Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные течения философско-психологической мысли средневековья

Читайте также:
  1. I. Основные закономерности химических процессов
  2. I. Основные экономические процессы на предприятии.
  3. III.Основные интересы стран Запада и Китая
  4. IV.Основные интересы неприбрежных стран Каспийского региона
  5. TEМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ.
  6. Абсолютные величины, их основные виды
  7. Антропологическая мысль в господствующих идейных течениях арабо-язычной культуры Средневековья
  8. Б. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОТКЛОНЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ
  9. Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. С. 7-25 1 страница
  10. Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. С. 7-25 2 страница
  11. БТШ70: структура и основные функции.
  12. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков



 

1. Схоластика как форма философствования. После Библейского послания все философско-психологические учения разделяются на 3 группы:

1) ищущие различия двух сфер - разума и веры;

2) философствующие "вне веры и против веры";

3) философствующие "в вере".

 

Философствование "в вере" - наиболее развитое учение в период средневековья, воплотившееся в схоластике. Схоластика зарождается в VIII в. и представляет собой философию, направленную на обоснование догматов богословия. Ее цель состоит в том, чтобы придать Священному Писанию вид рационального учения.

В схоластике выделяется два основных течения: реализм и номинализм. Водораздел между ними - решение гносеологического вопроса об отношении общего к индивидуальному. Что реально - общие понятия, универсалии или индивидуальные вещи?

Реалисты отстаивали положение об объективном существовании общих понятий в божественном уме. Так как наиболее общей универсалией является Бог.

Номиналисты (от "номен" - имя) считали, что общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются словами, звуками, именами. Общие понятия определялись ими как звуки.

2. Учение Ф. Аквинского как представителя реализма, отстаивало одну истину - религиозную, нисходящую свыше, и считал, что разум должен служить вере, быть подчиненным ей. Он доказывал бессмертие души, говорил о зависимости человека от Божьей милости, о личной ответственности перед Всевышним. Душа рассматривается им как посредник между материальным миром и Творцом. Сознание и самосознание абсолютизируются, и психика человека противопоставляется всем другим формам жизнедеятельности, определяется как самостоятельная сущность, пребывающая в надтелесном мире. В связи с этим новую трактовку получает психический образ. Ф. Аквинский делает шаг к его субъективизации.

3. Наиболее энергичным и последовательным проповедником номинализма европейской средневековой схоластики был профессор Оксфордского университета Вильям Оккам (1300-1350). Отвергая томизм, он отстаивал учение о двойной истине; утверждал, что философия, опирающаяся на логические рассуждения, и религия, черпающая свои истины в Священном Писании, имеют различные предметы исследования. Предмет философии - познание природы, а религии - моральная сфера человеческой жизни.

Он призывал опираться в познании на чувственный опыт. Деятельность воли Оккам ставил выше разума. Отстаивая идею единства души, он отрицал наличие в ней множества душевных способностей (сил), но указывал на различные акты, функции души.

Учение В. Оккама получило название "бритва Оккама", согласно которому не следует сущности умножать без необходимости. Нет смысла при объяснении каких-либо явлений прибегать к помощи многих сил или факторов, если можно обойтись их меньшим числом. Не следует делать что-то посредством многого, если это можно сделать посредством меньшего.



Авторитетным представителем номинализма был также шотландский ученый Дунс Скотт (1270-1308). Он выступал за разграничение ума и веры, философии и теологии. На первое место выдвигал волевое начало как лежащее в основе творения мира. Отстаивал свободу воли человека, рассматривая ее как сущностную характеристику души.

К числу умеренных номиналистов относится Пьер Абеляр (1079- 1142), доказывавший преимущество знаний перед слепой верой, сравнивая человека, читающего Божественные тексты и не понимающего их, с ослом, играющим на лире, высказывал сомнение в истинности многих интерпретаций Священного Писания. Интересны его идеи о моральной ответственности человека за свои поступки. Мораль не находится, согласно Абеляру, целиком в руках Бога; человек сам вершит свою судьбу и отвечает за свои деяния.

Английский ученый Роджер Бэкон(1214-1292) первым употребил понятие "опытная наука". Он указывал, что "без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере", что "опытная наука - владычица умозрительных наук". Приоритетное место отводил естественным наукам, использующим эксперимент и математику. Выдвинул идею о "перспективе", взяв это понятие из оптики. Ощущение (прежде всего зрительное) рассматривается им как основа познания, ибо посредством зрения человек устанавливает различие между предметами, а это составляет суть всех знаний о мире. Бэкон рассматривает душевные явления, исходя из физико-математических, а не биологических понятий, что было важно для утверждения детерминистического подхода в психологии.

 

 

ТЕМА 4. "АРАБО-ЯЗЫЧНАЯ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ"





Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.139.105
Генерация страницы за: 0.007 сек.