Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Соотношение прав человека и полномочий полиций




 

Полиция и права человека - две сферы, отражающие различные взгляды на вопросы прав и безопасности. Несмотря на то, что между этими двумя областями может прослеживаться очевидная связь, фундаментальные расхождения в сферах их компетенции могут привести к взаимному непониманию1.

В комментарии к ст. 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Кодекс поведения) предлагается следующее определение сотрудников правоохранительных органов: «Термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей. В тех странах, где полицейские полномочия осуществляются представителями военных властей в форменной или гражданской одежде или силами государственной безопасности, определение понятия «должностные лица по поддержанию правопорядка» охватывает сотрудников таких служб».

Определение ООН подразумевает, что любые должностные лица, наделённые полномочиями производить арест и задержание независимо оттого, называются ли они службами безопасности, жандармерией или военной полицией, считаются должностными лицами по поддержанию правопорядка и, следовательно, обязаны соблюдать нормы Кодекса поведения ООН. Этот принцип также отражён в Руководящих принципах для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

 

__________________________________________________________________

1Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с. – 48 с.

 

 

Примечательно, что определение Кодекса поведения не содержит упоминания о полномочиях полиции в части применения силы к гражданам (в мирное время).

Полномочие применять силу нередко рассматривается как отличительная характеристика полиции: полиция вправе применять силу на законном основании в целях поддержания порядка, тогда как другие представители населения чаще всего могут прибегнуть к силе исключительно в целях самообороны. Такие полномочия нередко называют «монополией полиции на применение силы» в мирное время1. Именно исключительное право на применение силы ставит полицию в особое, требующее повышенного внимания, положение в рамках государственной системы, что создаёт необходимость в адекватных механизмах контроля для предупреждения злоупотреблений2.

Особые полномочия на применение полицией силы нашли отражение в Европейском кодексе полицейской этики. Называя полицейские службы «традиционными» и полагая - возможно, не без оснований, - что этот термин понятен всем, Кодекс гласит: «основная характеристика (…), которая возлагается на все существующие в Европе полицейские органы [- это] возможность применять силу для обеспечения общественного порядка в гражданском обществе». В отличие от Кодекса поведения, из сферы применения Европейского кодекса прямо исключаются особые формы организации полиции, которая преследует иные цели, нежели поддержание порядка в гражданском обществе, в том числе военная полиция, полиция пенитенциарных учреждений, спецслужбы и частные охранные предприятия.

__________________________________________________________________

1Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с. – с. 28

2Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с. – с. 164

В литературе термины «полиция» и «органы по поддержанию правопорядка» используются равноправно. Второй термин широко применяется в описании международных норм в области прав человека. Вероятно, поэтому большинство правозащитников пользуются именно им. Сами полицейские, тем не менее, предпочитают термин «полиция», поскольку деятельность полиции и поддержание правопорядка - не одно и то же. Хотя полицейские в любом случае являются должностными лицами по поддержанию правопорядка, в большинстве стран существуют органы, не связанные с полицией, которые следят за соблюдением законов, например пограничные или таможенные службы. Но ещё большее значение имеет тот факт, что функции полиции гораздо шире, чем просто охрана порядка. Принято считать, что функции полиции включают:

- предотвращение и расследование преступлений;

- поддержание общественного порядка;

- оказание помощи населению.

Согласно нормам международного права, государства несут конечную ответственность за поддержание и обеспечение мира и безопасности на своих территориях, с тем, чтобы граждане могли беспрепятственно пользоваться всеми правами человека.

Все государства создают различные учреждения и ведомства с целью поддержания порядка и обеспечения безопасности. Они составляют систему органов безопасности и юстиции. Задачи, структура и полномочия большинства таких органов, или даже всех, определяются положениями законодательства. Их деятельность и порядок работы регулируются законами, правилами и нормами, а также общегосударственной и местной политикой и кодексами рабочих процедур. Как признано в резолюции о принятии Кодекса поведения ООН, эффективная охрана правопорядка

зависит от «хорошо продуманной, повсеместно принятой и гуманной системы законов».

II. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

17 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который международным сообществом по праву отнесен к категории Международных стандартов. Заложенные в нем положения по обеспечению и защите прав человека не имеют обязательной силы и носят декларативный характер. Но они в значительной степени воздействуют на практическую деятельность полицейских. В своей работе Берекашвили Л.Ш. и Игнатов В.П. формулируют 10 принципов, вытекающих из Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка которыми могут руководствоваться полицейские любой страны:

а) Особое внимание следует обращать потенциально уязвимым группам населения (дети, старики, беженцы, переселенцы, жертвы работорговли, представители национальных меньшинств).

б) Если полицейский общается с жертвами преступлений, то необходимо проявлять сострадание, уважение, особое внимание уделять их безопасности и частной жизни.

в) Если необходимо применить силу, то это должно быть сделано в соответствии с законом и в минимально необходимой степени, вытекающей из обстановки.

г) Избегать использование силы при мирных шествиях, митингах и т.п.
д) Огнестрельное оружие применять только для защиты жизни полицейских и других лиц.

е) Арест или задержание можно проводить только при наличии достаточных оснований в соответствии с законом.

ж) Всем задержанным и арестованным необходимо обеспечить возможность немедленно сообщить семье об их месте нахождения, пригласить адвоката и воспользоваться медицинской помощью.
з) С задержанными и арестованными нужно обращаться гуманно. Не причинять, не подстрекать и не допускать любых актов пыток или жестокости.
и) Полицейский имеет право не выполнять незаконные приказы, иначе понесет юридическую ответственность.

к) Если полицейскому стали известны нарушения, указанные в предыдущих стандартах, он обязан доложить вышестоящему начальнику.
Немаловажное значение для формирования и развития профессиональной этики в области расследования преступлений и отправления правосудия в настоящее время также играют Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты Экономическим и Социальным Советом ООН 24 мая 1989г.), Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1996г.), Европейский кодекс полицейской этики (принят Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001г.).

 

 

Заключение

 

Согласно нормам международного права, государства несут конечную ответственность за поддержание и обеспечение мира и безопасности на своих территориях, с тем, чтобы граждане могли беспрепятственно пользоваться всеми правами человека. Существуют две точки зрения на роль государства по отношению к своим подданным. Первая модель строится на идее государства, обладающего силой и авторитетом в части способности обеспечивать безопасность граждан на своей территории. Считается, что государство наилучшим образом представляет и защищает интересы общественности. При этом должностные лица выполняют поручения государства беспристрастно и профессионально, независимо от того, какой государственный орган они представляют. Наиболее примечательным примером этой модели является Франция, однако ту же позицию склонны разделять и другие страны континентальной Европы. В частности, российская судебная система по своему устройству сродни наполеоновской модели. Вторую (англосаксонскую) модель отличает отношение к государственному ведению вопросами безопасности. Роль государства в обеспечении безопасности приравнивается к роли прочих негосударственных субъектов. Должностные лица взаимодействуют с населением и должны представлять его состав, таким образом гарантируя соблюдение его интересов в ходе своей деятельности. Данная модель действует в Соединённом Королевстве и США, а также во многих государствах, на которые эти страны оказали влияние

Все государства создают различные учреждения и ведомства с целью поддержания порядка и обеспечения безопасности. Они составляют систему органов безопасности и юстиции. Задачи, структура и полномочия большинства таких органов, или даже всех, определяются положениями законодательства. Их деятельность и порядок работы регулируются законами, правилами и нормами, а также общегосударственной и местной политикой и кодексами рабочих процедур.

Сфера безопасности объединяет все органы, участвующие в законном обеспечении безопасности, в том числе полицию, подразделения особого назначения, вооружённые силы, военную полицию, разведслужбы и частные охранные предприятия. Следует отметить, что существуют и «вспомогательные службы», например социальные работники, школы, жилищные кооперативы и т.п., которые также участвуют в поддержании порядка. Полиция - лишь один из многих государственных органов, отвечающих за поддержание порядка. Когда речь идёт о восстановлении общественного порядка, следует помнить об ограниченной ответственности полиции ввиду ограниченности её подготовки и оснащения для этих целей.

Полиция представляет собой государственную структуру, которая подчиняется органам государственной власти и действует в пределах государственного суверенитета

К международным документам, содержащим стандарты поведения должностных лиц по наведению правопорядка (или сведения о нормах правопорядка) относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин; Конвенция по правам ребенка и многие другие.

Данные документы носят обобщенный характер и знание о них безусловно необходимо сотрудникам правопорядка. Однако наибольшее практическое применение заслуживают Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, где содержатся точные сведения, что можно и что нельзя делать должностным лицам в процессе поддержания правопорядка.

 

Список использованной литературы

 

1. Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения от 17 декабря1979 года// СПС «Консультант»

2. Резолюция 1989/61 Экономического и социального совета от 24 мая 1989 г., утверждённая Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 44/162 от 16 декабря 1989 г.// СПС «Консультант»

3. Европейский кодекс полицейской этики. Комментарий к определению сферы применения Кодекса. – М., 2009 – 284 с.

4. Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с.

5. Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права – М., 2008 – 394 с.

6. Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649

7. Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с

8. Комаров С.А. Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.

9. Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.

10. Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с.

11. Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.

12. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.