Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казань – 2014 2 страница




- осознание требований к предмету, чаще всего лично свои представления о характеристиках (свойствах) предмета, или требования стандарта, если человек их знает,

- затем выделить наличествующие, по этим требованиям соответствующие свойства (характеристики) предмета,

- выполнить сравнение требований и свойств,

- провести оценивание многопараметрического соотношения требований к свойствам (характеристикам) продукта,

- и принять решение фиксируя одно из двух состояний, при полностью выполненном отношении, фиксации статуса "качество продукта",

- при любом частичном выполнении отношения, фиксации статуса "качество предмета отсутствует - брак".

Поэтому, решение вопроса о качестве, при неполном выполнении этих операций и приводит к различным результатам, из чего делается ложный вывод о различии определений качества из якобы одинаковых позиций. При соблюдении всех операциональных и содержательных частей формирования понятия "качество", как категории отношений чего-то, к чему-то - разночтений по оценке состояния продукта не фиксируется.

Свойства среды выступают по отношению к материальному предмету как первичные требования для его бытия, или существования, для понимания человеком его сущности и применения человеком его в своей жизнедеятельности. Материальный предмет для своего существования в этой среде должен этим требованиям соответствовать. Если отношение требований среды и характеристик (свойств) материального предмета выполняется, то существование предмета возможно. Если требования среды противоречат свойствам предмета, предмет должен изменить свой набор свойств или характеристик, и стать соответствующим требованиям среды, т.е. перейти в иное качественное состояние. В случае если предмет не может измениться, то он должен или прекратить свое существование (разрушиться) или покинуть эту среду.

Если такое соотношение выполняется, можно рассмотреть пример: согласно требованиям технологического процесса, раскаленная булатная сталь, имеет соответствующие характеристики при нахождении в пламени печи, как условие существования этого сплава и его качество, затем кованная и прошедшая процессы закаливания имеет уже иные характеристики, под иные эксплуатационные требования и имеет иное качество.

В научных литературных источниках (Г.Г. Азгальдов) есть оформленные представления о качестве готовой продукции предприятия, как взаимосвязи категории "качество" и категории "количество" в целостном описании предмета или объекта. При таком способе формирования понятия "качество" продукции, существует гипотеза о возможности измерения качества продукта, как интегральной характеристики в количественном выражении, как меры соответствия требований стандарта и имеющихся характеристик продукта: например, качество продукта равно Q=0,9845. Дело в том, что необходимо определить интегральное значение качества продукта, путем суммирования разных по природе, мерам и шкалам, параметров, свойств или характеристик продукта. Такое суммирование противоречит не только нашему анализу понятия категории качества, такая процедура оценки меры качества продукта, противоречит к сожалению даже здравому смыслу.

Если предположить, пользуясь вариантом определения категории качества, как меры соответствия, то можно сказать, что при полном соответствии требования стандарта и характеристик продукта, отношения выполняется и мера качества Q=1. В этом случае мы должны фиксировать меру качества Q=1, и статус продукта, "качество есть".

Даже, если у продукта есть свойство, которое было неизвестно потребителю и естественно к этому свойству у потребителя не было сформулировано требования. Но даже, если это свойство восторгает потребителя, нельзя сказать, что Q = больше 1, т.е Q = 1,54 например. Все равно, мы в этом случае должны фиксировать меру качества Q=1, и статус продукта, "качество есть".

Если имеется полное несовпадение всего перечня требований и характеристик продукта, то логично, что отношение не выполняется полностью и мера соответствия Q=0. В этом случае статус продукта "не качество" т.е. "брак".

Если же есть какое-то параметрическое несоответствие даже по одному свойству, то все равно отношение по перечню требования к продукту и по перечню свойств продукта не выполняется, по некоторым параметрам или требованиям всего перечня требований и свойств, следовательно, мера качества фиксируется как величина Q=0. В этом случае статус продукта "не качество" т.е. "брак".

Продукт может характеризоваться либо полным соответствием со стандартом, это состояние продукта есть качество или в неполном соответствии со стандартом, это состояние продукта есть "не качество" и между этими состояниями (статусами) бытия предмета не может быть промежуточных состояний измеряемыми какими-либо дробностями, между этими состояниями вообще нет ничего, никаких иных состояний. Исследователь не может занять такое положение между двумя состояниями, чтобы "псевдоинтегральной дробностью" оценить и измерить отклонения от требований, т.е. якобы интегральное "качество" продукта.

Итак, в материально-вещественной страте пространства, качество предмета - это отношение требований среды (чего-то) к свойствам предмета (чему-то), в процессе существования (применения) этого предмета в окружающей материальной среде. В материальном производстве, качество готовой продукции - это отношение требований заказчика или стандарта (норматива) к свойствам (характеристикам) готовой продукции. В производстве услуг, качество услуги - это отношение требований стандарта (норматива, правил) к параметрам предоставляемой услуги и параметров итоговых результатов (характеристик) в процессе предоставления услуги. В производственной деятельности, качество произведенных деталей, агрегатов, готовых компонентов - это отношение требований конструкторской и технологической документации и стандартов к параметрам процессов производства комплектующих, агрегатов и готовых компонентов продукции на всех стадиях жизненного цикла продукта.

Список материально-предметных видов деятельности можно продолжать, но во всех видах деятельности качество материальных предметов - это отношение требований нормативности (стандарта) к характеристикам (свойствам) материального предмета.

 

 

3.2. Позиция категории "качество" в

информационном (идеальном) пространстве

жизнедеятельности социальных систем

В пространстве жизнедеятельности человека, материальная часть пространства отделена от идеальной части пространства человеческим сознанием. В идеальной части пространства расположены не только имена материальных вещей и имена идеальных вещей, как имена социо-культурных ценностей (тавтологий) и имена отношения (антиномии). Множество этих понятий, располагаются согласно иерархии и структуре языка в пространстве страт, образуя информационные множества понятий, имен, определений терминов и др. атрибутов информационного пространства. Из этого следует, что информационное пространство является неоднородным по качеству атрибутов в информационном пространстве.

Любое пространство, как понятие месторасположения некоторых сущностей - это способ бытия, взаиморасположения и взаимодействия существующих в нем субъектов, объектов и предметов. Различные сущности способны проявляться в пространстве, становясь тем самым атрибутами той части пространства, в котором они проявились. Однако пространство - это еще и энергетические поля. Электрические, магнитные поля, излучения различной корпускулярной и волновой природы - вот сущности материального пространства. Учитывая всеобщие Законы мироздания, можем согласиться с гипотезой об имеющейся энергетической, неизвестной в данное время, составляющей идеального информационного пространства. Хотя сама природа информации - это одновременно и квантовый (корпускулярный) и волновой (энергетический) характер информационных образований. В связи с тем, что идеальные сущности одновременно и сгустки и вихри энергии, дело в том, что информационный квант и существует благодаря только ментальной энергии, природа которой не определелена, хотя и имеет и электрическую и магнитную компоненты.

Атрибуты, части идеального пространства, располагаются не только в сознании человека, они так же реальны, как и окружающие нас физические объекты, но по отношению к физической части пространства они инореальны. Поэтому, часть пространства, в которой располагаются эти идеальные атрибуты представляет собой идеальное информационное пространство. А все совместное пространство, содержащее материальные и идеальные "вещи", представляет собой социально-экономическое пространство.

Сегодня пространство определяется как "совокупность множества каких-либо объектов, которые называются его точками1". За точки могут быть приняты состояния, функции, физические, социальные, экономические системы и т.д. Рассматривая их множество как пространство, исследователи отвлекаются от всяких их свойств и учитывают только те свойства их совокупностей, которые определяются принятыми во внимание или введенными по определению отношениями. Особенно специфичны пространственные и временные отношения в таких сложных развивающихся объектах, как общество.

Проблемы пространства исследовались в теории социальной системы (Вебер М., Спенсер Г. и др.) в системном подходе (Гвишиани Д.М., Эшби У.Р. и др.) в деятельностном подходе (Щедровицкий Г.П., Анисимов О.С., Дудченко В.С. и др.); в теории открытых и активных развивающихся социальных систем (Асеев В.Г., Глушков В.М., Дж. Клир и др.).

Исследование феномена социального пространства (Богдан В.В., Иванов В.И.) сегодня подтверждает, что в нем уживается большое разнообразие процессов взаимодействия структур общества и государства, возникающих в результате человеческой жизнедеятельности при решении задач как государственного, так и приватного управления. Это пространство многомерно, характеризуется соединением государственности и общества, рассматривается как среда жизнедеятельности и социализации человека, группы, общности, социума.

Пространством хозяйствования мы называем социально-экономическим пространством в том случае, если оно есть некая иерархическая, духовно-материальная, интегративная структурность, свойства которой определяют взаиморасположение и взаимодействие субъектов живущих в ней, и дающая им возможность, используя свои ресурсы и ресурсы пространства, строить свою жизнедеятельность наиболее эффективным образом.

Это характеризует особое свойство пространства - правовое свойство пространства. Свойство нормативности в иерархии - смыслы идеальных вещей, влияют на их взаимопозиционирования, взаимоположение смыслов идеальных "вещей" образуют иерархированную информационно-лингвистическую структуру пространства.

Топология и метрика данного пространств формирует особенности и способы реализации всех профессиональных действий человека, и, по словам М. Мамардашвили, определяются, как лоно "организованного мышления, внутри которого могут быть сформулированы законы зависимости или заданности вещей ".

Следовательно, не поняв структуры, свойств и сущности пространства, в котором осуществляется деятельность управленцев, невозможно рассуждать об особенностях ее проявления в целях управления, результатах, в качестве процессов управления и качестве социально-экономической системы в целом.

 

 

Позиция категория "качество" в

социально и социо-культурном (идеальном)

пространствах жизнедеятельности социальных систем

Описательного представления понятия социально-экономическое пространство недостаточно для нашей работы. Необходимо найти модельное и инструментальное его представление для применения его в исследованиях проблем теории управления. Общая теория деятельности действительно может служить методологической базой теории управления.
На наш взгляд представление о социально-экономическом пространстве как о месте локализации управленческой деятельности, в котором она одновременно может быть представлена и как структура и как процесс благодаря свойствам этого пространства, позволяет разрешить проблему рассмотрения деятельности по-настоящему системно, при этом в модели деятельности процесс и структура выступают как единство и целостность, - структурой социально - экономического пространства в котором существует профессионал.

Представим кратко страты пространства:

- материально-предметный уровень (физический уровень), где проявлены и существуют физические предметы, природные территории и тела субъектов, проживающих на них; сырьевые и материальные ценности; проявляющаяся как производственная - деятельность людей по получению информации и материального продукта; финансовый, экономический капитал (деньги) и др. (материальные ресурсы),

- уровень отношений, содержит имена материальных предметов, объектов и систем, как отношение человека к окружающему физическому материальному миру (универсуму) и категории отношений в социальном мире, между людьми, личностные, профессиональные, трудовые, финансовые (отношения технологического характера), такие категории как: правовые отношения; престиж, репутацию; полномочия; юридические отношения; авторитет; власть; и др., эти отношения могут быть рассмотрены как ресурсы социального мира, проявляющиеся во взаимодействии и результатах коммуникативной деятельности людей,

- социо-культурный уровень (ценностной уровень), в котором присутствуют ценности сообщества, культура, философия, религия, проявляющийся как результат духовной деятельности людей (ресурсы общества в виде духовных ценностей культуры),

- ментальный уровень, содержащий способы и структуры мышления, образы мышления, проявляющиеся как интеллект субъектов деятельности.

Сущности этой страты отношений, являются антиномиями, т.е. категориями, которые могут существовать только совместно со своими противоположностями. Субъект деятельности, являясь носителем отношений, может занимать только одну какую-то позицию: например авторитета, и одновременно не может занимать позицию прямо противоположную или какую-либо промежуточную позицию между антиномиями "авторитет - не авторитет". Эти категории являются по своей природе качественными. Эти категории не могут характеризоваться по своей природе дробными числами или относительными в виде процентов. "Авторитет" - так же как и "не авторитет" являются позициями и именами обозначающее качество, данного идеального предмета.

Категории социо-культурного пространства обладают свойством целостности и тавтологичны по природе, что означает их самоосновность. В социо-культурной страте пространства существуют целостные категории - честь, достоинство, добро, здесь не может существовать и быть проявлено, к примеру 73% любви, или 26% чести. Эти качественные категории не могут быть оценены дробными числами.

Это есть основное отличие категорий уровня социо-культуры от категорий уровня отношений и категорий материально-предметного уровня. Страты пространства подчиняются закону иерархии, разнокачественные по природе, но являются взаимосоответствующими - т.е. являются изоморфными. В социальной страте пространства - качество присуще самим атрибутам этой части пространства.

Одной из общих характеристик качества социально-экономической системы (наряду с удовлетворительностью, неудовлетворительностью и т.д.) является оптимальность.

Соответственно оптимальность как оценка есть лишь одна из возможных характеристик качество принимаемых решений, состояния системы или ее поведения. Частными характеристиками качества экономической системы, ее свойствами являются эффективность, продуктивность, устойчивость, лабильность (способность к быстрым изменениям структуры) и др.

Качество как категория стратегического управления - есть отношение управляющего воздействия субъекта (на объект управления) к реакции объекта (через обратную связь) для субъекта управления. Категория качества в управлении всегда соотносится с такими категориями как система, структура и организованность.

В работах Богданова А.А., качество понимается как системная и структурная характеристики каких-то организованностей. Организованность является одним из параметров объекта управления - и определяет экономическую эффективность управления, конкурентоспособность предприятия и результативность жизнедеятельности всего коллектива организации. Понятие "категория качества" прошла большой и неоконченный путь представления: от субстратного, предметного, системного, функционального до интегрального. Каждое представление качества как категории обогащало понимание качества как одной из сторон мироздания.

Вначале понимали категорию качества как бытие вещи, т.е. как оформление отношения свойств вещи к характеристикам того субстрата, в котором она существует. И если есть соответствие (или соотношение) свойств вещи и свойств субстрата, то возможно и существование этой вещи. Если такого соответствия нет, существование вещи невозможно, она должна или прекратить существование или измениться и перейти в соответствующее иное качество и только тогда, она будет существовать.

Итак, категорию качества можно понимать как отношение чего-то, к чему-то. Выделение характеристик отношения, как одной из сторон категории качества, позволяет рассматривать категорию качества - как категорию управления. В социальных системах управление строиться с целью изменения существующих социально-экономических отношений, на такие, которые характеризуются положительными изменениями в отношениях: "затраты - доходы".

Одновременно "категория качества" рассматривается как отношение требований к характеристикам объекта, которые удовлетворяют этим требованиям. Такое понимание качества применяется в различных системах оценки продукции, услуг, процессов, деятельности и пр.

Управленческая деятельность субъекта управления реализуется в многообразных социально-экономических системах. Познавая управленческие или иные процессы в социально-экономических системах, мы стремимся выявить их качественную определенность, определить их связи и отношения.

Рассмотрение категории качества управления появилась одновременно с появление системы Ф.У. Тейлора, который ввел в практику пооперационное разделение труда, стремясь тем самым повысить качество выпускаемой продукции. В 30-е годы прошлого столетия одним из важнейших факторов повышения качества продукции становится не только качество труда, а качество "рабочей жизни", т.е. условий, в которых работает человек.

В пятидесятых годах американские ученые Э.У. Деминг и Д.М. Джуран обратили внимание на вопросы управления процессом выпуска качественной продукции и в дальнейшем обосновали особую роль руководителей в решении проблем качества.

 

Заключение

В настоящее время объектами качества могут рассматриваться: явления, все виды отношений, деятельность или процессы, в том числе и управленческая деятельность, структура организаций, системы или отдельные лица, а также комбинации из всего перечисленного.
Любая хозяйственная система с многоуровневой системой связей и отношений между управляющими структурами, объектом управления и субъектами управления, как на предприятии, так и в организациях разных отраслей и форм собственности считается объектом качества.
Качество как характеристика управления всех уровней присутствует как в процессе решения социальных вопросов, связанных с ростом уровня жизни населения, так и в повышении эффективности, результативности и мобильности самого процесса управления экономикой.

Системный анализ категории качества управления показывает, что категория качества, являясь сложным многоаспектным объектом управления, играет определяющую роль в экономике. Качество пронизывает все стороны экономики и является ключевым фактором социального устройства жизни и деятельности людей.

Бурно развивающаяся наука синергетика предлагает неклассическую формулировку понятия "управление". Теория управления, кибернетика и затем аналитическая и эмпирическая в своей основе наука, пришедшая к нам из-за границы - менеджмент, дают понятия управления в субъект - объектном понимании. Управлением называется целевое воздействие субъекта на объект для получения заданного результата с учетом социально-экономических и социально-психологических условий.

Синергетика рассматривает управление как функцию системы. Не объект и субъект, которые, возможно, и не образуют систему, а именно - понятие управление возникает именно в системе. Определение управление в синергетике определено так: управление это побуждение системы к самоорганизации. В этом определении как основание системы выделяется активное свойство элементов, образующие систему - активно действующие сознания субъектов. Связи и отношения между этими элементами и составляют сущность управления, при наличии иерархии обязательным образом.

Если мы говорим о категории качества в системах управления, то обнаруживаем, что синергетика не учитывает иерархию при описании процессов управляющего и управляемого. И далее почти сводит качество до уровня количества.

Однако, качество требует определения иерархии, неоднородности, скачка параметров, описывающие отличие одного качества от другого. Не линейные процессы изменения параметров позиции меняются, а происходит уход с одной плоскости на другую иерархически отличную, и это не кризис.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.