Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баухауз. Историческая ситуация




В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовала обязательного проставления на немецких товарах знака «Сделано в Германии», уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя. Все это создавало объективные условия поиска новых принципов формообразования промышленных товаров, способных повлиять на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации.

С другой стороны, октябрьская революция в России, а за ней Ноябрьская революция 1918г. В Германии, вызвали активизацию творческой деятельности, направленной на поиск новых революционных идей, активизацию политической деятельности, в которой принимали активное участие художники, представители интеллигенции. Несмотря на то, что в вопросах искусства и мировоззрения пионеры движения «Баухауз» и не придерживались единых мнений, все же они своими социально определенными целями, новаторскими принципами преподавания, демократическими взглядами оказывали сильное влияние на духовные споры в области искусства того времени. Неизбежно это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации кайзеровской Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и последышей свергнутой монархии. После 6 лет пребывания в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Баухауз вынужден был в 1925г эвакуироваться в более дружественный Дессау. Но и здесь через 7 лет захватившие власть нацисты вытесняют его. В 1932году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

Баухауз в Ваймаре. Основные педагогические принципы (1919-1925гг)

Ваймар – небольшой немецкий город, культурный центр Саксонии. Баухауз был создан здесь в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Первая была создана в 1860г. Как художественная школа преподавания живописи, с 1905г. – живописи и скульптуры, а с 1910г. Получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, основанная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915г.

Основателем и первым директором Баухауза был Гропиус (1883-1969.один из основателей рационалистического направления современной архитектуры, общепризнанный лидер немецких функционалистов 20-х гг. Он изучал архитектуру в технических институтах в Мюнхене (1903-1904) и в Берлин-Шарлоттенбурге (1905-1907). Недолгое время работал в архитектурной конторе в Берлине (1904) и служил в армии (1904-1905). Перед окончанием образования построил свои первые здания – коттеджи сельскохозяйственных работников в Померании (1906). В течение года путешествовал по Италии, Испании, Англии и в 1907 году стал работать в конторе архитектора Петера Беренса в Берлине. Гропиус признал, что его работа с Беренсом и проблемы с дизайном, которые ему пришлось решать для проекта одной немецкой электрической компании, сделали многое для формирования его неизменного и интереса к прогрессивной архитектуре и связям различных видов искусства. С 1910 года когда он ушел от Беренса. В 1911 году он стал членом лиги «Дойчер Веркбунд», которая была основана в 1907 году, чтобы привлечь внимание творческих дизайнеров к машинному производству. Гропиус был сторонником строительной техники, подразумевавшей сборку элементов строения непосредственно на строительной площадке. Однако он признавал неизбежность механизации архитектурного дела и, как следствие, наложение некоторых ограничений на творческий процесс. Он считал, что все зависело от художественного образования дизайнера и его способности «вдохнуть душу в мертвый машинный продукт». Гропиус был противником подражания, снобизма и догм в искусстве и предупреждал об угрозе упрощений – в этом случае он имел ввиду, что назначение объекта не должно определять его внешний вид. Возрастающее интеллектуальное лидерство Гропиуса было дополнено его проектами двух значимых зданий – оба были созданы совместно с Адольфом Мейером: фабрика «Фагус» (1911) и инженерная контора и заводские помещения в Кельне (1914), представленные на выставке «Дойчер Веркбунд». Проект фабрики «Фагус» более смелый чем любая из работ Беренса, отличается большим количеством стеклянных плоскостей стен, разделенных видимыми стальными креплениями. Здания в Кельне были более формальными, как считают некоторые, из-за влияния американского архитектора Ф.Л.Райта. Оба эти здания свидетельствуют о дизайнерской зрелости Гропиуса, наступившей еще до начала первой мировой войны. Во время войны Гропиус служил кавалерийским офицером на Западном фронте, был ранен и награжден Железным крестом за храбрость. В 1915 году женился на вдове Альме (Шиндлер) Малер. Второй брак был в 1923 году с Изой Франк. С ней в 1934 году они уехали из нацистской Германии в Англию. Недолгое пребывание Гропиуса тут было отмечено сотрудничеством с архитектором Максвеллом Фраем. В 1937 он переехал в Кембридж, штат Массачусетс, чтобы стать профессором архитектуры в Гарвардском университете. В сл. Году его назначили деканом факультета. Эту должность он занимал вплоть до ухода на пенсию в 1952 году. В Гарварде он ввел в курс философию дизайна Баухауз, хотя и не сумел внедрить работу в рабочих мастерских. Также не удалась ему попытка отменить курс истории архитектуры. Однако его борьба за современные подходы к дизайну пользовалась популярностью среди студентов. Его преобразования повлекли за собой подобные образовательные реформы и в других архитектурных учебных заведениях США и явились началом конца американской подражательной архитектуры. Помимо преподавания Гропиус сотрудничал с Марселом Бройером, бывшим студентом Баухауз, а позже с 1937 по 1940 гг., его коллеги-преподавателя. Среди совместных проектов был собственный дом Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс, который при использовании окрашенного в белый цвет дерева являл собой образец нового английского традиционализма в современных условиях. Этот дом и другие проекты, созданные ими, были противоречивы, но архитекторы дожили до времени признания их идей. В 1942 году Гропиус возобновил интерес к промышленным подходам в архитектуре, когда он стал вице-президентом «Дженерал-Пэнел корпорейшн», компании, которая производила сборные жилые корпуса. С этого поста он ушел в отставку в 1952 году. В 1946 году Гропиус в партнерстве со своими бывшими студентами из Гарварда учредил компанию «Акитекст Коллаборатив» получила заказ на центр выпускников Гарвардского университета (1949-50гг.)- группу зданий из общежитий и столовых. Были и другие проекты, в которых Гропиус активно участвовал вплоть до самой своей смерти в возрасте 86 лет. В соответствии с его просьбой, его похороны прошли не как траурная процессия, а представляли собой нечто вроде праздника – 70 его друзей в Кембридже пили шампанское в течение 2-х дней после его смерти).

Его замысел состоял в единении школы изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой. Но в Ваймаре не было формального обучения архитектуре. В программе Баухауза В. Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащихся и учащих, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строительства храмов – мастеров, подмастерьев и учеников. Их сплачивал общий труд возведения и украшения соборов, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались «Баухютте» («хижина строительства», отсюда и название Баухауз).

Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане.Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения: во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;

Во-вторых, синтез всех, как называл Гропиус, «художественно-производственных дисциплин в общее художественное произведение – большой дом».

По этой программе при всех трудностях послевоенных лет было начато создание школы нового типа. В качестве преподавателей Гропиус приглашал людей одаренных, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы.

Обучение в Баухаузе начиналось с вводного курса (форкурса), на котором учащемуся нужно было приобрести основные навыки, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязательным для всех, и только тот, кто успешно заканчивал его, начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.

Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести молодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену (1888-1967).В нем ставились следующие задачи:

1. пробудить творческие силы и вместе с тем художественны е способности учащихся.

2. облегчить студентам выбор их будущей профессии. Каждый из студентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его творческому «я» - дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань.

3. Познакомить студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства.

Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала работали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921г. К этой группе присоединился художник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала – Оскар Шлеммер в 1921г., затем, в 1922г. – Василий Кандинский (здесь он написал книгу «Точка и линия на плоскости»), а в 1923г. – Моголи-Надь.

Сильные тенденции к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз.

Работа велась в мастерских под руководством мастера (педагоги отказались от академических званий профессоров). Она включала:

- органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;

- подготовку к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера (последний только для наиболее выдающихся учеников) по цеховому образцу, которые принимаются Советом мастеров школы либо специально приглашенными цеховыми мастерами;

- участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей;

- выполнение обучаемыми самостоятельных договорных заказов.

В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: «искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу». Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Особые требования проявлялись к знанию производственного процесса.

Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком. Особое внимание в Баухаузе уделялось проблемам жилища для рабочих. Это постоянно раздражало политически консервативные партии. Они резко критиковали Баухауз, зачастую прибегая к клевете. Пришедший к власти в 1924году блок реакционных буржуазных партий добился 50-% сокращения бюджета Баухауз, тем самым сделав дальнейшую работу школы фактически невозможной. 1 апреля 1925года Совет Мастеров Баухауза решил закрыть школу в Ваймаре.

Вальтер Гропиус получил предложения о предоставлении условий работы из целого ряда городов Германии. Выбор пал на Дессау, куда переехали за малым исключением все мастера и ученики Баухауз.

Баухауз в Дессау 1925-32гг.

Переезд из Ваймара в город авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925года.Гропиус получил возможность спроектировать и построить новую резиденцию Баухауза. (Здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов. Они связываются одноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещались зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую усиливают стеклянные стены. Проект создавался с учетом промышленных методов строительства – легкая каркасная структура и прямые углы, господство стекла и бетона. Ассиметричный план комплекса точно отражает функциональное назначение каждого элемента.)Программа строительства комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудиториями, мастерскими, столовой, административными помещениями, студенческим общежитием и домов с мастерскими преподавателей.4 декабря 1926года состоялось открытие нового здания Баухауза.

В Дессау укрепились ваймарские планы развития Баухауза и прояснилась их социальная значимость. Произошло дальнейшее становление педагогической системы. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью.В октябре 1926 года Баухауз в Дессау был снова признан на государственном уровне и у него появился титул «высшая школа формообразования» с правом присвоения по окончании обучения Баухауз-диплома.

Решение о приеме Баухауз в Дессау было принято на городском совете 23 марта 1925года. Благодаря этой демократической коалиции более 7 лет просуществовал Баухауз в Дессау. Однако его противники сплотились в специально созданном для этого буржуазно настроенном объединении и политическое наступление против Баухауз началось с новой силой. Видя, как растут силы противодействия, впутывающие в столкновение вокруг Баухауза не только местные круги, но и Рейхстаг, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по его предложению, швейцарский архитектор Ханс Майер (1889-1954.2-й директор Баухауза 1928-30гг.Он усилил социальную направленность школы, выдвинул на первый план архитектуру, промышленное изготовление изделий. Баухауз достиг в это время наибольших успехов. Изгнанный социал-демократами из Баухауза, уезжает с архитектурной бригадой «Рот-Фронт» в Советский союз.36-54гг. работает в Швейцарии и Мексике).

Ханс Майер больше внимания уделяет архитектуре, связи обучения и исследовательской деятельности со строительной практикой и промышленностью. В то же время Баухауз переносит в свою работу политические и социальные идеи революционного рабочего движения. В 1930 году Ханс Майер был уволен по политическим причинам.

Архитектор Мисс Ван дер Роэ (1986-1969), третий директор школы, пытаясь сохранить существование школы, исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Под давлением реакции он также отменил некоторые прогрессивные достижения Баухауз. Занятия снова приблизились к академическим формам, которые ограничивали продуктивную работу в мастерских.

Однако после правительственных выборов осенью 1931 года, на которых правые силы получили дальнейшее усиление, был поставлен вопрос о прекращении выделения средств для Баухауз и существование школы в Дессау с 1 октября 1932 года было прекращено, а педагогический персонал уволен.

Баухауз в Берлине 1932-33гг.

Людвиг Мисс Ван дер Роэ делает попытку спасти школу в форме частного института. Баухауз переселился в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей телефонной фабрики. Почти весь преподавательский персонал и студенты прибыли в Берлин. С переменой места появились новые надежды: возможностей в крупном столичном городе было гораздо больше, чем в «глухой духоте маленького города». Однако после прихода фашистской диктатуры, судьба Баухауза была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммунистическая литература. Присутствующие педагоги и студенты, которые не смогли предъявить документы, были забраны в полицию.

Здание было опечатано. 20 июля 1933 года совет педагогов решил – как когда-то в Ваймаре – Баухауз ликвидировать. Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна – дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау – классические образцы функционализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О. Шлеммера и абстрактная живопись Кандинского, проектируемая в синтезе с архитектурой интерьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т. Боглера и М. Брандта. Известны во всем мире такие шедевры дизайна, как настольная лампа В. Вагенфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемых до сих пор, и одно из самых престижных в современных интерьерах офисов – кресло «Василий» М. Бройера из никелированных стальных труб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.