КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По написанию контрольных работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Внимание: Содержание контрольной работы должно строго соответствовать варианту и теме. Вариант определяется по последней цифре шифра, присвоенного студенту, тема выбирается произвольно из списка внутри варианта. Контрольная работа №1 является допуском к зачету и его составной частью. Выполнение контрольной работы №2 – необходимое условие допуска к экзамену. Они должны быть предъявлены на кафедру философии не позднее, чем за 10 дней до начала зимней и летней сессии. Датой поступления работы служит время ее регистрации в журнале кафедры. Студенты, не сдавшие контрольные работы в указанный срок, или чьи работы не будут зачтены, к зачету по философии не допускаются. Во время сессии контрольные работы проверяться не будут, что автоматически ведет к появлению академической задолженности, которая может быть ликвидирована только после сессии.
Контрольные работы являются необходимой составной частью курса философии, формой активного усвоения философского знания. Процесс их подготовки – это самостоятельное вхождение в мир непривычного языка, сложной аргументации. Вдумчивая работа над философским текстом способствует воспитанию культуры мышления, так как предполагает не пассивное следование течению авторской мысли, а критическое осмысление предлагаемых решений и выводов. Контрольные работы – это еще и форма регулярной отчетности студентов-заочников между сессиями, позволяющая преподавателю отслеживать усвоение ими учебного материала. Цель настоящих рекомендаций – помочь студентам в определении тем и написании контрольных работ по философии на основе оригинальных трудов отечественных и зарубежных мыслителей.
При подготовке контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования (формальные и содержательные), от которых зависит качество работы.
Формальные требования:
Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с определенными правилами, принятыми в нашей стране: 1. На титульном листе (или обложке тетради) должны быть: название ВУЗа; наименование кафедры, ведущей учебную дисциплину; номер варианта и название темы контрольной работы; номер специальности и шифра; ФИО студента; ФИО преподавателя. 2. Контрольная работа должна быть структурирована и состоять из: - плана (содержания) работы, в соответствие с которым она написана; n введения; n основной части; n заключения; n списка использованной литературы; n приложения. 3. Все страницы контрольной работы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.
Содержательные требования:
План работы должен включать в себя не только названия стандартных разделов (например, Введение; Основная часть; Заключение), но и разбивку основной части на параграфы (вопросы), посвященные конкретным проблемам анализируемого первоисточника, с обязательным указанием номеров страниц, с которых начинаются разделы и параграфы.
Введение. Вводная часть – это, прежде всего, знакомство с автором, чье произведение будет рассмотрено в основной части, с его биографией. Введение не должно превосходить по объему основную, реферативную часть, и в то же время не может представлять из себя краткое перечисление основных дат в жизни мыслителя. Важную роль здесь играет анализ исторической ситуации, политических событий, достижений науки и техники, то есть того, что можно назвать социокультурным контекстом эпохи, в которую выпало жить и творить данному мыслителю. Именно философия призвана отвечать на «вызов» эпохи, и именно эпоха определяет в той или иной мере постановку и актуализацию мировоззренческих и научных проблем, не говоря уже о путях и способах их решения. Введение, раскрывающее переплетение судеб философа и общества, позволяет сделать содержательной и осмысленной основную часть контрольной работы.
Основная часть. Знакомясь с выбранным произведением, студент, прежде всего, должен определиться с теми конкретными проблемами, которые являются основными в данной работе. Здесь главное – не мельчить, не пытаться пересказать все до последнего слова. «Ловля блох» может затмить самое существенное и принципиальное. Необходимо выявить авторскую позицию и противоположные ей точки зрения (ибо развитие основной идеи опирается зачастую на критику иных взглядов), постараться собрать воедино все имеющиеся аргументы в пользу того или иного решения проблемы. Чтобы подготовить основную часть контрольной работы, студенту необходимо внимательно ознакомиться с произведением. Нередко возникает соблазн «навыдергивать» цитат, переписать целые абзацы. Из этого ничего, кроме словесного «винегрета» не получается. Необходимо сделать над собой усилие и все-таки тщательно проработать текст. Дело в том, что философские произведения весьма существенно отличаются от конкретно-научных работ с их лаконичностью, строгой системой и однозначностью выводов. Философские же тексты смыслово многослойны, часто метафоричны, как, например, произведения Платона, Ницше, французских и японских экзистенциалистов, в которых за данностью слов расстилается иная, часто безграничная смысловая реальность. Важнейшую роль в них играет логическая обоснованность авторской позиции, системность изложения, привлечения в качестве аргументов большого количества историко-культурного и научного материала. Не следует обильно насыщать основную часть контрольной работы философской терминологией. Необходимо переводить часто нетрадиционную понятийную систему того или иного автора на язык более понятный, но в то же время недопустимо низводить категориальный аппарат философии до бытового уровня, так как в этом случае исчезает четкость и строгость философской аргументации. «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно» (М.К.Мамардашвили). Содержание каждого параграфа должно соответствовать сформулированной конкретной проблеме в плане работы. Все цитаты соответствующим образом оформляются: «закавычиваются» с указанием страниц конкретного источника. Позиции автора первоисточника должны быть проанализированы. Данная часть контрольной работы призвана продемонстрировать умение студента мыслить самостоятельно, аргументировано, проявить его способность понять, осмыслить и проанализировать философское содержание первоисточника.
Заключение. В заключительной части контрольной работы студент должен уметь связать проблематику, актуальную во время написания первоисточника, с современностью. Это не всегда легко сделать, поскольку наряду с вечными проблемами появляются новые, никогда не существовавшие ранее, например, взаимоотношение человека и технической реальности, да и традиционные проблемы меняют со временем свое звучание. Но все же необходимо для нас, сегодняшних, представить современные проблемы в свете соответствующего философского наследия. Тем и замечательна философия, что ее анализ жизненно важных человеческих проблем не устаревает со временем. Высказывания и поступки людей, хотя бы они и жили, мыслили и действовали в совершенно разных условиях, почти всегда содержат в себе ответ не только на конкретно-исторические вопросы, но в них заключено и типологически общее переживание повторяющихся исторических ситуаций с их стихийной логикой, альтернативами, моделями личной ответственности, которые неоднократно являлись предметом философского анализа. Именно поэтому представители других времен, иных культур могут выступать в качестве живых участников диалога между нами и нашим временем. Студент, работая над докладом, должен стать активной стороной в данном диалоге, должен иметь свое понимание данное проблемы, должен уметь сформулировать и аргументировать свое мнение, дать и обосновать свою оценку ситуации.
Список использованной литературы включает только те источники, которые, так или иначе, задействованы при написании контрольной работы, что подтверждается соответствующими ссылками. Список оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями: источники располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилии авторов, названием книг или статей (в этом случае указываются названия журналов, год и номер выпуска), указанием издательства и года издания. Приложение представляет собой выписанные и разъясненные философские понятия, которые встретились автору контрольной работы при прочтении первоисточника. За определениями смысла этих понятий необходимо обращаться к справочной литературе: словарям, энциклопедиям, примечаниям и комментариям в самом первоисточнике.
Объем контрольной работы (формат А4): в печатном варианте – 12 страниц; в рукописном варианте – 18 страниц. Контрольная работа должна быть отредактирована, написанная от руки должна быть удобочитаема!
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 1. Философское учение о ценностях называется: а) гносеология; б) онтология; в) аксиология; г) праксиология.
2. Античным философом, в учении которого бытие предстает, как совокупность множества неделимых материальных частиц – атомов был: а) Пифагор; б) Аристотель; в) Платон; г) Демокрит. 3. Открытие категории бытия принадлежит: а) представителям элейской школы (6 – 5 вв. до н. э.) б) философам эпохи Возрождения; в) русским религиозным философам первой половины 20 в. г) мыслителям французского Просвещения. 4. Под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств в учении: а) материалистов; б) объективных идеалистов; в) субъективных идеалистов; г) солипсистов; 5. Досократическая философия представлена какими философами: а) Кант, Гегель, Маркс б) Платон, Аристотель, Сенека в) Декарт, Лейбниц, Спиноза г) Гераклит, Пифагор, Демокрит
6. С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает: а) бог; б) природа; в) человек; г) общество. 7. В основе средневековой онтологии лежит идея: а) творения; б) откровения; в) эволюции; г) множественности миров. 8. Крупнейшим представителем античного неоплатонизма понимавшего в качестве высшей ступени бытия божественное «Единое» - первоначало, лишенное всяких свойств был: а) Лукреций; б) Ориген; в) Сенека; г) Плотин. 9. В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является: а) бог; б) материя; в) энергия; г) вещество. 10. Наиболее ярким представителем античного объективного идеализма, разработавшим концепцию истинного бытия как сверхчувственного мира чистых сущностей - «эйдосов» является: а) Диоген Синопский; б) Платон; в) Эмпедокл; г) Аристотель.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |