Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие на рынке. Особые случаи




Закон предложения, влияние неценовых факторов

Предложение показывает количество товаров, которое продавцы готовы предложить в данное время при данных ценах.

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше объем предложения, так как это выгодно (рисунок 2). При увеличении цены от Р1 до Р2 объем предложения растет от Q1 до Q2, при этом на графике происходит переход из точки а в точку в.

Рисунок 2.- Кривая предложения

 

Когда на предложение S влияют неценовые факторы (налоги, стоимость ресурсов, ожидания, число конкурентов и т. д.), кривая S сдвигается вправо при увеличении и наоборот.

Например:

1) Издержки производства выросли. Воздействие неценового фактора – стоимости ресурсов сдвинет кривую предложения S влево.

2) Снизились налоги. Это неценовой фактор – кривая предложения S сдвинется вправо, так как предложение вырастет.

3) Цена на данный товар выросла. Произойдет сдвиг вдоль кривой S вверх (рисунок 2).

Равновесие на рынке возникает, когда при данной цене объем спроса равен объему предложения. На графике это точка пересечения кривых спроса и предложения.

Рисунок 3.- Равновесие на рынке

 

P0, Q0 – равновесные цена и количество

Пусть P1 – выше равновесной цены. Объем предложения превышает объем спроса, возникает избыток, тогда соревнующиеся продавцы снижают цену. Если Р2 ниже равновесной цены, объем спроса превысит объем предложения, возникнет дефицит. В этом случае соревнующиеся покупатели станут повышать цену. Подобные колебания будут до тех пор, пока при некой цене (P0) объем спроса не будет равен объему предложения.

Так как разные факторы влияют на спрос и предложение, равновесные цена и количество со временем меняются. Рассмотрим рынок американского доллара в августе-сентябре 2007 г..

1) Начало августа 2007 г. Курс доллара (цена доллара, выраженная в тенге) составляла 124 тенге/ доллар.

2) Конец августа 2007 г. - возникла угроза ипотечного кризиса. Банки, стремясь погасить внешние займы, увеличили спрос на $, курс доллара вырос до 142 тенге/доллар.

3) В сентябре 2007 г. стабильно высокие цены на нефть и зерно (основные позиции казахстанского экспорта), способствовали притоку иностранной валюты и на рынке $, рыночное предложение выросло, курс доллара упал до 121 тенге/доллар.

Особые случаи (исключения):

а) рынок неэкономического блага (воздух, вода в водоемах).

Как известно, к неэкономическим благам относятся блага, которые имеются в изобилии, поэтому при любом уровне цен объем предложения превышает объем спроса (Qs>Qd). Точки пересечения нет, цена нулевая.

Рисунок 4.- Рынок неэкономических благ

 

б) товары экономически невыгодные для производства (золотой автомобиль).

На подобных рынках минимальная цена предложения всегда превышает максимальную цену спроса (Ps>Pd), поэтому равновесное количество всегда равно 0 (Q=0).

 

Рисунок 5.- Рынок экономически невыгодных для производства товаров

 

в) рынок труда, предложение со стороны индивида.

Считается, что предложение труда со стороны индивида «изгибается назад».

До точки A действует эффект замещения, человек рассуждает примерно так: «лучше работать и быть сытым, чем лежать на диване и отдыхать», поэтому чем выше ставка заработной платы (PL), тем больше часов готов работать работник.

Рисунок 6.- Предложение труда со стороны индивида

 

После точки A, достигнув определенного уровня благосостояния, человек больше потребляет такие товары, как отдых, развлечения, на что необходимо время, поэтому предложение труда сокращается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.