Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12 опыт социальной работы как объект исследования




Курсовая и дипломная работы могут быть посвящены, целиком или частично, изучению, обобщению и описанию опыта социальной работы конкретного социального работника или отдельного коллектива (социального учреждения). Научному исследованию подвергается лучший опыт работы – передовой, инновационный опыт, обеспечивающий эффективность социальных услуг и достойный сохранения и распространения.

По содержанию опыт работы включает в себя профессионально значимые знания, навыки и умения, использование которых даёт высокое качество обслуживания. Кроме того, в структуру опыта входят идеи (ценностные ориентации, мотивы деятельности, мировоззренческие позиции), которыми руководствуется специалист (коллектив, учреждение) как принципами своей деятельности.

Сначала следует определить носителя этого опыта, познакомиться с характеристикой его достижений и их историей, условиями, способствующими успеху. В целостном опыте носителя социальной деятельности следует выделить инновационную часть.

Изучить передовой опыт в целом студенту трудно, поэтому лучше сосредоточиться на некоторых составляющих этого опыта, например: использовании определённых методов или технологий социальной работы; формировании принципиально новой модели социального обслуживания населения; организации учебно-методических центров по подготовке и переподготовке кадров. Это может быть инновационная практика по организации командной работы в обслуживании клиентов или расширение объёма оказываемых населению социальных услуг и т. д. Выделяя часть опыта для изучения, обобщения и описания, вы тем самым определяете границы своей исследовательской деятельности. Выделенная часть опыта – это объект вашего исследования.

Примерный план изучения опыта социальной работы:

1. Определение цели изучения данного опыта.

2. Подбор источников информации об объекте исследования.

3. Определение методов сбора информации об объекте.

4. Работа с источниками информации.

5. Анализ полученной информации, сопоставление результатов деятельности, выдвижение теоретических идей, объясняющих успех данного опыта.

6. Выявление условий (нормативно-правовых, организационно-методических, социально-психологических, материально-технических и др.), при которых возможно воспроизведение данного опыта другими социальными учреждениями (социальными работниками).

План описания инновационного опыта в курсовой или дипломной работе разрабатывается с учётом смыслового содержания опыта, а также формы описания.

Формы описания опыта – аналитический отчёт, проектная разработка, методические рекомендации и др.

Описание опыта работы социального работника или социального учреждения сопровождается составлением приложения к курсовой или дипломной работе: плана работы специалиста (учреждения), отчёта о результатах деятельности новатора и т. д.

Аналитический отчёт как форма описания опыта – это, во-первых, отчёт о проделанной работе по изучению и обобщению опыта инноваций, во-вторых, это анализ материалов, полученных в результате исследования.

Эта форма описания опыта используется при наличии определённых условий:

– использовании разнообразных источников информации об опыте работы и различных методов исследования, дающих материал, требующий установления причинно-следственных связей. В этом смысле аналитический отчёт является не только описанием, но и объяснением инновационных явлений и их результатов в социальной практике;

– слабости доказательной базы результативности обобщаемого опыта, что предполагает его дальнейшее, более глубокое исследование;

– недостаточном теоретическом обосновании опыта с точки зрения целей предпринятого исследования.

Аналитический отчёт позволяет, с одной стороны, отразить проблемный характер объекта исследования, специфичность привлечённой информации, а с другой стороны, – открытость данной проблемы для дальнейшего исследования.

Существенным моментом этой формы описания опыта является выбор вида анализа того материала, который собран в ходе изучения опыта. Анализ может быть сравнительным, проблемным, критическим, корреляционным, системным и т. д.

Примерный план написания аналитического отчёта по результатам изучения и обобщения опыта социальной работы:

1) краткая характеристика инновационного опыта (сущность инновации, т. е. принципиальное отличие инновационного опыта от традиционного, описание инновации, история её проявления, представление автора – носителя инновации);

2) теоретическое обоснование опыта;

3) описание применяемых методов сбора и обработки эмпирических данных (видов анализа);

4) результаты анализа первичной информации по опыту работы;

5) выводы о возможностях использования данного инновационного опыта другими социальными службами.

Аналитический отчёт пишется строго научным языком. Таблицы, графики и схемы, предъявленные в тексте или приложении к нему, служат средством описания опыта, способом демонстрации результатов анализа этого опыта и его (опыта) результативности.

Проектная разработка как форма описания инновационного опыта социальной работы предполагает сохранение и развитие инновационных идей, реализуемых в данной социальной практике, или выводов, полученных в ходе проведённого исследования.

К условиям выбора проектной разработки в качестве формы описания опыта социальной работы следует отнести следующие:

1) студент владеет теорией и методикой того вопроса, в рамках которого предполагается разрабатывать проект;

2) студент знаком (владеет) с технологией социального проектирования;

3) потребность учреждения социального обслуживания или личная потребность студента в разработке данного проекта для его последующего практического воплощения.

Виды проектных разработок: перспективные планы внедрения инновационного опыта в практику конкретного социального учреждения; методические рекомендации по использованию передового опыта и др.

План описанияпроектной разработки содержит:

1) описание замысла, теоретических идей, положенных в основу разработки, её назначения;

2) характеристика социального проекта (план, программа, рекомендации и т. д.);

3) описание технологии разработки проекта;

4) предъявление разработки;

5) характеристика практической значимости проектной разработки и условий её применения.

Проектную разработку как форму изучения опыта социальной работы целесообразно использовать при выполнении ВКР, при выполнении курсовой работы – по рекомендации научного руководителя. Проектную разработку можно использовать в комплексе с аналитическим отчётом в качестве дополнения к нему или приложения.

Опыт социальной работы немыслим без экспериментирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.