Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нескоординированное поведение одной основной фирмы может привести к вытеснению ее самой из отрасли




3-4 фирмы, охватившие 70% рынка принимают статус олигополии. Экономисты определяют классическую «жесткую» олигополию – 3-4 фирмы и «расплывчатую или аморфную» - 6-8 фирм. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные (однородные – сталь, цинк, свинец), так и дифференцированные (автомобили, сигареты, электробытовые) товары.

Инструменты защиты вхождения на рынок у олигополистов такие же, как и у монополистов: наличие патентов на технические открытия, монопольный контроль над источниками сырья, преимущества в неценовой конкуренции (сервисное обслуживание, техническое превосходство, экономический шпионаж, реклама).

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цен и объемов выпуска продукции называется олигополистической взаимосвязью. Эта связь превращает конкуренцию в непрестанную борьбу «всех против всех». Поэтому здесь возможен как сговор, так и полное уничтожение.

При олигополии огромную роль играет субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими фирмами на рынке. Основная проблема – неопределенность относительно действий конкурентов и их реакции.

В общем можно сказать, что олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Кооперативное поведение олигополистических фирм основывается на фирменной кооперации и рассматривает несколько моделей, способствующих координации в условиях олигополии.

1. Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах.На Западе широко используются джентельменские соглашения в устной форме о цене на продукт, определяя рыночную долю каждого продавца. Они носят неофициальный характер, поэтому весьма проблематично с ними бороться.

2. Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы слились в чистую монополию.

3. Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Чаще всего запрещены соответствующими законами государств. В связи с этим фирмы имеют желание найти альтернативные способы координации своих действий, не нарушая закона.

4. Одним из таких способов является лидерство в ценах. Чаще всего это самая крупная фирма. Ценовой лидер изменяет цену лишь в ответ на серьезные изменения спроса и издержек во всей отрасли. Как правило, о предстоящих изменениях цен лидер отрасли сообщает своим конкурентам через различные источники, в т.ч. СМИ. Цена не обязательно позволит увеличить прибыль, она может быть направлена на создание барьеров для входа в отрасль новых фирм и сохранение существующей олигополистической структуры отрасли.

5. Эвристическое ценообразование – это метод ценообразования, при котором «нормальная» или желаемая предельная норма доходности прибавляется к оценочным средним издержкам для расчета цены продукта. Прибыли в долгосрочном периоде будут выше, если фирма соблюдает правила ценообразования, позволяющие получать в каждый данный период доход, ниже максимального, но одновременно предохраняющий от вторжения новых участников.

6. Фокальные точки – округленные значения, которые могут быть выбраны благодаря аналогии, симметрии, предшествующему опыту, эстетическим соображениям или случайно, но в любом случае они должны быть уникальными. Устанавливая цены на определенной фокальной точке, фирма молча призывает конкурентов последовать ее примеру без изменений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.