Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие методы учета и оценки неопределенности




Основным правилом принятия решения в условиях неопределенности является стремление к возможно большей объективности. Кроме вышеназванных четырех критериев для принятия решений в условиях неопределенности существуют неколичественные методы. В их число входят: хеджирование, гибкое инвестирование, диверсификация интересов фирмы, приобретение дополнительной информации, модификация целей и контроль над окружением.

Хеджирование — один из наиболее широко распространенных методов, посредством которого руководитель фирмы может заменить будущую неопределенность надежностью нынешнего контракта. Хеджирование принимает многочисленные формы, но оно наиболее часто применяется при составлении контрактов на товары и услуги и при торговле сделками на срок на товарных биржах. Контракты на поставку товаров и услуг, особенно в строительной индустрии, как правило, содержат разделы, которые защищают интересы как покупателя, так и подрядчика. Интересы покупателя защищаются разделами контракта, которые предусматривают наказание подрядчиков за задержку в поставках или за срыв поставок. Интересы подрядчиков защищают разделы, которые допускают задержку в поставках или срыв поставок из-за форс-мажорных обстоятельств.

На товарных биржах торговля сделками на срок прогнозируется на базе ряда текущих (спотовых) цен и ряда будущих (форвардных) цен на различные товары. Кроме того, что эти рынки способствуют фактическому обмену товаров, они выполняют две жизненно важные функции: обеспечивают возможность и покупателям, и продавцам гарантировать будущие рыночные цены на продукцию, которой они обмениваются, а также возможность спекулянтам-биржевикам вступить в рынок.

Гибкое инвестирование. Изменения в экономике неизбежны, поэтому руководитель постарается не оказаться заблокированным в инвестициях в специализированные основные средства, если только не станет ясно, что потребность в таких специализированных основных активах будет иметь место на протяжении всего срока действия инвестиций. Например, станок общего назначения стоит дороже, чем специализированный станок, но позволяет быстрее перейти с производства одного вида продукции на другой. Гибкость особенно важна для таких долгосрочных инвестиций, как инвестиции в землю и в здания. Хотя может оказаться более дорогостоящим возведение здания общего типа по сравнению со стоимостью возведения здания, приспособленного к нынешним требованиям бизнеса, такая гибкость может окупиться, если условия изменятся или если здание придется продать либо сдать в аренду.

Диверсификация интересов фирмы. Диверсификация тесно связана с гибкостью. Такой подход иллюстрирует старая пословица: «Не клади все яйца в одну корзину». Диверсификация подчеркивает стабильность и долгосрочную точку зрения. В краткосрочный период максимум прибыли может явиться результатом концентрации усилий на наиболее прибыльной продукции. Однако такая политика вполне может привести фирму к краху, если рынок для этой единственной продукции сократится или вообще исчезнет. Диверсификация видов продукции может сгладить колебания в функции прибыли фирмы посредством стабилизации производства и доходов. Она помогает гарантировать выживание фирмы и в конечном счете может даже максимизировать прибыль. Производитель, выпускающий несколько видов продукции, инвестор, покупающий диверсифицированный портфель или акции в совместном фонде, и конгломерат — все это примеры диверсификации с целью уменьшения неопределенности.

Приобретение дополнительной информации. Чем больше информации собрано относительно будущего, тем менее неопределенным оно будет. Однако спустя некоторое время вступает в действие закон убывающей предельной полезности. Сбор информации — дорогостоящее дело, и выгоды, которые можно получить из дополнительной информации, должны быть взвешены с учетом допол­нительных расходов на ее получение. Более того, затраченное время является главным критерием для принятия большинства решений. С одной стороны, торопливое решение, принятое до получения достаточного объема информации, может оказаться очень дорогостоящим. С другой стороны, решение, откладываемое на слишком продолжительный срок в ожидании информации, может поставить фирму в положение «слишком мало, слишком поздно». И время, затрачиваемое на принятие решения, и объем информации, который следует собрать, одинаково важны для лица, принимающего решение.

Модификация целей. В ситуации полной неопределенности оптимальное решение может оказаться невозможным. Однако если менеджер, принимающий решение, готов согласиться на что-то меньшее, чем максимум, то задача сводится к более управляемым пропорциям. Например, анализ безубыточности может быть использован для установления целей продаж, способных обеспечить удовлетворительную прибыль на инвестиции. Хотя некоторая неопределенность по поводу того, может или не может быть достигнута цель, остается, более высокая степень неопределенности (со ссылкой на максимизацию) становится менее релевантной для решения. Так, задачи ценообразования, как правило, устанавливаются для достижения запланированной прибыли на инвестиции, для охвата намеченной доли целевого рынка или для обеспечения конкурентоспособности.

Контроль над окружением. Более тщательно разработанным подходом к уменьшению неопределенности является стремление наладить какой-то контроль над окружением бизнеса. Обычно контроль принимает форму попыток получить монополию посредством оформления патентов и авторских прав, а также исключительных дилерских операций или просто заполнения «рыночной ниши» в числе первых. Такой подход срабатывает (если он вообще срабатывает) только в условиях краткосрочного периода. Государство ревниво относится к любому снижению конкуренции, не говоря уже о неприкрытой монополии. Кроме того, если рынок рентабелен, то конкуренты могут быстро освоить его, несмотря на патенты или авторские права.

Выводы

Принятие решений может происходить в различных условиях - определенности, вероятностной определенности (риска), в условиях неопределенности (ненадежности).

Существуют зоны риска в зависимости от ожидаемой величины потерь: безрисковая зона; зона допустимого риска; зона критического риска; зона катастрофического риска. Для уменьшения риска используется широкий спектр защитных мер, который включает профилактические действия (например, глубокий анализ финансового состояния предприятия), регулирующие мероприятия (ограничение сферы предоставления кредита и др.), страхование кредита (под имущество, гарантии, залог), аналитические разработки (составле­ние рейтинга предприятий, подготовку справок о платежеспо­собности клиентов, финансовом состоянии регионов).Основными организационными мерами снижения риска: поглощение, избежание, удержание, передача, сокращение, диверсификация.

В процессе принятия решения в условиях неопределенности – это процесс выбора критерия, а затем выполнения вычислений, необходимых для осуществления выбора в пределах этого критерия. Мы видим также, что четыре критерия решений, которые обсуждались ранее, будучи примененными к одной и той же матрице решения, могут привести к четырем различным стратегиям. Какой критерий является самым подходящим? Универсального правильного ответа не существует. Каждый из критериев логичен при конкретных обстоятельствах и каждый может быть подвергнут критике на том или ином основании. Выбор часто может зависеть от личных соображений. Самый удачный ответ заключается в том, что она представляет собой полезный инструмент для концептуализации и формализации процесса принятия решения.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение понятиям определенность, риск и неопределенность.

2. Как можно количественно оценить уровень риска при принятии решения?

3. Какие методы управления рисками используются в практике принятия решения?

4. Каковы цель и задачи методики принятия стратегических решений в условиях неопределенности?

5. Раскройте методику принятия стратегических решений на основе критерия Вальда.

6. Опишите методику принятия стратегических решений на основе альфа-критерия Гурвица.

7. Изложите методику принятия стратегических решений на основе критерия Сэвиджа.

8. Изложите методику принятия стратегических решений с использованием графического метода «дерево решения».

9. Опишите методику принятия стратегических решений методом хеджирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.