Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития управления как науки и ее роль в формировании экономической базы




 

Управление, как профессиональная деятельность, известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование органи­заций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность - все более сложной.

Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управлен­ческой деятельности.

С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели) на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо - управляющий хозяйством пред­принимателей.

Концепция управления как научной деятельности развивалась в течение длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Ф.Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управле­ния».

Несколько позднее управление в английском языке стало называть­ся менеджментом (от англ. manage - управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus - рука. Именно с этим словом связано понятие руководство.

В русском языке руководить - значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в строительной организации), а управляющий - это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства.

В науке об управлении широко распространено представление об управлении как о процессе реализации функций, которые должен осуще­ствлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Менецберг. Он находит «в роли руко­водителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

Совершенствование управления невозможно без изучения, систе­матизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области строительства.

Важным фактором ускоренного развития строительного произ­водства является научно-технический прогресс. Ускоренно развиваются технические средства управления, особенно информационно-вычис­лительная техника.

Идет поиск рациональных организационных форм использования ЭВМ. Однако, несмотря на большую помощь научно­-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике.

Однако нельзя забывать, что при любых экономических формах развития общественного производства большое значение имеют социальные вопросы. В рыночной экономике они получают новый импульс, так как в связи с самофинансированием производственной деятельности строительных предприятий обеспечение рентабельности их работы находится в руках самих трудовых коллективов. Именно в рыночных условиях трудовые коллективы имеют возможность направ­лять заработанные средства на строительство жилья, объектов социаль­ного назначения, внедрение трудосберегающей технологии и в целом на улучшение условий трудовой деятельности.

В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой эконо­мике. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления.

Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ.

Квалифицированное управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При этом, чтобы не изобретать то, что уже было познано в прошлом, надо знать это прошлое. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методо­логические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту, совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте. Вместе с тем работа руководителя не может быть эффективной без умения применять познанную методологию управления на практике.

Еще А. Файоль (крупный французский предприниматель и ученый) писал: «Управление - это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Отметим, что высшее учебное заведение не может выпустить из своих стен готового руководителя, от выпускника вуза не ждут практи­ческого знания всех вопросов. Однако без теоретических познаний эти качества трудно приобрести. Они позволяют молодому инжeнepy быстрее освоиться с тонкостями процесса управления.

Управление предприятиями представляет собой сложную проблему, которую человечество решает на протяжении многих столетий. На раннем этапе развития производства, в том числе и строительного, коллективный труд выступал как простое объединение усилий многочисленных работников. Управленческая деятельность не обособлялась от непосредственной производственной деятельности и сводилась в основном к надзору отдельных лиц над работниками в процессе производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.