В создании научной картины мира географический подход может рассматриваться как один из общенаучных подходов, соразмерный с количественным, историческим и экологическим.
При анализе роли географического подхода к созданию научной картины мира, к созданию географической картины мира, наиболее продуктивно можно использовать историко-логический подход. При этом важно определить соотношение исторического и логического в исследовании объектов.
Сущность единства исторического и логического заключается в том, что: 1) логика познания воспроизводит в себе вкратце историю развития предмета; 2) ход познания вещи является выводом, итогом, суммой истории познания; 3) логика науки – в известной мере конспективное воспроизведение ее истории; 4) новое поколение исследователей не может сделать шага вперед без усвоения предшествующего опыта (рис. 12).
В логическом всегда содержится историческое, так же как во всеобщем содержится единичное, а каждый этап исторического является одновременно и логическим. Однако отождествлять историческое и логическое нельзя. Историческое неизмеримо сложнее.
В целом структура географического знания представляет собой определенное взаимоотношение интуитивного, эмпирического, теоретического и методического видов знания (см. гл. 1).
Научное знание начинается с наблюдения и c6oрa фактов, которые можно определить как зарегистрированные события, отражающие разнообразие мира. Затем происходит классификация фактов, когда из их множества по определенным признакам выводятся первичные эмпирические зависимости, пока без объяснения причин. Как только исследователь начинает объяснять факты, начинается теоретическое знание (рис. 13). Совокупность систематизированных фактов – основа формирования гипотез и теорий, задача которых объяснить имеющиеся факты и предсказать новые. Большинство фактов географии получены путем натурных наблюдений в полевых и лабораторных условиях.
Гносеологическая функция научного факта заключается в том, что он является непосредственным началом познания, связывая объективный мир с человеческим мышлением. Поэтому, несмотря на наличие целого ряда примеров рационального мышления, они, скорее всего, относятся к эмпирическому уровню познания, так как чем больше исследователь приближается к теоретическому уровню, тем больше он отрывается от факта, а на уровне формализованных выводов и дедуктивных теорий вся видимая связь с фактами исчезает. Правда, в слаборазвитых в теоретическом отношении науках даже на самом высшем уровне рассуждений факты приводятся в качестве примеров, иллюстраций и доказательства. Но все же на этом уровне каждый факт используется не в системе однопорядковых: приводятся лишь наиболее яркие, имеющие иллюстративный эффект. Научное познание проходит ряд этапов от созерцательного и непосредственного наблюдения до формулировки дедуктивных построений: описание, объяснение и рекомендации. Все эти три компонента и этапа укладываются в парную гносеологическую категорию эмпирического и теоретического, которая и характеризует уровни знания.
В процессе исследования наблюдению почти всегда предшествует создание закрепленной с помощью тех или иных языковых средств или же не зафиксированной программы. Программа же есть не что иное, как своеобразная, облеченная в форму вопросови методических предписаний совокупность уже сложившихся теоретических предписаний или гипотез об исследуемом объекте. Даже когда кажется, что у наблюдателянетникакой программы, он в действительности обладает представлениями, полученными ранее, и чаще всего действует по программе, заложенной в процессе предшествующего обучения.
Но программа – это не только перечень вопросов, на которые надо в процессе исследования ответить. Она одновременно выступает икак схема, модель деятельности исследователя – система указаний, что и в каком порядке надо делать.
Поэтому для построения программы необходимо:
1) определить цель исследований и перечень нерешенных вопросов;
2) представить себе форму конечных результатов исследования (форму продукта познавательной деятельности);
3) уяснить характер берущихся нами за основу гипотезы, теоретической модели (или создать ее);
4) выбрать приемы и процедуры исследования (а при отсутствии готовых создать их);
5) установить этапы решения задачи и выявить их очередность;
б) определить пространственный и временной объект исследования и, в частности, объем выборки при применении статистического анализа;
7) наметить поэтапное распределение времени, сил и расходования средств.
Конечно, каждый из этих этапов зависит от других.
Основная методическая сложность разработки конкретных программ исследования определяется тем, что до сих пор не найдены закономерности, позволяющие сформулировать правила перехода от огромного количества факторов, влияющих на комплекс и свойства, которые связаны между собой в пределах комплекса, к ограниченному возможностями опыта числу наблюдаемых и изучаемых признаков.
По существу это противоречие между сложностью объективной реальности и моделью, которую мы строим для ее изучения и характеристики. Программа всегда представляет собой своеобразную модель объекта. Перед наукой встает вопрос о принципах создания не всеохватывающих, а оптимальных программ.
Выбор метода тесно связан с целью исследования и практически неотделим от нее. Если задача исследования сформулирована точно и однозначно, так же точно и однозначно определяется и способ ее решения. Сведем различные этапы решения проблемы к следующему общему плану и будем считать его исходной формулировкой содержания термина «научный метод»:
1) сформулировать проблему;
2) составить план эксперимента (или серии экспериментов) необходимых для получения ответа на вопрос;
3) точно определить этапы работ (процедуру эксперимента), необходимые для получения исходных данных;
4) классифицировать и свести воедино результаты наблюдений (исходные данные);
5) проанализировать исходные данные;
б) сделать вывод из результатов анализа;
7) сформулировать гипотезу на основании сделанных выводов;
8) предсказать новые выводы исходя из сформулированнойгипотезы;
9) проверить выводы с помощью дальнейших экспериментов;
10) принять или отвергнуть гипотезу на основании данных, полученных в предшествующем пункте, и ее соответствия или несоответствия предсказанию.
В науке теоретически и практически определены основные понятия, которые позволяют судить о точности экспериментальных исследований, о систематических ошибках полученных результатах.
4. Методы и принципы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Государственная экологическая экспертиза, её статус, уровни, методы проведения экспертизы
ОВОС – деятельность, направленная на определения характера и степени потенциального воздействия намеченного проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними последствий в процессе и после реализации такого проекта, и на выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.
ОВОС проводится инициатором проекта с начальных стадий его реализации. Главное назначение – выполнить требования экологического законодательства.
Цель – предотвращение или смягчение воздействия деятельности на ОС и связанных с ней последствий.
Принципы: презумпция опасности; только обязательность на всех этапах подготовки документации; недопущение возможных неблагоприятных последствий, обеспечение участия общественности, научная обоснованность, полнота информации, результаты оценки – основа для проведения мониторинга.
Методы: ЭЭ, общественные обсуждения
Отличие ОВОС от Гос. экологической экспертизы:
§ ОВОС – правовое средство учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки хозяйственного решения.
§ ГЭЭ – правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требования на стадии принятия решения (хозяйственного, управленческого или иного).
ОВОС это лишь часть экологической экспертизы, отвечающая за экологическое обоснование ее проведения. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта.
Экологическая Экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных негативных последствий этой деятельности на ОС и связанных с ними возможных социально-экономических и др. последствий.
ЭЭ проводится в двух видах:
1. Гос.ЭЭ: обязательна;
§ цель – осуществление предупреждающего контроля в области ООС и рационального использования природных ресурсов (проверка с целью соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества);
§ задачи – обеспечение охраны здоровья людей; повышение качества жизни на основе улучшения ОС; сохранения многообразия видов и способности экосистем к воспроизводству;
§ объект – выполняемая в соответствии с требованиями законодательства РФ документация, обосновывающая развитие определенных объектов и видов деятельности (перечень утверждается мин. прир. р-сов);
§ Объеты: правовые акты, федеральные программы, проекты генеральных планов развития, проекты схем развития отраслей хозяйства; технико-экологическое обоснование и проекты строительства; проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике и технологиям; материалы по созданию совместных предприятий, связанных с использованием природных ресурсов и др.
§ принципы: презумпция потенциальной экологической опасности; обязательность проведения до принятия решения, комплексность оценки, достоверность и полнота информации, научная обоснованность, независимость экспертов, широкая гласность в организации её проведения;
§ заключение – официальный документ министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов (публикуется; подписан руководителем, завизирован всеми членами экспертной комиссии).
Положительное заключение ГЭЭ подтверждает:
§ соблюдение экологических требований при подготовке документации;
§ гарантию заказчика по выполнению условий и реализации проекта;
§ возможность открытия финансирования реализации проекта.
В случае отрицательного заключения заказчик имеет право пересмотреть обосновывающую документацию.
ГЭЭ подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым для реализации на территории РФ, независимо от сметной стоимости и принадлежности; а также экологическое обоснование лицензий и сертификатов.
ГЭЭ выполняется на 2 уровнях – федеральный уровень и уровень субъекта федерации.
Порядок проведения: документы – оплата – не позднее чем через 1 мес. экспертиза - длительность не более 6 мес. – заключение – повторное на основании решения суда.
2. Общественная ЭЭ: организуется и проводится по инициативе граждан или общественных организаций, органов местного самоуправления; до проведения ГЭЭ, одновременно с ней или независимо от неё.
Порядок проведения: заявление от организаций – через 7 дней регистрация заявления органами местного самоуправления или отказ (если уже дважды проводилась, если есть гос., коммерч. тайна и др.) – заключение – приобретает юр. силу после утверждения федеральным органом исполнительной власти.
Ответственность:
§ уголовная – при тяжких прямых или косвенных экологических или иных последствиям;
§ административная – в любом другом случае;
§ материальная – заказчика и должностных лиц, экспертов, консультантов;
§ гражданско-правовая: граждане, чьи права были нарушены органами экологической экспертизы, заказчиком.
5 Классификация методов географических исследований. Сравнительный геогр. метод, комплексные геогр. исследования. Моделирование в географии.
9.1. Группировка методов
Овладение географической культурой предусматривает также знакомство с методами географической науки.
Литература по этим вопросам довольно велика, но, к сожалению, не отличается достаточной четкостью, главным образом из-за смешения понятий «метод» и «подход».
В самом общем виде «метод» (от греч. methodos — путь исследования) — это способ, прием достижения цели, образ Действий. Акад. Б. М. Кедров определял метод науки как общий способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытия его сущности, познания его законов. Методы науки чрезвычайно разнообразны и потому нуждаются в какой-то классификации, группировке. Подобные группировки предпринимались разными авторами, но зачастую на основе весьма различных принципов. Ниже мы хотели бы предложить свою трактовку этого вопроса.
Вряд ли могут быть возражения по поводу подразделения методов науки на традиционные, новые и новейшие, также на общие, используемые многими науками, и частные, специфические, имеющие более ограниченное применение. Сложнее обстоит дело с группировкой методов по существу. Представляется, что в этом аспекте их можно подразделить прежде всего на эмпирические и теоретические.
К числу эмпирических методов следует отнести классический экспедиционный (полевой) метод, который применяется со времени зарождения географии и является первоисточником всех географических знаний. В свою очередь главными путями его реализации служат наблюдение — получение первичной информации об изучаемом объекте и измерение — то же наблюдение, но с применением количественных показателей. Далее, экспедиционный (полевой) метод может осуществляться стационарным, полустационарным и маршрутным способами. Поскольку сплошное полевое изучение территории дело дорогостоящее, а иногда и очень трудно осуществимое, во многих случаях целесообразно ее выборочное изучение, получившее название «метода ключей». Этот метод означает глубокое и всестороннее исследование отдельных объектов с последующей экстраполяцией выводов на более обширные ареалы; не случайно Ю. Г. Саушкин как-то сравнил его с глубокими буровыми скважинами в геологии. К числу эмпирических следует отнести и разнообразные камеральные, лабораторные методы исследований.
Теоретические методы также имеют не менее сложную внутреннюю структуру. Среди них можно выделить логические методы, к которым прежде всего относятся две главные формы умозаключения — дедукция и индукция, предусматривающие соответственно путь рассуждений от общего к частному и от частного к общему. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. Отдельную подгруппу составляют методы, которые можно назвать формализованными — статистический, математический, моделирования и др. В зависимости от характера географических объектов, их иерархического уровня, целей и задач исследования теоретические методы могут претерпевать изменения, но при сохранении их основной функции — познания объективных закономерностей пространственной организации и эволюции географических объектов, процессов и явлений.
С учетом замысла настоящей работы наибольший интерес представляет подразделение всех методов географии на 2 больших класса — общегеографических и частногеографических. Понятно, что первые из них имеют сквозной характер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или экономико-географами. Добавим к этому, что любые группировки методов имеют несколько условный характер, так как сами методы находятся в состоянии перманентного развития и совершенствования.
Общегеографические методы: метод описания, картографический метод, сравнительно-географический метод, количественные методы, математические методы, метод моделирования, аэрокосмические методы, геоинформационный метод.
Сравнительно-географический метод. Этот метод можно также отнести к числу традиционных для географии. Его основоположниками обычно считают Карла Риттера и в особенности Александра Гумбольдта, прежде всего благодаря его «Картинам природы». В этой же работе Гумбольдт дал следующую характеристику сравнительного метода: «Сравнивать между собой отличительные особенности отдельных стран и представить в кратких чертах результаты этих сравнений — благодарная, хотя и трудная задача общего землеведения».
Впоследствии сравнение стало поистине одним из универсальных методов географии, помогающих осуществлению индивидуализации и типизации, дифференциации и обобщению изучаемых объектов и явлений. В физической географии этот метод применяется при характеристике рельефа, климата, рек, природных комплексов и т.д., в социально-экономической географии при характеристике стран, районов, городов, ТПК и других территориальных единиц. Не меньшее, если не большее, применение этот метод находит в страноведении.
По И. М. Маергойзу, в сравнительном методе нужно различать две операции: операцию отождествления и операцию различения. Сравнение может быть полным и неполным. При первом из них осуществляются обе эти операции, при неполном одна из них. Естественно, что для географии большее значение имеет полное сравнение. Далее, И. М. Маергойз условно разделил сравнения на качественные и количественные, причем качественное сравнение, по его мнению, должно проводиться до количественного. Наконец, И. М. Маергойз сформулировал и основные принципы сравнения в географии: возможность сравнения только одномасштабных объектов и только однопорядковых признаков объектов, явлений и процессов; необходимость сравнения сначала существенных, а затем уже второстепенных признаков; учет тех объективных условий, в которых сравниваете объекты развивались и существуют.
Особая ценность сравнительно-географического метода заключается в том, что он помогает лучше выявить и уяснить многообразие географических типов человеческой деятельности в различных природных и социально-экономических условиях.
Метод моделирования. Моделирование — одна из основных категорий теории познания. Сущность его заключается в исследовании каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект, явление, процесс заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность. Моделирование облегчает и упрощает исследование, делает его менее трудоемким и более наглядным. Кроме того, оно дает ключ к познанию таких объектов, которые не поддаются непосредственному измерению (например, ядро Земли).
Наиболее универсальными принципами моделирования являются подобие (аналогия) и системность, которые диалектически увязаны друг с другом. Системность предполагает также аналитический и синтетический подходы к моделированию. Среди других принципов следует отметить выделение в изучаемом объекте главного, наиболее существенного, а также постоянное соотнесение модели с конкретным объектом. С моделью можно экспериментировать, изучая различные варианты, пути воздействия. Это значит, что можно составлять много моделей одного и того же объекта.
Все разнообразие применяемых в науке и практике моделей можно свести к двум основным типам или классам. Во-первых, это материальные модели, к которым относятся пространственно-подобные модели (макеты, компоновки, муляжи и пр.), физически подобные модели, обладающие различными видами подобия с оригиналом (модели самолетов, судов, турбин и пр.) и математически подобные модели (аналоговые и цифровые машины и пр.). Во-вторых, это мысленные идеальные модели, которые в свою очередь подразделяются на образные модели (зарисовки, фотографии, так называемые гипотетические модели — различные отображения реальной действительности в сознании исследователя), знаковые или символические модели (математические, кибернетические) и смешанные образно-знаковые модели (карты чертежи, схемы, графики, блок-диаграммы и др.).
В литературе иногда называют последнюю четверть XX века эпохой моделирования. Это выражение в полной мере относится и к географии, где широкое применение находят физические (натурные) модели, карты, аэрофотоснимки, космические снимки, профили, таблицы, графики, диаграммы, блок-диаграммы, блоковые схемы и, наконец, математические модели, которые — на правах новейшего метода — привлекают повышенное внимание.
По А. М. Трофимову, современное математико-географическое моделирование — это особая методология, характеризующаяся определенной структурой и последовательностью исследовательского процесса. С его помощью решаются или могут быть решены такие вопросы как: а) обработка исходной географической информации, б) оценка и моделирование однородности и неоднородности географического пространства, в) оценивание структурных характеристик этого пространства, способов оценки связей и взаимосвязей, г) построение адаптивных систем и их имитационное моделирование, д) построение геоинформационных систем и получение с их помощью конкретно ориентированных по цели результатов, е) автоматическое районирование и автоматическая классификация, ж) разработка теории согласования интересов (компромиссных решений), з) автоматическое картирование, и) географическое прогнозирование и управление.
В современной физической географии наибольшее применение находят блоковые (графические) и математические модели. Моделированию подвергаются геоморфологические процессы, морские течения, изменения климата, но в особенности природно-территориальные комплексы. Типы географических моделей, применяемых в физической географии, подробно характеризует В. С. Преображенский, который подразделяет их на объектные, объект-объектные и субъект-объектные, а также на моно- и поли-системные. Важно заметить, что в последних работах акад. В. М. Котлякова определенный акцент делается на наиболее сложные глобальные модели физико-географических процессов. Так, речь идет об усовершенствовании глобальной модели климата и о том, чтобы на основе общей циркуляции атмосферы восстановить глобальный гидроклиматический режим для нескольких временных срезов за последние 18 тыс. лет. И даже о глобальной модели географической оболочки.
В сфере географии населения применяется моделирование сетей и систем населенных пунктов, систем городов, да и самих городов и агломераций, которые также рассматриваются как сложные системы. Составляются математические модели миграций населения, включая миграционные потоки, факторы миграции, миграционную структуру. Широкое распространение получили различные модели воспроизводства населения, в особенности прогнозные, исходящие из той или иной гипотезы в отношении динамики процессов рождаемости и смертности, браков и разводов. Впрочем, здесь географическое моделирование тесно стыкуется с большим и сложным классом собственно демографических моделей.
В сфере экономической географии, начиная с 70-х годов, ведущим направлением стало системное моделирование, в рамках которого удалось — по мнению Ю. Г. Липеца — органично сочетать применение математических методов и системного подхода. В арсенале такого моделирования логические, блоковые, матричные, картографические модели. В свою очередь по характеру и назначению среди них можно различить отраслевые, региональные и комплексные (межотраслевые и межрайонные) модели. В теории и практике 70-х годов отраслевые модели были представлены моделями единой энергетической системы СССР, грузопотоков, транспортных систем и т. д., региональные — прежде всего моделями ТПК, а комплексные — моделями межотраслевых и межрайонных балансов. К числу комплексных моделей можно отнести и модели районной планировки как сложной динамической системы управления. О Математическом моделировании в социально-экономической географии недавно с достаточной степенью подробности написал С. Е. Ханин. Особый вид социально-экономического моделирования составляет глобальное моделирование, получившее наибольшее распространение в широко известных глобальных моделях «Римского клуба» и некоторых других международных организаций. В СССР в 80-х годах составлялись модели «ядерной зимы», мирохозяйственных связей и др.
Когда говорят о моделировании в картографии то большей частью имеют в виду уже не столько сами карты (как пространственные образно-знаковые модели действительности), сколько математико-картографическое моделирование, характеристика которого неоднократно давалась А. М. Берлянтом, А. А. Лютым, В. С. Тикуновым, другими специалистами в этой области. Под математико-картографическим моделированием понимается органическое комплексирование математических и картографических моделей для целей конструирования или анализа тематического содержания карт. В процессе такого моделирования можно создавать не только элементарные модели, состоящие из одного звена, но и гораздо более сложные цепочкообразные, сетевые и древовидные комбинации. В свою очередь, оно стимулировало разработку специальных средств машинной графики и приспособления к ним способов картографического изображения. Построение карт на экране дисплея позволяет сравнивать различные варианты содержания карт и способов их оформления, причем такая методика особенно удобна для демонстрации динамики процессов и явлений. В качестве наглядного примера построения математико-картографической модели В. С. Тикунов приводит сложную цепочкообразную модель исследования пространственной дифференциации Атлантического океана с точки зрения хозяйственной освоенности его акваторий.
Особое значение для географии имеют обшегеографические математико-картографические модели, отличающиеся наиболее сложным синтетическим содержанием. В первую очередь к ним следует отнести разные виды моделей, затрагивающих проблему взаимодействия общества и природы. Но и эти блоковые модели класса «население — хозяйство — природа» могут быть общими и частными. Общая, базовая модель имеет глобальный аспект. На ее основе могут быть созданы частные, в том числе региональные, модели, отражающие специфику той или иной территорий-
Наиболее яркий пример региональных моделей — модели разного рода геосистем. Обосновывая учение о геосистемах, акад. В. Б. Сочава еще в 70-х годах предложил выделять функционально-компонентные, функционально-геомерные я структурно-динамические модели геосистем. Конструированием геосистем много занимались физико-географы Института географии РАН (В. С. Преображенский, Т. Д. Александрова, Л.И.Мухина и др.). Конкретные примеры моделей разных типов геосистемприводились в работах В. С. Преображенского. Что же касается научно-практического эксперимента, то он осуществлялся прежде всего в так называемых «модельных областях».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление