Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итоговые (посмертные) остатки (результаты) участия инди­вида в социальном обмене, передаваемые будущим поко­лениям 2 страница




Итак, можно говорить о трех основных формах политиче­ского устройства (правления), соответствующих видам пра­вящей элиты и характеризующихся разным типом профиля социальной иерархии общества.

'Демократия. Власть «демократической» элиты. Характе­ризуется положением элиты в обществе. Низкий профиль со­циальной иерархии. Нет резкого повышения профиля иерар­хии при переходе от позиций большинства членов общества к статусу участников правящей элиты.

Олигархия. Власть олигархической элиты. Характеризу­ется положением элиты в обществе. Высокий профиль соци­альной иерархии. Резкое повышение профиля иерархии при переходе от большинства общества к правящей элите.

• Автократия. Власть элиты, в большой степени контро­лируемой автократом. Характеризуется положением авто­крата (первого лица) в элите. Резкое повышение профиля со­циальной иерархии в верхней его точке (позиция первого лица). Может иметь место в условиях существования как оли­гархической, так и демократической правящей элиты.

ЭЛИТЫ НА СОЦИАЛЬНОМ ПОЛЕ

Итак, статусные элиты, играющие основную роль в жизни и развитии общества, располагаются на социальном поле следующим образом:

х — социальная иерархия; t — социальное поле;

1 — управляющая функциональная

макрострата;

2 — макрострата интеллектуального

(творческого)труда;

3 — макрострата механического труда;

4 — правящая (статусная) элита общест-

ва, она же элита управляющих страт;

5 — элита страты творческого труда.

ТИПЫ ЭЛИТ И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Графики, отображающие профиль социальной иерархии при трех основных формах правления:

1. Олигархия (власть олигархической элиты).

2. Демократия (власть демократической элиты).

3. Автократия (власть элиты, в большой степени контролируемой автократом).

 

х — социальная иерархия; t — социальное поле; отрезок а — элита; точка Z — положение автократа.

Формы правления в различных исторических обществах

Истори­ческое общество Власть олигархической правящей элиты Власть «демо­кратической» правящей элиты Автократия при «демократиче­ской» правящей элите Автократия при олигархической правящей элите
Древний мир и ан­тичность Олигархические республики (Спарта, Коринф и т. д.) Классические Афины, другие демократические полисы;респуб­ликанский Рим периода расцвета Македония и Греция времен Филиппа и Алек­сандра Деспотии Древне­го Востока и пе­риода эллинизма; императорский Рим при первых принцепсах
Средние ■ека,Новое и Новейшее ■ремя Феодальная Европа эпохи раздробленно­сти; Англия,Голлан­дия в Новое время Западные демо­кратии в XX веке. Современный Китай Военные демо­кратии в период установления господства пле­менных вождей (подобных Атти-ле у гуннов, Ала-риху у готов, Хлодвигу фран-ков);Франция при Наполеоне, Италия при Мус­солини, Герма­ния при Гитлере, Китай при Мао, Куба при Кастро Европа при абсо­лютизме. Азиатские монар­хии в Средние ве­ка и Новое время. Каудилизм в Ла­тинской Америке. Страны т. н. ази­атского капита­лизма (Египет, Сирия, Индонезия при Сухарто, Фи­липпины при Мар-косе, Тунис при Бургибе. д.)
История России Период от смер­ти Петра I до уничтожения Ан­ной Иоанновной кондиций, огра­ничивающих ее власть; Второй прези­дентский срок Ельцина (1995-2000 гг.). Президентство Путина (2000-? гг.) Период от начала болезни Ленина до утверждения Сталина в качест­ве полновластно­го диктатора (1922 г.— конец 20-х гг.). Период от смерти Стали­на до разгрома «антипартийной группировки» Мо-лотова, Маленко­ва, Кагановича (1953-1957 гг.); Период от снятия Хрущева до ут­верждения у вла­сти Горбачева (1964-1985 гг.) Правление Ле­нина (до 1921 го­да включитель­но), Сталина, Хрущева (с 1957 г.), Горба­чева (до путча августа 1991 г.). Первый срок президентства Ельцина (начи­ная с распада СССР и до бо­лезни в 1995 г.) Правление Петра I, Екатерины II, и последующих за ней российских императоров до Николая II включительно

 

 

Раздел 3. ПОТЕНЦИАЛЫ И ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТЕНЦИАЛОВ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Очевидно, что индивиды входят в социум с неравными возможностями для социальной реализации. Различаются их личностные качества и способности, неодинаковы унаследо­ванные ими социальные характеристики. Соответственно различаются их возможности адекватно исполнять те или иные профессиональные функции, успешно продвигаться в общественной иерархии, избегать и преодолевать социаль­ные риски и угрозы и т. д.

То, насколько интеллект и личностные свойства индивидов детерменированы генетически, а насколько являются следст­вием воспитания и влияния среды, — является предметом многовековой научной дискуссии. В последние десятилетия становится все более популярна версия о сильной генетиче­ской предопределенности личностных качеств. Так Чарльз Мюррей и Ричард Хернштейн в своей, ставшей знаменитой книге «Гауссова кривая», основанной на многолетнем долго­временном обследовании молодежи США, сборе и обработке огромного массива данных, утверждают, что от 60% до 70% дисперсий интеллекта вызвано генами, а соответственно ос­тальные внешними факторами, «такими, как питание, образо­вание, состав семьи и т. д.» [ 1 ]. Существуют и другие точки зре­ния. Фрэнсис Фукуяма в исследовании «Наше постчеловече­ское будущее» пишет: «Среди специалистов идет технический спор, касающийся противопоставления „широкой" и „узкой" наследственности который приводит некоторых к утвержде­нию, что генетический компонент интеллекта составляет не более 40%), но мало кто принимает всерьез утверждения... буд­то нет достоверных свидетельств, связывающих успехи в тес­тах по проверке интеллекта с наследственностью» [1].

Итак, свойства интеллекта (и от себя добавим, личност­ные качества) в определенной степени передаются индиви­дам генетически, от рождения. Другая детерминанта интеллекта (и личных качеств) — социальные условия форми­рования личности — то есть условия жизни, уровень образова­ния, доступ к информации и т. д. Последние обстоятельства безусловно зависят от переданного индивиду родителями социального положения, в котором он проходит процесс лич­ностного и интеллектуального становления. Высокий со­циальный статус наследователей (чаще всего родителей) обеспечивает лучшие условия для получения наследниками искомого образования. Их специфические социальные функ­ции — лучшие возможности для формирования соответст­вующих способностей и навыков у наследников (проще гово­ря, при прочих равных сын ученого имеет больше шансов сформировать индивидуальные способности, необходимые для успешного выполнения функций ученого, чем сын боксе­ра, и наоборот). Таким образом, неравенство способностей индивидов к тому или иному роду профессиональной дея­тельности определяется (в том или ином соотношении) нера­венством переданных им генетических свойств и социальных позиций.

Большинство современных генетиков и психологов счита­ют, что каждый индивид наделен определенной структурой личности («Более или менее стабильная и устойчивая струк­тура характера, темперамента, интеллекта и конституции че­ловека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру» [2]). Структура личности, передавае­мая в определенной степени генетически, окончательно складывается в детские и юношеские годы в семье и институ­тах социализации (школа, университет, армия и т. д.) и отно­сительно стабильна во время активной социальной жизни. В соответствии со структурой личности индивиды в разной степени ориентированы на достижение социального успеха, в них с разной силой заложен инстинкт сохранения жизнен­ных ресурсов, они в разной степени пригодны для той или иной профессиональной деятельности.

Кроме генетически предопределенных индивидуальных свойств индивидам по наследству достаются неодинако­вые приписанные социальные характеристики, социальные ресурсы (собственность, происхождение, связи, место посе­ления и т. д.). Неравные начальные социальные характери­стики в период взросления и социализации способны воздей­ствовать на формирование структуры личности. В результате структура личности складывается как под влиянием генети­чески обусловленных факторов, так и под воздействием пе­реданных наследователями (приписанных) социальных ха­рактеристик. Затем в период активной социальной жизни приписанные социальные характеристики продолжают ак­тивно влиять на общественный статус и функции индивидов. Сословие, собственность, связи, переданные наследователя­ми, зачастую оказывают определяющее или значительное влияние на социальные позиции индивида на протяжении всей его социальной жизни.

Любая социальная система — форма организованного не­равенства. Она предусматривает разные возможности для реа­лизации мотивов индивидов в зависимости от их личностных и приписанных (унаследованных) социальных характеристик, определяющих характер их социального функционирования.

Социальная система предъявляет к структуре личности и социальным характеристикам индивидов определенный на­бор требований, соответствие которым необходимо для заня­тия определенного места в иерархии и на социальном поле. От этого соответствия зависит социальная судьба индивидов. Специфика требований, предъявляемых обществом к ха­рактеристикам индивидов, значение, придаваемое каждой из них, определяют модель политического и экономического устройства данного социума. От этой специфики зависит, на­сколько рационально устроено общество, насколько оно спо­собно удовлетворять жизненные потребности своих членов, каковы его исторические перспективы.

Многообразию личных и социальных характеристик ин­дивидов соответствует многообразие социальных позиций в профессионально-функциональной структуре общества. Каждая позиция требует от индивидов специфических харак­теристик.

Социальные позиции можно разделить на группы, в кото­рых от индивидов требуются схожие личные и социальные характеристики. Эти группы соответствуют профессиональ­но-статусным группам. Степень жесткости требований к ха­рактеристикам индивидов соответствует высоте искомой по-1иции в иерархии группы, страты и в иерархии общества 1 целом. Расположение групп тоже иерархично. Причем чем выше положение группы, тем больше конкуренция за воз­можность принадлежать к ней, а значит, тем жестче требова­ния к характеристикам ее членов. Наложение личных и соци­альных характеристик индивида на структуру требований кним общества и страты определяет социальный статус инди-вида и его динамику—жизненную социальную траекторию.

Можно сказать, что с рождением индивид приобретает виртуальные позиции во множестве имманентных иерархий. Любое сообщество индивидов, входящих в социальную жизнь, можно выстроить в иерархию по различным позициям от большего значения к меньшему и соответственно выделить Миту по множеству имманентных качеств (рост, вес, IQ, бо­гатство, знатность и т. д.). Для анализа принципов социально­го устройства важны только те свойства индивида, которые существенно влияют на его положение в социальной иерар­хии. Приоритетным фактором, определяющим социальную Траекторию индивида, является его место в имманентных иерархиях индивидуальных качеств, способностей и социаль­ных характеристик, составляющих потенциалы социального статуса, на момент вступления в социальную жизнь.

Социальный статус и жизненная социальная траектория индивида напрямую зависят от потенциалов его социального статуса: динамического, функционального и социального. Это главные макрохарактеристики, описывающие социаль­ные и личностные ресурсы индивида,.

Организованное неравенство социальных возможностей индивидов в зависимости от личностных и социальных ха­рактеристик можно описать как метод формирования статусной иерархии на основании иерархии их индивидуальных показателей потенциалов социального статуса*.

Потенциалы социального статуса

1. Личностные потенциалы. Генетически обусловленные качества и способности индивида.

1.1. Функциональный потенциал. Определяет присущие индивиду способности к осуществлению того или иного вида функцио­нальной (профессиональной) деятельности в данном обществе.

1.2. Динамический потенциал. Определяет соотношение того, на­сколько сильно развиты у индивида основной (активный) соци­альный инстинкт и его противоположность — сберегающий со­циальный инстинкт.

I, Социальный потенциал (социальные ресурсы). Полученные по наследству приписанные социальные характеристики индиви­да. Определяет ценность в данном обществе приписанных со­циальных характеристик, полученных по наследству.

I любой социальной системе данные потенциалы имеют опреде­ляющее значение для получения индивидами позиций социаль­ного статуса. Причем значение потенциалов социального стату­са не равно. Вид социальной организации данного общества характеризует вес потенциалов, то есть то, какие из них более значимы, а какие — менее.

Основной принцип формирования социальной иерархии общества заключается в определенной зависимости прогнозируемой жизненной социальной траектории индивида от его места в иерархиях потенциалов социального статуса членов данного общества.

 

* Антропонимическая социологическая концепция (Д. Берто и др. [4]) обращается по преимуществу к проблеме влияния социального проис­хождения, унаследованного общественного статуса и культурного ка­питала на получение образования и через это на формирования жиз­ненной социальной траектории. Таким образом, сторонники данной концепции исследуют важный, но ограниченный аспект формирования социальной судьбы индивидов.

Унаследованные социальные характеристики — лишь один из источ­ников воспроизводства социального статуса. Образование — только один из значимых эпизодов этого процесса. Сторонники антропони-мического подхода, обращаясь в основном к социальному происхожде­нию индивидов, недостаточное внимание уделяют их врожденным личностным характеристикам (динамическому и функциональному потенциалу). В результате они абсолютизируют влияние происхожде­ния на образование, а образования на дальнейшую социальную жизнь. Таким образом, созданная представителями данной школы модель формирования жизненной траектории, не дает полного представления о том, какие факторы и события определяют жизненную траекторию индивидов.

Что касается значения культурного капитала (П. Бурдье), то он воздейству­ет на социальную траекторию как одна из приписанных социальных характеристик (происхождение и формируемые им связи). Традиционное течение унаследованного культурного капитала, семейного интел­лектуального воспитания; социальных, культурных, языковых, профес-тональных традиций в эпоху Интернета и свободного доступа к ин­формации теряет свое значение. Для того чтобы приобретать опреде­ленные культурные навыки, уже не обязательно выслушивать лекции отца-интеллектуала, пользоваться фамильной библиотекой, совершать экскурсии в исторические и профессиональные центры. Все это можно в значительной степени компенсировать с помощью общедоступного Интернета.

Понятие габитус (стабильной системы ценностей, психологии и стиля жиз­ни наследственных социо-культурных групп), введенное П. Бурдье [5], ко-торый оказал определяющие влияние на антропонимические концепции, цкже, по нашему мнению, принадлежит уходящей общественной реаль­ности. Дальнейшая рационализация общества, подготовленная развитием творческого процесса, потребует не группового многообразия, а унифика-ции социальной психологии и поведения на принципах рациональности. 1 более рациональном интернет-обществе влияние унаследованного культурного капитала на неравенство начальных условий для социаль­ной реализации еще в больше степени должно компенсироваться рав­ными для всех возможностями получения информации и образования.

 

ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Со времени начала социальной жизни индивида потен­циалы перманентно превращаются в источники его социаль­ного статуса. Источники социального статуса — потенциалы социального статуса на данный момент социальной жизни индивида. В каждый момент времени место индивидов в со­циальной иерархии определяется требованиями общества к источникам его социального статуса, являющимся производ­ными от соответствующих потенциалов. Сочетание их значе­ний в каждый момент социальной жизни индивида опреде­ляет его положение в социальной иерархии общества.

Если потенциалы фиксируют социальные перспективы ин­дивида на момент начала социальной деятельности и потому неизменны, то показатели источников социального стату­са — переменная величина. Каждый источник восстановит производный от определенного потенциала социального ста­туса и изменяется под воздействием их взаимовлияния. Это изменение происходит в направлении сближения между со­бой на протяжении всей социальной жизни индивида пока­зателей разных источников статуса.

Тем не менее в рамках стабильной социальной системы (стабильных требований общества к качествам индивида) источники социального статуса не меняются радикально.

Индивид получает образование, навыки, опыт, занимает место в профессионально-статусной группе, в результате его из­начальное место в иерархии функционального потенциала реа­лизуется как новая позиция в иерархии функционального источ­ника социального статуса. Параллельно индивид обрастает новыми приписанными социальными характеристиками, следо­вательно, его место в иерархии социального потенциала изменя­ет его положение в иерархии социального источника статуса.

Если индивид обладает высоким социальным и скромным функциональным потенциалами, у него есть возможность получить хорошее образование и повысить значение своего функционального источника социального статуса. В резуль­тате, достигнув более высокого уровня функционального соответствия требованиям общества, индивид получает воз­можность обзавестись лучшими приписанными социальны­ми характеристиками, в свою очередь повысить значение со­циального источника (получить собственность, сословный чин, обзавестись социальными связями).

Возможен и противоположный вариант развития событий. Обладая высокими позициями функционального потенциала при предельно низких позициях социального, индивид не может по­лучить адекватное его способностям образование и успешно про­фессионально реализоваться. Как следствие, его функциональ­ный источник социального статуса падает до положения, близко­го к изначально низкому значению его социального потенциала.

Другой вариант — индивид с высокими позициями соци­ального и очень низкими позициями функционального потен­циалов. Из-за недостатка способностей он имеет мало шансов добиться успешной профессиональной реализации. В резуль­тате может произойти его социальная деградация, потеря при­писанных социальных характеристик. В таком случае социаль­ный источник статуса индивида изменится по направлению К низкому значению его функционального потенциала.

Таким образом, социальный и функциональный потен­циалы, преображаясь в источники социального статуса, в те­чение жизни индивида имеют тенденцию к сближению. В за-висимости от специфики данной социальной ситуации они или растут, как бы подтягивая друг друга до более высокого уровня, или падают до уровня потенциала с более низким значением. Изменения показателей социального и функцио­нального источников социального статуса множества ин­дивидов происходит также и при изменении специфики тре­бований общества к их функциональным способностям И социальным ресурсам (в результате реформ и революций).

Только динамический потенциал на протяжении социальной жизни сохраняющего дееспособность индивида как источник со­циального статуса существенно не изменяется. Динамический потенциал (источник) является отражением специфической структуры личности индивида и, в отличие от функционального источника, не зависит от приобретенного профессионального опыта и образования. Также на него в противоположность соци­альному источнику не влияет приобретение или потеря различ­ных социальных ресурсов и характеристик. Структура личности индивидов на протяжении жизни меняется мало, поэтому место индивида в иерархии динамического источника социального ста­туса в обществе достаточно статично.

При этом значение динамического потенциала также влия­ет на динамику социального и функционального источников статуса. Под влиянием высокого динамического потенциала амбициозный, деятельный индивид получает трудоемкое об­разование, добивается присуждения обществом приписанных социальных характеристик, таким образом преодолевая низ­кий социальный статус и компенсируя скромный функцио­нальный источник статуса социального.

Итак, функциональный потенциал индивида превращает­ся в функциональный источник социального статуса под влиянием и сближаясь со значением динамического и соци­ального потенциалов данного индивида. В свою очередь со­циальный потенциал индивида превращается в социальный источник под влиянием и приближаясь к значению функцио­нального и динамического потенциалов.

Сущность и критерии оценки потенциалов и источников социального статуса

Потенциалы социального статуса На момент вхождения в социальную жизнь. Источники социального статуса На текущий момент социальной жизни.
Функциональный потенциал Функциональный источник
Сущность Соответствие структуры личности инди­вида требованиям существующей соци­альной системы к осуществлению той или иной функциональной (профессио­нальной) деятельности. Критерии оценки Место, которое занял бы индивид в со­циальной иерархии данного общества при распределении позиций социально­го статуса в условиях свободной конку­ренции, учитывающей только значение его функционального потенциала. Сущность Соответствие структуры личности индиви­да требованиям существующей социаль­ной системы к осуществлению профессио­нальной деятельности, которая является источником его социального статуса с уче­том полученного социального опыта (обра­зования, знания, опыта, уровня профес­сиональной подготовки).
Социальный потенциал Социальный источник
Сущность Соответствие приписанных социальных характеристик, которые переданы или будут переданы по существующей тра­диции по наследству индивиду, требова­ниям существующей социальной систе­мы к осуществлению той или иной функциональной (профессиональной) деятельности. Критерии оценки Место, которое занял бы индивид в со­циальной иерархии данного общества при распределении позиций социально­го статуса в условиях свободной конку­ренции, учитывающей только значение его социального потенциала. Сущность Соответствие приписанных социальных ха­рактеристик индивида, полученных им по наследству и в ходе социальной деятель­ности на данный момент времени, требо­ваниям существующей социальной систе­мы к осуществлению той или иной функциональной (профессиональной) дея­тельности.
Динамический потенциал = источник Сущность Соответствие волевых ресурсов социального роста требованиям социальной систе­мы к осуществлению той или иной функциональной (профессиональной) деятельно-6ТИ. Пропорционален месту индивида в иерархии общества по силе основного (ак­тивного) социального инстинкта, обратно пропорционален его месту в иерархии по вило сберегающего социального инстинкта. Критерий оценки Место, которое занял бы индивид в социальной иерархии данного общества при рас­пределении позиций социального статуса в условиях свободной конкуренции, учиты­вающей только значение динамического потенциала. Не изменяется в течение жизни.
Коеффициент социальной рациональности При оценке потенциалов социального статуса учитывается та профессиональная деятельность индивида, которую он был бы склонен выбрать исходя из своего уров­ня социальной рациональности (в рамках социальных возможностей, предоставлен­ных ему данным обществом). Коэффициент социальной рациональности — степень социальной рациональности индивида при выборе им вида функциональной (про­фессиональной) деятельности. Определяет то, насколько выбор индивида близок ксоциально рациональному, то есть к такому, который дал бы ему в данном общест-ве наиболее высокую социальную траекторию.
     

Превращение потенциалов в источники социального статуса индивидов

Превращение потенциалов под воздействием их взаимовлияния в источники социального статуса индивидов можно описать сле­дующими формулами:

Ау, — место в иерархии функционального источника социального статуса на данный момент времени;

§у2 — место в иерархии социального источника социального стату­са на данный момент времени;

где:

у1 = ((BN2 + CN3 + AN1)/3AN1kt — коэффициент, описывающий пре­вращение функционального потенциала в источник социального статуса за данную единицу времени;

у2 = ((BN2 + CN3 + AN1)/3BN2)kt — коэффициент, описывающий пре­вращение социального потенциала в источник социального ста­туса за данную единицу времени;

А — место в иерархии функционального потенциала при условии идеальной социальной рациональности индивида;

В — место в иерархии социального потенциала при условии иде­альной социальной рациональности индивида;

С — место в иерархии динамического потенциала (равен динами­ческому источнику социального статуса);

Nv N2, N3 — коэффициенты, характеризующие веса потенциалов (функционального, социального и динамического соответствен­но) в данной социальной системе.

к — коэффициент социальной рациональности. Определяет степень рациональности выбора индивидом сферы профессиональной деятельности (профессионально-статусной группы) в данной со­циальной системе, к = IX, где величина X пропорциональна степе­ни отклонения индивида от рационального выбора. При выборе, наиболее рациональном с точки зрения получения позиций соци­ального статуса, X = 1. При любых других вариантах выбора X на столько больше 1, насколько велико отклонение предполагаемого выбора индивида от наиболее рационального.

t — первый переменный коэффициент, отражающий объем време­ни, прошедшего с начала социальной жизни индивида. В точке начала социальной жизни (в современном обществе — начало базового образования): для у1 коэффициент t = 3AN1/(BN2 + CN3 + АГ^)1/к, для у2 коэффициент t = 3BN2/(BN2 + CN3 + AN I/k. В течение социальной жизни оба коэффициента равномерно трендируют, стремясь к 1. Соответственно, они максимально приближаются к этому значению в конце социальной жизни (се­годня в развитых странах средняя продолжительность социаль­ной жизни около 45-50 лет).

Таким образом, значение у1, у2 и к в точке начала социальной жизни, при t = 3AN1/(BN2 + CN3 + AN,)1/k для у1 и t = 3BN2/(BN2 + CN3 + AN I/k

для у2 равно единице (сближение потенциалов еще не началось, а коэффициент социальной рациональности еще не начал оказывать свое влияние). Соответственно в этот момент времени значение ис­точников равно значению потенциалов социального статуса.

На протяжении всей социальной жизнь индивидов происходит изменение значения источников социального статуса от перво­начального (равного потенциалам) в направлении взаимного сближения, максимальный уровень которого достигается к ее финалу.

Итак, на момент окончания активной социальной жизни средней для данного общества продолжительности, значение у1 и у2 при­ближается к следующему:

у, в ((AN1 + BN2 + CN3)/3AN1)kt,

у2 = ((AN1 + BN2+ CN3)/3BN2)kt.

где t=1

Значения функционального и социального источника социального ста­туса соответственно максимально приближается к следующему:

Ау1 = ((AN! + BN2 + CNgJ/aN 1)k,

Ву2 = ((AN, + BN2+ CN3)/3N2)k.

Примечание: В расчетах не учитывалось значение фактора соци­альной случайности и коэффициента социальных возможностей жизненного цикла.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИСТОЧНИК СТАТУСА

Социальный потенциал характеризует соответствие припи­санных социальных характеристик, которые переданы или бу­дут переданы согласно существующей традиции индивиду по Наследству, требованиям существующей социальной системы, предъявляемым к осуществлению того или иного вида функ­циональной деятельности. Динамический и функциональный потенциалы социального статуса становятся его источником только в процессе социальной деятельности. Показатели социального потенциала наряду с коэффициентом возможностей жизненного цикла определяют статус индивида на момент вхо­ждения в социальную жизнь. Только затем в процессе социаль­ной деятельности проявляются и начинают влиять на позицию индивида в статусной иерархии индивидуальные качества, за­ложенные в динамическом и функциональном потенциалах. Они же воздействуют на динамику показателей производного от потенциала социального источника статуса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.