Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предубеждения экспериментатора




Эффекты последовательности

Различия экспериментальных задач

Одну и ту же пьесу нельзя заучить (как в идеале) двумя различными методами одновременно. Но даже если методы следуют один за другим, их все равно нельзя применить к одной и той же пьесе. Если пьеса заучена, она заучена. Существуют эксперименты, в ко­торых необходимо не только предъявлять разные экспе­риментальные условия в разное время, но и менять трудность задач. Это весьма значительное отличие от идеального эксперимента. Как Джек может убедиться в одинаковой трудности выбранных им пьес? А ведь в любом эксперименте по исследованию научения с учас­тием одних и тех же испытуемых задачи для разных условий независимой переменной с необходимостью будут разными.

В неудачном варианте своего эксперимента Джек сначала заучивал две пьесы частичным методом, а за­тем две другие — целостным. Мы уже знаем, что на качество его игры могут повлиять любые (в том числе только что описанные) факторы, изменяющиеся во вре­мени. Однако есть и другие влияния, связанные с поло­жением каждого из условий независимой переменной в последовательности их предъявления. Влияния одного из условий па следующие за ним называются эффектами последовательности, эффектами порядка или эффектами переноса. Они могут быть положительными и отрица­тельными, иметь общий и специфический характер. При­менение частичного метода могло положительно по­влиять на дальнейшие занятия Джека по целостному методу за счет увеличения практики или привыкания к режиму эксперимента. Оно могло оказать и отрицательное действие: привычка заучивать пьесы, короткими отрывками могла помешать заучиванию больших частей и Джек мог просто устать от занятий.

Во времена возникновения автомобиля бытовал такой анекдот в форме загадки. Вопрос: Какой самый глав­ный винтик в автомобиле? Ответ: Тот, что держит руль 1, В том же духе можем спросить и мы. Вопрос:

Какой из факторов, угрожающих валидиости экспери­мента, самый опасный? Ответ: Экспериментатор.

Если у исследователя есть какие-либо ожидания от­носительно результатов эксперимента, особенно связан­ные с предпочтением одного из условий независимой переменной, то эти ожидания так или иначе проявятся при проведении опытов. Иоко хорошо знала, что глав­ное — это составить случайную последовательность обоих сортов сока. Ей хотелось исключить любой намек на то, какой именно сорт она оценивала каждое утро. А вот Джек не проявил должной аккуратности. Сначала он подобрал пары пьес, которые казались ему одинако­выми по трудности (с тем, чтобы разучивать каждую из пьес разными методами), а затем сам расположил их в определенной последовательности. Но если при этом он рассчитывал на большую эффективность частичного метода, то мог невольно отобрать для целостного метода более трудные пьесы из каждой пары.

Кроме того, субъективные оценки качества исполне­ния пьес могли колебаться не случайным образом (как было показано выше). Джек мог невольно отдавать предпочтение одному из методов. Поэтому при оценке исполнения обеих пьес каждой пары Джеку не следует слишком верить в частичный метод, но и применяя це­лостный, тоже стараться достичь самых высоких резуль­татов.

В эксперименте с наушниками исследователи, естест­венно, рассчитывали повысить с их помощью производи­тельность труда и вполне могли передать свою уверен­ность участникам эксперимента. Поэтому, возможно, с


наушниками ткачихи (в среднем) старались работать лучше.

Одно из самых коварных следствий предубежденнос­ти экспериментатора — это нежелание учитывать.не­которые экспериментальные данные, как полученные якобы при нетипичных условиях, например при сильном уличном шуме. К сожалению, мнение экспериментатора о не типичности условий часто весьма субъективно. От­сюда один и тот же уровень шума будет считаться нетипичным при одном состоянии независимой переменной, но вполне нормальным — при другом.

От предубеждения экспериментатора может зависеть даже точность регистрации данных. Показано, напри­мер, что в протоколах экспериментов по изучению экстро а сенсорного восприятия встречаются ошибки в пользу наличия соответствующих феноменов, если про­токолист верит в их существование. Те же, кто не верит в экстрасенсорное восприятие, не допускают подобных искажений (Кеннеди, 1939). Тщательный анализ этой проблемы в целом представлен в книге «Влияния экспе­риментатора в психологическом исследовании» (Розенталь, 1976).

ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ВЛЛИДНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПЕРВИЧНОГО КОНТРОЛЯ

Термин «контроль» используется в нашей книге для обо. значения любого способа усовершенствования экспери­ментов, который приближает их 'к безупречному- Здесь мы будем иметь дело с угрозами внутренней валидностн эксперимента и мерами, которые позволяют 'их устра­нять. Если контроль в эксперименте недостаточен, то внутренняя валидность может нарушиться двояким образом. Она может пострадать от ненадежности и от математического смешения. Ниже мы рассмотрим способы первичного контроля (применимые к любой экспе­риментальной схеме), которые могут повысить надеж­ность эксперимента и сократить систематическое сме­шение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.