью статистического учёта. Установление указанных долей позволяет разрабатывать правовые меры по привлечению инвестиций того вида, который составляет меньшую долю в общем объеме. 2 Установление необходимости применения тех правовых норм, действие которых распространяется только на национальные либо только на иностранные инвестиции. В теории хозяйственного и международного частного права имеется два критерия определения национальной принадлежности инвестиций: - объективный критерий: государством происхождения инвестиций считается страна, на территории которой инвестиции были получены, извлечены или приобретены (была получена прибыль (доход), было произведено или приобретено имущество (имущественное право); - субъективный критерий: государством происхождения инвестиций считается страна, на территории которой имеет постоянное место нахождения или жительства инвестор, либо государство, гражданином которого является инвестор. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, как и законодательные акты большинства государств, устанавливает субъективный критерий определения национальной принадлежности инвестиций. Таким образом, в Республике Беларусь инвестиции признаются национальными, если они вложены национальным инвестором, а иностранными, если они были вложены иностранным инвестором. Республика Беларусь и её административно-территориальные единицы признаются национальными инвесторами; иностранные государства, их административно-территориальные единицы, а также международные организации – иностранными. Юридические лица и иные организации относятся к национальным или иностранным инвесторам в зависимости от государства, в соответствии с законодательством которого они создавались, и на территории которого они имеют официальный юридический адрес. Физические лица относятся к национальным или иностранным инвесторам на основании двух принципов: а) принципа гражданства; б) принципа резидентства. Иностранный гражданин признаётся иностранным инвестором независимо от того, имеет ли он постоянное место жительства в Республике Беларусь либо за её пределами. То есть к иностранным гражданам Инвестиционный кодекс Республики Беларусь применяет принцип гражданства. Граждане Республики Беларусь и лица без гражданства признаются национальными инвесторами, если они постоянно проживают на территории Республики Беларусь, в противном случае они признаются иностранными инвесторами. То есть на данную категорию физических лиц Инвестиционный кодекс Республики Беларусь распространяет принцип резидентства.
7.2 Формы инвестиционной деятельности
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь содержит закрытый перечень форм инвестиционной деятельности. Это означает, что если вложение активов будет осуществляться в какой-либо другой форме, не предусмотренной Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, то данные активы по-видимому не приобретут статуса инвестиций и на них не будет распространяться законодательство об инвестиционной деятельности, в том числе и специальные гарантии защиты инвестиций. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах: - создание юридического лица. Один или несколько инвесторов (физических или юридических лиц) могут создать новое юридическое лицо в соответствии с законодательством Республики Беларусь; - приобретение имущества или имущественных прав: а) права на долю в уставном фонде созданного ранее юридического лица; б) права на недвижимое имущество; в) права на ценные бумаги; г) права на объект интеллектуальной собственности (изобретение, промышленный образец и др.); д) права на объект, относящийся к основным средствам; - заключение инвестиционного договора. Инвестиционный договор – соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности с предоставлением большего объёма прав и правовых гарантий по сравнению с объёмом прав и правовых гарантий, предусмотренных законодательством, сторонами которого являются Республика Беларусь в лице Совета Министров (уполномоченного им органа государственного управления или организации) и национальный либо иностранный инвестор. Право на заключение инвестиционного договора предоставляется на конкурсной основе тому инвестору, чей инвестиционный проект имеет исключительное значение для экономики страны; - приобретение концессий. Под концессией понимается приобретение права пользования объектом, находящимся в исключительной собственности государства, с условием раздела прибыли между пользователем и государством как собственником данного объекта. Как правило, концессии приобретаются на природные ресурсы, находящиеся в исключительной собственности государства. Договор коммерческой концессии (концессионный договор) – соглашение между Республикой Беларусь в лицеСовета Министров и национальным или иностранным инвестором (концессионером) об осуществлении инвестиционной деятельности с использованием имущества, находящегося в исключительной государственной собственности, а равно об осуществлении вида деятельности, исключительное право осуществления которого принадлежит государству. Концессионный договор может быть трех видов. Полный концессионный договор – концессионный договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию. При этом, если иное не определено в концессионном договоре, концессионер уплачивает все установленные законодательными актами Республики Беларусь налоги и другие обязательные платежи. Концессионный договор о разделе продукции – концессионный договор, согласно условиям которого произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых концессионным договором. Концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ) – концессионный договор, в силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Характеризуя эту форму инвестиционной деятельности, следует указать на наличие явного пробела в инвестиционном законодательстве Беларуси: оно не определяет ни базовые критерии к объектам исключительной государственной собственности, подлежащим передаче на условиях концессии, ни общие базовые правила определения долей государства и инвестора в полученной в результате исполнения договора концессии продукции. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции», который детально регламентирует вопросы исполнения договора о разделе продукции как вида договора коммерческой концессии.
7.3 Гарантии прав и законных интересов инвесторов
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 г. предусматривает гарантии соблюдения прав и законных интересов как национальных, так и иностранных инвесторов. Гарантия свободного распоряжения доходом от инвестиционной деятельности. Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности. Гарантия защиты инвестиционного имущества от принудительного безвозмездного изъятия. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в официальной денежной единице Республики Беларусь, иностранному инвестору – в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LІBOR). Наряду с данными гарантиями, предусмотренными Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22 июня 2001 года, следует рассмотреть ряд льгот и гарантий, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Данные льготы и гарантии, распространяются только на инвесторов (как национальных так и иностранных), осуществляющих инвестиционную деятельность путём создания (с 1 апреля 2008 г.) новых коммерческих организаций в малых населённых пунктах Республики Беларусь (с численностью населения до 50 тысяч жителей). В целях активизации предпринимательской деятельности, стимулирования производства и реализации товаров (работ, услуг), привлечения иностранных инвестиций в малые населённые пункты, созданные в таких пунктах коммерческие организации имеют следующие льготы и гарантии: - льготы по уплате отдельных налогов и сборов. Коммерческие организации, находящиеся в малых населённых пунктах, вправе в течение пяти лет со дня их создания не исчислять и не уплачивать налог на прибыль и сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета. Право на льготы по уплате названных платежей в бюджет может быть утрачено в следующих случаях: ликвидации коммерческой организации, её реорганизации, утраты статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями, и в ряде других случаев. Правовыми последствиями утраты права на данные льготы в течение периода из применения, а также в течение трёх лет после прошествия данного периода, является возникновение обязанности по уплате соответствующих налогов и сборов за весь период освобождения; - право на освобождение от обязательной продажи части валютной выручкой от экспорта продукции собственного производства. Коммерческие организации, находящиеся в малых населённых пунктах, в течение пяти лет со дня их создания освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами – нерезидентами и физическими лицами – нерезидентами от реализации продукции собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду. Право на освобождение от обязанности по продаже части экспортной валютной выручки может быть утрачено в тех же случаях, что и вышеуказанные налоговые льготы; - гарантией упрощённого экспорта продукции собственного производства без применения к ней мер нетарифного регулирования экспорта. Сущность данной гарантии состоит в неприменении к коммерческим организациям, находящимся в малых населённых пунктах, при осуществлении ими внешней торговли товарами собственного производства, а равно при импорте ими сырья и материалов, следующих мер государственного регулирования внешней торговли: - мер нетарифного регулирования путем введения количественных и (или) иных ограничений; - требований обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»; - регулируемых цен (минимальных при импорте и максимальных при экспорте товаров); - специальных процедур закупок, поставок либо проведения тендеров, осуществляемых уполномоченными государственными органами либо комиссиями. Инвесторы, осуществляющие инвестиционную деятельность посредством создания коммерческих организаций в малых населённых пунктах, пользуются, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», рядом других льгот и гарантий, в частности правом страхования своих рисков не только в белорусских, но и в иностранных страховых организациях.
Нормативные правовые акты и литература
1 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 2001 г.; одобрен Советом Республики 24 июня 2001 г. // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 2 О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг): декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г., № 1 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 3 Характеристики «хорошей инвестиции» // Белорусский фондовый рынок. – 2003. – № 7. 4 Богатырёв, А. Г. Инвестиционное право / А. Г. Богатырёв. – М., 1992 – 278 с. 5 Ковалёва, В. В. Инвестиции: учебник / В. В. Ковалёва, В. В. Иванова, В. А. Лялина. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 440 с. 6 Паращенко, В. Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть / В. Н. Паращенко. – Мн., 2000. – 337 с.
Тема 8 Правовое регулирование иностранных инвестиций
8.1 Понятие и виды правовых режимов иностранных инвестиций 8.2 Запреты и ограничения на вложение иностранных инвестиций 8.3 Правовой статус коммерческой организации с иностранными инвестициями
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |