Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дорога в будущее 7 страница




Существующие системы телевидения высокой четкости (high-definition TV, HDTV) обеспечивают разрешение свыше 1000 строк, аспект 16:9 и более качественную цветопередачу; смотреть их - одно удовольствие. Но несмотря на явные усилия правительственных и деловых кругов Японии (именно в этой стране разработаны все системы HDTV), телевидение высокой четкости пока не привилось, потому что требует новой дорогостоящей аппаратуры и для вещания, и для приема. Рекламодатели не жаждут участвовать в финансировании телевидения высокой четкости, поскольку на эффективности рекламы оно практически не сказывается. Однако шансы выжить у этого типа телевидения все же есть, так как информационная магистраль позволит принимать видеоизображение с несколькими разрешениями и аспектами. Понятие регулируемого разрешения хорошо знакомо пользователям персональных компьютеров, которые могут выбирать подходящее разрешение: от обычного, с 480 горизонтальными строками (режим VGA) до повышенного, с 600, 768, 1024 или 1200 строками - в зависимости от параметров мониторов и видеоадаптеров.

Прогресс и телевизоров, и дисплеев персональных компьютеров, несомненно, продолжится: они станут компактнее и качественнее. У большей их части будут плоские экраны. Появится и новый вид экрана: цифровая панель с белым покрытием - большой, встроенный в стену экран, толщиной, по-видимому, в пару сантиметров, - которая заменит современные кинескопы. Эта панель позволит не только просматривать картинки, фильмы и другие видеоматериалы, но и без труда разбирать тексты или какие-то мелкие детали изображения. На них можно будет что-то рисовать или записать текст. Управляющий этой панелью компьютер, распознав рукописный текст, преобразует его в печатный. Поначалу такие устройства появятся в конференц-залах, потом в офисах и даже в частных домах.

Нынешние телефоны подключат к тем же сетям, что соединяют персональные компьютеры и телевизоры. На телефонах появятся небольшие плоские экраны и крошечные видеокамеры. В остальном они более или менее сохранят свой сегодняшний облик, и на кухнях мы по-прежнему будем вешать настенные телефоны, поскольку они экономят место. Зато разговаривая по телефону, Вы увидите своего собеседника или то изображение, которое он (или она) захочет Вам показать. В техническом плане у телефона, висящего над мойкой, будет много общего с коммуникационной телеприставкой, расположенной в гостиной, или с персональным компьютером из рабочего кабинета, но внешне он вряд ли сильно изменится. Кардинально сменится лишь его начинка - как, впрочем, и у всей информационной аппаратуры.

В мобильном обществе возникает потребность эффективно работать даже в дороге. Лет 200 назад путешественники часто брали с собой переносной "письменный стол" - складную доску с прикрепленным к ней ящичком из красного дерева для перьев и чернил. В сложенном виде она была довольно компактна, в раскрытом мало чем отличалась от доски небольшого письменного стола. Между прочим, именно на такой доске в Филадельфии, вдали от своего виргинского дома, Томас Джефферсон и написал Декларацию независимости.

В наше время потребность в переносных "письменных принадлежностях" привела к созданию лэптопов - портативных персональных компьютеров, умещающихся на ладонях. Многие, кто работает и в офисе, и дома (в том числе и я), выбирают основным компьютером лэптоп или даже более компактный ноутбук. Эти миниатюрные компьютеры можно подключать к большому монитору и к корпоративной сети в офисе. Ноутбуки постепенно будут "худеть", пока действительно не сравняются по толщине с блокнотом. Сегодня ноутбуки - самые компактные полноценные компьютеры, но вскоре появятся карманные компьютеры с цветными экранами размером с обычный фотоснимок. Пройдет совсем немного времени, и, когда Вы достанете его из кармана, уже никто не воскликнет: "Ух ты! Какой у Вас компьютер!"

Что Вы сейчас обычно носите с собой? Ну, наверное, как минимум ключи, какие-то документы, деньги и часы. Весьма вероятно, что время от времени Вы берете с собой кредитную карточку, чековую книжку, туристские чеки, записную книжку, календарик, блокнот, что-то почитать, фотоаппарат, карманный диктофон, сотовый телефон, пейджер, билеты на концерт, карту, компас, калькулятор, электронную записную книжку, фотографии и, возможно, даже свисток, чтобы звать на помощь.

Все это (и гораздо большее) Вы сможете объединить в другом "информационном" устройстве, которое мы называем компьютером-бумажником. Он будет примерно того же размера, что и обычное кожаное портмоне, а значит, его можно носить в кармане или сумочке. Он позволит принимать и передавать сообщения, вести расписание, читать и отправлять электронную почту и факсы, узнавать погоду и биржевые сводки, играть в простые и сложные игры. Сидя на совещании, Вы будете вводить в него пометки, намечать деловые встречи, а если Вам до чертиков надоест слушать докладчиков, то можно отвлечься на выпуск новостей или насладиться любыми из тысяч фотографий своих детей.

В новом бумажнике вместо наличности у Вас будут "цифровые" деньги, не поддающиеся подделке. Сегодня, когда Вы кому-то протягиваете купюру, чек, сертификат или другой платежный документ, передача этой бумажки символизирует передачу денежных средств. Но деньги не обязательно должны быть купюрами. Суммы, зафиксированные на кредитных карточках, - эквивалент финансовой информации в цифровой форме. Завтра компьютер-бумажник позволит тратить и получать деньги в цифровом виде. Он подключится к компьютеру, расположенному в магазине, и перечислит нужную сумму, не требуя физического обмена товара на "живые" деньги в кассу. Цифровые расчеты будут использоваться и в сделках между отдельными лицами. Если Вашему сыну понадобятся деньги, Вы "перекинете" пятерку на его компьютер-бумажник со своего.

Когда такие компьютеры получат всеобщее признание, мы избавимся наконец от очередей в аэропортах, театрах и прочих общественных местах, где приходится показывать свои документы или билеты. Скажем, когда Вы будете проходить в зал вылета, Ваш компьютер-бумажник свяжется с компьютерами аэропорта и подтвердит, что за билет уплачено. Отпадет необходимость в ключах или магнитных карточках - компьютер-бумажник пошлет нужный сигнал компьютеру, управляющему замком.

С исчезновением наличности и кредитных карточек мошенники могут переключиться на компьютеры-бумажники, так что придется принять определенные меры, чтобы ими нельзя было воспользоваться так же, как украденной кредитной карточкой. Компьютер-бумажник будет хранить набор "ключей", идентифицирующих своего владельца. При необходимости Вы сможете легко прекратить их действие или заменить новыми. В случае особо важных сделок одного только "ключа" в Вашем компьютере-бумажнике явно недостаточно. Простейшее решение проблемы требовать ввода пароля в момент совершения сделки. Другой вариант, который, кстати, избавит от обязанности все время помнить пароль, - использовать биометрические параметры. Индивидуальные биометрические параметры гораздо надежнее, и, я уверен, такая защита наверняка появится на некоторых моделях компьютеров-бумажников.

Система биометрической защиты запоминает такие физиологические особенности человека, как отпечаток пальца или спектр голоса. Например, перед совершением сделки с серьезными финансовыми последствиями Ваш компьютер может потребовать от Вас громко прочесть случайное слово, выведенное им на экран, или прижать большой палец к специальному устройству. Потом он сравнит то, что "услышал" или "почувствовал", с цифровой записью отпечатка пальца или голоса.

Компьютер-бумажник с соответствующей начинкой в любой точке Земли сообщит Вам Ваши точные координаты. Спутники системы глобального определения координат (Global Positioning System, GPS), вращающиеся вокруг Земли, передают сигналы, которые позволяют авиалайнерам, океаническим кораблям и крылатым ракетам с приемниками этих сигналов фиксировать свои координаты с точностью до ста метров. Подобные устройства - кстати, весьма компактные - сегодня доступны всего за несколько сот долларов и будут встроены во многие карманные компьютеры.

Компьютер-бумажник соединит Вас с информационной магистралью, когда Вы будете двигаться по обыкновенному шоссе, и подскажет, где Вы находитесь. Встроенный в него динамик поможет Вам выбрать оптимальную дорогу, даст знать, что бесплатный участок трассы заканчивается или что на следующем перекрестке часто бывают аварии. Отслеживая цифровые отчеты по транспортному потоку, он предупредит, что сегодня в аэропорт надо выехать пораньше или предложит альтернативный маршрут. На цветные карты, формируемые карманным компьютером, можно будет накладывать любую информацию: названия дорог, погодные условия, расположение кемпингов, живописных мест, даже пунктов быстрого питания. Если, допустим, Вы спросите: "Где находится ближайший китайский ресторанчик, который еще открыт?" - запрошенные сведения будут переданы Вашему компьютеру по беспроволочной сети. Вдали от дорог, где-нибудь в лесу этот компьютер послужит компасом, да и вообще будет полезен ничуть не меньше, чем швейцарский армейский нож.

В сущности, карманный компьютер и видится мне новым швейцарским армейским ножом. В детстве у меня был один из таких ножей - не совсем простой, с двумя складными лезвиями, но без целого магазина всяких приспособлений. У него была классическая блестящая красная ручка с белым крестом, набор лезвий и несколько инструментов, в том числе отвертка, маленькие ножницы и даже штопор (хотя в то время я им еще не пользовался).

Некоторые карманные компьютеры, простые и элегантные, предоставят лишь самый минимум возможностей: маленький экран, микрофон, защитное устройство для денежных операций и какие-то базовые звуковые средства. Другие модели, напротив, будут изобиловать всяческими "наворотами" вроде телекамер, сканеров (способных считывать печатный или рукописный текст) и устройств для приема сигналов в системе глобального определения координат. У большинства карманных компьютеров появится "кнопка SOS" - специально для тех случаев, когда Вам понадобится экстренная помощь. В каких-то моделях не исключены встроенные термометры, барометры, высотомеры и измерители пульса.

Соответственно будут колебаться и цены, но в среднем карманный компьютер вряд ли обойдется дороже современной видеокамеры. Если простая смарт-карта ("интеллектуальная" кредитная карточка), предназначенная исключительно для операций с "цифровыми" деньгами, стоит сейчас столько же, сколько рядовая видеокамера, то цена действительно совершенного карманного компьютера может быть близка к стоимости престижной видеокамеры, т.е. от 1000 долларов и выше. А ведь его возможности будут куда шире, чем у самого экзотического компьютера прошлого десятилетия. Смарт-карты со встроенными микропроцессорами (базовая форма карманных компьютеров) внешне похожи на обычные кредитные карточки и очень популярны сейчас в Европе. Смарт-карты будущего смогут идентифицировать своего владельца и хранить электронные деньги, билеты и медицинскую информацию. У них не будет экрана, звуковых средств и прочих атрибутов дорогих карманных компьютеров. Но они пригодятся для туристов и как запасное устройство для денежных операций; а кому-то их хватит на все случаи жизни.

Если у Вас нет с собой компьютера-бумажника, Вы все равно получите доступ к информационной магистрали через киоски - одни платные, другие бесплатные, которые будут установлены в офисных зданиях, торговых пассажах и аэропортах, как сейчас на каждом шагу встречаешь фонтанчики с питьевой водой, комнаты отдыха и таксофоны. Такие киоски заменят не только таксофоны и банкоматы, ведь, перекрывая по своим возможностям эти аппараты, они предоставят и другие услуги информационной магистрали: от пересылки и приема сообщений до сканирования карт и покупки билетов. Они станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, их найдешь повсюду. Некоторые киоски украсит реклама, похожая на ту, что сейчас можно увидеть в аэропортах, у телефонных будок системы бронирования номеров в отелях и аренды автомашин: бегущая строка проинформирует Вас обо всех специфических услугах. Как и банкоматы в аэропортах, эти киоски, внешне напоминающие обычные автоматы, тоже будут компьютерами.

Независимо от форм, которые примут персональные компьютеры, пользователи по-прежнему смогут работать с большим числом приложений. Вспомните, как сейчас Вы выбираете телевизионные каналы, пользуясь пультом дистанционного управления. Будущие системы, предоставляя больший выбор, сделают это лучше. Вам не придется по очереди нажимать на все кнопки. Не нужно будет мучительно вспоминать номер канала, чтобы найти интересную передачу. Вместо этого на экране появится графическое меню, и Вы выберете программу, указав на легко узнаваемую картинку.

И необязательно указывать. Со временем мы сможем голосом управлять нашими телевизорами, персональными компьютерами и другой информационной аппаратурой. Поначалу придется ограничиться весьма узким словарем, но в конце концов с ними можно будет чуть ли не разговаривать. Это потребует мощного оборудования и программного обеспечения, потому что речь, которую человек воспринимает без малейших усилий, компьютеру интерпретировать очень трудно. Уже сейчас программы распознавания речи прекрасно работают с небольшим набором предопределенных команд вроде "Позвони моей сестре". А вот расшифровать произвольную фразу компьютеру гораздо сложнее, хотя и это станет возможным в ближайшие 10 лет.

Кому-то покажется удобным от руки писать команды компьютеру, а не проговаривать их в микрофон или вводить с клавиатуры. Многие компании, в том числе и Microsoft, успели по несколько лет поработать над так называемыми "перьевыми компьютерами" (pen-based computers), способными считывать рукописный текст. Надо признаться, я был излишне оптимистичен в отношении сроков разработки программ, позволяющих распознавать рукописный текст, особенно написанный разными почерками. Трудности возникали на каждом шагу. Когда мы сами испытывали систему, она работала отлично, но посторонние пользователи все время сталкивались с проблемами. В результате мы обнаружили, что неосознанно пишем четче и аккуратнее, чем всегда. Получалось, что мы подстраиваемся под машину, а не она - под нас. В другой раз, когда группа решила, что наконец удалось создать работающую программу, сотрудники с гордым видом принесли ее мне на демонстрацию. Все, кто работал над этим проектом, писали только правой рукой, и компьютер, запрограммированный на распознавание отдельных линий письменного текста, не смог интерпретировать мои упражнения в каллиграфии, потому что я левша. В общем, оказалось, что распознавание рукописного текста - задачка, ничуть не легче распознавания речи. Но я уверен, что с появлением более мощных компьютеров и эту задачу удастся решить.

Независимо от того, как Вы подаете команды: голосом, записывая их от руки или указывая в меню, выбор будет пошире элементарного переключения между программами, и, естественно, Вам захочется, чтобы это делалось просто. Вряд ли кому-то понравится слишком запутанное управление, которое заставляет попусту терять время. Программная платформа магистрали должна настолько упростить поиск информации, чтобы ее смог найти даже тот, кто сам не знает, чего ему надо. А информации будет целое море. Ведь магистраль обеспечит доступ ко всему: товарам, услугам, сокровищам сотен библиотек... перечислять можно еще долго.

Опасения, которые вызывает магистраль, чаще всего касаются "перегрузки информацией". Обычно их слышишь от тех, чье чересчур развитое воображение рисует такую картину: по волоконно-оптическим кабелям магистрали, как из рога изобилия, так и сыпятся на бедную голову громадные порции всевозможных сведений.

Перегрузка информацией - явление достаточно распространенное и не должно быть проблемой. Мы уже давно умеем справляться с огромными массивами сведений, опираясь на обширную инфраструктуру, помогающую отбирать только самое нужное, - от библиотечных каталогов и обзоров видеофильмов до "Желтых страниц" и советов знакомых. Если кто-то беспокоится по поводу перегрузки информацией, спросите его, как он подбирает себе книги. Ведь заходя в книжный магазин или библиотеку, никто не собирается читать все подряд. По каталогам, указателям и книжным обозрениям каждый отбирает нужное.

Сплав технологий и искусства аннотирования, заложенный в информационную магистраль, поможет находить материал самыми разными способами. Идеальная система навигации должна быть мощной и в то же время простой в использовании. Базовыми методами выборки требуемых сведений будут запросы (queries), фильтры (filters), пространственная навигация (spatial navigation), гиперсвязи (hyperlinks) и агенты (agents).

Суть различных методов выборки информации легче всего понять через образные сравнения. Представьте, что в некое хранилище помещен набор специфических сведений - перечень каких-то фактов, список фильмов или что-то еще. Запрос приводит к перебору всех элементов в хранилище и проверке каждого из них на соответствие заданному критерию. Фильтр действует иначе: он постоянно проверяет на соответствие заданному критерию новые поступления. Пространственная навигация: Вы бродите по хранилищу и заглядываете на полки только в определенных местах.

Но, по-видимому, самый целесообразный и, пожалуй, самый простой подход по сравнению с остальными - заручиться помощью частного агента, представляющего Вас на информационной магистрали. В действительности агент будет программой, в которую заложена некая личность; тем или иным способом Вы сможете общаться с этой личностью. Похоже на то, как будто вместо себя Вы отправляете на поиски своего помощника.

Вот как работают разные системы. Запрос, по сути, тот же вопрос, на который Вы получаете исчерпывающий ответ. Например, Вы не помните название фильма, но знаете, что в нем сыграли Спенсер Треси (Spencer Тrаcy) и Кэтрин Хепберн (Katharine Hepburn) и что там есть сцена, где он засыпает вопросами дрожащую от холода героиню. Итак, введите запрос на все киноленты, в которых есть "Спенсер Треси", "Кэтрин Хепберн", "холод" и "вопросы". В ответ сервер сообщит о романтической комедии 1957 года Desk Set (Кабинетный гарнитур), в которой Треси в самый разгар зимы на террасе, на крыше небоскреба, допытывается о чем-то у окоченевшей Хепберн. Вы сможете просмотреть эту сцену или весь фильм целиком, прочесть сценарий, изучить реакцию критиков и узнать комментарии, когда-либо прозвучавшие из уст Треси и Хепберн по поводу этой сцены. Если картина продублирована или снабжена субтитрами для зарубежного проката, Вы сможете познакомиться и с такими ее версиями. Хранимые, скорее всего, на серверах в разных странах, они в мгновение ока окажутся в Вашем распоряжении.

Система воспримет не только прямолинейные запросы типа "Покажи все опубликованные в мире статьи о первом младенце из пробирки", "Дай список всех магазинов, которые предлагают не менее двух сортов собачьего корма и которые могут доставить заказ не позднее чем через час" или "Кому из своих родственников я не звонил уже больше трех месяцев?". Она справится и с более сложными запросами, например: "В каком крупном городе самая высокая доля тех, кто смотрит видеоклипы рок-музыкантов и регулярно интересуется международной торговлей?" В общем случае подобные вопросы не потребуют длительного ожидания, поскольку многие из них с большой степенью вероятности уже были кем-то заданы и ответы на них подготовлены и хранятся в готовом виде.

Кроме того, Вы сможете также устанавливать "фильтры" - своего рода постоянно действующие запросы. Они будут круглосуточно отслеживать новую информацию, соответствующую Вашим интересам, и отфильтровывать все постороннее. Запрограммированный фильтр станет собирать только определенные сведения, скажем новости о местной спортивной команде или достижения в конкретной области наук. Если для Вас нет ничего важнее прогноза погоды, фильтр вынесет его на первую полосу Вашей "персональной газеты". Некоторые фильтры будут создаваться Вашим компьютером автоматически - просто потому, что ему "известны" Ваше образование, деловые связи, окружение и основной круг интересов. Мне, например, такой фильтр мог бы сообщить о чем-то важном, касающемся моего прошлого: "Метеорит вдребезги разнес Lakeside School". Разумеется, Вы вправе и сами создать фильтры, скажем, постоянно действующий запрос типа "Требуется: Nissan Maxima 1990 года на запчасти", "Сообщить о любом, кто продает сувениры с прошлого Кубка мира по футболу" или "Ищу напарника - велосипедного фаната для воскресных моционов и в дождь, и в жару". Фильтр будет "начеку" до тех пор, пока Вы не прекратите его действие. Однако и это еще не все. Найдя Вам, допустим, напарника для воскресной езды на велосипеде, фильтр автоматически проверит и другие сведения, которые тот мог обнародовать в сети. Фильтр попытается выяснить: "Что он собой представляет?" - ведь это первое, что бы Вы сами спросили о своем новом друге.

Пространственная навигация будет базироваться на принципе, по которому мы находим информацию сегодня. Желая подыскать что-то на ту или иную тему, Вы идете в соответствующий отдел библиотеки или книжного магазина. Примерно то же самое практикуется и в газетах; в них есть разделы: спорт, недвижимость, бизнес, сообщения о погоде и т.д. Все эти рубрики в большинстве газет изо дня в день появляются строго на своем месте.

Пространственная навигация, которая уже применяется в некоторых программных продуктах, позволяет быстро переходить туда, где находится информация на нужную тему; при этом Вы взаимодействуете с механизмом поиска через визуальную модель реального или придуманного (виртуального) мира. Такую модель можно представить как карту или как иллюстрированное трехмерное оглавление. Пространственная навигация сыграет особенно важную роль при управлении телевизором и крохотным персональным компьютером, у которых вряд ли будет обычная клавиатура.

Чтобы заняться банковскими операциями, Вы перейдете к схеме центральной улицы, а затем - мышью, через пульт дистанционного управления или даже пальцем - укажете здание своего банка. Если Вам любопытно, какие дела слушались в суде и какие судьи вели их, Вы укажете на здание суда. Или выберите автобусную станцию, чтобы выяснить расписание нужного автобуса. Намереваясь остановиться в каком-нибудь отеле, Вы сможете заранее узнать, какие номера свободны, изучить план этажа и если в этом отеле есть видеокамера, подключенная к магистрали, - заглянуть в холл и ресторан.

В любой момент Вы сможете вернуться к карте и "пойти" по улице дальше. Любой участок карты можно увеличивать и уменьшать, а здания рассматривать с разных ракурсов. Но вот, допустим, Вы собрались купить газонокосилку. Если на экране внутренний вид дома, Вы "выходите" через черный ход и отыскиваете гараж. Щелчок картинки гаража - и Вы внутри. Там Вы увидите всякие инструменты, в том числе газонокосилку. Новый щелчок кнопкой мыши - на этот раз газонокосилки, - и на экране появляется список категорий информации, так или иначе связанной с интересующей Вас газонокосилкой, включая рекламу, обзоры, документацию и адреса торговых салонов в киберпространстве. Располагая всеми мыслимыми сведениями, Вы сравниваете разные модели газонокосилок и выбираете наиболее подходящую. Заметьте: когда Вы щелкнете картинку гаража и как бы войдете в него, компьютер незаметно для Вас соберет информацию о расположенных "внутри" гаража объектах с сотен серверов магистрали, отстоящих друг от друга на тысячи километров.

Указывая на экране объект и получая о нем сведения, Вы пользуетесь одной из форм так называемой гиперсвязи. Гиперсвязи позволяют скачками перемещаться между отдельными участками информационного "пространства" подобно тому, как в фантастических романах космические корабли совершают переходы через гиперпространство.

Гиперсвязи информационной магистрали дадут возможность быстро находить ответы на любые возникающие вопросы. Например, в выпуске новостей рядом с британским премьер-министром Вы заметили кого-то незнакомого. С помощью пульта дистанционного управления Вы указываете на эту персону. На экране появляется биография этого человека и перечень репортажей, в которых он фигурировал в последнее время. Указав что-то в списке, Вы читаете или смотрите соответствующий репортаж, произвольно выбирая темы и тем самым собирая видео-, аудио- и текстовую информацию со всего мира. Теперь спутник британского премьера Вам знаком.

Пространственную навигацию можно использовать и для экскурсий. Если Вас заинтересует собрание живописи конкретного музея, Вы сможете "пройти" по галерее виртуальных залов, рассматривая выставленные в них полотна так, словно Вас действительно окружают музейные стены. Чтобы узнать подробности о какой-то картине или скульптуре, Вы воспользуетесь гиперсвязью и без всякой толчеи и спешки расспросите о чем угодно, не боясь показаться полным профаном. Тут Вы можете натолкнуться на весьма интересные экспонаты - как и в подлинных выставочных залах. Конечно, путешествие по виртуальной галерее не совсем то же, что экскурсия по настоящей художественной галерее, но очень близко к реальности. Ведь и балет, и баскетбольный матч - зрелища захватывающие, даже когда их смотришь по телевизору, а не в театре или на стадионе.

Если в тот же "музей" заглянут и другие посетители, при желании Вы сможете увидеться с ними и пообщаться. Так что в виртуальной реальности необязательно быть отшельником. Одни ее участки будут служить именно для встреч и разговоров, в других - Вы никогда никого не встретите. В каких-то участках Вы появитесь в своем истинном обличье, в каких-то - нет. А уж каким Вы предстанете перед другими пользователями, зависит только от Вас и от правил, принятых в конкретной точке киберпространства.

При использовании пространственной навигации можно бродить и по тем местам, которые в реальности не существуют, а созданы Вашим воображением. Вы сможете сами придумывать музеи и не раз возвращаться к ним. Вам будет позволено раздвигать стены, строить новые галереи, перевешивать картины. Захочется, и Вы соберете все натюрморты в одном месте, даже если один из них фрагмент помпейской фрески, который висел в зале древнеримского искусства, а другой - кисти Пикассо из зала современной живописи. Вы исполните роль хранителя музея или коллекционера знаменитых полотен, собирая их по всему миру и развешивая в собственной "галерее". Допустим, у Вас сохранились приятные впечатления о картине, на которой лев охраняет спящего человека, но Вы не помните ни имени художника, ни где Вы ее видели. Информационная магистраль избавит Вас от долгих поисков этой картины. Вы опишете ее тему, сформулировав тем самым запрос. Компьютер или другая аппаратура просеет сокровищницы информации и выдаст Вам то, что отвечает запросу.

Вы сумеете устроить экскурсию даже своим друзьям - не важно, сидят они рядом с Вами или находятся на другом конце света. "Вот здесь, между Рафаэлем и Модильяни, - скажете Вы, - моя любимая акварель, которую я нарисовал в три года".

Последний и во многих отношениях самый полезный помощник - агент. Это фильтр, в который заложена некая личность и который как бы способен проявлять инициативу. Задача агента сводится к одному - помогать. Помогать в поиске информации при самых разных ситуациях.

Чтобы разобраться в действиях агента, сначала представим, насколько он улучшит нынешний интерфейс пользователя с персональным компьютером. Сейчас этот интерфейс графический, как в Apple Macintosh или Microsoft Windows, что дает возможность отображать на экране и данные, и какие-то зависимости, не описывая их словами. Кроме того, графические интерфейсы позволяют выбирать объекты (в том числе картинки) и перемещать их по экрану.

Но графический пользовательский интерфейс недостаточно прост для будущих систем. Мы столько всего размещаем на экране, что начинаем путаться в программах или функциях, применяемых от случая к случаю. Все эти возможности хороши для людей знающих, а к среднему пользователю машина должна быть дружелюбнее, иначе ему с ней очень неуютно. Эту ситуацию и призваны исправить агенты.

Как Вам помочь, агенты "догадываются" отчасти потому, что компьютер запоминает Ваши прошлые действия. Ради эффективной работы с Вами он сможет подстроиться именно под Вас. Связанная с магистралью информационная аппаратура, подчиняясь магии программ, будет "набираться опыта" от общения с Вами и сама предложит оптимальные способы решения тех или иных задач. Такие программные средства я называю "softer software" (приблизительно это можно перевести как "программы с элементами искусственного интеллекта").

Аппаратными средствами управляют программные, но, как только программа написана, она навсегда остается неизменной. А программа с элементами искусственного интеллекта по мере своей работы постепенно умнеет. Она учится примерно так же, как Ваш помощник, и тоже со временем становится все полезнее, узнавая Ваши привычки и вникая в Ваши задачи. Вы вряд ли попросите нового помощника в первый день его работы оформить документ так, как сами оформили письмо пару недель назад. И не скажете ему ни с того ни с сего: "Разошлите копии всем, кто должен быть в курсе". Но пройдут месяцы, может быть, годы, и он, досконально освоив свои обязанности и Ваш стиль работы, станет более ценным сотрудником, Вашей правой рукой.

Сегодняшний компьютер - как помощник в первый день работы. Его постоянно надо инструктировать, словно он впервые "пришел" к Вам. И сколько бы Вы с ним ни работали, он не станет подстраиваться под Вас - ни на йоту. Поэтому мы бьемся над разработкой программ нового поколения, с элементами искусственного интеллекта - ведь никто не обязан мириться с помощником или с программой, которые ничему не учатся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.