КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Пенсионный рынок. Деятельность НПФ на финансовом рынке
Вопросы лекции
В результате возникновения объективных трудностей в системе пенсионного обеспечения в Россиия е, вызванных увеличением доли престарелых граждан в общей численности населения возникла необходимость в безотлагательном реформировании пенсионной системы страны. В марте 1997 г. Правительством была одобрена «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Россиия» и 20 июня 1997 г. принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Россиия». Основным принципом ее проведения является переход принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений, от государственной к негосударственной накопительной пенсионной системе, представляющей наиболее прогрессивную чилийскую модель, которая датируется началом 1980-х годов. Основные причины кризисного положения системы пенсионного обеспечения Россиия а кроются в следующем: 1. Сокращение соотношения между количеством работающих и количеством состоявшихся пенсионеров в результате старения населения, падения рождаемости, увеличения безработицы. 2. Отсутствие персонифицированного учета пенсионных взносов приводило к отсутствию индивидуальной ответственности и заинтересованности в обеспечении старости. 3. Практически полностью отсутствовал контроль над самозанятым населением. 4. Неконтролируемое использование средств внебюджетных фондов. 5. Неодинаковые возможности разных областей по выплате пенсий из местных поступлений. 6. Децентрализация власти на местах, приведшая к двойственности административной структуры управления: с одной стороны - операции на региональном уровне осуществляются подразделениями министерств, с другой - все региональные организации подчиняются акимам. 7. Хронические, многочисленные невыплаты пенсий пенсионерам, достигающие десятков миллиардов тенге. В результате реализации пенсионной реформы постепенно уменьшился удельный вес расходов на пенсии, в свою очередь выросли доходы, обеспечивая создание накоплений финансовых ресурсов в бюджете социального страхования. Эти ресурсы можно использовать для введения в действие схемы государственных фондированных пенсий. На сокращение удельного веса расходов на пенсии главным образом должно повлиять повышение фактического пенсионного возраста, а также рост удельного веса социально застрахованных лиц. При этом пенсионная реформа должна стимулировать население к еще более активному включению в систему социального страхования, к декларированию своих доходов полностью и к увеличению продолжительности своей трудовой деятельности. Ожидалось, что ее реализация положительно повлияет на макроэкономическое состояние государства, введение схемы государственных фондированных пенсий и частных пенсионных фондов обеспечит образование объемного долгосрочного финансового капитала, который будет способствовать развитию рынка капитала в Россиия е. Согласно новой реформе увеличен возраст выхода на пенсию: мужчинам - по достижении 63 лет, женщинам - 58 лет, но происходило это не одномоментно, а плавно: с 1 января 1998 г. - мужчинам по достижении 61 года, женщинам - 55 лет; с 1 июля 1998 г. - мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам - 56,5 лет; с 1 июля 1999 г. - мужчинам по достижении 62 лет, женщинам - 57 лет; с 1 июля 2000 г. - мужчинам по достижении 62,5 лет, женщинам - 57,5 лет; с 1 июля 2001 г. - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам - 58 лет. Начиная с 1 января 1998 г. ликвидированы все привилегированные пенсии и требования для выхода на пенсию стали одинаковыми.
Структуру пенсионного рынка можно представить так:
Рисунок 2 – Структура пенсионного рынка
ГЦВП создан в форме государственного предприятия. Основными функциями данного органа являются: – осуществление пенсионных выплат имеющим право на пенсионное обеспечение за счет средств республиканского бюджета; – присвоение СИК гражданам; – персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов; – перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в НПФ и др. Право на получение пенсионных выплат из ГЦВП имеют следующие категории граждан: – получающие пенсию до 1 января 1998 г.; – военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, – граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 г. по 5 июля 1963 г. не менее 10 лет: мужчины по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет; – женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 г., но не более чем на 3 года в целом. Помимо ГЦВП в республике существуют государственный и негосударственные накопительные пенсионные фонды. НПФ привлекают обязательные и добровольные пенсионные взносы населения и зачисляют данные ресурсы на счет банка-кастодиана, выступающего здесь в качестве номинального держателя. Управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. ООИУПА в течение 3-х дней со дня поступления пенсионных взносов на счет банка-кастодиана обязана разместить эти средства в соответствующие ценные бумаги. В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальмый договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда. В перспективе строгое разграничение полномочий и обязанностей каждого из участников будет одним из основных принципов, заложенных в пенсионную систему в целях обеспечения надежности ее функционирования и сохранности пенсионных накоплений. Предусматривается также механизм взаимодействия пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. Схемы пенсионных фондов по осуществлению пенсионных выплат и возвратно-накопительные схемы страхования на дожитие являются близкими по существу. Дальнейшее развитие и создание страховых компаний по страхованию жизни и их подключение к осуществлению пенсионной реформы может стать одним из вариантов решения проблемы по обеспечению надежности пенсионных выплат состоявшимся пенсионерам и придаст дополнительную устойчивость и надежность существующей институциональной структуре пенсионного обеспечения и решению инвестиционной политики в Россиия е.
Накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а также по инвестиционному управлению пенсионными активами в порядке, установленном законодательством. Накопительные пенсионные фонды аккумулируют обязательные взносы вкладчиков и размещают их в различного рода ценные бумаги, формируя тем самым инвестиционный портфель фонда. Они делятся на государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) и негосударственные накопительные пенсионные фонды (ННПФ). Государственный накопительный пенсионный фонд представляет собой юридическое лицо, учредителем которого является государство, производящее сбор обязательных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также осуществляющее деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты государственных банков, ценные бумаги международных финансовых организаций. Негосударственный накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, совершающее сбор обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также деятельность по формированию пенсионных активов иих инвестирование. Помимо обязательных фонды могут привлекать и добровольные пенсионные взносы, вносимые вкладчиками по своей инициативе в порядке и размерах, определяемых законодательством и пенсионным договором. Пенсионные активы предназначаются для обеспечения и осуществления пенсионных выплат из НПФ. В результате инвестирования пенсионных активов фонды получают инвестиционный доход. Кроме вышеуказанных видов можно также выделить открытые и корпоративные НПФ. Открытые НПФ принимают пенсионные взносы от вкладчиков независимо от места работы и места жительства. Их учредителями и акционерами могут быть юридические и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Открытый НПФ с участием нерезидента - это пенсионный фонд, более 25% голосующих акций которого находятся в собственности или управлении: – нерезидента; – юридического лица-резидента, более 50% акций которого находятся в собственности или управлении нерезидентов; – резидентов, являющихся номинальными держателя Корпоративныесоздаются для получателей-работников одного или нескольких юридических лиц, выступающих в качестве учредителей и акционеров данного фонда. В период учреждения или деятельности открытого НПФ ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться или управлять более, чем 25% акций с правом голоса от их общего количества. Таких ограничений не существует для корпоративных НПФ. Однако в случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры последнего несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода. Первоначально размещением пенсионных активов могла заниматься лишь так называемая КУПА - компания по управлению пенсионными активами. НПФ размещал поступления взносов на счета в банке-кастодиане, а КУПА в течение трех дней обязано было их разместить в различного рода ценные бумаги. Один НПФ имел право заключать договор на обслуживание лишь с одной КУПА, а в свою очередь Компания могла обслуживать несколько НПФ. На сегодняшний день она переименована в ООИУПА - организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами. И накопительным пенсионным фондам разрешено самостоятельно заниматься размещением активов при формировании инвестиционного портфеля. ООИУПА является юридическим лицом, профессиональным участником финансового рынка и создается в форме АО. Лицензирование ее деятельности производит Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций при условии выполнения установленных требований и нормативов по размеру уставного капитала, наличию в штате специалистов, имеющих квалификационное свидетельство 3 категории, наличию внутренних документов, регламентирующих деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами. В процессе своей деятельности ООИУПА осуществляет формирование инвестиционных портфелей пенсионных фондов, регулярно проводит оценку пенсионных активов, направляет пенсионные накопления на пенсионные выплаты получателям. Она обязана регулярно отчитываться о своей деятельности перед пенсионным фондом и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также публиковать информацию о своей работе. Однако, в деятельности ООИУПА есть и определенные ограничения. В частности им запрещено: – выпускать ценные бумаги, кроме акций; – привлекать заемные средства от банков на срок более – приобретать ценные бумаги аффилиированных лиц и совершать иные сделки с ними; – предоставлять займы любыми способами; – продавать ценные бумаги, входящие в состав пенсионных активов, на условиях их обратной покупки; – заключать договоры по продаже ценных бумаг, которые не принадлежат НПФ, а также договоры на покупку неэмиссионных ценных бумаг; – выдавать поручительства и гарантии, совершать залоговые сделки с пенсионными активами; – публиковать информацию, содержащую гарантии или обещания доходов по инвестициям пенсионных активов; – осуществлять деятельность в сфере материального производства и торговли, кроме торговли ценными бумагами и финансовыми инструментами. Россиия ские накопительные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которой гарантируется то, что пенсионный фонд специализируется исключительно на негосударственном пенсионном обеспечении и не отвлекается, например, на торговлю или производство. Для получения лицензии накопительный пенсионный фонд представляет Агентству нотариально заверенные копии квалификационных аттестатов ее специалистов и документы, подтверждающие, что они не менее двух лет проработали в финансовых институтах. Накопительные пенсионные фонды создаются в форме АО. Уставный капитал НПФ формируется из акций и должен быть оплачен только денежными средствами. При этом для оплаты акций используются средства юридических лиц в пределах их собственного капитала или их чистых доходов. На момент подачи заявления о получении лицензии уставный капитал должен быть полностью оплачен. Учредителями и акционерами НПФ могут быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами. Учредителями и акционерами открытого НПФ могут быть юридические лица-нерезиденты, имеющие определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Государственное предприятие не может быть учредителем или акционером НПФ. Собственный капитал фонда формируется за счет вкладов учредителей (акционеров) в уставный капитал, комиссионных вознаграждений, а также других доходов от размещения собственного капитала и оказания услуг, связанных с выполнением основной деятельности. Он не может быть использован на создание других организаций, для предоставления временной финансовой помощи, в качестве обеспечения обязательств, гарантий. Предельная величина комиссионного вознаграждения устанавливается Правительством в пределах не выше: – 15% от инвестиционного дохода; – 0,05% от пенсионных активов в месяц. Она может изменяться не чаще одного раза в год и объявляться не менее чем за один месяц до начала календарного года. Деятельность пенсионных фондов основывается на следующих принципах: 1) частное управление фондами и возможность свободного 2) простота, надежность и прозрачность; 3) строгое регулирование и надзор со стороны уполномоченных государственных органов; 4) операционная эффективность; 5) предоставление информации вкладчику о размере его пенсионных накоплений. Накопительный пенсионный фонд в Россиия е не имеет права совмещать свою основную деятельность со следующими видами: – производство: – торговля движимым и недвижимым имуществом, за исключением ценных бумаг и других финансовых инструментов; – страхование; – передача в залог пенсионных активов; – выпуск ценных бумаг, кроме акций; – выпуск «золотойакции» фонда. Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств. Возможно, что такое обязательство устраивает не все фонды, так как связано с определенными организационными и материальными затратами, но именно оно стало наиболее актуальным, когда накопительные пенсионные фонды приступили к выплатам негосударственных пенсий. Работа квалифицированного актуария повышает надежность фонда, поскольку позволяет реально оценить результаты и перспективы его работы с учетом характера принятых обязательств, демографических характеристик, особенностей инвестиционной политики, а также предупредить возможность дефицита, своевременно принять необходимые меры. Вопросы для самоконтроля 1. Что представляет собой пенсионный рынок? 2. Кто является участником пенсионного рынка Россиия а? 3. В чем отличие накопительной пенсионной системы от солидарной, существовавшей в СССР? 4. Каков механизм работы пенсионной системы Россиия а? 5. Какова структура пенсионного рынка?
Рекомендуемая литература: №№ 1-3, 10, 14, 17
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |