Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Пенсионный рынок. Деятельность НПФ на финансовом рынке




Вопросы лекции

  1. Сущность и функции пенсионного рынка.
  2. Структура пенсионного рынка Россиия а.
  3. Накопительные пенсионные фонды и ООИУПА
  1. Сущность и функции пенсионного рынка.

В результате возникновения объективных трудностей в сис­теме пенсионного обеспечения в Россиия е, вызванных увели­чением доли престарелых граждан в общей численности населе­ния возникла необходимость в безотлагательном реформирова­нии пенсионной системы страны. В марте 1997 г. Правительством была одобрена «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Россиия» и 20 июня 1997 г. принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Россиия». Основным принципом ее про­ведения является переход принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений, от государст­венной к негосударственной накопительной пенсионной систе­ме, представляющей наиболее прогрессивную чилийскую мо­дель, которая датируется началом 1980-х годов.

Основные причины кризисного положения системы пенси­онного обеспечения Россиия а кроются в следующем:

1. Сокращение соотношения между количеством работаю­щих и количеством состоявшихся пенсионеров в результате ста­рения населения, падения рождаемости, увеличения безработицы.

2. Отсутствие персонифицированного учета пенсионных взносов приводило к отсутствию индивидуальной ответственно­сти и заинтересованности в обеспечении старости.

3. Практически полностью отсутствовал контроль над само­занятым населением.

4. Неконтролируемое использование средств внебюджет­ных фондов.

5. Неодинаковые возможности разных областей по выплате пенсий из местных поступлений.

6. Децентрализация власти на местах, приведшая к двойст­венности административной структуры управления: с одной стороны - операции на региональном уровне осуществляются подразделениями министерств, с другой - все региональные ор­ганизации подчиняются акимам.

7. Хронические, многочисленные невыплаты пенсий пен­сионерам, достигающие десятков миллиардов тенге.

В результате реализации пенсионной реформы постепенно уменьшился удельный вес расходов на пенсии, в свою очередь выросли доходы, обеспечивая создание накоплений финансовых ресурсов в бюджете социального страхования. Эти ресурсы можно использовать для введения в действие схемы государст­венных фондированных пенсий.

На сокращение удельного веса расходов на пенсии главным образом должно повлиять повышение фактического пенсионно­го возраста, а также рост удельного веса социально застрахо­ванных лиц. При этом пенсионная реформа должна стимулиро­вать население к еще более активному включению в систему социального страхования, к декларированию своих доходов полностью и к увеличению продолжительности своей трудовой деятельности. Ожидалось, что ее реализация положительно по­влияет на макроэкономическое состояние государства, введение схемы государственных фондированных пенсий и частных пен­сионных фондов обеспечит образование объемного долгосроч­ного финансового капитала, который будет способствовать раз­витию рынка капитала в Россиия е.

Согласно новой реформе увеличен возраст выхода на пен­сию: мужчинам - по достижении 63 лет, женщинам - 58 лет, но происходило это не одномоментно, а плавно:

с 1 января 1998 г. - мужчинам по достижении 61 года, жен­щинам - 55 лет;

с 1 июля 1998 г. - мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам - 56,5 лет;

с 1 июля 1999 г. - мужчинам по достижении 62 лет, женщи­нам - 57 лет;

с 1 июля 2000 г. - мужчинам по достижении 62,5 лет, жен­щинам - 57,5 лет;

с 1 июля 2001 г. - мужчинам по достижении 63 лет, женщи­нам - 58 лет.

Начиная с 1 января 1998 г. ликвидированы все привилеги­рованные пенсии и требования для выхода на пенсию стали одинаковыми.

 

  1. Структура пенсионного рынка

 

Структуру пенсионного рынка можно представить так:

 


Рисунок 2 – Структура пенсионного рынка

 

ГЦВП создан в форме государственного предприятия. Ос­новными функциями данного органа являются:

– осуществление пенсионных выплат имеющим право на пенсионное обеспечение за счет средств республикан­ского бюджета;

– присвоение СИК гражданам;

– персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;

– перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в НПФ и др.

Право на полу­чение пенсионных выплат из ГЦВП имеют следующие катего­рии граждан:

– получающие пенсию до 1 января 1998 г.;

– военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел,
Комитета уголовно-исполнительной системы Министер­ства юстиции, органов финансовой полиции и государ­ственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством для сотрудни­ков органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсионных выплат по выслуге лет;

– граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и мак­симального радиационного риска в период с 29 августа 1949 г. по 5 июля 1963 г. не менее 10 лет: мужчины по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет;

– женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим уве­личением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 г., но не более чем на 3 года в целом.

Помимо ГЦВП в республике существуют государственный и негосударственные накопительные пенсионные фонды. НПФ привлекают обязательные и добровольные пенсионные взносы населения и зачисляют данные ресурсы на счет банка-кастодиана, выступающего здесь в качестве номинального держателя. Управление пенсионными активами пенсионных фондов осуще­ствляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсион­ным фондом самостоятельно при наличии у него соответствую­щей лицензии. ООИУПА в течение 3-х дней со дня поступления пенсионных взносов на счет банка-кастодиана обязана размес­тить эти средства в соответствующие ценные бумаги.

В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотно­шения. Взаимодействие между этими тремя юридическими уча­стниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда за­ключен кастодиальмый договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

В перспективе строгое разграничение полномочий и обязан­ностей каждого из участников будет одним из основных принци­пов, заложенных в пенсионную систему в целях обеспечения на­дежности ее функционирования и сохранности пенсионных на­коплений. Предусматривается также механизм взаимодействия пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. Схемы пенсионных фондов по осуществлению пенсионных выплат и возвратно-накопительные схемы страхования на дожитие явля­ются близкими по существу. Дальнейшее развитие и создание страховых компаний по страхованию жизни и их подключение к осуществлению пенсионной реформы может стать одним из ва­риантов решения проблемы по обеспечению надежности пенси­онных выплат состоявшимся пенсионерам и придаст дополни­тельную устойчивость и надежность существующей институцио­нальной структуре пенсионного обеспечения и решению инве­стиционной политики в Россиия е.

  1. Накопительные пенсионные фонды и ООИУПА

Накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а также по инвестиционному управлению пенсионными активами в порядке, установленном законодательством.

Накопительные пенсионные фонды аккумулируют обяза­тельные взносы вкладчиков и размещают их в различного рода ценные бумаги, формируя тем самым инвестиционный портфель фонда. Они делятся на государственный накопительный пенси­онный фонд (ГНПФ) и негосударственные накопительные пен­сионные фонды (ННПФ).

Государственный накопительный пенсионный фонд пред­ставляет собой юридическое лицо, учредителем которого явля­ется государство, производящее сбор обязательных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а так­же осуществляющее деятельность по формированию пенсион­ных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты государственных банков, ценные бумаги меж­дународных финансовых организаций.

Негосударственный накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, совершающее сбор обязательных и добро­вольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выпла­ты получателям, а также деятельность по формированию пенси­онных активов иих инвестирование. Помимо обязательных фонды могут привлекать и добровольные пенсионные взносы, вносимые вкладчиками по своей инициативе в порядке и разме­рах, определяемых законодательством и пенсионным догово­ром. Пенсионные активы предназначаются для обеспечения и осуществления пенсионных выплат из НПФ. В результате инве­стирования пенсионных активов фонды получают инвестицион­ный доход.

Кроме вышеуказанных видов можно также выделить откры­тые и корпоративные НПФ.

Открытые НПФ принимают пенсионные взносы от вкладчи­ков независимо от места работы и места жительства. Их учредите­лями и акционерами могут быть юридические и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Открытый НПФ с участием нере­зидента - это пенсионный фонд, более 25% голосующих акций которого находятся в собственности или управлении:

– нерезидента;

– юридического лица-резидента, более 50% акций ко­торого находятся в собственности или управлении нере­зидентов;

– резидентов, являющихся номинальными держателя­
ми ценных бумаг нерезидентов.

Корпоративныесоздаются для получателей-работников од­ного или нескольких юридических лиц, выступающих в ка­честве учредителей и акционеров данного фонда.

В период учреждения или деятельности открытого НПФ ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжать­ся или управлять более, чем 25% акций с правом голоса от их общего количества. Таких ограничений не существует для кор­поративных НПФ. Однако в случае уменьшения реальной стои­мости пенсионных накоплений акционеры последнего несут со­лидарную ответственность и возмещают потерю инвестицион­ного дохода.

Первоначально размещением пенсионных активов могла за­ниматься лишь так называемая КУПА - компания по управлению пенсионными активами. НПФ размещал поступления взносов на счета в банке-кастодиане, а КУПА в течение трех дней обязано было их разместить в различного рода ценные бумаги. Один НПФ имел право заключать договор на обслуживание лишь с од­ной КУПА, а в свою очередь Компания могла обслуживать не­сколько НПФ. На сегодняшний день она переименована в ООИУПА - организация, осуществляющая инвестиционное управле­ние пенсионными активами. И накопительным пенсионным фондам разрешено самостоятельно заниматься размещением активов при формировании инвестиционного портфеля.

ООИУПА является юридическим лицом, профессиональ­ным участником финансового рынка и создается в форме АО. Лицензирование ее деятельности производит Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций при условии выполнения установленных требова­ний и нормативов по размеру уставного капитала, наличию в штате специалистов, имеющих квалификационное свидетельст­во 3 категории, наличию внутренних документов, регламенти­рующих деятельность по инвестиционному управлению пенси­онными активами.

В процессе своей деятельности ООИУПА осуществляет формирование инвестиционных портфелей пенсионных фондов, регулярно проводит оценку пенсионных активов, направляет пенсионные накопления на пенсионные выплаты получателям. Она обязана регулярно отчитываться о своей деятельности перед пенсионным фондом и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также публиковать информацию о своей работе.

Однако, в деятельности ООИУПА есть и определенные ог­раничения. В частности им запрещено:

– выпускать ценные бумаги, кроме акций;

– привлекать заемные средства от банков на срок более
3 месяцев в размере не более размера собственного ка­питала;

– приобретать ценные бумаги аффилиированных лиц и со­вершать иные сделки с ними;

– предоставлять займы любыми способами;

– продавать ценные бумаги, входящие в состав пенсион­ных активов, на условиях их обратной покупки;

– заключать договоры по продаже ценных бумаг, которые не принадлежат НПФ, а также договоры на покупку не­эмиссионных ценных бумаг;

– выдавать поручительства и гарантии, совершать залого­вые сделки с пенсионными активами;

– публиковать информацию, содержащую гарантии или обещания доходов по инвестициям пенсионных активов;

– осуществлять деятельность в сфере материального про­изводства и торговли, кроме торговли ценными бумага­ми и финансовыми инструментами.

Россиия ские накопительные пенсионные фонды осущест­вляют свою деятельность на основании соответствующей ли­цензии, выдаваемой Агентством по регулированию и надзо­ру финансового рынка и финансовых организаций, которой га­рантируется то, что пенсионный фонд специализируется исклю­чительно на негосударственном пенсионном обеспечении и не отвлекается, например, на торговлю или производство.

Для получения лицензии накопительный пенсионный фонд представляет Агентству нотариально заверенные копии квали­фикационных аттестатов ее специалистов и документы, под­тверждающие, что они не менее двух лет проработали в финан­совых институтах.

Накопительные пенсионные фонды создаются в форме АО. Уставный капитал НПФ формируется из акций и должен быть оплачен только денежными средствами. При этом для оплаты акций используются средства юридических лиц в пределах их собственного капитала или их чистых доходов. На момент пода­чи заявления о получении лицензии уставный капитал должен быть полностью оплачен.

Учредителями и акционерами НПФ могут быть юридиче­ские и физические лица, являющиеся резидентами. Учреди­телями и акционерами открытого НПФ могут быть юридические лица-нерезиденты, имеющие определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Государственное предприятие не мо­жет быть учредителем или акционером НПФ.

Собственный капитал фонда формируется за счет вкладов учредителей (акционеров) в уставный капитал, комиссионных вознаграждений, а также других доходов от размещения собст­венного капитала и оказания услуг, связанных с выполнением основной деятельности. Он не может быть использован на созда­ние других организаций, для предоставления временной финан­совой помощи, в качестве обеспечения обязательств, гарантий.

Предельная величина комиссионного вознаграждения уста­навливается Правительством в пределах не выше:

– 15% от инвестиционного дохода;

– 0,05% от пенсионных активов в месяц.

Она может изменяться не чаще одного раза в год и объяв­ляться не менее чем за один месяц до начала календарного года.

Деятельность пенсионных фондов основывается на сле­дующих принципах:

1) частное управление фондами и возможность свободного
выбора фонда вкладчиками;

2) простота, надежность и прозрачность;

3) строгое регулирование и надзор со стороны уполномо­ченных государственных органов;

4) операционная эффективность;

5) предоставление информации вкладчику о размере его пенсионных накоплений.

Накопительный пенсионный фонд в Россиия е не имеет права совмещать свою основную деятельность со следующими видами:

– производство:

– торговля движимым и недвижимым имуществом, за ис­ключением ценных бумаг и других финансовых инстру­ментов;

– страхование;

– передача в залог пенсионных активов;

– выпуск ценных бумаг, кроме акций;

– выпуск «золотойакции» фонда.

Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов теку­щей стоимости обязательств. Возможно, что такое обязательст­во устраивает не все фонды, так как связано с определенными организационными и материальными затратами, но именно оно стало наиболее актуальным, когда накопительные пенсионные фонды приступили к выплатам негосударственных пенсий. Работа квалифицированного актуария повышает надежность фонда, поскольку позволяет реально оценить результаты и пер­спективы его работы с учетом характера принятых обязательств, демографических характеристик, особенностей инвестиционной политики, а также предупредить возможность дефицита, свое­временно принять необходимые меры.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой пенсионный рынок?

2. Кто является участником пенсионного рынка Россиия а?

3. В чем отличие накопительной пенсионной системы от солидарной, существовавшей в СССР?

4. Каков механизм работы пенсионной системы Россиия а?

5. Какова структура пенсионного рынка?

 

Рекомендуемая литература: №№ 1-3, 10, 14, 17

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.