Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнение судебных поручений и оказание других видов правовой помощи в международном частном праве




 

По общему правилу юрисдикция судебных органов ограничена пределами территории того государства, в котором они осуществляют свою деятельность. Между тем в процессе гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических и юридических лиц суды довольно часто сталкиваются с необходимостью получения доказательств или осуществления иной деятельности за пределами своей юрисдикции на территории зарубежных стран. В силу принципа государственного суверенитета совершение подобных действий возможно только при наличии согласия той страны, в которой эти действия должны быть осуществлены, в порядке судебного поручения.

Речь в данном случае идет, как правило, об обращении суда запрашивающего государства к суду запрашиваемого государства с просьбой о совершении последним определенных процессуальных действий и направлении полученных результатов автору запроса.

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в МЧП основу понятия «правовая помощь». Следует, однако, иметь в виду, что отношение к содержанию этого понятия, а также к возможным видам оказания правовой помощи в праве зарубежных государств неодинаково. В последнее время в доктрине и практике МЧП наметилась тенденция расширительного толкования сферы правовой помощи, в которую включаются как выполнение поручений учреждений юстиции, вручение документов, так и содействие в получении информации об иностранном праве, пересылке документов и др.

Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи. Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может, в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права. В доктрине сложилось мнение о том, что отказ в предоставлении правовой помощи, при отсутствии международного договора или национального законодательства, регламентирующих ее оказание, рассматривается тем не менее как нарушение начал международной вежливости[84].

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручений и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г. (около 45 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено.

Первый раздел Конвенции 1954 г. регулирует процедуру вручения за границей судебных и внесудебных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 1 этого международно-правового акта «вручение документов по гражданским и торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в Договаривающихся государствах по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба с указанием властей, от которых исходит передаваемый документ, имен и качества сторон, адреса получателя, характера документа, о котором идет речь, должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения документа или объяснение причин, по которым оно не могло состояться».

Указанный способ вручения документов не является в соответствии с Конвенцией единственно возможным. Она также позволяет каждому договаривающемуся государству заявить другим странам-участницам о своем желании получать соответствующие документы только дипломатическим путем (ч. 3 ст. 1). Государства-участники могут договориться и о непосредственных сношениях между их компетентными властями (ч. 4 ст. 1).

Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также:

· доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;

· вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;

· вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.

Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4).

Второй раздел Конвенции 1954 г. посвящен процедуре выполнения судебных поручений. Она в целом аналогична процедуре вручения судебных и внесудебных документов, определенной в ст. 1 Конвенции. Кроме того, в случае заключения соответствующих международных соглашений или если против этого не возражает государство, на территории которого должно исполняться судебное поручение, такое исполнение возможно непосредственно через дипломатических или консульских представителей запрашивающего государства (ст. 15).

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом формальностей законодательство своей страны. Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае:

· если не установлена подлинность документа;

· если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти;

· если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Важно отметить, что рассмотренные выше разделы Конвенции 1954 г. действуют в настоящее время только в отношениях между теми ее государствами-участниками, которые не являются одновременно участниками Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. и Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г. (далее — Гаагская конвенция 1965 г. и Гаагская конвенция 1970 г.). Это обстоятельство объясняется тем, что для стран-участниц этих двух конвенций они заменяют в отношениях между ними разделы I и II Конвенции 1954 г. Специальное указание на этот счет содержится в ст. 23 Гаагской конвенции 1965 г. и ст. 29 Гаагской конвенции 1970 г. Российская Федерация стала участником указанных международно-правовых документов в 2001 г.

Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г. состоит из трех глав, включающих 31 статью, и трех приложений. В настоящее время ее участниками являются 57 государств мира, представляющие как романо-германскую, так и англосаксонскую правовые семьи. В соответствии со ст. 1 этого международно-правового документа Конвенция применяется к гражданским и коммерческим делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Конвенция не применяется в тех случаях, когда адрес получателя документа неизвестен.

Гаагская конвенция 1965 г. предусматривает, что судебные и внесудебные документы передаются из одного государства-участника в другое через центральные компетентные органы (как правило, ими являются министерства юстиции соответствующих стран) без легализации и других равнозначных процедур. В качестве заявителей в данном случае выступают орган или судебное должностное лицо, полномочные в соответствии с законодательством запрашивающего государства обращаться с соответствующими запросами. Такие запросы должны быть составлены в соответствии с прилагаемыми к Конвенции образцами (ст. 2 и 3). При этом на центральный компетентный орган запрашиваемого государства возлагается обязанность по осуществлению или организации осуществления вручения или уведомления о документе (ст. 5), а также по составлению подтверждения исполнения запроса, которое направляется непосредственно заявителю (ст. 6).

Кроме того, Гаагская конвенция 1965 г. допускает возможность вручения соответствующих документов через дипломатические и консульские каналы (ст. 8 и 9), непосредственно должностными лицами органа юстиции или другими компетентными органами запрашиваемого государства, а также использования иных путей передачи таких документов (ст. 10, 11).

В соответствии со ст. 13 Конвенции в исполнении запроса о вручении или об уведомлении о вручении документа может быть отказано только в случае, если запрашиваемое государство решит, что такое исполнение по своей сути затрагивает его суверенитет или безопасность. При этом соответствующий центральный компетентный орган должен немедленно проинформировать заявителя об отказе с указанием его мотивов.

В свою очередь, Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. посвящена вопросам исполнения судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий по гражданским или торговым делам: о допросе свидетелей, производстве судебного осмотра, получении заключений экспертов и т. п. Вручение документов и возбуждение судебной процедуры в целях принудительного исполнения судебных решений Конвенцией не охватываются. Базируясь на соответствующих положениях Конвенции по вопросам международного гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Гаагская конвенция 1970 г. содержит ряд новых норм, многие из которых связаны с поиском решений, удовлетворяющих и страны общего права[85]. Механизм получения доказательств, предусмотренный Конвенцией 1970 г., во многом идентичен механизму Гаагской конвенции 1965 г. и включает направление соответствующих судебных поручений центральному органу запрашиваемого государства (гл. I), а также использование дипломатических и консульских каналов (гл. II). Требования к реквизитам судебных поручений оговариваются в ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г., в которой также указывается, что эти документы не нуждаются в легализации или в применении к ним других аналогичных формальностей.

В настоящее время в Конвенции 1970 г. участвуют 45 государств мира, включая, в частности, такие страны, как Австралия, Аргентина, Болгария, Великобритания, Венесуэла, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Китай (Гонконг и Макао), Латвия, Литва, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, США, Украина, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эстония, ЮАР. Россия присоединилась к ней 12 февраля 2001 г.

Как и Гаагские конвенции 1965 и 1970 гг., Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 25 октября 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения некоторых разделов Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции не участвует). Речь в данном случае идет о разд. III—VI Конвенции 1954 г., которые касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги.

В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию 1993 г. и Кишиневскую конвенцию 2002 г.

В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6). Еще больший объем правовой помощи, оказываемый государствами-участниками друг другу, закреплен в Кишиневской конвенции.

В соответствии со ст. 5 Минской конвенции при ее выполнении компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только этим международно-правовым документом не установлен иной порядок сношений. Протокол к Конвенции, который был подписан в Москве 28 марта 1997 г., изменил редакцию этой статьи, предусмотрев, что компетентные учреждения юстиции государств-участников могут сноситься друг с другом не только через центральные, но и через территориальные и другие органы, если только Конвенцией не установлен иной способ сношений. Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария. Позднее аналогичный порядок был закреплен в ст. 5 Кишиневской конвенции.

В Минской и Кишиневской конвенциях подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

Так, в соответствии со ст. 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение должно применять законодательство своей страны. Вместе с тем, по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы государства последнего, если только они не противоречат законодательству запрашиваемого государства. Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному органу и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

Несколько статей Минской и Кишиневской конвенций специально посвящены вопросам вручения документов. Они предусматривают, в частности, что запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять. Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению (ст. 10 Минской и ст. 11 Кишиневской конвенций).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Минской конвенции государства-участники имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. В свою очередь ст. 14 Кишиневской конвенции устанавливает, что «дипломатические представительства и консульские учреждения Договаривающихся Сторон имеют право осуществлять передачу судебных и несудебных документов или исполнять судебные поручения по снятию показаний для судов представляемой Договаривающейся Стороны в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они находятся».

Очень важно подчеркнуть норму, закрепленную в ст. 13 Минской конвенции и ст. 12 Кишиневской конвенции. В соответствии с ней «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».

Минская и Кишиневская конвенции содержат специальные положения, касающиеся сотрудничества государств-участников в области обмена информацией по правовым вопросам, установления адресов и получения некоторых других данных. Отдельные статьи посвящены расходам, связанным с оказанием правовой помощи. Конвенции также устанавливают, что просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны.

Огромное значение при выполнении поручений иностранных судов, вручении документов и оказании других видов правовой помощи имеют положения двусторонних международных договоров. В настоящее время Российская Федерация является участником нескольких десятков такого рода соглашений.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами ГПК РФ и АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 407 ГПК РФ 2002 г. суды Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие), за исключением случаев, когда:

· исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету или угрожает безопасности России;

· исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений иностранных судов осуществляется в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В свою очередь, ч. 4 ст. 407 ГПК РФ устанавливает, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Что касается российских арбитражных судов, то ст. 256 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).

Поручение не подлежит исполнению, если: 1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ; 2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации; 3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемом АПК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами России. Часть 4 ст. 256 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.