Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение нравственных представлений на Древнем Востоке




 

В древних верованиях народов Центральной Азии представления о добре и зле складывались в своеобразной форме: добро и зло рассматривались в виде вечной борьбы двух начал - света и тьмы. Так, в зороастризме идея «вечной» борьбы добра и зла представлена в виде вечной борьбы Ормузда (Света) и Ахримана (Тьмы). Развитие жизни, её нравственный прогресс представляется зороастрийцами как постепенная победа света над тьмой. Религия манихейцев исходила из дуализма, признавая в боге первоначальный источник чистого добра, первичный свет, и в противостоящем ему царстве тьмы - начало зла и разрушения.

Ход развития Вселенной и нравственной жизни манихейцы рассматривали как процесс непрерывной борьбы между этими двумя силами.

Бесспорно, что важнейшим духовным явлением доисламского периода Древнего Востока (Ближнего и Среднего Востока) по праву признаётся зороастризм. Зороастризм представляет собой сложную совокупность вероучения, идеологии, морали также философского познания, выраженную в образно-мифологической форме. В данном случае нас больше интересует моральная система, этому аспекту и уделяется основное внимание.

Для зороастризма характерно дуальное мировосприятие. Центральной идеей зороастризма является представление о мире как результате непрерывной и непримиримой борьбы двух творческих начал: Добра и Зла. Два Духа готовятся к борьбе. Ормузд, олицетворяющий созидающие силы, свет, человека, и Ахриман, который олицетворяет отрицательные силы, тьму и демонов.

Творение Ормузда (который считается всеобщей субстанцией добра). Человек - изначально добр. Человек, как разумное существо, добровольно участвует в борьбе с силами зла, ибо к этому приводит сю осознание своей собственной сущности как добра.

Для зороастризма характерна идея тесной взаимосвязи души и тела, и зороастрийская этика имеет гедонистический оттенок. Аскетизм и страдание не признаётся зороастризмом в качестве добродетели. Естественным состоянием человека, является счастье и удовольствие, вызванные физическим и духовным здоровьем, а несчастье рассматривается как проявление зла, его посягательство на добро.

Большую роль в зороастризме играет понятие разума. Однако разум понимается в зороастризме не как способность рационального постижения действительности, а как врождённая мудрость человека, дарованная ему богом с целью, чтобы человек различал добро и зло и управлял своей волей, т. е. разум в зороастризме является не интеллектуалистическим, а этическим понятием.

Врожденная мудрость человека проявляется в шести добродетелях: в правильном уме, умеренности, сдержанности, правдивости, благодарности и надежде.

Добродетелям противостоят такие пороки, как похотливость, лживость, надменность, алчность, отчаяние.

Подлинно добрый человек, т. е. человек, живущий и действующий согласно своей доброй природе, должен не поддаваться порокам, он обязан хранить свою душу в первозданной чистоте. Для этого он должен быть здоров, счастлив, удовлетворен. Этот жизненный идеал, однако, не имеет ничего общего с проповедью покоя и эгоистического выживания. Согласно зороастризму посягательства Ахримана (олицетворения Зла) в материальном мире непрестанны, поэтому сохранение человеком своей первозданной чистоты, достижение счастья возможны лишь на пути борьбы со злом, активного содействия победе добра.

Примечательной чертой зороастризма является то, что проповедь непримиримой борьбы со злом и вера в конечную победу добра не остаются лишь моральными сентенциями, а имеют широкий выход в сферу социальной практики,

Ни в одном учении древности и средневековья не раскрыто столь глубоко значение активной трудовой деятельности человека, как в зороастризме. Согласно одной из его важнейших установок, любое действие, способствующее росту, развитию материального мира, есть ни что иное, как укрепление и умножение добра. Поэтому вся жизнь зороастрийца приобретает ритуальный, культовый смысл. Человек должен соблюдать не только нравственную чистоту, но и внешнюю, физическую. Он должен всюду: в быту, в природе - содействовать её распространению. Говоря современным языком, он должен бороться за чистоту окружающей среды: земли, воды, огня и т, д.

В интересах добра человек должен всемерно содействовать проявлениям жизни, её процветанию, плодородию: орошать и возделывать пустынные земли, растить скот, сажать деревья, сеять хлеб. Человек должен творить добро, помогать другим людям, кормить голодных, давать приют бездомным. Материальное благополучие и нравственное состояние понимаются как взаимообусловленные.

Преобладающей чертой зороастризма остаётся жизнелюбие и проповедь творческой активности человека. Аскетизм, самоотречение, бездеятельность понимаются как богохульство.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод о зороастрийском понимании смысла жизни. Последний состоит в самореализации, стремлении наиболее полно раскрыть потенции добра, заключенные в каждом человеке.

Индивидуальная самореализация личности, её развитие поднимается как часть развития общества в целом. В связи с осуждением самоотречения и самоуничижения в зороастризме весьма здраво и грез во говорится о необходимости гармоничного сочетания себялюбия и альтруизма, Знание, собственного «Я», разумная любовь к себе, согласно зороастризму, ведёт к пониманию других людей, любви к ним.

Согласно зороастрийской концепции основное противоречие бытия состоит в борьбе природы и человека, с одной стороны, с силами зла, с другой. Под силами зла подразумеваются все явления, угрожающие жизни, материальному и духовному процветанию: голод, болезни, страдания, нравственные пороки.

Таким образом, зороастризм является учением, построенным на этическом основании. Оно включало в себя многие вопросы, и на современном этапе составляющие этическую проблематику. Это такие проблемы, как соотношение Добра и Зла, счастье, смысл жизни, активность личности.

В дальнейшем эта система уступает место исламу и исламской этике, которая с VII в. определяет нравственную жизнь общества.

ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (IX-XVВВ.)

 

Наиболее плодотворный этап в развитии этической мысли в Центральной Азии приходится на период IX-XI и XIII-XV вв. Этот период получил в Центральной Азии также название Возрождения.

IX-ХII вв. Несмотря на наличие больших идейных противоречий, для культурной жизни этого периода в целом характерно стремление к светскому образованию: широкое использование достижений прошлых культур, признание разума как мерила истинности, развитие логики; гуманистическая направленность мировоззрения; признание познавательных способностей человека, его высоконравственных начал; отношение к человеку как высшему творению природы. Традиционно в качестве основных проблем этики рассматривались проблемы счастья человека и пути его достижения; проблемы смысла жизни и его содержание; добро и его понимание; справедливость, нравственные качества личности: мужество, храбрость, честность, правдивость, скромность, вежливость и др., а также их антиподы; соотношение личного и общественного. Много внимания занимали вопросы нравственного воспитания. Для мыслителей Центральной Азии этого периода характерно отождествление нравственного и интеллектуального, а также нравственного и эстетического.

XIV-XV вв. характеризуются тем, что наблюдается рост светской культуры, процветают философское вольнодумие и утонченное наслаждение жизнью, наука и искусство становятся высшей ценностью, происходит некоторое раскрепощение личности. Основные отличительные черты, характерные для этой эпохи заключались в следующем:

- Большинство прогрессивных мыслителей дошли до понимания взаимосвязи морали с другими формами общественного сознания и различными сторонами общественной жизни.

Наряду с признанием свободы воли они позитивно относились к необходимости, осознавали зависимость морали от многих факторов, в особенности от духовных и материальных.

- В созданных ими учениях можно увидеть стремление сделать счастливыми и свободными не отдельную социальную группу, а всё человечество, стремление установить царство разума вечной справедливости.

Основными представителями этой эпохи являются такие выдающиеся мыслители, как Абу Наср Фароби, Абу Райхон Бируни, Абу Али ибн Сина, Омар Хайям, Саади Ширази, Алишер Навои, Рассмотрим в краткой форме основные положения этических воззрений мыслителей этой эпохи.

Фароби (873-941) был ученым-энциклопедистом. В круг его научных интересов входили все существовавшие в тот период науки. Поэтому он получил почётное имя «Второго учителя» (учителем на Востоке называли Аристотеля. Фароби подобно Аристотелю обладал универсальными знаниями). Социально-политические и этические воззрения Фароби изложены в таких работах, как «Книга об управлении городом», «Добродетельный город», «Книга о жизни и войне», «О достижении счастья», «Указания пути к счастью», «Афоризмы государственного деятеля» и др. Его теория была гуманистичной. В центр своих общественно-политических и этических учений он ставит проблемы всестороннего совершенствования человека и человечества, путей и способов достижения ими всеобщего счастья, как наивысшей добродетели.

Этические нормы и правила Фароби выводил из опыта повседневной общественной жизни человека, из конкретных отношений между конкретными людьми, поэтому они (по его мнению) могут изменяться и развиваться. Главными категориями в его системе являются категории «разума», «счастья» и «добродетелей». Для мыслителей Центральной Азии было характерно отождествление нравственного и интеллектуального. Этой традиции придерживался и Фароби. Нравственное он не мыслит без интеллектуального и требует органического сочетания ума, учёности и высоких моральных качеств. В числе высших нравственных качеств наряду с добротой, скромностью, честностью, он упоминает учёность, разумность и рассудительность. Отсюда и своеобразное понимание счастья, которое, по его мнению, достигается только путем овладения всеми знаниями о существующих явлениях путем изучения их сущности, причин, обусловивших их возникновение, что, в конечном итоге, приводит к познанию природы, мира целом. Истинное счастье наступает тогда, когда устранено всякое зло и человеческая душа и разум сливаются с мировым, являющимся вечным.

Большое внимание Фараби уделял вопросам формирования личности. Согласно его взглядам, общественная среда и взаимоотношения людей в обществе, а также человеческая воля выступают решающими факторами в формировании духовного облика человека.

Большое значение придавал он и роли воспитания в формировании личности. Определяя различные черты характера и нравственные достоинства: смелость, мужество, дружелюбие, щедрость, остроумие, правдивость и др., он считал их результатом воспитания и самовоспитания. Так, по Фараби воспитание интеллектуальных и нравственных качеств может быть осуществлено двумя способами: с помощью «мягкого» метода и «жесткого» метода, т. е. с помощью убеждения и с помощью принуждения. Однако, цель остается одна - формирование личности, которая обладает высокими достоинствами, отвечающими требованиям и задачами совершенного, добродетельного, т. е. идеального общества.

В качестве основных социальных институтов воспитания Фараби рассматривал семью и школу под руководством мудрого учителя.

В добродетельном совершенном обществе воспитание человека приобретает массовый всеобщий характер и люди в нём постоянно должны стремиться к совершенству, благу, которое можете быть достигнуто только при их добровольном объединении на основе взаимной помощи и единства целей.

Бируни (973-1048), будучи естествоиспытателем, небольшим вниманием и многие общественные проблемы своего времени. Основные взгляды на жизнь общества, мораль, этику Бируни наиболее полно изложил в трудах «Индия», «Минералогия», в переписке с ибн Синой.

Огромное внимание ученый уделял таким проблемам нравственности, как честь и достоинство, добро и зло, справедливость и совесть. Интересны мысли Бируни о достоинстве и благородстве человека. Считая их нравственными качествами, он полагает, что благородство - это выполняемые обязательства по отношению к близким людям. Почти во всех своих произведениях Бируни подчеркивает, что труд формирует высокие человеческие качества, а знания его облагораживают. Большое значение придавал Бируни дружественным отношениям между людьми. 11роблему смысла жизни Бируни решает традиционным для Востока смысле. Смысл жизни - в достижении счастья, в повышении знаний, в познании. В этике Бируни сущность морали рассматривается в тесной связи с общественным образом жизни. Отсюда тесная связь того или иного типа морали с другими общественными явлениями, с потребностями и материальными интересами людей.

Бируни дошел до понимания причин, обусловивших различия в нормах разных народов и объясняет эти различия природно-географическими условиями, особенностями образа жизни.

Бируни признавал свободу воли, считал, что человек сам осуществляет моральный выбор. Значительное место он отводил понятию долга. Считал, что долг способствует проявлению лучших человеческих качеств. Бируни преклонялся перед людьми, обладавшими чувством долга, восхищался ими и превозносил их, считая, что таким людям всегда присущи и другие лучшие нравственные качества. Человек, обладающий чувством долга, даже не обладая великими и благородными предками, достигнет высот благодаря преданности делу, писал он.

Большое значение уделял Бируни дружеским отношениям между людьми, которые он считал «драгоценнейшим даром жизни». А в дружбе народов он видел основу человеческого счастья и общественного прогресса.

Бируни призывает к воспитанию в себе высоконравственных черт, полагая, что с помощью науки и распространения знаний можно избавиться от нищеты и невежества. Разумеется, взгляды Бируни носили ограниченный характер, т.к. он, как многие другие ученые того времени, абсолютизировал роль науки и знаний в общественном прогрессе.

Абу Али ибн Сина (980-1037) внёс большой вклад в развитие мировой культуры. Он известен также под именем Авиценна, обрёл славу и как величайший врач. Но, подобно другим выдающимся мыслителям той эпохи, он был ученым-энциклопедистом, в том числе философом. Он написал много книг и трактатов по различным видам наук. Широко известны «Канон врачебной науки, «Книга исцеления». Основное философское сочинение - «Книга знания». Конкретные практические вопросы воспитания и нравственности изложены в таких его произведениях, как «Повесть о Хайе ибн Якзане», «Повести о Саламане и Ибсоле», «Рисолат ат-Тайр», «Тадбири манзел». Кроме того имеются сведения о его работах «Справедливость» (20-томная энциклопедия) и «Философия Востока», которые, к сожалению, были утеряны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.