Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика информационного поиска




Центральная задача информационного поиска (ИП) – удовлетворить информационную потребность. Информационная потребность формулируются как некоторый запрос, представляющий собой набор ключевых слов, характеризующий то, что ищет пользователь.

Запрос – это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы.

Информационный запрос в широком смысле – текст, выражающий информационную потребность. Информационный запрос в узком смысле – входное сообщение в автоматизированную систему, содержащее требование на выдачу информации.

Важнейшей проблемой, связанной с проведением эффективного с точки зрения пользователя ИП, является разработка поисковых стратегий.

Практика выработала универсальный алгоритм поисковой дея­тельности (совокупность операций, выполняемых в строго установ­ленном порядке дискретными — прерывистыми — «шагами»):

1. Информационная подготовка поиска. На этом этапе уточняется запрос, дополняются исходные данные о предмете поиска. Вмес­те с информационным консультантом (чаще всего библиотечным работником) или самостоятельно определяется тип поисковой задачи, используется опыт решения аналогичных задач.

2. Моделирование источников поиска. На этом этапе выявляется идеальный источник информации, который бы полностью отве­чал характеру поисковой задачи. Если в библиотеке есть инфор­мационный источник, соответствующий виду запроса, поиск можно считать успешно завершенным. Однако чаще всего слож­ные запросы требуют обращения к многим полезным источникам для сплошного поиска, поскольку один источник не дает реле­вантной информации. В этом случае исследуются все информа­ционные источники данной информационно-поисковой системы.

3. Выбор оптимального пути поиска. Среди имеющегося множества информационных источников ищем близкие к характеру поиско­вой задачи. На этом этапе используются каталоги, картотеки, справочные пособия, библиографические указатели, списки но­вых поступлений, базы данных, справочный аппарат первичных документов.

4. Реализация поиска — это этап получения конкретного ответа в соответствии с запросом, просмотр информационных источни­ков, выявление и отбор нужной информации из этих источников.

5. Оценка результатов поиска — этап, на котором проверяются точ­ность, качество проведенного информационного поиска. Пользо­ватель должен быть уверен в том, что если информация не найде­на, ее нет в данном информационно-поисковом массиве. Опре­деление результатов поиска — очень сложный этап, он требует
высокого, подчас профессионального уровня информационной деятельности, знания методики информационного процесса, средств выполнения запроса. На данном этапе более всего нуж­на помощь посредника — специалиста информационной службы. На первом этапе — информационной подготовки поиска — уточ­няется запрос, то есть обращение пользователя в информационную службу, отражающее потребность в информации.

Формулировка информационного запроса должна отражать действительные пот­ребности и интересы его автора. В запросе важны ясность образа предмета потребности, представление о конечном результате решаемой информационной задачи

По характеру необходимой информации запросы подразделяются на адресные, тематические, уточняющие, фактографические Исходя из вида информационного запроса осуществляется, соответственно, адресный, тематический, фактографический, уточняющий виды поиска. В свою очередь, вид информационного поиска определяет моделирование источников и оптимальный путь поиска, близкие характеру информационного запроса.

Рассмотрим виды информационного поиска в единстве методов осуществления и источников информации.

Адресный поиск — это поиск данных о наличии и/или местона­хождении, точном адресе хранения документа. Предположим, вам захотелось прочитать книгу Булгакова «Мастер и Маргарита». Са­мый необременительный путь поиска — прийти в библиотеку и там искать данную книгу. Такой поиск сведений о наличии и местона­хождении конкретного документа часто и называется библиотеч­ным. В библиотеке можно вовсе не прикладывать собственных уси­лий, а сделать запрос библиотечному работнику, который найдет книгу и выдаст ее вам. Но если вы дорожите своей самостоятель­ностью и сознательно развиваете, повышаете информационную культуру, то сами проделаете эту достаточно простую процедуру. Надо только знать, что в библиотеке имеется специальный справочно-библиографический аппарат (СБА), важнейшей функцией кото­рого является обеспечение информационного поиска.

В СБА входят: библиотечные каталоги, библиографические и фактографические картотеки, библиографические базы данных; справочно-библиографический фонд (СБФ), состоящий из официальных, нормативных, справочных и библиографических изданий; фонд неопубликованных библиографических пособий, созданных самой библиотекой. Все элементы СБА создаются в традиционной и электронной формах.

Какой из этих элементов СБА надо выбрать как источник поиска книги Булгакова? Есть вероятность, что в каждом элементе можно найти нужные сведения. Но главным источником здесь является библиотечный каталог (алфавитный). Поскольку вам известны фа­милия автора и заглавие книги, вы находите в алфавитном каталоге карточку с фамилией «Булгаков». Но есть определенная трудность: вы не знаете инициалов писателя. Следовательно, вам надо провести не только адресный, но и уточняющий поиск. Вам поможет знание заглавия книги. По нему среди нескольких карто­чек с фамилией «Булгаков» и разными инициалами вы легко найдете карточку с описанием нужной книги — «Мастер и Маргарита» — и с указанием инициалов ее автора.

Шифр книги в левом верхнем углу каталожной карточки является ключом, с помощью которого библиотечный работник найдет роман в книжном фонде библиотеки.

Если вы не нашли в каталоге карточку с описанием романа М. А. Булгакова, это еще не значит, что данного романа в библиотеке нет. Очень возможно, что он вошел в сборник или собрание сочинений писателя.

Тематический поиск (поиск документов по узким и широким темам запроса) требует владения более сложными операциями с большим количеством документов. Источниками тематического поиска являются самые разные, многочисленные информационные ресурсы. Достаточно полно обеспечивают тематический поиск СБА библиотек. При этом успех зависит от ресурсов конкретной библиотеки. Поэтому со сложным тематическим запросом лучше обращаться в крупную библиотеку, имеющую богатые фонды и хорошо организованный СБА (республиканскую, краевую, областную и т. п.). Это особенно важно при узких темах запроса, когда искать лите­ратуру намного трудней, чем по широким темам. Так, легче подоб­рать материал по истории русской литературы XVIII века, чем только о развитии одного жанра поэзии в этот период. А если, например, будущий литературовед пишет научную работу о ссыльных поэтах-декабристах, ему предстоит длительный многоуровневый поиск.

Традиционными источниками тематического поиска являются систематический и предметный каталоги библиотек, картотеки, библиографические пособия.

В систематическом каталоге карточки с библиографическими за­писями (сообщениями о первичном документе в особой документ­ной форме) систематизированы по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической клас­сификации (ББК).

Предметный каталог доступнее и проще, его удобно использо­вать в дополнение к систематическому при запросах на узкие темы. Записи в предметном каталоге располагаются в алфавитном по­рядке предметных рубрик.

Прямыми источниками тематического информационного поиска являются библиографические пособия.

Важнейшее достоинство библиографического источника — воз­можность быстрого нахождения нужного документа благодаря нали­чию «ключей» — вспомогательных указателей в пособии. Вспомога­тельные указатели бывают самые разные — имен, авторов, загла­вий, тематические, предметные, географические и т. п. С их помощью легко и быстро можно узнать, какие книги и статьи посвя­щены определенной теме, предмету, кто автор книги, кто перевод­чик, произведения каких авторов вошли в издание и т. д.

Фактографический поиск — это поиск какого-либо конкретного факта, данных, относящихся к какому-либо предмету, процессу, со­бытию; поиск терминов, законов, дат, адресов, правил правописа­ния и т. д., и т. п. Конечным результатом фактографического поис­ка является не документ, не список документов, а ответ по существу. В каком году произошла битва при Ватерлоо? Когда родился Эйнштейн? Что такое «спам»?

Как и при тематическом, и при адресном поиске, источниками фактографического поиска могут стать различные составляющие информационных ресурсов. Но особое значение здесь имеют спра­вочные документы, специально собирающие наиболее важные и часто запрашиваемые сведения с целью их быстрого разыскания. Важнейшие виды справочных документов: энциклопедии, энцикло­педические словари, справочники, путеводители, словари, хроники и календари, летописи жизни и творчества. Электронные фактогра­фические ресурсы (фактографические базы данных) аккумулируют (собирают) в себе разные типы справочных документов, стремятся к целостному представлению информацию

Уточняющий поиск — это восполнение или уточнение неполной или искаженной информации в документах. В информационных зап­росах содержатся типичные ошибки, связанные с искажением фа­милии и инициалов индивидуального автора документа; сокращения и неточности в заглавии книг, периодических изданий; представле­ние редактора, переводчика, издателя как автора; представление названия раздела, главы как названия всей книги и т. п.

Уточняющий поиск — один из важных видов информационного по­иска. В его процессе часто ставятся специфические поисковые за­дачи, решить которые может только специалист — информационный работник. Уточнение неопределенных запросов является и чрезвы­чайно сложной психологической, а не только информационной про­цедурой, которая тесно связана с проблемой формирования инфор­мационной культуры личности.

В практике информационной деятельности все виды поиска взаи­мосвязаны. Одна поисковая задача может переходить в другую, лю­бой информационный источник может использоваться для любого вида поиска. И, как правило, очень редко сложный информационный поиск можно провести по какому-либо одному из источников, одному из элементов ресурсов. Развитие сетевых коммуникаций может из­менить соотношение источников поиска. Однако меняется форма, но не сущность процесса разыскания. Следует искать наиболее простой и эффективный способ решения каждой поисковой задачи, исходя из доступных средств и экономии времени. Традиционный, ручной и ав­томатизированный поиск, использование сети Интернет — все это составляющие единого процесса информационного поиска.

Т. о. при осуществлении ИП важно определить для себя технологию и алгоритм выполнения запросов: вести поиск традиционным путем, воспользоваться локальными БД или Интернет, и определить, каким образом это лучше осуществить (продумать методику). Умение вести эффективный инфор­мационный поиск является показателем высокого уровня информа­ционной культуры личности. В целом культура информационного по­иска дает пользователю следующие преимущества:

зная структуру информационного источника и структуру поискового образа документа, можно самостоятельно ориентироваться в источ­никах и отражаемых источниками описаниях документов, лично, без помощи консультанта вести информационный поиск;

зная поисковые возможности элементов информационных ре­сурсов, умея в них ориентироваться, можно самому владеть стратегией каждого вида поиска;

зная видовую классификацию информационного поиска, можно выбрать оптимальные информационные источники для его конк­ретной разновидности;

зная структуру информационно-поисковой системы и владея универсальным алгоритмом поисковой деятельности, можно вы­числить точность, полноту, оперативность поиска и самому су­дить о соответствии полученной информации информационному запросу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.