КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности социально-экономической ситуации в Архангельской области. 2 страница
Давыдов А.А. Вейвлет-анализ социальных процессов // Социс. 2003. №11. Данилов-Данильян В.И., Рывкин А.А. Моделирование: системно-методологический аспект// Системные исследования. М.,1982. Морозов Е.И. Методология и системы анализа социальных систем. М.,1995. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие. М., 2001. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: 2000. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определение модели и моделированию. 2. Назовите положительные и отрицательные стороны моделирования. 3. Каковы возможности моделирования в исследовании: а) социально-экономических процессов; б) политических процессов? 4. Существуют ли методы определения объективности в моделировании? 5. Что произойдет, если объект и модель исследования будут описываться разными языками и понятиями? 6. Каково значение математического моделирования? Перечень ключевых понятий. Практика отбора исследовательского материала. Кодирование в исследованиях; смысловая связь между цифровыми и смысловыми формами. Разработка кодов для интервальных измерений. Макет кодировки для исследования. Работа с компьютерными программами. Проблема описания данных. Составление таблиц. Составление графиков, диаграмм. Составление секторных диаграмм и гистограмм. Составление двухсторонних гистограмм. Таблицы взаимной сопряженности признаков.
Практическое задание. Студенты заранее определяют объем подлежащего обработке исследовательского материала в области социально-экономических и политических процессов. Во время практического занятия они обосновывают применение форм обработки, в зависимости от этого составляют коды результатов исследования, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы. После обработки данных студенты делают письменный отчет по результатам исследования.
Литература. Завершинский К.Ф. Методологическая комплектарность в исследовании символических матриц динамики политических институтов // Полис. 2003. №1. Качанов Ю.Л. Теоретические предпосылки эмпирического исследования социологической теории // Социс. 2000. №10. Чихарев И.Л. Хронологические исследования: опыт синтеза // Полис. 2003. №6. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации: Уч. пособие в 2-х частях. Ч.1.Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2003. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.,1993.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему не все результаты исследования можно использовать для обработки? Какие данные необходимо откладывать «в стол»? 2. Почему необходимо кодировать результаты исследования? 3. Какие компьютерные программы используются при обработке исследовательских данных? 4. Какова зависимость между графическими изображениями и смысловыми формами? 5. Каково логическое обоснование построения письменного отчета? ТЕМА 7. Статистическое конструирование Перечень ключевых понятий: Понятие статистики. Понятие статистического конструирования. Предмет статистики, его особенности и задачи. Виды статистических показателей.Теоретическая и прикладная статистика. Стадии статистического исследования. Статистические таблицы. Графическое представление статистической информации. Ошибки в статистическом исследовании.
Подготовить выступления по следующим темам: 1. История создания и использования статистики (Г.Конринг, Г. Ахенвалло, У. Пети, К. Пирсон, О. Курно, Д.М. Кейнс, Р. Фриш и др.). 2. Методологические основы статистического исследования. 3. Роль математической статистики в получении новых знаний. 4. Статистическое наблюдение. Ошибки в статистическом наблюдении. 5. Использование статистики в исследовании политических процессов. 6. Использование статистики в исследовании социально-экономических процессов. 7. Статистическая проверка гипотез. 8. Статистическое оценивание. 9. Требования к программе статистического исследования. 10. Виды статистического анализа: а) кластерный анализ; б) корреляционный анализ; в) многомерное шкалирование; г) регрессионный анализ; в) факторный анализ. 11. Виды статистических показателей. 12. Использование компьютерных технологий в статистических исследованиях. 13. Научная и практическая значимость статистического анализа.
Практические задания. 1. Провести статистический анализ жизненного уровня населения Архангельской области за несколько лет. 2. Провести статистический анализ электорального поведения жителей Архангельска (временные рамки – на выбор). 3. Провести статистический анализ экономического состояния Архангельской области (временные рамки – на выбор).
Литература. Ленуар Р. и др. Начала практической социологии./ Пер. с фр. М., СПб., 2001. Мягков Л. Ю. Статистические стратегии сенситивных измерений // Социс. 2002. №1. Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002. Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1995. Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М., 1986. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова роль статистики в: а) политическом анализе, социально-экономическом анализе, социально-экономическом прогнозировании, политическом прогнозировании? 2. Каковы требования к составлению отчета статистического исследования. ТЕМА 8. Оценка жизненного уровня населения на примере определения прожиточного минимума Перечень ключевых понятий. История формирования нормативов прожиточного минимума в СССР и России. Законодательный подход к определению прожиточного минимума. Основные принципы зонирования прожиточного минимума, распределения по основным социально-демографическим слоям населения; принципы разделения по зонам. Понятие потребительской корзины. Характеристики продовольственной, непродовольственной составных потребительской корзины. Значение стоимости услуг в составлении прожиточного минимума. Налоги и другие платежи в прожиточном минимуме. Роль прожиточного минимума в определении МРОТ, пенсий и пособий. Региональный принцип определения прожиточного минимума.
Практическое задание. Студенты должны определить стоимость продовольственных и непродовольственных товаров, услуг, налогов и других платежей в соответствии с нормативами. Затем студенты составляют желаемые для них продовольственные и непродовольственные корзины.
Литература. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 16 марта 2000 года)». Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные документы, методические рекомендации, комментарии. М., 2000. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ (с изменениями от 27 мая 2000 года). См. Интернет-ресурсы. Вопросы для самоконтроля. 1. С какой целью фиксируются цены продовольственных и непродовольственных товаров? 2. Какие органы власти определяют прожиточный минимум в регионе? 3. По каким принципам определяются продовольственная и непродовольственная корзины? 4. Как обосновывается существование в Архангельской области двух зон прожиточного минимума? 5. Почему в районах и городах Архангельской области различные уровни прожиточного минимума? 6. Какие факторы влияют на изменение прожиточного минимума? ТЕМА 9. Организация и проведение контент-анализа при изучении социально-экономических и политических процессов – 4 часа Перечень ключевых понятий. История исследования текстов. Политическая лингвистика как научная дисциплина. Место контент-анализа. в исследовании социально-экономических и политических процессов. Место контент-анализа. в изучении государственного и муниципального управления. Количественный и качественный виды контент-анализа. Количественные и качественные единицы контент-анализа. Разработка программы исследования с применением контент-анализа. Методология проведения контент-анализа. Обработка и оформление результатов.
Практическое задание. Студентам должны провести контент-анализ и сделать выводы, оформить отчет по исследованию следующих видов печатных СМИ: а) рекламные газеты или деловая пресса (местные рекламные издания, «Коммерсантъ», «Экономическая газета» и др.) – 2 часа; б) общественно-политические газеты («Российская газета», «Известия» и др.) – 2 часа.
Примерное содержание регистрационно-учетной карточки
Литература Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник. М.: Аспект-Пресс, 1995. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987. Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований. Спб: Изд-во СпбГУ, 2002. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1983. Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ М.: ИС РАН, 1996.
Вопросы для самоконтроля: 1. В каких случаях возникает необходимость изучения текстов? 2. Почему необходимо пилотажное исследование? 3. Как обосновать кодировку контент-анализа? 4. Как следует использовать компьютерные технологии при обработке данных контент-анализа? 5. Почему контент-анализ, в основном, выполняет вспомогательную роль в исследовании? 6. Как организовать контент-анализ подшивок газет и журналов за несколько лет?
ТЕМА 10. Ролевая игра «Организация и проведение экспертной оценки»
Перечень ключевых понятий. Очные и заочные экспертные оценки. Преимущества и недостатки «мозговой атаки». Организация очных экспертных оценок. Техническое оснащение. Подбор экспертов-специалистов в данной области и работа с ними. Роль модератора. Анализ и обобщение выводов.
Практическое задание. Учебная группа предварительно делится на две части: на экспертов, организующих «мозговую атаку», и экспертов, участвующих в ней. Заранее намечаются и обсуждаются темы (политика, экономика, социально-экономические отношения, экология и т.д.). В течение 45 минут «мозговую атаку» проводит первая группа, после чего стороны меняются ролями. В конце занятия подводятся итоги.
Литература. Архангельский Н.Е. и др. Экспертные оценки и методология их использования. М.,1974. Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения // Социс. 1985. №4. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификации моделей // Социс. 2003. №11. Кун Т. Структура научной революции. М., 2001. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996. Остройковский В.А. Теория систем. М., 1997. Ременников В. В. Разработка управленческого решения. М., 2000. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. М.,1991. Тьюки Д. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ. М.,1981. Чередниченко В.В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях // Социс. 1981. №3. Вопросы для самоконтроля. 1. Почему общее мнение группы экспертов является основополагающим в исследованиях? 2. Каковы задачи группы экспертов, организующих экспертную оценку? 3. Что входит в задачи экспертов, дающих свое заключение по данному вопросу? 4. Кто может стать основным заказчиком экспертной оценки? 5. Какова структура экспертной оценки? 6. Что является результатом экспертной оценки?
ТЕМА 11. Лингвистические подходы к анализу политических документов (исследование послания губернатора Архангельскому областному Собранию депутатов) Перечень ключевых понятий. Политическая лингвистика как научная дисциплина. Использование лексики в обосновании управленческих задач и в политике. Практическое задание. В ходе исследования послания губернатора Архангельской области областному Собранию депутатов выполняются следующие работы: I этап. 1. Формулируются цель и задачи исследования. 2. Составляется план исследования. II этап. В тексте подвергается анализу (ориентировочные направления): 1. Структура послания. 2. Логические связи в тексте. 3. Использование стилистических приемов. 4. Использование лексики. 5. Положительная, негативная или нейтральная оценка деятельности объектов послания. По итогам исследования делаются выводы, определяются задачи для последующих исследований.
Литература. Алпатов В.М. 150 языков и языковая политика 1917-1997. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М., 1997. Алтунян А.Г. От Булгарина до Жириновского: Идейно-стилистический анализ политических текстов. М.,1999. Вепрева И.Т. «Мы их в сортире замочим», или Штрихи к риторичесому портрету В.В.Путина // Политический дискурс в России- 4: Материалы рабочего совещания (Москва, 22 апреля 2000) // Под ред. В.Н. Базылева и Ю.С. Сорокина. М., МГУ, 2000. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: Учебное пособие. М., 2004. Лейчик В.М. Идентификация личности по речевому стилю // www/ psyho.ru Лич Э. Культура и коммуникация. М., 2001. Петрова Е.В. Информационная политика территориальных органов управления как объект политологического анализа // Вестник Моск. ун. Сер. 12. 2003. №6. См. о политическом дискурсе: Политическая наука. 2002. №3. Политический дискурс в России-3. Материалы рабочего совещания 27-28 марта 1999. М., 1999. Политический дискурс в России-4: Материалы рабочего совещания (Москва, 22 апреля 2000) // Под ред. В.Н. Базылева, Ю.А. Сорокина. М., 2000. Политический дискурс в России-5: Материалы рабочего совещания (Москва, 22 апреля 2001) // Под ред. В.Н. Базылева, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова. М., 2001.
Вопросы для самоконтроля. 1. Почему в политических текстах уделяется особое внимание структуре, логике и лексике? 2. Каково влияние лексики политических текстов на аудиторию? 3. Существует ли взаимосвязь между политическими речами политиков и их сознанием? 5. Можно ли корректировать правильность устной речи? 6. Назовите методы исследования выступлений политиков. ТЕМА 12. Изучение и урегулирование политических конфликтов – 4 часа Перечень ключевых понятий. Понятие политических конфликтов, их типология, динамика развития. Значение конфликтов в политических процессах. Структура политических конфликтов. Объекты и субъекты в политических конфликтах. Управление в политических конфликтах.
Практические задания. Подготовить выступления по следующим темам. В их основе – анализ эмпирического материала и методик исследования – 2 часа. 1. Политические конфликты в Древнем мире. 2. Особенности развития конфликтов в XX веке. 3. Войны как особый вид политических конфликтов. 4. Политические конфликты на советском пространстве. 5. Перераспределение ресурсов в экономике как основа политических конфликтов. 6. Дисбаланс отношений между центром и регионами как основа политических понфликтов. 7. Терроризм как особый вид политического конфликта. 8. Межгосударственные конфликты. 9. Этнические конфликты. 10. Роль личности в политических конфликтах. Проведение ролевой игры «Урегулирование политического конфликта» - 2 часа. В ходе занятия студенты моделируют и исследуют современный политический конфликт, разрабатывают методы его управления. Для этого учебная группа разделяется на две части. Одна из них представляет «правительство», другая – «конфликтующую сторону». В ходе диалога (переговоров) находятся пути урегулирования конфликта. Через 45 минут участники семинара меняют роли.
Литература. Коваленко Б.В., Рыжов О.А., Пирогов А.И. Политическая конфликтология. М., 2002. Лебедева М.М., Юрченко В.М. Политическая конфликтология. Краснодар, 2000. Фельдман Д.М. Политические конфликты. М., 1998. Цимбурский М.Л. Как живут и умирают международные конфликтные системы (Судьба балтийско-черноморской системы в XVI-XX веках) // Полис. 1998. №4. См. Интернет-ресурсы. Вопросы для самоконтроля. 2. Можно ли предупреждать политические конфликты? 3. Можно ли управлять политическими конфликтами? 4. Почему этнические конфликты являются самыми разрушительными? 5. Существуют ли международные меры по борьбе с терроризмом? 6. Назовите роли элиты в развитии и урегулировании политических конфликтов.
/ТЕМА 14. Использование SWOT-анализа в исследовании социально-экономических и политических процессов Перечень ключевых понятий. История создания и использования SWOT-анализа. Возможности использования для изучения социально-экономических процессов. Возможности использования для изучения политических процессов. Использование SWOT-анализа в стратегическом планировании. Схема проведения SWOT-анализа. Этапы проведения. Практические задания. 1. Проанализировать постановление (на выбор) Правительства РФ с использованием SWOT-анализа. 2. Изучить решение (на выбор) Президента РФ с использованием SWOT-анализа. 3. Выявить сильные и слабые стороны принятого Госдумой Закона РФ (на выбор) с использованием SWOT-анализа. 4. Проанализировать решение региональной и местной властей (на выбор) с использованием SWOT-анализа. 5. Проанализировать социально-экономическое явление с использованием SWOT-анализа.
Литература. Михайлов В.И. Как принимать решения. СПб., 1999. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. М., 2001. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качества промышленной продукции. М., 2000. См. Интернет-ресурсы. Вопросы для самоконтроля. 1. Почему необходимо исследовать управленческие решения социально-экономических и политических процессов? 2. Как определяются «сильные стороны» в SWOT-анализе? 3. Как определяются «слабые стороны» в SWOT-анализе? 4. Как определяются «возможности» в SWOT-анализе? 5. Как определяются «угрозы» в SWOT-анализе? 6. Существуют ли ограничения в SWOT-анализе социально-экономических и политических процессов?
ТЕМА 15. Изучение политической элиты Перечень ключевых понятий. Понятие элиты. Открытость и закрытость элиты. Теории элит. Функции политической элиты. Воспроизводство элиты. Значение элиты в социально-экономических и политических процессах. Элита и бюрократия. Элита и формирование гражданского общества. Элита и привилегии. Элита в России.
Практические задания. 1. Выявить закономерности при формировании советского правительства. 2. Выявить закономерности при формировании органов власти в современной России. 3. Выявить закономерности при формировании органов власти в Архангельской области. 4. Создать концептуальную модель местной элиты.
Литература. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Веселовский В. Классы, слои и власть. М.,1984. Коргунюк Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // Полис. 2001. №№ 1,2. Кретов Б.И., Васильева Л.Н. Российская модернизация и элита: Учебное пособие. М., 2000. К рыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. Куколев И.В. Трансформация политических элит в России / / Общественные науки и современность. 1997. № 4. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. №№ 10,12. Охотский Е.В. Политическая элита и российская действительность. М., 1996. Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.1. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2. Вопросы для самоконтроля. 1. Почему теория элит появилась в XX веке? 2. Существует ли преемственность в элитах? 3. Каковы методы борьбы элиты за власть? 4. В чем заключатся механизмы трансформации «лис» во «львов»? 5. Играют ли элиты прогрессивную роль или разрушают демократические процессы? 6. Какова связь между формированием элиты и бюрократическими процессами в России? ТЕМА 16. Организация и проведение социологического анализа в социально-экономических и политических процессах Перечень ключевых понятий. Значение социологических исследований в изучении социально-экономических и политических процессов. Положительные и отрицательные стороны социологических опросов. Репрезентативность социологического исследования. Разновидности социологических опросов. Требования к выборке. Требования к формулировке вопросов и порядку их составления. Методология практического внедрения. Кодирование и обработка социологических данных. Он-лайновые опросы.
Практические задания. Студенты самостоятельно подготавливают социологические исследования по следующим темам: 1. Политические предпочтения молодежи. 2. Культурные интересы молодежи. 3. Самостоятельность молодых: что это такое? 4. Студенческая семья. 5. Проблема «отцов и детей». 6. Молодые на рынке труда. 7. Предприниматели и предпринимательство. Темы социологических исследований могут уточнены и дополнены по согласованию с преподавателем. Литература. Бойков В.Э. Государственная служба: взгляд изнутри и извне // Социс.2003. №9. Горяинов В.П. Проблемно-структурный метод анализа мониторинга общественного мнения // Социс. 2002. №4. Ленуар Р. и др. Начала практической социологии / Пер. с фр. М., СПб., 2001. Методологические и методические проблемы сравнительного анализа в социологических исследованиях. М.,1982. Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации (круглый стол) //Полис. 2001. №1. Рабочая книга социолога. М.,1983. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции. // Социс. 2003. №9. Хелевик О. Социологический метод/ Пер. с норв. М., 2002. Чазов А.В. Электорат политических объединений России: опыт проведения exit-poll в Санкт-Петербурге // Полис. 2000. №2. Ядов В.А.Социологические исследования: Методология, программа, методы. М.,1997.
Вопросы для самоконтроля. 1. Каковы требования к социологическому опросу в ходе исследования политических процессов? 2. Каковы требования к социологическому опросу в ходе исследования социально-экономических процессов? 3. В чем сущность репрезентативности социологического опроса? 4. Назовите требования к выборке в опросе. 5. В каком порядке следует задавать вопросы? 6. Назовите требования к оформлению отчета о социологическом опросе. ТЕМА 17. Организация исследования города (района) Перечень ключевых понятий. Урбанизационные процессы и проблемы политического и социально-экономического развития города (района). Социально-экологические направления в исследованиях. Социально-психологические направления в исследованиях. Политико-социологические направления в исследованиях. Актуализация проблем развития города (района). Изучение управленческих проблем города. Гуманистическая, технократическая и социально-экологическая парадигмы. Деятельность исследовательских центров в городе (района).
Практические задания. Студенты подготавливают программы исследования города (района, поселка, села) на выбор по следующим проблемам: 1. Многообразие форм расселения. 2. Городской (районный) образ жизни. 3. Влияние урбанизации на здоровье населения. 4. Городская (районная) культура населения. 5. Развитие самоуправления. 6. Пути борьбы с преступностью. 7. Возможности инвестирования. 8. Социальная защита населения. 9. Развитие предпринимательства. Литература. Город и горожане в России XX в. Материалы российско-французского семинара (Санкт-Петербург, 28-29 сентября `00 г.) / Сост. А.Д. Марголис. СПб., 2001. Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью. М., 2001. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М., 2002. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. М., 2001. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов: 2001. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.,2002. Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России: Учебное пособие. М., 2001. Мамфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человечества: Пер. с англ. М., 2001. О ,Саливан А. Экономика города. М., 2002. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. Ростов-н/Дону: 2001. Технологии социальной работы: Учебник / Под. ред. Е.И. Холостовой. М., 2001. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и пути их решения. М.,2002. Широков А.Н., Черняева И.А. Юрьева С.Н. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения (выпуск второй). СПб., 2000. Вопросы для самоконтроля. 1. Почему необходимо проводить системные исследования процессов, происходящих в городах, районах, (поселках, селах)? 2. Как урбанизация влияет на население городов, районных центров? 3. Назовите индикаторы, определяющие уровень жизни горожанина, жителя районного центра (поселка, села,)? 4. Что входит в инфраструктуру города, районного центра (поселка, села)? 5. Назовите элементы социальной защиты населения города, районного центра (поселка, села)? ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
61. Понятие социально-экономических процессов, их типология. 62. Особенности управления социально-экономическими процессами. 63. Функции управления социально-экономическими процессами. 64. Понятие политических процессов и формы их проявления. 65. Особенности классификация политических процессов. 66. Социально-экономические и политические процессы в России: необходимость их исследования в государственном и муниципальном управлении.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |