КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторные занятия 1 страница
Лекции Учебным планом предусмотрены вводные установочные лекциии, которые читаются в начале изучения курса. В этих лекциях освещаются вопросы закономерностей развития земной коры в условиях разных тектонических режимов, принципы тектонического районирования материков, океанов и переходных зон, а также даются методические рекомендации по изучению курса. Программой предусмотрено 10-15 часов лабораторных (практических) занятий, которые проводятся после изучения теоретической части курса. На этих занятиях студенты под руководством преподавателей работают с геологическими и тектоническими картами, выясняют положение основных структурных элементов древних платформ и складчатых поясов и наносят их на схемы тектонического районирования. Те студенты, которые при выполнении контрольных заданий (см. ниже) не смогли самостоятельно составить геологический разрез через Восточно-Европейскую платформу, выполняют это задание во время практических занятий. Одновременно студенты совершенствуются в умении читать геологические карты. Самостоятельная работа Предполагается, что работа студента-заочника связана со специальностью, которой он обучается в университете. Поэтому учащиеся овладевают основами региональной геологии и геотектоники преимущественно самостоятельно. После прослушивания вводных лекций следует внимательно и подробно ознакомиться с данным методическим пособием. При проработке каждой темы необходимо строго следовать приведенным в пособии методическим указаниям. Для наиболее полного освещения каждого вопроса следует пользоваться разными учебниками, так как ни один из них не содержит исчерпывающих ответов. Более плодотворному усвоению материала способствует составление краткого конспекта с обязательными зарисовками опорных стратиграфических разрезов, структурных профилей и схем. Проверить свои знания студент может, ответив на вопросы для самопроверки. Непременным условием усвоения курса является постоянное пользование геологической картой и выработка умения находить на геологических и тектонических картах контуры тектонических структур, границы структурных этажей, данные о составе и возрасте осадочных и магматических формаций.
Выполнение контрольных заданий Каждый студент выполняет две домашние контрольные работы: одну по древним платформам, вторую – по складчатым областям различного возраста. В конце данного пособия приведены десять вариантов контрольных работ. Студент выполняет тот вариант, номер которого совпадает с последней цифрой его студенческого билета (если цифра "3" - 3-й вариант, цифра "О" - 10-й вариант и т.п.). Студент должен излагать свои мысли самостоятельно, а не прибегать к механическому списыванию с книг. Если же приводится цитата, то она берется в кавычки и сопровождается ссылкой на литературу (например, Е.Е. Милановский, 1987, с. 57), Ответы должны быть полными, но не растянутыми. Текст необходимо сопровождать иллюстрациями. При сдаче контрольных заданий студент должен быть готов пояснить свои ответы. Вопросы 4-й и 5-й в первом контрольном задании, касающиеся составления разреза через Восточно-Европейскую платформу и схемы основных структурных элементов Восточно-Европейской или Сибирской платформы, а также вопрос 4-й во втором контрольном задании (составление схем основных структурных элементов складчатых областей) требует особого разъяснения. Подробные методические указания о построении и оформлении разрезов и схем даются на лекциях и лабораторных занятиях и приведены в учебном пособии В.М. Цейслера и А.В.Турова «Тектонические структуры на геологической карте России и ближнего зарубежья», М., КДУ, 2007 г. Студент допускаемся к сдаче зачета или экзамена при условии выполнения двух контрольных работ и успешного завершения лабораторных занятий. Вопросы, предлагаемые студенту, касаются стратиграфии, магматизма, тектоники и полезных ископаемых отдельных крупных регионов. При ответе необходимо пользоваться геологической картой и показывать на ней положение тех объектов, о которых идет речь. Студент должен обнаружить умение бегло читать геологическую карту, из которой можно извлечь ответы на многие поставленные вопросы. Помогают правильному ответу также тектонические карты и схемы, имеющиеся на кафедре. При подготовке к зачету или экзамену полезно просмотреть вопросы для самопроверки, а также вопросы, содержащиеся во всех вариантах контрольных заданий.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (программа, методические указания и вопросы для самопроверки)
Тема 1. История геологического изучения России и сопредельных стран и основные предпосылки для тектонического районирования Северной Евразии. Краткие сведения об истории геологических исследований рассматриваемых регионов. Структуры и геологические формации геосинклинальных, орогенных и платформенных областей. Направленность тектонической эволюции земной коры. Тектоническая периодизация геологической истории. Древние платформы и геосинклинальные складчатые пояса. Разновозрастные складчатые области. Современные геосинклинальные области. Методические указания При знакомстве с историей геологического изучения России и ближнего зарубежья следует обратить внимание на основные этапы геологических исследований, на историю создания геологической службы, на научные достижения выдающихся русских и советских геологов, а также на современное состояние геологической изученности отдельных регионов. Приступая к изучению вопроса о принципах тектонического районирования материков, необходимо прежде всего вспомнить характерные особенности геосинклинального, орогенного и платформенного тектонических режимов развития земной коры, первые представления о которых были получены в курсах общей и исторической геологии. Каждый из этих режимов характеризуется определенным сочетанием геологических формаций и тектонических структур, сведения о которых можно почерпнуть в учебниках исторической геологии и во вводных разделах учебников и учебных пособий по региональной геологии. Следует обратить внимание на стадийность (этапность) развития геосинклинальных областей и платформ, которая отражается в закономерной смене структурных этажей как в складчатых областях, так и в осадочном чехле платформ. Важно также уяснить связь между этапами развития отдельных регионов и общей тектонической периодизацией геологической истории. Положение и длительность отдельных тектонических фаз и циклов показаны на геохронологической таблице, опубликованной Мингео СССР в I984 г. Границы древних платформ и разновозрастных складчатых областей показаны на тектонических картах Евразии и мира. Вопросы для самопроверки I. Перечислите российских ученых, внесших большой вклад в изучение региональной геологии и тектоники крупных областей нашей страны. 2. Перечислите известные геологические и тектонические карты СССР и Северной Евразии. Когда они изданы? Авторы и редакторы карт. 3. Перечислите основные издания, в том числе периодические, в которых публикуются материалы по региональной геологии и тектонике России и ближнего зарубежья. 4. Перечислите признаки, характеризующие геосинклинальный режим развития земной коры. 5. Перечислите признаки, характеризующие орогенный режим развития земной коры. 6. Перечислите признаки, характеризующие платформенный режим развития земной коры. 7. Дайте определения, подчеркнув отличия в понятиях: геосинклиналь, синклинорий, синеклиза, синклиналь, грабен-синклиналь, впадина, предгорный (краевой) прогиб, плита. 8. Дайте определения, подчеркнув отличия в понятиях: геоантиклиналь, мегантиклинорий, актиклинорий, антиклиналь, актеклиза, горст-антиклиналь, щит. 9. Чем отличается сущность понятий: краевой прогиб и перикратонный прогиб, межгорный и предгорный прогибы, авлакоген и тафроген? 10. Перечислите и охарактеризуйте структурные формы платформенного чехла последовательно от самых крупных к самым мелким. 11. Чем отличается строение земной коры на континентах и в океанах, на плитах и на щитах, в горных областях, в рифтовых зонах, во впадинах внутренних морей? 12. В результате каких процессов и в какое время происходит превращение коры океанического типа в кору континентального типа и наоборот? 13. Перечислите стратиграфические объемы геосинклинальных и орогенных комплексов в областях, относимых к байкалидам, салаиридам, каледондам, герцинидам, мазозоидам, альпидам, а также в современных геосинклинальных системах. 14. Покажите на тектонической и геологической картах границы платформ и разновозрастных складчатых областей, выделяемых при тектоническом районировании России и ближнего зарубежья. 15. Чем отличаются понятия: геосинклинальный пояс, геосинклинальная область, геосинклинальная система, складчатая область, складчатая система? 16. Чем отличается строение молодых и древних платформ? Привести примеры. 17. Чем отличаются области эпигеосинклинального и эпиплатформенного орогенеза? Какие территории являются наиболее характерными примерами указанных областей? 18. Что такое срединные массивы и какое место они занимают в строении складчатых областей? 19. Назовите тектонические карты, отличающиеся по принципам тектонического районирования территории России и ближнего зарубежья, перечислите их достоинства и недостатки. 20. Какие признаки положены в основу выделения эвгеосинклинальных и миогеосинклинальных зон, какова природа этих зон? Литература "Основы региональной геологии СССР", Цейслер В.М, Караулов, В.Б., Успенская Е.А., Чернова Е.С. М., Недра, 1984 г., с. 7-28. Короновский Н.В, "Краткий курс региональной геологии СССР", М., МГУ, 1984 г., с. 6-18. Милановский Е.E., "Геология СССР", ч1, М., 1987 г., с, 9-40. Цейслер В.М, Туров А.В. Тектонические структуры на геологической карте России и ближнего зарубежья (Северной Евразии). М., 2007 г., с.6-24
Тема 2 Строение фундамента и осадочного чехла Восточно-Европейской платформы. Структурные и стратиграфические комплексы фундамента. Структурные этажи осадочного чехла. Верхнепротерозойские, нижнепалеозойские, средне- и верхнепалеозойские, мезозойские и кайнозойские формации Восточно-Европейской платформы. При изучении строения фундамента. Восточно-Европейской древней платформы необходимо прежде всего усвоить принципы выделения в его составе разновозрастных структурных комплексов и методы стратиграфического расчленения и корреляции древних толщ. Следует вспомнить типы метаморфических горных пород и возраст основных геохронологических рубежей раннего докембрия. На примере Балтийского щита можно познакомиться со всеми разновидностями тектонических структур карелид, докарельских образований, структур протоплатформенного чехла и слагающих их комплексов формаций, а также приуроченных к ним полезных ископаемых. Менее подробно студенты знакомятся с аналогичными структурами и формациями Украинского, щита, Воронежской актеклизы, а также со схемами строения фундамента всей платформы, составленным по геолого-геофизическим данным. Изучение строения платформенного чехла начинается с уяснения принципов расчленения его на структурные этажи, соответствующие естественным этапам развития платформы в позднем протерозое, в раннем, среднем и позднем палеозое, в мезозое и кайнозое. Следует обратить внимание на некоторое несовпадения границ структурных этажей с границами эратем и геологических систем. Необходимо уяснить основные закономерности строения каждого структурного этажа осадочного чехла, особенности смены комплексов геологических формаций в вертикальном и горизонтальном направлениях, главные типы разрезов разных стратиграфических комплексов и связанные с ними полезные ископаемые. Вопросы для самопроверки I Покажите на геологической карте платформы и их структурные элементы, 2. В чем заключаются и как выражены на геологических картах различия в условиях залегания рифейских, палеозойских, мезозойских и кайнозойских отложений на платформе и в обрамляющих ее структурах? 3. Покажите на геологической карте краевые прогибы и краевые швы, ограничивающие платформу. 4. Выделите на тектонической карте участки с примерно одинаковой глубиной залегания поверхности фундамента. Мощностью каких отложений определяется эта глубина? В каких районах фундамент доступен для непосредственного изучения? 5. Перечислите петрографические типы пород, участвующих в строении фундамента платформы и укажите степень их метаморфизма. 6. Перечислите главнейшие осадочно-метаморфические и интрузивные комплексы, выделяющиеся в пределах Балтийского я Украинского щитов. Назовите их геологический и радиологический возраст. 7. Кратко охарактеризуйте возраст, вещественный состав-, степень метаморфизма, условия залегания и обстановку осадконакопления лопия, сумия, сариолия, ятулия, вепсия на Балтийском щите. 8. Каковы современные представления о корреляции кольской и беломорской серий Балтийского щита и на чем они основаны? 9. Перечислите интрузивные комплексы кислого, основного и щелочного состава на Балтийском щите, обоснуйте их возраст и тектоническое положение, покажите на геологической карте. 10. Начертите схему тектонического районирования Балтийского щита, назовите структурные зоны и покажите их на геологической карте, 11. Начертите схему строения Украинского щита. Покажите на геологической карте основные структурные зоны щита. 12. Кратко охарактеризуйте возраст, вещественный состав, степень метаморфизма, условия залегания и обстановку накопления толщ: днепровской, криворожской, овручской, пугачевской. 13. Как коррелируются архейские и протерозойские осадочные, метаморфические и интрузивные комплексы Балтийского и Украинского щитов? 14. Какие серии выделяются в докембрии фундамента Воронежской антеклизы и как они коррелируются с докембрийскими сериями Украинского щита? 15. Перечислите полезные ископаемые, приуроченные к архейским и нижнепротерозойским метаморфическим и интрузивным комплексам на Балтийском и Украинском щитах. 16. Какие геофизические методы используются для расшифровки внутренней структуры фундамента платформ, на чем основано их применение? 17. Начертите принципиальную схему строения фундамента Восточно-Европейской платформы. 18. Назовите и покажите на тектонической карте прогибы, в которых установлены рифейские отложения. 19. Перечислите осадочные комплексы, выделяющиеся в разрезе рифейских отложений Приуралья, укажите типы пород и их положение в разрезе. 20. Как коррелируются рифейские отложения платформы с эталонным разрезом рифея Урала? 21, Каковы отличия рифейских и вендских отложений по вещественному составу, площади распространения и условиям залегания? 22. Какие серии выделяются в разрезе вендских отложений Русской плиты, и чем они примечательны? 23. Где распространены, какими отделами представлены и какими породами сложены кембрийские отложения на Восточно Европейской платформе? 24. Где расположены, какими отделами представлены и какими породами образованы ордовикские отложения на платформе? Каково их соотношение с кембрийскими и силурийскими отложениями? 25. Назовите полезные ископаемые, известные в ордовикских отложениях чехла платформы. 26. Где распространены, какими отделами представлены, и какими породами образованы силурийские отложения? Каково их соотношение с ордовикскими и девонскими отложениями? 27. Чем отличаются состав, строение и мощность силурийских отложений в разных частях Балтийско-Ярославского и Приднепровского прогибов? 28. В каких структурах известны нижнедевонские отложения, где они обнажены на дневной поверхности и как соотносятся с покрывающими и подстилающими отложениями? 29. Каковы главные отличия в строении и вещественном составе среднего и верхнего девона на Латвийской седловине, в Московской синеклизе, на Волго-Камской и Воронежской антеклизах, в Припятско-Днепровско-Донецком прогибе? 30. Какое место занимают соленосные, красноцветные обломочные, вулканические толщи в разрезе среднего-верхнего девона платформы? 31. Назовите наибольшие трансгрессии в девонском периоде. Перечислите полезные ископаемые, известные в разрезе девонских отложений чехла, платформы. 32. Каковы соотношения девонских отложений с подстилающими и покрывающими их толщами? 33. Как меняются вещественный состав, строение, мощность и угленосность каменноугольных отложений в Днепровско-Донецком прогибе, на Волго-Камской антеклизе? 35. Каким ярусам карбона соответствуют моменты наибольших трансгрессий на платформе? 36. Где распространены, какими ярусами представлены, какими породами образованы пермские отложения на Восточно-Европейской платформе, каково их соотношение с каменноугольными отложениями? 37. Каково соотношение карбонатных, галогенных и терригенных отложений в разрезах перми западных, центральных, восточных и южных частей плиты? 38. Нарисуйте схему строения пермских отложений в Предуральском краевом прогибе. Покажите зоны различных отложений в этом прогибе на геологической карте 39. Какими породами представлены пермские отложения Балтийской синеклизы 40. Назовите полезные ископаемые, известные в разрезах пермских отложений Восточно-Европейской платформы. 41. Каково соотношение пермских и триасовых отложений? В какой обстановке накапливались триасовые отложения в Московской синеклизе, в Прикаспийской синеклизе и в Днепровско-Донецкой впадине? 42. Каковы главные особенности вещественного состава и строения триасовых отложений на Русской плите? 43. Где распространены и чем сложены нижне- и среднеюрские отложения? Какими ярусами и формациями представлены верхнеюрские отложения в северных и южных районах платформы (бореалъная и средиземноморская провинции)? 44. Какими ярусами формациями представлены нижнемеловые отложения в южных и центральных районах Русской плиты? 45. Какие типы пород характерны для верхнемеловых отложений северных, южных и западных районов плиты? 46. Назовите полезные ископаемые, известные в разрезах юрских, нижне- и верхнемеловых отложений на Восточно-Европейской платформе. 47. В чем заключаются главные отличия в вещественном составе и строении палеогеновых отложений Причерноморской, Украинской, Прикаспийской синеклиз? 48. Каким отделам палеогена соответствуют моменты наибольших трансгрессий на платформе? 49. Назовите стратиграфические подразделения неогена южных областей платформы. Какие типы пород характерны для каждого подразделения? 50. Какие полезные ископаемые содержатся в палеогеновых и неогеновых отложениях Восточно-Европейской платформы? Литература "Основы региональной геологии СССР", Цейслер В.М., Караулов В.Б., Успенская Е.А., Чернова E.С - М., Недра, 1984 г., с.29-87 Короновский Н.В. "Краткий курс региональной геологии СССР" - М., МГУ, 1984 г., с. 19-66. Милановский Е.Е. "Геология СССР", ч.1, М., 1987 г., с.41-262
Тема 3. Современные структуры Восточно-Европейской платформы. Этапы формирования современного структурного плана. Строение щитов, синеклиз, впадин, валов и куполов и связь с ними разнообразных полезных ископаемых. Методические указания Положение современных тектонических структур осадочного чехла Восточно-Европейской платформы отображается на схеме основных структурных элементов платформы, которую студенты составляют при выполнении контрольного задания № I (вопрос 5) или на лабораторных занятиях. Каждый структурный зтаж чехла характеризуется своими тектоническими структурами, перечень которых приведен в учебном пособии В.М. Цейслера и А.В.Турова (2007 г.). Там же указано положение этих структур на геологических и тектонических картах. Этапы формирования современного структурного плана соответствуют этажам осадочного чехла. Вопросы для самопроверки I. Перечислите структурные этажи осадочного чехла Восточно-Европейской платформы и назовите возраст слагающих их толщ. 2. Перечислите и покажите на тектонической карте рифейские авлакогены и перикратонные прогибы. 3. Перечислите и покажите на полной геологической карте и на специализированных геологических картах с частично снятым осадочным покровом разновозрастные синеклизы, впадины и прогибы. 4. Покажите на тектонической карте антеклизы, а в пределах Волго-Камской антеклизы - отдельные своды и объясните принципы проведения их границ. 5. Перечислите и покажите на геологических картах раннепалеозойские прогибы. 6. Перечислите и покажите на геологических картах средне-позднепалеозойские синеклизы, прогибы, впадины и тектонические седловины. 7. Перечислите и покажите на геологической карте мезозойско-кайнозойские синеклизы, прогибы и впадины. 8. Назовите и покажите на геологической карте валы. 9. Покажите на карте соляные купола. Какой возраст соли в структурах Прикаспия, Предуральского краевого прогиба и Припятско-Днепровско-Донецкого прогиба? 10. Какие полезные ископаемые связаны с валами и куполами? 11. Какова роль разрывных нарушений при образовании платформенных тектонических структур? 12. Назовите этапы, в течение которых сформировался современный структурный план Восточно-Европейской платформы. Литература Цейслер В.М, Туров А.В. Тектонические структуры на геологической карте России и ближнего зарубежья (Северной Евразии). М., 2007 г., с.52-75 Основы региональной геологии СССР, М., Недра, 1984 г., с. 30-33, 76-83. Милановский Е.Е., “Геология СССР”, ч. 1, М., 1987 г., с.49-75,241-258.
Тема 4. Строение фундамента и осадочного чехла Сибирской платформы. Структурные и стратиграфические комплексы фундамента. Структурные этажи осадочного чехла. Верхнепротерозойские, нижнепалеозойские, среднепалеозойские, верхнепалеозойские, мезозойские и кайнозойские формации Сибирской платформы. Методические указания При изучении строения фундамента и чехла Сибирской платформы следует использовать методические указания к теме 2. Так же, как и в фундаменте Восточно-Европейской платформы здесь выделяются нижнеархейские метаморфические комплексы, слагающие гранит-зеленокаменные области. Образования верхнего архея распространены сравнительно мало и представлены "троговым комплексом", а нижний протерозой представлен образованиями протоплатформенного чехла. Следует составить ясное представление об объеме этих трех структурных этажей фундамента на Алдано-Становом щите и о корреляции их с одновозрастными комплексами Восточно-Европейской платформы. Необходимо познакомиться со схемами строения фундамента на всей площади Сибирской платформы, составленным по геолого-геофизическим данным и приведенным в учебниках (см. список литературы). При изучении осадочного чехла следует твердо усвоить возрастной объем структурных этажей и состав слагающих их геологических: формаций. Обратите внимание на то, что если на Восточно-Европейской платформе выделяется единый средне-верхнепалеозойский этаж, то здесь среднепалеозойский и верхнепалеозойский этажи индивидуализированы, приурочены к разным структурам и сложены различными комплексами формаций. На примере Сибирской платформы необходимо уяснить особенности строения и состава траппового комплекса и разные формы проявления траппового платформенного магматизма. Усвоение материала по строению древних-платформ и основных закономерностей их развития облегчается, если постоянно проводить сравнение одновозрастных комплексов двух древних платформ. Вопросы для самопроверки 1. Покажите на геологической карте границы Сибирской платформы. На каких участках положение границ трактуется неоднозначно, в чем заключаются разногласия при определении границ платформы? 2. Как меняется возраст складчатых областей, обрамляющих платформу? 3. Назовите и покажите на карте структурные зоны Алдано-Станового щита. 4. Чем отличаются вещественный состав и характер деформаций разновозрастных серий, обозначенных на геологических картах на площади Алдано-Станового щита? 5. Перечислите разновозрастные интрузивные комплексы, известные на Алдано-Становом щите. 6. Что представляет собой нижнепротерозойский комплекс на Алдано-Становом щите, какие структуры он образует и какие полезные ископаемые вмещает? 7. Назовите полезные ископаемые, известные в архейских комплексах Алдано-Станового щита. 8. Изобразите принципиальную схему строения разновозрастного фундамента Сибирской платформы. 9. Какова роль геофизических методов при расшифровке внутренней структуры фундамента платформы? 10. Назовите и покажите на геологической карте структурные элементы, соответствующие областям распространения рифейских отложений. 11. Сравните вещественный состав, мощности и строение рифейских отложений Юдомо-Майского прогиба, Анабарской антеклизы, Прибайкалья. 12. Какие типы разрезов вендских отложений известны на платформе и каковы области их распространения? 13. Какие типы разрезов кембрийских отложений известны на платформе и какие области они характеризуют? 14. Перечислите полезные ископаемые, известные в рифейских, вендских и кембрийских отложениях. 15. Каковы главные отличия в строении отделов ордовика северных и южных областей платформы? 16. Каковы главные отличия в строении отделов силура северных и южных областей платформы? 17. Где распространены, какими отделами представлены и какими породами образованы девонские отложения? Каково их соотношение с силурийскими и каменноугольными отложениями? 18. Чем отличается девон северо-западных районов Тунгусской синеклизы, Рыбинской впадины, Вилюйской синеклизы? 19. Какого возраста соленосные толщи известны на платформе? Покажите области их распространения. 20. Что представляет собой нижний карбон в областях известного распространения? Каково его соотношение с девоном и средним карбоном? 21. Охарактеризуйте отложения среднего-верхнего карбона и перми в Тунгусской синеклизе. 22. Какими типами пород сложены триасовые отложения Тунгусской синеклизы и каковы закономерности распространения их в разрезе? 23. Что такое траппы? Каков возраст трапповой формации на Сибирской платформе и какими породами она представлена? 24. Каковы взаимоотношения кимберлитовых трубок с трапповой формацией? Каков возраст кимберлитовых трубок и какие полезные ископаемые с ними связаны? 25. Назовите полезные ископаемые, связанные с траппами. 26. Изобразите в виде схематических разрезов основные формы залегания магматических пород в Тунгусской синеклизе и в обрамляющих структурах. 27. В каких стратиграфических комплексах на платформе известны залежи каменных и бурых углей? 28. Что представляют собой триасовые отложения в бассейне реки Оленек? 29. Каковы общие закономерности изменения вещественного состава и условий накопления юрских и меловых отложений на платформе? 30. Чем отличаются по составу, строению и мощностям юрские и меловые отложения Канской, Иркутской, Чульманской впадин? 31. Где развиты палеогеновые и неогеновые отложения, какими породами они сложены, какие полезные ископаемые содержат? 32. Приведите сравнительную характеристику одновозрастных комплексов фундамента и осадочного чехла Восточно-Европейской и Сибирской древних платформ. Литература "Основы региональной геологии СССП", М., Недра 1984 г. с.88-132, Короновский Н.В. "Краткий курс региональной геологии СССР", М., МГУ, 1984 г., с.67-104. Милановский Е.Е. Геология СССР, ч.1, М., 1987 г,,c.263-383
Тема 5. Современные структуры Сибирской платформы. Этапы формирования современного структурного плана. Строение щитов, синеклиз, антеклиз, валов, куполов и других структур. Связь с ними полезных ископаемых. Методические указания Положение современных тектонических структур осадочного чехла Сибирской платформы отображается на схеме основных структурных элементов платформы, которую студенты составляют самостоятельно или на лабораторных занятиях. Каждый структурный этаж чехла характеризуется своими тектоническими структурами, перечень которых приведен в учебном пособии В.М. Цейслера и А.В.Турова (2007). Там же указано положение этих структур на геологических и тектонических картах. Этапы формирования современного структурного плана соответствуют этажам осадочного чехла Вопросы для самопроверки I. Назовите и покажите на геологической карте структурные элементы,.выделяемые на площади платформы на тектонических картах масштабов 1:2500000 и 1:10000000. 2. Какие структурные элементы оформились в раннем палеозое, в среднем и позднем палеозое? 3. Какие положительные и отрицательные структурные элементы оформились в юрское и меловое время? 4. Покажите на карте и назовите участки распространения солянокупольных структур, укажите возраст соленосных отложений. 5. Изобразите на схематическом меридиональном разрезе строение Вилюйской синеклизы (см. геологическую и тектоническую карты). 6. Изобразите на схематическом широтном разрезе строение Тунгусской синеклизы. 7. Перечислите структурные элементы платформы, в пределах которых строение чехла нарушено разрывами (см. геологическую и тектоническую карты)
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |