КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строение насекомых
Лесное дело Подготовки бакалавров ЛЕСНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ Методические указания к лабораторным занятиям и самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению
Брянск 2012
Лесная энтомология. Методические указания к лабораторным занятиям и самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250100 – Лесное дело. Строение насекомых. /Брянск:БГИТА, 2012. - 35 с.
Составитель: Шелухо В.П. – доктор сельскохозяйственных наук, профессор
Рецензент: Тимошенко С.Г. - руководитель Брянского филиала Центра защиты леса Калужской области ФБУ «Рослесозащита»
На основе опыта преподавания учебной дисциплины приводятся теоретическое обоснование и методические рекомендации по проведению лабораторных занятий и самостоятельной работе студентов по лесной энтомологии по усвоению строения насекомых как основы для организации мероприятий по контролю численности вредителей леса, что направлено на повышение эффективности образовательного процесса и формирование определенных компетенций. Для профессорско-преподавательского состава кафедры лесозащиты и охотоведения БГИТА, для студентов лесохозяйственного факультета. Рекомендованы кафедрой лесозащиты и охотоведения, редакционно-издательской и учебно-методической комиссиями лесохозяйственного факультета БГИТА Протокол № 20 от 8 октября 2012 г
Ведение Переход к индивидуально-ориентированному обучению студентов является неотъемлемой частью современных методов активизации и повышения качества подготовки компетентных профессионалов. Подготовка бакалавров базируется на большом объеме самостоятельной работы студентов, полном обеспечении их разнообразными информационными ресурсами на базе информационных компьютерных технологий. Данное методическое пособие является не только методическими указаниями к проведению лабораторных занятий по курсу лесной энтомологии, но и кратким методическим пособием к самостоятельному освоению студентами важнейшего раздела энтомологии – строения насекомых, знание которого необходимо для понимания физиологии данной группы животных, пониманию возможных путей воздействия на вредителей леса с целью управления их численностью и вредоносностью. Курс лесной энтомологии входит в комплекс знаний, получаемых студентом при обучении лесному делу. Курс состоит из лекций, лабораторных занятий, летней учебной практики и дипломного проектирования. Лабораторные занятия проводятся в 6 семестре в объеме 28 часов. На занятиях студенты знакомятся с удивительным и разнообразным миром насекомых, с видами, полезными для хозяйственной деятельности человека, с вредными для леса насекомыми, получают навыки определения видов, знакомятся с биологией и экологией лесных насекомых, с комплексом мероприятий по ограничению численности вредителей, приобретают навыки биологической защиты растений. Лабораторные занятия дополняют лекции, в необходимых случаях детализируют отдельные теоретические лекционные вопросы. Опыт работы кафедры показывает, что курс лесной энтомологии требует от студента большого внимания, трудолюбия и тщательности при выполнении заданий по лабораторному практикуму. Следует помнить, что глубокие знания по любой дисциплине может дать только комплекс учебных занятий, в который входят лекции, учебная и производственная практики в лесу, дипломное проектирование, работа в студенческом научном кружке, экскурсии в природу и в музей. Насекомые имеют большое значение как вредители, опылители, почвообразователи, много видов являются украшением природы. Кафедра располагает хорошей лабораторией, научным оборудованием, современными методическими материалами, широко использует тестирование, применение разнообразных электронных носителей информации. Контроль успеваемости студентов осуществляется преподавателем путем систематического письменного или устного опроса, проверки конспектов. Проверка знаний по систематике насекомых проводится на фактическом материале (раздаточный материал насекомых, коллекции, препараты и пр.).
Тема: Строение насекомых 1 Знакомство с классами типа членистоногих Насекомые относятся к обширному типу членистоногих — Arthropoda. Помимо насекомых в него входят разнообразные животные, имеющие твердый внешний скелет, расчлененный на сегменты. Этот тип является самым многочисленным в животном мире. Он объединяет свыше 1,5 млн. видов (по отдельным оценкам 2…7 млн. видов). Представители этого типа весьма приспособлены к жизни в различных условиях среды, они играют огромную роль в жизни леса и биосферы. Тип членистоногих состоит из 4-х классов (табл. 1). Необходимо усвоить отличительные признаки этих классов, указать полезных и вредных представителей. В рабочую тетрадь записывается табл. 1, характеризующая признаки этих классов. По коллекциям рассматриваются признаки внешнего строения тела типичных представителей отдельных классов: мокрицы, раки, пауки, клещи, кивсяки, жуки, бабочки и т. д.
Таблица 1 Тип членистоногие - Arthropoda
Класс насекомые - INSEKTA
Происхождение насекомых связывают с действием процесса олигомеризации (уменьшения числа однородных структур, выполняющих одинаковые функции) в процессе эволюционного развития от червеобразного членистого предка (рис 1). К этому классу относятся шестиногие членистоногие, имеющие сложный цикл развития с превращением и тело, разделенное на 3 отдела. Передний отдел - это голова, несущая глаза, антенны и 3 пары ротовых частей. Следующий отдел — грудь, состоящая из 3 сегментов, каждый из которых обычно несет по паре ног; у летающих насекомых второй и третий сегменты груди несут также по паре крыльев. Задний отдел тела - брюшко. Оно состоит из 4…11 сегментов и не имеет ног. Последние сегменты брюшка обычно несут видоизмененные придатки, приспособленные для спаривания или для откладки яиц. Экзоскелет насекомых, как и других членистоногих, обеспечивает защиту внутренних органов и сохранение формы тела. За исключением некоторых живородящих форм, все насекомые откладывают яйца. Непо-ловозрелые насекомые линяют несколько раз в течение своего развития до взрослой стадии и, как правило, при каждой линьке увеличиваются размеры тела и появляются специализированные органы. Неполовозрелые насекомые не имеют крыльев. Единственным исключением являются некоторые поденки, у которых последняя кратковременная неполово-зрелая стадия уже имеет функциональные крылья. Неполовозрелые особи у насекомых с полным циклом развития внешне не похожи на взрослых (гусеница – бабочка) и могут не иметь структур, типичных для взрослых насекомых. Насекомые представляют самую многочисленную по видам группу животных. Иногда численность насекомых бывает столь велика, что они образуют целые тучи. Насекомые заселяют все типы экосистем планеты, за исключением глубин океана. Они живут в тропиках и являются одними из немногих постоянных обитателей района Южного полюса. Приспособительные возможности насекомых Насекомые являют собой самую высокоразвитую группу наземных артропод. Механические преимущества экзоскелета создали условия для дальнейшей специализации, обеспечившей им перевес над своими конкурентами. Благодаря наличию экзоскелета насекомые получили большую поверхность для прикрепления мускулатуры, прекрасные возможности для регуляции испарения воды, что особенно важно для животных с малыми размерами, почти полную защиту жизненно важных внутренних органов от внешних повреждений. Наиболее важные черты специализации насекомых: Крылья. Являются продуктом коренного, революционного развития животных (принцип ароморфоза). Способность к полету неизмеримо увеличила шансы насекомых на выживание и распространение по планете. Увеличились возможности для питания и размножения и появились новые способы избегания врагов. Расширение возможностей для добывания пищи открыло путь для использования более специфических ее источников, особенно в тех случаях, когда пища или места выплода имелись в ограниченном количестве и были труднодоступны. Небольшие размеры. Эволюция насекомых шла в направлении развития большого числа мелких особей, нежели небольшого числа крупных. Это позволяло использовать многие новые необычные виды пищи, встречающиеся в небольших количествах, а также создавало больше возможностей для укрытия и избегания врагов. Недостаток малых размеров состоит в том, что поверхность тела непропорционально велика по сравнению с его объемом. Это сильно повышает испарение и делает наземную жизнь практически невозможной для животных с тонкими покровами тела. Приобретенный склеротизированный кутикулярный экзоскелет насекомых обеспечивает им регуляцию испарения, что позволяет им быть малого размера. Полный метаморфоз. Жизненный цикл насекомых состоит из 4 стадий: 1) яйцо; 2) личинка, или питающая стадия; 3) куколка, или покоящаяся переходная стадия; 4) взрослое насекомое, или репродуктивная стадия (имаго). Такой тип жизненного цикла встречается у групп насекомых с наибольшим числом видов, в том числе у жуков и мух. Почти у всех насекомых с таким типом жизненного цикла рост происходит только за счет личиночного питания. У взрослого насекомого потребляемая пища в основном тратится на созревание половых продуктов. Разные жизненные задачи позволяют личинкам и взрослым особям жить в совершенно разных местообитаниях с разными условия существования, поскольку условия жизни личинки должны быть благоприятны для быстрого роста, а условия жизни взрослой особи - для спаривания и расселения. Полный метаморфоз открыл насекомым доступ к огромному числу разнообразных местообитаний и видов пищи, что привело к развитию сложных типов поведения. Полный метаморфоз позволяет виду использовать преимущества двух абсолютно разных типов местообитания и в то же время избегать многих их отрицательных сторон. Полный метаморфоз отсутствует почти у половины отрядов, но у них появляются другие адаптивные особенности. Увеличение числа видов. Основные причины, с точки зрения теории эволюции, приведшие к такому видовому разнообразию насекомых следующие: 1.Многие виды насекомых приспособлены к жизни только в узких рамках некоторых экологических факторов, таких, как хозяева, температура, влажность. При относительно небольших, но длительных изменениях климата, как это имело место в ледниковый период, ареал таких видов разбивается на изолированные части. 2.Благодаря способности к полету, крылатые насекомые могут перемещаться на большие расстояния, преодолевая с воздушными массами водные и другие преграды. В результате таких перемещений популяции насекомых могут заселить новые места обитания, географически изолированные от мест обитания основных популяций вида. Такие популяции-колонизаторы могут развиваться в новые виды. 3.Генетическая несовместимость между изолированными популяциями, выражающаяся в невозможности спаривания и развития потомства, может возникнуть у насекомых очень скоро из-за короткой продолжительности жизни одного поколения и привести к ускоренному видообразованию. Ни один из этих факторов нельзя считать наиболее важной причиной того, что насекомые достигли огромного разнообразия и численности. Процесс может быть обусловлен и различными комбинациями этих и других факторов.
2 Отделы тела, их строение, функции и придатки
2.1 Расчленение тела насекомого на отделы: голова, грудь, брюшко и их придатки Объяснение к заданию Наружные покровы насекомых представляют собой твердый экзоскелет, который служит опорой для прикрепления внутренней мускулатуры, придает жесткость телу насекомого. Стенка тела может быть достаточно гибкой или упругой, но растягиваться она способна лишь в течение короткого времени после линьки. Относительная гибкость тела обеспечивается за счет деления его на отдельные членики - сегменты, которые соединяются между собой с помощью эластичных перепонок. Сливаясь между собой, сегменты образуют 3 отдела: голову, грудь и брюшко. На примере черного таракана или майского жука наиболее удобно разграничить эти отделы. Каждый из отделов несет придатки различного назначения (рисунок 2).
Порядок расчленения тела насекомого Студент самостоятельно производит расчленение тела майского жука на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. В работе соблюдается такая последовательность: на предметном стекле жук кладется на спину и удерживается в таком положении препаровальной иглой. По границе головы и груди скальпелем отделяется голова. Затем отделяется брюшко, для чего линию реза скальпелем следует провести сразу же за третьей парой ног. Оставшийся отдел груди разделяется на 3 составляющие его членика следующим образом: позади первой пары ног делается надрез, после чего легко отделяется переднегрудь. Затем делается укол иглой в вершину щитка (треугольник у основания надкрыльев), надкрылья разводятся в стороны и с брюшной стороны отделяется скальпелем второй членик груди (среднегрудь) с относящейся к нему второй парой ног. Этот членик очень узкий, и линия реза скальпелем должна пройти сразу же за второй парой ног. На стеклянной пластинке остается третий членик - заднегрудь. К средне- и заднегруди со спинной стороны прикрепляются по одной паре крыльев, а с брюшной — по одной паре ног. Расчлененное таким образом насекомое раскладывается на стекле в порядке следующих друг за другом частей тела. Рассматривая отдел головы, надо установить форму и положение ее у следующих насекомых: большой сосновый долгоносик, валежный короед, кузнечик, жужелица. Строение головной капсулы разбирается па примере майского жука. В зависимости от способа прикрепления головы выделяются основные прогнатический и гипогнатический типы (рисунок 3). 2.2 Голова и придатки головы Головная капсула служит для размещения головного мозга (окологлоточного нервного кольца) и придатков. Капсула образована за счет срастания головных сегментов (5…6 шт) и прочна. Шесть туловищных сегментов, слившихся с предковой головной областью, или акроном, и вошедших в состав нынешней сложной единой структуры, которую мы называем головой, несли парные придатки. Как и прочие придатки сегментов, относящиеся к остальным отделам тела насекомого, придатки головы произошли из простых ног, типичных для примитивных членистоногих. Таким прототипом, вероятно, стала нога трилобитов. Части головы называются по аналогии с частями головы человека (рисунок 4). Наличник (клипеус). Эта область напоминает губу и лежит между фронтоклипеальным швом и верхней губой под глазами в передней части головной капсулы. Наличник срастается со лбом. Лоб. Эта область располагается внизу передней части лица над наличником и ограничена с боков фронтальными швами. Щеки. Щеки представляют собой нижнюю часть головы под глазами и позади лба. Иногда впереди на лицевой части между лбом и щеками имеется щечный шов; если же этот шов отсутствует, то определенной границы между щеками и лбом нет. Темя. Область задней части головы над глазами. Затылок. Эта область охватывает большую часть задней поверхности головы. Она отделена от темени и щек затылочным швом. Зазатылок. Это - узкий кольцеобразный склерит, составляющий край затылочного отверстия. Он отделен от затылка зазатылочным швом, имеющимся практических у всех взрослых насекомых. Зазатылок несет затылочные мыщелки, с помощью которых голова причленяется к цервикальным склеритам шейной области. Затылочное отверстие, через которое проходят пищевод, нервная цепочка, протоки слюнных желез, аорта, трахеи и свободная кровь. Внутри головы расположен комплекс перекладин, называемый тенториумом. Задание В лупу рассматриваются отдельные части головной капсулы (склериты): наличник, лоб, темя, щеки, виски, затылок, горло, шея. Отыскиваются усики, глаза, ротовое отверстие и ротовые аппараты (рисунок 4). Придатки головной капсулы и ротовые аппараты. Голова насекомых несет усики, глаза и ротовые органы. 2.2.1 Строение и типы ротовых аппаратов Тремя важнейшими частями ротового аппарата являются верхние челюсти (мандибулы), нижние челюсти (максиллы) и нижняя губа (лабиум). Все они представляют собой результат видоизменения типичных парных конечностей членистоногих. Эволюционно сложилось, что предки и древние насекомые питались твердой пищей – отмершей растительностью, поэтому первичным является ротовой аппарат грызущего типа. Все остальные типы ротовых аппаратов появились в процессе эволюции как адаптация к изменению пищи и способам ее добывания. На построение частей ротовых аппаратов использованы три пары конечностей предков насекомых. Верхняя губа. В типичном случае представляет собой подвижный козырек, свисающий с края наличника и прикрывающий рот. Верхняя губа образовалась путем отчленения от надротового щитка лицевой части головы. Форма у различных насекомых значительно варьирует. Верхние челюсти (жвалы, мандибулы). Являются измененными парными придатками 4 сегмента головной капсулы. В типичном случае они твердые, сильносклеротизированные, несут зубцы различной конфигурации и предназначены для откусывания крупных частиц пищи. У насекомых, питающихся жидкой пищей, лежащей на поверхности – редуцированы. Нижние челюсти (максиллы). Располагаются непосредственно за мандибулами и являются парными придатками 5-го головного сегмента. Они имеют лишь боковое сочленение с основанием головной капсулы. Предназначены для измельчения крупных кусочков пищи, имеют членистое строение и несут щупики с размещенными на них органами химического чувства. Нижние челюсти у насекомых с сосущим типом ротового аппарата за счет нижнечелюстных щупиков образовали сосательную трубку (бабочки). Нижняя губа. Членистое образование, представляющее собой частично сросшиеся парные придатки 6-го головного сегмента, закрывает ротовую полость снизу. Оно кажется единым элементом, но состоит из второй пары максилл (нижних челюстей), которые срослись вдоль средней линии и образовали функционально единую структуру. Части нижней губы соответствуют частям нижних челюстей. У насекомых с грызущее-лижущим типом ротового аппарата части нижней губы удлинились и образовали лакающий язычок (пчелы), а у видов с колюще-сосущим типом (комары, клопы) – хоботок. При колюще-сосущем типе аппарата все части исходного грызущего аппарата сильно удлинились и служат для прокалывания (прорезания) тканей и являются чехлом для нижнегубного хоботка. У клопов на ротовых частях имеется сустав, позволяющий укладывать хоботок в покое на грудь. Порядок выполнения задания: 1. Производится расчленение грызущего ротового аппарата на составные части. Для этого используется голова расчлененного ранее майского жука. Через затылочное отверстие голова укрепляется на препаровальной игле. Скальпелем делаются надрезы в области правой и левой щеки и отделяется нижняя губа, несущая нижнегубные щупальца и жевательные лопасти. Затем отделяются нижние челюсти со щупальцами, верхние челюсти и верхняя губа. Выделенные части ротового аппарата рассматриваются в лупу. Рассматривается также грызущий ротовой аппарат других насекомых во взрослой стадии и у личинок жуков, черного таракана, стрекоз и др. 2. Ознакомившись со строением грызущего типа (основного), следует рассмотреть устройство колюще-сосущих ротовых органов. Для этого используются крупные клопы: вредная черепашка, ягодный клоп, сосновый подкорный клоп, комары и др. Отделив голову, следует рассмотреть строение «хоботка» и отдельных его щетинок. Взаимодействие ротовых частей при приеме пищи удобнее наблюдать у живых насекомых и их личинок. 3. Рассмотреть устройство хоботковых типов ротовых аппаратов: грызуще-лижущего у медоносных пчел и шмеля, сосущего - у бабочек бражников, лимоницы, капустницы и др.; колюще-сосущего - у клопов и комаров. 4. Определить типы ротовых аппаратов у других насекомых, предложенных в наборе. 5. Зарисовать основные типы ротовых аппаратов (рисунки 5.6.7.8). Материал и оборудование: отчлененные головы майских жуков, предварительно распаренные; набор насекомых в коллекции: бабочки белянки, сосновой бражник, кузнечик, жужелица, щавелевый клоп, пчела или шмель, жук-олень. Бинокулярные микроскопы. Лупы, стеклянные пластинки для расчленения, препаровальные иглы.
2.2.2 Строение усиков (антенн) Объяснение к заданию В типичном случае у взрослых насекомых усики представляют собой пару подвижных членистых придатков, отходящих от лицевой поверхности, обычно между глаз. Основная функция усиков – служить местом расположения сенсилл (чувствительных элементов) химического чувства. Первый членик называют скапусом (основной), второй — педицеллумом (стволик), а все оставшиеся вместе – флагеллумом (жгутик). Прикреплен усик в усиковой ямке, иногда окруженной узким кольцеобразным усиковым склеритом. В эмбриогенезе усики развиваются из придатков 2-го головного сегмента. Усики чрезвычайно разнообразны по форме, и некоторые наиболее четко выраженные их типы имеют специальные наименования. У личинок усики, как правило, сильно редуцированы как в отношении длины, так и в отношении числа члеников. Форма и строение усиков используются при систематике насекомых для выделения крупных единиц – семейств (пластинчатоусые, усачи и др.). Основные типы усиков представлены на рисунке 9. Головная капсула также несет зрительные структуры двух типов: сложные глаза и простые глазки. Задание 1. Определить местоположение склеритов головной капсулы у майского жука. Для этого через затылочное отверстие голову насекомого укрепить на препаровальной игле и вращать ее, удерживая таким образом. Рассмотреть в лупу лоб, темя, затылок, наличники, виски, щеки, а также усики, глаза, глазки, ротовое отверстие, ротовые конечности. 2. Рассмотреть форму и положение головы у насекомых, предложенных в коллекции. Определить типы головной капсулы. 3. Зарисовать строение головной капсулы. 4. Рассмотреть типы усиков у различных насекомых, определить пол насекомых по различиям в строении усиков самок и самцов. 5. Зарисовать типы усиков. Материалы и оборудование: набор насекомых в коллекциях или на пластинках — кузнечики, слоники, цикады, жужелицы, усачи, бабочки шелкопряда (самки и самцы), майский жук, слепень; лупы 10х, бинокулярные микроскопы. 2.3 Строение груди и её придатков Объяснение к заданию Грудь, состоящая из 3-х сегментов (передне-, средне- и задне- груди), несет с вентральной (нижней) стороны по одной паре членистых ног, а с дорзальной (верхней) стороны на 2-м и 3-м грудных сегментах располагаются 2 пары крыльев или их зачатков. Ноги насекомых, состоящие из нескольких члеников, и крылья являются придатками груди. Грудью называется отдел тела, лежащий между головой и брюшком. Он состоит из трех последовательно расположенных сегментов. Каждый сегмент тела насекомого представляет собой хитиновое кольцо. Хитиновые пластинки (склериты), образующие это кольцо, носят названия: спинные, верхние пли дорзальные пластинки, образующие полукольцо, - тергиты; нижние или вентральные - стерниты и 2 боковые стенки – бочки – плейриты (рисунок 10). Тергиты 3-х грудных отделов называются последовательно: передне-, задне- и среднеспинка, стерниты соответственно: передне-, средне- и заднегрудка.
Рисунок 2 - Внешнее строение насекомого (расчлененный жук-олень, самец; (по В. Ф. Натали, 1968): 1 - нижняя губа; 2,3 - нижние и верхние челюсти; 4- верхняя губа; 5 - наличник; 6 - усики; 7 - голова; 8 - переднегрудь; 9 - передние ноги; 10 - среднегрудь; 11 - надкрылья; 12 - средние ноги; 13 - заднегрудь; 14 - крылья; 15 - задние ноги (а - тазики, б - вертлуги; в - бедра; г - голени; д - лапка); 16 - брюшко.
Рисунок 9 - Типы усиков насекомых (по Богданову-Катькову): 1 - щетинковидный усик, 2 - нитевидный, 3 - четковидный, 4 - пиловидный, 5 - гребенчатый, 6 - булавовидный, 7 - веретеновидный, 8 - пластинчатый, 9 - коленчатый, 10 - перистый, 11 - щетинконосный Части усика: 1 – основной членик; 2 – стволик; 3 – жгутик; 4 - усиковая впадина.
Рисунок 10 - Схема строения грудного сегмента насекомого. А — общий вид; Б— поперечный разрез (по Обенбергеру и Снодграссу): сп — спинка, пл — плейрит, гр — грудка, птз — предтазик (субкокса), тз — тазик, б — бедро, г — голень, л — лапка, акс — аксиллярные склериты, кр — крыло, плс —плейральный столбик; внутренний скелет; плч — плейральный гребень, фур — фурка
Рисунок 11- Строение и типы ног (по Бей-Биенко, Богданову-Катькову): 1 - бегательная (жужелицы), тз - тазик, в - вертлуг, б - бедро, г - голень л - лапка, 2 - прыгательная (саранчи), 3 - копательная (медведки), 4 - плавательная (плавунца), 5 - хватательная (богомола), 6 - собирательная (медоносной пчелы)
В тех отрядах, где крылья никогда не развиваются, эти 3 сегмента в главных чертах устроены примерно одинаково. Тергит и стернит пластинообразные, а плейральные склериты небольшие или недоразвитые. У представителей крылатых насекомых 3 грудных сегмента сильно различаются между собой. Переднегрудь обычно сохраняет все те же части, что и в исходном состоянии. Среднегрудь и заднегрудь претерпели значительные изменения, связанные с развитием в каждом из этих сегментов мускулатуры, которая обеспечивать работу ног и крыльев. Плейрит значительно расширился, образовав крупную боковую пластину. С нижней части она несет коксальный отросток, к которому причленяется нога, а с верхней - крыловой отросток (плейральный столбик), к которому причленяется крыло. Сзади и спереди плейрит срастается со стернитом, а участки срастания образуют мостики впереди и позади тазиковых впадин. Стернит, объединяясь с плейритом своими передними и задними частями, имеющими вид полос, образует впадину, в которой располагается тазик.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 6402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |