Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железных дорог 1 страница




Нетяговый подвижной состав

Краткий конспект лекций к учебной дисциплине

Н.А.ЧУРКОВ

 

 

С.-Петербург

 

1. Классификация и параметры вагонов

 

Вагоном называется железнодорожное транспортное средство, предназначенное для перевозок пассажиров и грузов.

Все многообразие вагонов, а их насчитывается в мире более 5 млн. шт., можно классифицировать по следующим основным признакам:

по возможности автономного движения: самоходные и несамоходные;

по назначению: пассажирские, грузовые, грузопассажирские и специальные;

по технической характеристике в зависимости от: габарита, скорости движения и ширины колеи;

по месту эксплуатации: вагоны общесетевой принадлежности, вагоны промышленного и городского транспорта.

Несамоходные вагоны в отличие от самоходных не имеют внутреннего источника движения и нуждаются для перемещения в локомотивах. По сложившейся традиции несамоходные вагоны составляют основу вагонного парка практически в любой стране, имеющей железнодорожный транспорт.

В зависимости от объекта перевозок различают пассажирские, грузовые, грузопассажирские (комбинированные) и специальные, не вписывающиеся в выше приведенный перечень, вагоны.

В настоящее время на железных дорогах принята система габаритов, устанавливающая определенные соотношения между размерами подвижного состава и инженерных сооружений на железных дорогах. Система габаритов облекается в форму государственных законов (стандартов). Им должны удовлетворять размеры эксплуатируемых вагонов. При использовании вагонов в междугосударственных перевозках их размеры должны соответствовать международным соглашениям и местным стандартам.

Вагоны предназначаются для включения в поезда с нормальными скоростями движения (до 120 км/ч для пассажирских поездов и до 100 км/ч – для грузовых), а также могут находиться в составах ускоренных (до 140 км/ч - пассажирские поезда и до 120 км/ч – грузовые), скоростных (до 200 км/ч пассажирские поезда и до 140 км/ч – грузовые) и высокоскоростных (более 200 км/ч) поездов.

Железные дороги могут иметь узкую, среднюю, нормальную и широкую колею. Она определяет размеры вагонов. При беспересадочном и бесперегрузочном железнодорожных сообщениях на пограничных станциях государств с различной шириной колеи устраиваются специальные перестановочные пункты, на которых осуществляется перестановка вагонов с ходовых частей одной колеи на ходовые части другой колеи.

Вагоны общесетевого назначения относятся к железнодорожному транспорту общего пользования и принадлежат ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД). С их помощью осуществляются внутри- и междугосударственные перевозки пассажиров и грузов в соответствии с существующими стандартами, правилами и соглашениями.

Вагоны промышленного транспорта относятся к железнодорожному транспорту не общего пользования и не принадлежат ОАО РЖД. Они, как правило, являются составляющим элементом технологических процессов работы различного рода предприятий и являются их собственностью. С их помощью осуществляются внутри- и внецеховые, а также внутри- и внезаводские перевозки грузов. Эти вагоны могут не отличаться от общесетевых. Однако, это чаще всего узкоспециализированные грузовые вагоны, рассчитанные на малые скорости движения (5-10 км/ч). На железные дороги общего пользования они без специального разрешения МПС России (МПС РФ) не допускаются.

Вагоны городского транспорта относятся к специализированным рельсовым системам и предназначены для массовых перевозок пассажиров в пределах населенных пунктов. Они входят, как правило, в систему городского хозяйства и соответствуют его специфическим требованиям, связанным с существованием города. Это – вагоны метрополитена, городских железных дорог, обычного и скоростного трамвая.

 

1.1. Типы и назначение пассажирских

вагонов магистрального железнодорожного транспорта

 

Все многообразие типов пассажирских вагонов на железных дорогах России можно условно разделить на универсальные и специальные вагоны, а также вагоны для перевозок ценных грузов. При этом под универсальностью пассажирских вагонов понимается возможность перевозок в них пассажиров различных категорий.

 

1.1.1. Универсальные пассажирские вагоны

 

К универсальным вагонам относятся пригородные, межобластные (в местном сообщении) и спальные (дальнего следования) вагоны.

Пригородные вагоны обслуживают пассажиров крупных городов в радиусе до 200 км. Обычно они находятся в составах электро- и дизельпоездов (рис.1.1).

Резервация пассажирских мест в пригородных вагонах не предусматривается. Поэтому общая вместимость таких вагонов определяется по числу мест для сидения и по заполнению вагона стоящими пассажирами из расчета расположения семи человек на одном квадратном метре не занятой диванами и сидящими пассажирами площади. Расчетный вес пассажира с багажом в пригородных вагонах составляет 0,7 кН.

 

    Рис.1.1.Общий вид пригородного прицепного вагона дизель-поезда: 1-салон для пассажиров; 2-тамбуры; 6-туалеты
 
 


Пригородные вагоны проектируются в расчете на то, что максимальное время пребывания в них пассажиров не превышает двух часов. Поэтому уровень комфорта в таких вагонах более чем скромный. Туалетные помещения обслуживают несколько вагонов, не предусматриваются проводники, водообеспечиваются только туалеты; отопление таких вагонов в электропоездах электрическое и воздушное - в дизельпоездах.

Поскольку пригородные поезда имеют частые и кратковременные остановки, то главным требованием к таким вагонам является обеспечение минимального времени на вход и выход пассажиров. Для этого тамбуры увеличиваются, а подходы к ним не занимаются стационарными местами для сидения. Вследствие чего в местах выхода из вагона освобождается площадь для накопления пассажиров перед остановкой, что позволяет им быстро выходить и сокращает время стоянки поезда на станции.

Пассажирское помещение пригородного вагона представляет собой общий салон со сдвоенными, ориентированными в разные стороны, многоместными жесткими диванами для сидения и центральным проходом. Над окнами по боковым стенам устанавливаются багажные полки, а на диванах закрепляются поручни для стоящих пассажиров.

В местном сообщении для перевозок пассажиров между городами и населенными пунктами областного и районного подчинения (в переделах до 700 км) используются межобластные вагоны (рис.1.2.). В этих вагонах

 
 

 

предусматривается полная резервация мест. Вагоны рассчитываются только на сидящих пассажиров, а заявленный уровень комфорта обеспечивается при длительности поездки до восьми часов. Расчетный вес пассажира с багажом составляет 0,8 кН.

В межобластном вагоне предусмотрены: автономные мягкие кресла с изменяемой геометрией сидения для каждого пассажира, заданный микроклимат в пассажирском помещении, санитарно-гигиенические помещения, буфетное отделение или буфетная стойка, гардероб, проводник-стюарт.

Пассажирское помещение отечественных межобластных вагонов представляет собой открытый салон с центральным сквозным проходом. По обеим сторонам прохода размещаются автономные мягкие кресла в сдвоенных блоках. По концам пассажирского помещения располагаются туалеты. В служебной зоне располагаются купе проводника (часто с буферной стойкой), котельное отделение (при водяном отоплении в вагоне), гардероб, кипятильник. В вагоне два тамбура, один из которых (со стороны купе проводника) считается рабочим; через него производится посадка-высадка пассажиров.

В пассажирском помещении могут устанавливаться поворотные и неповоротные кресла. Первые – по желанию пассажира могут быть установлены в нужном направлении (по ходу или против хода движения поезда). Вторые – постоянно сориентированы в одном направлении: по одну сторону центрального прохода в одном направлении, а по другую – в противоположном. Поэтому в вагонах с неповорачиваемыми креслами только одна половина пассажиров расчетной населенности вагона может ехать лицом в направлении движении поезда.

Для размещения багажа на боковых стенах вагона, над окнами, внутри пассажирского помещения установлены багажные полки. Гардероб для верхней одежды располагается обычно напротив купе проводника.

В вагонах с электрическим отоплением на месте котельного отделения оборудуется служебное помещение с мойкой для чайной посуды, комбинированным кипятильником, охладителем питьевой воды, шкафами для хранения принадлежностей чайной торговли. В некоторых вагонах на месте гардеробного помещения устраивается радиопункт.

В некоторых межобластных вагонах устраивается буфетное отделение оборудованное комбинированным кофе- и чаеварочным аппаратом, электроподогревателем для воды, сосисоварочными и хлеборезными агрегатами, электроплитой для подогрева пищи, шкафами-холодильниками для продуктов.

Имеются межобластные вагоны с автономной системой энергообеспечения от подвагонного генератора и водяным отоплением и есть вагоны с централизованным энергообеспечением от вагона электростанции или от контактной сети на электрифицированных железных дорогах. Последние – могут иметь водяное или электрическое отопление.

Межобластные вагоны могут иметь от 49 до 76 мест для пассажиров.

Вагоны дальнего следования предназначены для перевозок пассажиров на расстояния более 700 км в пределах двух и более железных дорог. С их помощью устанавливается связь с центрами экономических районов, крупными промышленными и культурными центрами, курортными зонами и т.д. В вагонах дальнего следования находятся только спальные места, которые полностью резервируются.

Длительное пребывание человека в спальных вагонах (более восьми часов) обеспечивается за счет создания необходимого уровня комфорта для пассажиров. Он достигается: меньшей населенностью вагона по сравнению с пригородными и межобластными вагонами; возможностью естественного поведения человека в стесненных условиях (свободное перемещение по вагону и поезду, условия сна и отдыха, питание, развлечения, так как в состав дальнего поезда включаются вагоны-рестораны, вагоны-клубы, вагоны-выставки, кино вагоны и пр.); наличием необходимых санитарно-гигиенических обустройств; регулируемым микроклиматом, наличием обслуживающего персонала и пр.

Пассажирские помещения в отечественных вагонах могут быть купейными и не купейными (открытыми). Первые – в зависимости от расположения спальных мест бывают одно-, двух- и трехярустными. Вторые – в основном двухярустными.

Купейные вагоны имеют сквозной боковой проход. Купе располагаются только по одной стороне вагона. Они отделены от прохода дверями и образуют изолированные помещения на заданное количество мест.

Открытые вагоны имеют центральный сквозной проход, по обе стороны которого располагаются открытые (без дверей) отделения на четыре и два места каждое. Четырехместные отделения располагаются со стороны купе проводника. Между собой отделения разделены перегородками. На них укреплены спальные места.

За пассажиром в вагонах дальнего следования закрепляется спальное место с жесткой, мягкой или полумягкой поверхностью (подушкой). Его конструкция может приобретать форму дивана (нижнее нечетное место) или подвесной полки (верхние четные места). Размеры спальных мест и их относительное расположение устанавливается в соответствии со средними антропометрическими данными пассажира, типом и классом вагона.

Количество спальных мест в купе отечественных вагонов может составлять от одного по шести. В двухместном купе они могут располагаться в одном (друг напротив друга) или двух уровнях (один над другим; при этом верхнее место может быть расположено как поперек, так и вдоль вагона). В трехместных купе чаще всего спальные места располагаются один над другим в три яруса поперек вагона. Такие купе легко трансформируются в двухместные за счет превращения средней полки в спинку нижнего дивана и понижения уровня полки третьего яруса. В четырехместных купе спальные места располагаются один над другим в два яруса по перегородкам купе. Иногда два трехместных купе имеют общую раздвижную стенку-перегородку, при помощи которой может быть образовано шестиместное купе. Возможны и другие архитектурно-планировочные решения купе спальных мест.

Конструкция спальных мест предусматривает их трансформацию в более удобные для пассажира формы. Так, например, верхняя полка может опускаться вниз и служить спинкой нижнему дивану, а может подниматься кверху, освобождая занятое ею пространство и делая более свободным купе.

Ширина купе определяется типом и классом вагона; чем выше класс вагона, тем шире купе.

Количество мест в отделениях не купейного вагона неизменно: 4 + 2. Они располагаются в два яруса: четыре – поперек, и два – вдоль вагона. Верхние полки могут подниматься вверх, а нижняя боковая полка трансформируется в два сидения со столиком между ними.

Ширина отделений не купейного вагона неизменна.

Для размещения багажа в каждом купе имеется антресоль (она открыта со стороны купе и размещена над общим боковым проходом в вагоне) и под диванные ящики.

В некупированных вагонах для багажа предназначены полки третьего яруса и пространство под нижними местами.

По обеим сторонам пассажирского помещения в спальных вагонах располагаются туалеты и тамбуры.

С одной стороны вагона (ее часто называют рабочей, котловой) располагается двухместное купе проводника, котельное отделение (при водяной системе отопления) или помещение для бытовых нужд (при электрической системе отопления) и кипятильник.

В некоторых спальных вагонах устраивается буфетное отделение.

Энергообеспечение и отопление спальных вагонов разнообразно. Оно может быть такое же, как и в межобластных вагонах.

Общее количество спальных мест может составлять от 12 до 38 в купейных и до 58 – в не купейных вагонах.

 

1.1.2. Специальные вагоны

 

Специальные пассажирские вагоны предназначены для выполнения узконаправленных задач (например, для возможности осуществления всеми пассажирами в пути следования избранных действий (питание, развлечения и т.п.) или для перевозок особенного пассажира (пассажиров) в служебных вагонах, или для выполнения вагоном специальных, не обязательно связанных с перевозками пассажиров, функций (различного рода лаборатории, клубы, выставки, кино, библиотеки, церкви, санитарные и энергонесущие вагоны и т.п.). Обычно эти вагоны изготавливаются на базе типовых пассажирских вагонов. Иногда они представляют собой специальные конструкции. Планировка специальных вагонов зависит от их предназначения.

Наиболее характерными примерами специальных вагонов являются следующие.

Вагон-ресторан предназначается для обеспечения горячим питанием пассажиров в пути следования. Он имеет цельнометаллический кузов, типовые для пассажирских вагонов ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование, а также салон для посетителей, буфет, кухонные и подсобные помещения. В вагоне имеется необходимое холодильное оборудование для хранения скоропортящейся продукции. Вагон-ресторан имеет систему кондиционирования воздуха и смешанное водоэлектрическое отопление. Энергообеспечение вагона может быть индивидуальным (от подвагонного генератора и аккумуляторных батарей) и централизованным (от контактной электрической сети). Обеденный зал располагается в средней части вагона. По одну сторону от него размещена производственная зона для приготовления пищи (на не котловой части вагона), а с другой – санитарно-гигиеническая зона с умывальным и котельным отделениями и холодильными камерами. По обоим концам вагона имеются тамбуры. Обслуживающий персонал размещается, как правило, в соседнем купейном вагоне.

Служебные вагоны создаются обычно для административно-управленческого, технического и другого персонала. Планировка таких вагонов разнообразна. Она, как правило, нетипична и определяется назначением вагона, пожеланиями и возможностями арендатора или владельца и продуцента, а также другими обстоятельствами.

Вагоны-электростанции предназначены для централизованного энергообеспечения вагонов пассажирского поезда. Они могут использоваться также и в качестве автономных электростанций. В центре вагона-электростанции размещается производственная зона с дизель-генераторной электростанцией. По одну сторону от которой располагается жилая зоны для обслуживающего персонала со всем необходимым для этого, а по другую – багажное отделение для пассажиров поезда. В концевых частях такого вагона размещаются тамбуры. Российские вагоны-электростанции рассчитаны на мощность до 600 кВт трехфазного переменного тока напряжением 400 В.

Вагоны-лаборатории предназначены для проведения различных научных исследований и испытаний объектов железнодорожной техники в натурных (полевых) условиях. Они используются при динамических, динамико-прочностных, тормозных и других испытаниях вагонов, при контроле железнодорожного пути (вагоны-дефектоскопы, путеизмерительные вагоны) для испытаний средств сигнализации и связи, контактной электрической сети, путевых устройств и т.п. В вагонах-лабораториях устанавливается измерительная и регистрирующая аппаратура, энергетическое оборудование для питания внутренних источников энергии (аккумуляторные батареи, подвагонные и дизель-генераторы, выпрямители и др.), а также другие необходимые системы. В таких вагонах может быть предусмотрена жилая зона для исследователей и обслуживающего вагон персонала со всем необходимым для нормального проживания и работы. Внутренняя планировка таких вагонов, как правило, оригинальна.

 

1.1.3. Вагоны для ценных грузов

 

Под ценными понимаются грузы, имеющие большую, чем обычные стоимость (например, драгоценные материалы или ценные бумаги) или обладающие другими, важными для общества и человека, качествами (например, личностными – багаж, почта; информационными и познавательными – периодическая печать; социальными – больные, раненые, осужденные; культурно-историческими – предметы старины, искусства, спорта; военно-технологическими – объекты наукоемкой и дискретной военной и гражданской техники и технологий и т.д.), которые резко выделяют их из всей номенклатуры, перевозимых по железной дороге, грузов.

Для ценных грузов, как и для специальных, переоборудуются типовые пассажирские вагоны или строятся новые на их базе.

Класс вагонов для ценных грузов чрезвычайно разнообразен. Некоторые из них имеются в единичном экземпляре, часть – выпущена небольшой серией, а такие вагоны, как багажные, почтовые и почтово-багажные имеются почти в каждом пассажирском поезде; из них образуются специальные почтово-багажные поезда. Поэтому далее только на них обратим наше внимание.

Для перевозки почтовой корреспонденции, изданий периодической печати, посылочной почты в пассажирских поездах находятся почтовые вагоны (рис.1.4.).

       
   
 
 
 
Рис. 1.4. Планировка почтового вагона: 1-трактовая кладовая; 2-тамбур; 3-туалет; 4-служебное помещение; 5-сортировочный зал; 6,9-коридоры; 7-транзитная кладовая; 8-купе для бригады; 10-котельное отделение  
 
 

 

 


Габаритные размеры, конструкция кузова, тормозное и ударно-тяговое оборудование, ходовые части, электрооборудование, системы водообеспечения и отопления у них такие же, как у не купейных вагонов.

В настоящее время на железных дорогах России эксплуатируются почтовые вагоны различных модификаций. Они отличаются друг от друга в основном рессорным подвешиванием, размерами кладовых, сортировочного зала, системой энергообеспечения, внутренней отделкой служебных и бытовых помещений.

Во внутренней планировке почтовых вагонов выделяют производственную, служебную и жилую (бытовую) зоны. Производственную зону образуют кладовые для хранения почтовых отправлений и сортировочный зал для почтовой корреспонденции. Кладовых обычно две: трактовая и транзитная. Они располагаются по концам вагона: с котловой стороны – трактовая, а с жилой – транзитная. Через трактовую кладовую происходит обмен почтовых отправлений с попутными станциями, а в транзитной – перевозятся грузы для конечных станций. Сортировочный зал располагается в середине вагона. Между трактовой кладовой и сортировочным залом размещается служебная зона с тамбуром, туалетом, котловым и служебным отделениями. По другую сторону сортировочного зала расположена жилая зона с купе для обслуживающего персонала.

Купе для отдыха бригады, обслуживающей вагон, рассчитано на шесть спальных мест, из которых четыре – мягкие. Служебные помещения, туалетные комнаты и котельные отделения по своим габаритам, форме и оборудованию унифицированы с аналогичными помещениями пассажирских вагонов других типов.

Для перевозок багажа в составе пассажирских вагонов используются багажные вагоны. Они имеют типовые для пассажирских вагонов цельнометаллические кузова, ходовые части, систему энергообеспечения, тормозное, ударно-тяговое и санитарно-техническое оборудование.

Планировкой багажных вагонов предусмотрены багажная кладовая, служебное помещение, двухместное купе для отдыха багажных раздатчиков, туалет с душем, тамбур и котельное отделение. Багажная кладовая может быть оборудована краном для механизации погрузо-разгрузочных операций.

Для поездов, курсирующих на направлениях с небольшим объемом почтовых и багажных перевозок, предназначены почтово-багажные вагоны. Их планировка подобна почтовому вагону, у которого вместо трактовой кладовой устроено багажное отделение, а служебное помещение преобразовано в купе для отдыха багажных раздатчиков.

Почтово-багажные вагоны оборудуются системой водяного отопления с котлом на твердом топливе и принудительной вентиляцией, позволяющей осуществлять воздушный обогрев и проветривание почтовой кладовой. В багажном отделении устанавливаются дефлекторы. Водообеспечение вагона осуществляется холодной и горячей водой. В туалете есть переносной ручной душ. Вагоны радиофицированы, оборудованы электрокипятильниками, у них есть холодильники. В котельном отделении установлена плита для приготовления пищи. Кроме того на боковых стенах вагонов в зоне сортировочного зала устраиваются приемники для писем.

Для контейнерных перевозок (рис.1.5) почты предназначены специальные вагоны, которые по внутренней планировке подобны багажным вагонам. В багажную кладовую устанавливаются специальные контейнеры с надежной фиксацией их во время движения поезда. Вагон оборудуется мостовыми

 
 
Рис.1.5. Планировка вагона для перевозки почты в контейнерах: 1-тамбур; 2-туалет; 3-помещение для обслуживающей бригады; 4-помещение для оператора; 5-кладовая; 6-коридор; 7-котельное отделение
 
 

 


кранами для механизации погрузо-разгрузочных и транспортных операций. Вагон может иметь подвагонный генератор переменного тока и электрическую систему энергоснабжения, рассчитанную на напряжение 3 кВ. Это дает возможность включать такие вагоны в поезда с централизованным энергообеспечением.

 

 

1.2. Типы и назначение грузовых вагонов

магистрального железнодорожного транспорта

 

Грузовые вагоны предназначены для перевозки разнообразных грузов. Все многообразие грузовых вагонов можно подразделить на универсальные и специализированные.

Универсальные вагоны практически полностью исключают порожний пробег вагонов, что в условиях ограниченного числа вагонов рассматривается как благо.

Специализация вагонов способствует механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ и большей, по сравнению с универсальными вагонами, сохранности грузов в процессе перевозок.

Исторически на железных дорогах России сложилась следующая специализация грузовых вагонов:

- в крытых вагонах осуществляется перевозка грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и хищений, а также сельскохозяйственных грузов во время сбора урожая;

- в полувагонах перевозятся навалочные грузы открытого хранения, штучные грузы в порожних направлениях, контейнеры и т.д.;

- в резервуарных вагонах перевозят жидкие, газообразные и сыпучие грузы всех наименований;

- на платформенных вагонах перевозятся грузы, не боящиеся атмосферных воздействий, контейнеры и негабаритные грузы.

Принципиально грузовые вагоны отличаются друг от друга конструкцией кузова и связью его с рамой вагона.

Ходовые части, ударно-тяговое и тормозное оборудование у грузовых вагонов в основном одинаково.

 

1.2.1.Крытые вагоны

 

Принципиальная конструкция кузова крытого вагона выполнена в виде металлического каркаса из жестко соединенных продольных и поперечных элементов (стрингеров и шпангоутов), обтянутого оболочкой.

В качестве оболочки может использоваться металлический лист, деревянная обшива из досок специального профиля, искусственные материалы и др. Как правило, металлическая оболочка прикрепляется к каркасу кузова сваркой. В этом случае она приобретает свойства несущего элемента конструкции и работает совместно с каркасом кузова на восприятие внешних нагрузок.

Крытые вагоны железных дорог России имею четырехосную конструкцию; кузов таких вагонов выполняется цельнометаллическим. Крытые вагоны бывают саморазгружающиеся и не саморазгружающиеся.

Наиболее характерным примером саморазгружающегося крытого вагона является крытый хоппер, грузовой вагон с кузовом в виде бункера (воронки) для перевозки сыпучих грузов. Загружается сверху через люки в крыше, разгружается вниз также через люки.

Классическим типом не саморазгружающегося крытого вагона является вагон, схема кузова которого представлена на рис. 1.6.

 
 

 


 

На крыше такого вагона могут быть несколько загрузочных люков. На боковой стене в средней ее части располагаются шиберные навесные двери, которые при смещении в сторону открывают грузовое помещение для погрузо-разгрузочных операций. В районе направляющих сечений (возле шкворневых стоек) устроены многофункциональные люки, которые в зависимости от рода перевозимого груза могут выполнять роль загрузочных отверстий (при перевозках сыпучих грузов), вентиляционных отверстий (при перевозках «живых» грузов), оконных проемов (при людских перевозках) и т.д.

Описанные выше вагоны относятся к вагонам с неизменяемой геометрией основной несущей конструкции кузова. Они наиболее характерны для наших железных дорог.

Кузова крытых вагонов с изменяемой конструкцией основных несущих элементов ускоряют и облегчают проведение погрузо-разгрузочных операций с использованием различных механизированных и автоматизированных погрузо-разгрузочных устройств. Кузова таких вагонов могут иметь раздвижные и раскрывающиеся полукрыши, натяжные крыши, открывающиеся боковые стены или их фрагменты, открывающиеся фрагменты боковых стен с частью крыши и т.д.

 

1.2.2. Полувагоны

 

Полувагоны относятся к наиболее распространенному в России типу универсального грузового подвижного состава с открытым кузовом.

 
 

Наибольшее распространение на российских железных дорогах получили саморазгружающиеся четырехосные универсальные полувагоны с торцевыми дверями и разгрузочными люками в полу (рис. 1.7).

 

 
 
Рис.1.7. Четырехосный цельнометаллический полувагон

 

 


Торцевые двухстворчатые двери открываются внутрь вагона и при необходимости обеспечивают возможность перевозок длинномерных грузов в сцепе из нескольких полувагонов. Пол полувагона образован из люковых крышек, которые закрывают отверстия в раме вагона, образованные продольными (хребтовая и нижняя обвязка боковой стены) и поперечными балками рамы. При разгрузке люковые крышки открываются под кузов вагона на угол до 33о.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.