Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 2. Дан входной алфавит Q={0,1}, цепочка P из Q




Пример 1.

 

Дан входной алфавит Q={0,1}, цепочка P из Q.

Построить автомат, допускающий все цепочки, содержащие подцепочку «01»

 

      F
q0 q2 q0  
q1 q1 q1  
q2 q2 q1  

 

 

 

 

 

Построить автомат, который допускает язык L = {w|w}, содержащий четное число 0 и 1.

 

Решение.

Выделим 4 состояния, запоминающих четное и нечетное число 0 и 1:

Состояние q0 одновременно допускающее и начальное, т. к. 0 – четное число.

 

 

 

Определение. Регулярный язык для некоторого автомата – это множество цепочек, приводящих автомат из начального состояния в одно из допускающих.

 

Например, для первого автомата язык - множество цепочек из 0 и 1, содержащих подцепочку 01, для второго автомата язык - множество цепочек из 0 и 1, содержащих четное число 0 и четное число 1.

 

Таким образом, язык: множество цепочек из 0 и 1, содержащих подцепочку «01» - можно задать распознающим автоматом А01 = (Q,S,d,q0,F), где Q={q0,q1,q2}; S={0,1}; d - таблица или диаграмма переходов (см. выше); q0 – начальное состояние; F={q1} – множество заключительных состояний.

Язык L = {w|w}, содержащий четное число 0 и 1 можно задать распознающим автоматом АL = (Q,S,d,q0,F), где Q={q0,q1,q2,q3}; S={0,1}; d - диаграмма переходов (см. выше); q0 – начальное состояние; F={q0} – множество заключительных состояний.

 

 

Задать язык, содержащий подцепочку «000» распознающим конечным автоматом.

 

Автомат с магазинной памятью (АМП)

 

Как известно, распознавателем КС-языков является автомат с магазинной памятью.

 

 

Операции автомата:

 

1. «Вытолкнуть» – выталкивает из стека верхний символ (↑).

2. «Втолкнуть А» - вталкивает в стек магазинный символ А (↓ А).

3. «Заменить XYZ». Эквивалентна: ↑↓ XYZ (↕ XYZ).

4. «Состояние t» - переход АМП в другое состояние ([t]).

5. «Сдвиг» («→») - сдвиг головки на один символ вправо относит. входной ленты.

Переход или шаг автомата – это выполнение операций над стеком и входной головкой, а также изменение состояния.

 

Автомат определяется:

 

1. Конечным множеством входных символов, включающим концевой маркер ().

2. Конечным множеством магазинных символов, включающим маркер дна (Ñ).

3. Конечным множеством состояний, включающим начальное состояние.

4. Программой устройства управления (УУ), которая каждой комбинации входного символа, магазинного символа и состояния ставит в соответствие выход или переход.

5. Начальным содержимым магазина, содержащим маркер дна и, возможно пустую, цепочку магазинных символов.

Автомат-распознаватель имеет 2 выходных сигнала: «Допустить» и «Отвергнуть».

 

При помощи МП-автоматов можно распознать б о льшую часть конструкций языков программирования. Рассмотрим некоторые из них.

 

Задача 1. Распознаватель скобочных выражений

 

Рассмотрим задачу проверки корректности вложенности круглых скобок.

 

Определим данный АМП:

1) Множество входных символов: { (, ), }.

2) Множество магазинных символов: { A, Ñ }

3) Множество состояний: t, является также и начальным состоянием автомата.

4) Алгоритм работы автомата.

- Если входная головка читает «(», то в магазин заталкивается символ А.

- Если входная головка читает «)», то из магазина выталкивается содержащийся там символ.

- Цепочка принимается, если при ее окончании всем левым скобкам нашлись правые, то есть при достижении символа магазин пуст Ñ.

- Цепочка отвергается, если:

1. Количество правых скобок превысило количество левых, т.е. на входе остаются правые скобки «)», а магазин пуст Ñ.

2. Входная цепочка прочитана до конца, а левым скобкам не нашлось пары, т.е. при достижении символа в магазине остаются символы А.

 

Магазинные символы Входные символы
( )
А ↓A, → ↑, → Отвергнуть
Ñ ↓A, → Отвергнуть Допустить

 

5) В начальном состоянии магазин содержит только маркер дна (Ñ).

 

 

Пример 1: (() ())

 

Номер шага Содержимое стека Остаток вх. цепочки
  Ñ (() ()) ┤
  ÑA () ()) ┤
  ÑAA ) ()) ┤
  ÑA ()) ┤
  ÑAA )) ┤
  ÑA ) ┤
  Ñ

 

Пример 2: ()))

 

Номер шага Содержимое стека Остаток вх. цепочки
  Ñ ())) ┤
  ÑA ))) ┤
  Ñ )) ┤

 

Задача 2. Распознаватель арифметических выражений

 

Определим данный АМП:

1) Множество входных символов: { x, +, *, (, ), }.

2) Множество магазинных символов: { A, B, Ñ }

3) Множество состояний: t, является также и начальным состоянием автомата.

4) Алгоритм работы автомата.

- Цепочка принимается, если при ее окончании всем левым скобкам нашлись правые, для всех арифметическим знаков нашлись соответствующие «x».

- Цепочка отвергается, если:

1. Количество правых скобок превысило количество левых.

2. Количество «x» превысило количество арифметических знаков более чем на единицу.

3. Входная цепочка прочитана до конца, а левым скобкам не нашлось пары.

4. Входная цепочка прочитана до конца, а некоторым арифметическим знакам не нашлось соответствующих «x».

Алгоритм работы:

- Если входная головка читает «(», то в магазин заталкивается А.

- Если входная головка читает «)», то из магазина выталкивается А.

- Если входная головка читает «+» или «*», то в магазин заталкивается В.

- Если входная головка читает «х», то из магазина выталкивается В.

- Цепочка принимается, если при достижении символа магазин пуст Ñ.

- Цепочка отвергается, если:

1. На входе остаются правые скобки «)» или «х», а магазин пуст Ñ.

2. При достижении символа в магазине остаются символы А или В.

 

Магазинные символы Входные символы
+, * х ( )
А ↓В, → Отвергнуть ↓A, → ↑, → Отвергнуть
В ↓В, → ↑, → ↑↓A↓В, → Отвергнуть Отвергнуть
Ñ ↓В, → Отвергнуть ↓A, → Отвергнуть Допустить

 

5) В начальном состоянии магазин содержит (ВÑ).

 

Пример 1: х+х*(х+х)

 

Номер шага Содержимое стека Остаток вх. цепочки
  ÑВ х+х*(х+х) ┤
  Ñ +х*(х+х) ┤
  ÑВ х*(х+х) ┤
  Ñ *(х+х) ┤
  ÑВ (х+х) ┤
  ÑAB х+х) ┤
  ÑA +х) ┤
  ÑAB х) ┤
  ÑA ) ┤
  Ñ

 

Пример 2: x+x*(+x)

 

Номер шага Содержимое стека Остаток вх. цепочки
  ÑВ х+х*(+х) ┤
  Ñ +х*(+х) ┤
  ÑВ х*(+х) ┤
  Ñ *(+х) ┤
  ÑВ (+х) ┤
  ÑAB +х) ┤
  ÑABB х) ┤
  ÑAB ) ┤

 

 

Теорема: класс языков, допускаемых МП-автоматами как по заключительному состоянию так и по пустому магазину совпадает с классом контекстно-свободных (КС) языков.

 

 

Задать язык списков типа а;[a;a;a;] распознающим АМП.

Определим данный АМП:

1) Множество входных символов: { a,;, [, ], }.

2) Множество магазинных символов: { A, B, Ñ }

3) Множество состояний: t, является также и начальным состоянием автомата.

4) Алгоритм работы автомата.

- Цепочка принимается, если при ее окончании всем левым скобкам нашлись правые, для всех «a» нашлись соответствующие «;».

- Цепочка отвергается, если:

1. Количество правых скобок превысило количество левых.

2. Количество «;» превысило количество «a».

3. Входная цепочка прочитана до конца, а левым скобкам не нашлось пары.

4. Входная цепочка прочитана до конца, а для некоторых элементов «a» не нашлось символа конца «;».

Алгоритм работы:

- Если входная головка читает «(», то в магазин заталкивается А.

- Если входная головка читает «)», то из магазина выталкивается А.

- Если входная головка читает «а», то в магазин заталкивается В.

- Если входная головка читает «;», то из магазина выталкивается В.

- Цепочка принимается, если при достижении символа магазин пуст Ñ.

- Цепочка отвергается, если:

1. На входе остаются правые скобки «)» или «;», а магазин пуст Ñ.

2. При достижении символа в магазине остаются символы А или В.

5) В начальном состоянии магазин пуст (Ñ).

 

Магазинные символы Входные символы
a ; ( )
А ↓В, → Отвергнуть ↓A, → ↑, → Отвергнуть
В ↓В, → ↑, → Отвергнуть Отвергнуть Отвергнуть
Ñ ↓В, → Отвергнуть ↓A, → Отвергнуть Допустить

 

Пример 1: a;a;(a;a;)

 

Номер шага Содержимое стека Остаток вх. цепочки
  Ñ a;a;(a;a;) ┤
  ÑВ ;a;(a;a;) ┤
  Ñ a;(a;a;) ┤
  ÑВ ;(a;a;) ┤
  Ñ (a;a;) ┤
  ÑA a;a;) ┤
  ÑAB ;a;) ┤
  ÑA a;) ┤
  ÑAB ;) ┤
  ÑA ) ┤
  Ñ

 

Пример 2: a;a;(;a;)

 

Номер шага Содержимое стека Остаток вх. цепочки
  Ñ a;a;(;a;) ┤
  ÑВ ;a;(;a;) ┤
  Ñ a;(;a;) ┤
  ÑВ ;(;a;) ┤
  Ñ (;a;) ┤
  ÑA ;a;) ┤

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.