Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие №10




Цель: развитие логического мышления.

 

Упражнение"Яблоко".

Соревнуются двое участников один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод отказать.

- Дай мне, пожалуйста, яблоко.

- Я не знаю какое.

- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

- Я не знаю какое из красных яблок, и т.д.

Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока один из участников не сдается.

Другие участники, ориентируясь на имеющийся опыт, пытаются добиться лучших результатов по времени.

Примечание: в игре не должны применяться некорректные ходы: "Дай немедленно", "Не дам и все", "Почему я должен..." и т.п.

 

Упражнение "Скрытая тавтология".

Это упражнение начинает ведущий. Он произносит какое-либо определение, а любой из участников тренинга просит определить какой-либо из "непонятных" терминов, употребленных в сказанном определении. Таким образом строится второе определение, по отношению к одному из терминов которого предъявляется такое же требование. В результате выстраивается цепочка определений. Задача - как можно быстрее замкнуть круг понятий, определяемых друг через друга. Ограничение только одно - не допускать явной тавтологии в одной фразе.

Например: Вода - жидкость.

Что такое жидкость?

Жидкость не есть твердое, сыпучее или газообразное тело.

Что такое тело?

Тело есть ограниченный материальный объект, например, кусок льда.

Что такое лед?

Не жидкое состояние воды.

Что такое вода?

Упражнение эффективно для развития гибкости мышления. Оно способствует развитию умения прогнозировать вопросы партнеров, критически корректировать высказывания, облекать их в наиболее выгодную форму.

 

Упражнение "Археолог".

Команды готовят утверждения, в которых маскируют риторические вопросы, например:

Все русские предпочитают ездить быстро.

Ответ: Какой русский не любит быстрой езды?

Мальчика не было.

Ответ: А был ли мальчик?

Не было смысла начинать.

Ответ: стоило ли ломать копья?

Соперники должны "раскопать" вопрос, который спрятан в суждении.

Вариант: Команды дают для превращения в риторические вопросы произвольные высказывания (в том числе и общеизвестные), которые не предполагают в обычном общении существования риторического вопроса. Например: "Карету мне, карету!", "Коня, полцарства за коня!", "Пришел, увидел, победил. Задача соперников - превратить предложенные суждения в риторические вопросы. Команды могут предлагать собственные варианты вопросов к своим суждениям.

 

Упражнение " Кодирование песни".

Группа делится на две команды, каждая из которых предлагает соперникам разгадать контекстно-смысловой ряд, передающий содержание куплета песни.

Например: Служитель культа совершил насильственные действия в отношении одушевленного биологического объекта, находившегося в его собственности, закончившиеся летальным исходом, невзирая на эмоциональную привязанность к последнему. Эти действия были спровоцированы присвоением со стороны упомянутого одушевленного биологического объекта некоего иного объекта, некогда также бывшего биологическим одушевленным, но на тот момент переставшего быть одушевленным. В результате служитель культа поместил оба объекта в недра и создал бесконечный информационный алгоритм, сообщающий, что... (читай сначала).

Ответ: «У попа была собака».

Упражнение "Поиск причины".

Какой либо участник группы "оправдывает" действие называя его причины, затем причины причин, причины причин причин и т.д. до тех пор, пока удается найти аргументы.

Упражнение "Поиск цели ".

Один из участников занимает стул перед группой и высказывает некоторое свое желание.

Задача - путем выяснения целей целей и целей целей целей выяснить истинные, окончательные цели этого желания участника.

Упражнение "Родственники".

Установить последовательность и возможность комбинации родственных отношений, когда человек становится себе:

а) племянником,

б) дядей,

в) дедушкой.

Упражнение "Конструирование ошибок".

Участникам предлагается сконструировать определения к некоторым понятиям: бочка, корова, трамвай, снег и т.д. Работа может начаться в индивидуальном режиме добровольцами, после чего сконструированные ими определения выносятся на суд группы, которая совместными усилиями доводит их до правомерных, неошибочных определений.

 

1. Найти ошибку в рассуждениях:

Докажем, что 2*2=5.

Доказательство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки общий множитель каждой части: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, сократив их получим 4=5, а следовательно 2*2=5.

2. Найти решение софистических парадоксов:

а) Брадобрей должен брить только тех, кто не бреет сам себя. Те, кто не бреет сам себя, должны бриться у брадобрея. Но если брадобрей не будет брить сам себя, то получается, что он не может этого делать.

б) Некто попросил Вас не выполнять его просьбы.

в) Врет ли человек, когда сообщает, что он врет?

г) Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял врагов. Ты имеешь врага.

3. Сконструировать вопросы всех возможных типов ко всем возможным предметам по мотивам песенки "У попа была собака".

Команды по очереди, без предварительной подготовки конструируют вопросы. Команда, не сумевшая задать очередной вопрос, выбывает из упражнения. Можно ввести систему подсчета очков, построив приоритеты вопросов:

Безусловные уточняющие вопросы - 1 балл

Условные уточняющие вопросы - 2 балла

Восполняющие вопросы: "Кто?" "Какой?"3 балла

"Что?" "Где?" "Когда?" 4 балла

"Почему?" 5 баллов

 

Программа тренинга креативности (творчества)

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и скрытыми факторами. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

 

Психогимнастические упражнения объединены в четыре большие группы:

 

1. Упражнения, которые могут быть использованы на этапе знакомства участников группы тренинга креативности.

2. Упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы этапы креативного процесса, и какую роль играет в его протекании накопленный субъектом опыт. Упражнения, направленные на осознание барьеров проявления креативности (внутренних, сформировавшихся в ходе жизни человека, и внешних, знание которых позволяет человеку быть более свободным в своих решениях и поступках, создавать творческую среду для себя и других людей).

3. Упражнения, направленные на развитие творческого потенциала участников, апробирование и тренировку навыков управления скрытыми факторами, оптимизирующими творческий процесс.

4. Упражнения, направленные на личностную поддержку участников тренинга.

 

Некоторые шаги, осуществляемые в ходе тренинга, связаны с использованием ряда специфических техник: медитации, ведомой визуализации, управляемого воображения, свободного рисования, преобразование условие задачи или проблемы из знаковой в образную форму.

 

Цель программы: осознание творчества в себе и его развитие.

Задачи:

-осознания и преодоления барьеров проявления творчества;

- осознания характеристик креативной (творческой) среды;

- формирование навыков и умений управления творческим процессом.

В ходе тренинга с первых минут работы создается и удерживается среда со следующими параметрами:

1. Проблемность

2. Неопределенность

3. Принятие

4. Безоценочность.

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность (творчество), каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.