Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дорога в будущее 22 страница




"Тот факт, что одна и та же реклама может привлечь и ньюйоркца, и фермера из Айовы, и жителя африканской деревни, еще не значит, что эти люди одинаковы", - критиковал Билл Мак-Киббен (Bill McKibben) проявляющуюся, с его точки зрения, на телевидении тенденцию сглаживать единообразным подходом местное своеобразие. "Просто очевидно, что этих людей связывает очень немногое, и именно то немногое, что у них есть общего, лежит в основе мирового сообщества".

Тем не менее, если люди хотят смотреть рекламу или программу, которую она поддерживает, следует ли их лишать такой возможности? Этот политический вопрос каждой стране придется решать самостоятельно. Однако фильтровать материалы, передаваемые по магистрали, будет весьма нелегко.

У американской массовой культуры оказался такой потенциал, что некоторые государства сейчас пытаются ограничить ее распространение. Они надеются, что местное телевидение выживет, если иностранному разрешить выходить в эфир лишь на несколько часов в неделю. Однако в Европе доступность спутникового и кабельного телевидения затрудняет правительственный контроль. А информационная магистраль вообще разрушит границы, и мировая культура (или отдельные ее ценности и традиции) станет достоянием всех народов. Магистраль поможет и патриотам (даже живущим вдали от исторической родины) обращаться к собратьям по крови или убеждениям. Укрепляя разнообразие культур, этнические сообщества, магистраль в какой-то мере будет противодействовать воцарению единой мировой культуры.

Если люди намеренно сужают круг своих интересов и сторонятся внешнего мира, если штангисты общаются только со штангистами, а латыши читают только латышские газеты, возникает риск утратить что-то из общечеловеческих ценностей и мирового опыта. Подобная ксенофобия может привести к раздроблению общества. Но уверен, этого не случится, потому что люди хотят ощутить свою принадлежность к разным сообществам, в том числе и к мировому. Обычно именно телевидение позволяет всем нам, американцам, вместе переживать какое-нибудь событие национального масштаба - будь то взрыв "Челленджера", розыгрыш Суперкубка, инаугурация президента, военные действия в Персидском заливе или автомобильные гонки. В такие моменты мы едины.

Кроме того, людей беспокоит, что мультимедиа превратится в такой доступный и привлекательный вид досуга, что некоторые будут пользоваться системой слишком часто, в ущерб всему остальному. Действительно, когда виртуальная реальность станет доступна всем, это может вырасти в серьезную проблему.

В один прекрасный день игра в виртуальную реальность позволит Вам зайти в виртуальный бар и переглянуться с какой-нибудь обворожительной незнакомкой. Она заметит Ваш интерес и подойдет, чтобы завязать разговор. Вы очаруете новую подругу своим шармом и остроумием. Возможно, вы оба решите тут же отправиться в Париж. У-ух! И вот Вы уже в Париже, любуетесь витражами Нотр-Дам де Пари. "Вы никогда не катались на 'звездном пароме' (Star Ferry) в Гонконге?" может быть, спросите Вы у своей красотки, приглашая ее в новое путешествие... Да, виртуальная реальность - штука посильнее любой видеоигры, и можно запросто впасть от нее в зависимость.

Если Вы почувствуете, что слишком часто или слишком надолго уходите в эти - такие заманчивые! - миры, и это начнет вас беспокоить, всегда можно найти "противоядие". Скажите системе: "Какой бы пароль я ни ввел, никогда не давай мне играть больше получаса в день". Небольшой ограничитель избавит вас от привыкания к тому, что стало навязчиво-желанным. Примерно так же, как если бы Вы наклеили на холодильник парочку снимков толстяков, чтобы отбить свой чрезмерный аппетит.

Ограничители всегда помогут совладать с теми привычками, которые потом вызывают только раскаяние и сожаление. Если кто-то предпочитает проводить свободное время, разглядывая витражи на модели собора Парижской богоматери или болтая в виртуальном баре с искусственным другом, то это его (или ее) право. Сегодня многие подолгу просиживают перед телевизором. Эти зрители только выиграют, если нам удастся заменить пассивные развлечения интерактивными. Честно говоря, меня не очень беспокоит, что люди будут "пропадать" на информационной магистрали. Мне кажется, ситуация будет не страшнее, чем с компьютерными или азартными играми. Ну а тем, кто чересчур увлечется виртуальной реальностью, помогут реабилитационные группы - примерно те же, что сегодня помогают наркоманам и алкоголикам.

Куда больше, чем излишняя склонность отдельных лиц к удовольствиям, меня волнует уязвимость общества, которое может слишком доверчиво во всем полагаться на магистраль.

Эта сеть и машины на базе компьютеров, подключенных к ней, станут для каждого человека новой игровой площадкой, новым рабочим местом, новым учебным классом. Сеть заменит обычные платежные средства. Она поглотит большую часть существующих видов связи. Она будет нашим фотоальбомом, дневником, телевизором. Сила магистрали - в ее гибкости, но это же означает, что мы будем очень сильно от нее зависеть.

Такая зависимость может стать опасна. При отключении электричества в Нью-Йорке в 1965 и 1977 годах миллионы людей несколько часов пребывали в панике. Электроэнергия - это свет, отопление, транспорт и безопасность. Когда она отключилась, застряли лифты, погасли светофоры, остановились водяные насосы. Город был парализован.

О возможности полного разрушения информационной магистрали стоит побеспокоиться заранее. Однако, благодаря сильной децентрализации системы, случайная авария вряд ли приведет к большим потерям. Если выйдет из строя один сервер, его заменят другим, и данные восстановят. Но система весьма уязвима. С ростом ее авторитета придется все чаще применять принцип избыточности дублировать все ее важные компоненты. Уязвимость системы отчасти кроется в ее зависимости от криптографии - математических замков, предохраняющих информацию от несанкционированного доступа.

Ни одна из современных защитных систем - будь то замок на рулевом колесе или стальной сейф - не дает гарантий абсолютной надежности. В лучшем случае можно лишь максимально осложнить работу потенциальному взломщику. Вопреки всеобщему убеждению в обратном, безопасность компьютерной информации достаточно высока. Компьютеры способны настолько хорошо защищать свои данные, что даже самым изощренным хакерам нелегко добраться до них, если только кто-нибудь, работающий с этими данными, не допустит ошибку. Именно небрежность чаще всего пробивает брешь в безопасности компьютерных систем. На магистрали вероятность ошибок тоже довольно велика; при этом потоки информации будут куда значительнее. Кто-то распространит цифровые билеты на концерт, а они окажутся поддельными. И всякий раз, когда будет случаться нечто подобное, придется пересматривать не только систему, но, быть может, и законы.

Поскольку неприкосновенность цифровых денег всецело зависит от используемых шифров, любое достижение в математике или компьютерной науке, ниспровергающее очередную криптографическую систему, может обернуться настоящей катастрофой. Одним из таких открытий в математике может стать более эффективный способ разложения простых чисел на множители. Любой человек или организация, владеющие этим способом, смогут подделывать деньги, проникать в личные, коммерческие и государственные тайны, даже подрывать безопасность государств - вот почему систему надо разрабатывать очень тщательно. Наша задача в том, чтобы после краха одной системы шифрования немедленно осуществлялся переход на другую, альтернативную систему. Тут есть над чем поразмыслить, до совершенства пока далеко. Особенно трудно обеспечить безопасность информации, которую надо хранить в неприкосновенности целое десятилетие, а иногда и дольше.

Большую тревогу вызывает и угроза неприкосновенности личной жизни. О каждом из нас частные компании и правительственные службы уже собрали огромное количество информации, и зачастую мы совершенно не знаем, насколько она а верна и как используется. Многие сведения о нас содержат различные переписи. Медицинские карточки, документы на автомашины, библиотечные записи, школьные дневники, судебные протоколы, кредиты, налоговые декларации, финансовые документы, автобиографии и счета позволяют составить о нас и нашей жизни вполне определенное представление. Допустим, Вы часто звоните в магазины, торгующие мотоциклами, и, может быть, интересуетесь их рекламой. Этот факт, по сути, коммерческая информация, которую телефонная компания - теоретически может продать. Информация о нас постоянно обрабатывается, на ее основе формируют списки для адресной рассылки рекламы (по почте). Некоторые ошибки и злоупотребления в этой сфере уже вынудили принять специальное законодательство, которое регулирует использование подобных баз данных. В Соединенных Штатах каждый имеет право знакомиться с некоторыми видами сведений о себе, а также узнавать (в ряде случаев) о фактах знакомства с этой информацией других лиц. Пока такие сведения разбросаны по организациям, это в определенной мере гарантирует конфиденциальность Вашей личной жизни, но когда все базы данных содержит единая сеть, компьютеры легко соберут разрозненные фрагменты в одно пухлое досье. И тогда информацию о взятых кредитах можно связать с занимаемой должностью и с записями о торговых операциях, выстроив тем самым абсолютно точную картину всей Вашей деятельности.

С расширением деловой активности на магистрали и увеличением объема хранящейся на ней информации правительствам придется выработать политику, направленную на охрану этих данных. Реализация этой политики ляжет на администраторов сети, которые не должны допустить, чтобы врачи заглядывали в налоговые декларации своих пациентов, чтобы государственные аудиторы читали записи об образовательном уровне налогоплательщиков и чтобы учителя листали медицинские карточки учащихся. Потенциальная проблема - в злоупотреблениях информацией, а не в самом факте ее существования.

Сейчас мы раскрываем наши медицинские карточки перед страховой компанией, которая решает, будет ли она страховать нас на случай смерти. Такие компании могут заинтересоваться и тем, не проводим ли мы время в каких-либо опасных предприятиях вроде полетов на дельтаплане и участия в авторалли, не слишком ли много курим. А имеет ли право страховой агент просматривать записи о наших покупках только затем, чтобы убедиться: ничто не указывает на нашу склонность к рискованному поведению. Можно ли будущему работодателю выяснять, с кем мы общаемся и как развлекаемся, чтобы нарисовать наш психологический портрет? На какую информацию о Вас имеют право власти государства, штата или города? Что может узнавать о Вас человек, сдающий Вам квартиру? К каким сведениям допустить будущего супруга или супругу? Нам придется выработать как юридические, так и практические рамки неприкосновенности личной жизни.

Все эти опасения крутятся вокруг того, может ли один человек завести досье на другого. Но магистраль позволит каждому следить и за собственной деятельностью - вести что-то вроде "задокументированного образа жизни".

Ваш компьютер-бумажник будет фиксировать время и место, вести аудио- и (когда-нибудь) видеозаписи всего, что Вы делаете. Он запишет каждое слово, сказанное вами, и каждое слово, сказанное Вам, а также температуру, кровяное и атмосферное давление и множество других данных о Вас и Вашем окружении. Он сможет отслеживать Ваше общение с магистралью: вводимые команды, отправляемые сообщения, кому Вы звоните и кто звонит Вам. Вряд ли найти лучший источник информации, если Вы хотите вести дневник или писать автобиографию. Если же ни то, ни другое Вам неинтересно, то, по крайней мере, Вы всегда выясните, где и когда сделана та или иная фотография, вставляемая в цифровой семейный фотоальбом.

Сложных технологий здесь не потребуется. Скоро человеческую речь будут сжимать до нескольких тысяч бит цифровой информации в секунду, а это значит, что часовой разговор превратится в 1 мегабайт цифровых данных. Небольшие кассеты, которые используют для резервного копирования информации с жестких дисков, уже сейчас вмещают по 10 и более гигабайт данных - вполне достаточно, чтобы записать порядка 10000 часов сжатого звука. Кассеты для нового поколения цифровых видеомагнитофонов смогут хранить более 100 гигабайт, т.е. на единственную ленту стоимостью в несколько долларов удастся записывать все разговоры, которые человек ведет на протяжении десяти лет, а то и всей жизни в зависимости от того, насколько он разговорчив. Мои расчеты основаны, естественно, на сегодняшних возможностях, а в будущем хранение данных обойдется намного дешевле. Пока мы говорим только о звуке, но через несколько лет встанет вопрос и о записи полноскоростного видео.

Лично меня от перспективы задокументированного образа жизни немного лихорадит, но кого-то эта идея, напротив, согревает. Один из доводов документирование является средством защиты. Карманный компьютер можно рассматривать как машину, создающую алиби, - шифрованные цифровые записи предоставят доказательства против ложных обвинений. Если кто-нибудь в чем-то Вас обвинит, Вы тут же парируете: "Извини, приятель, но моя жизнь задокументирована. Записано все до последнего бита. И я могу подтвердить, что говорил. Так что не шути со мной". С другой стороны, если Вы действительно совершили правонарушение или допустили промах, его уже не удастся скрыть. Любое преступление оставит след. Записи разговоров Ричарда Никсона в Белом доме, а потом и подозрения, что он пытался подменить эти пленки, сыграли определенную роль в его отставке с поста президента. Он решил вести задокументированную политическую жизнь, но прожил ее так, что пожалел о своем решении.

Дело Родни Кинга (Rodney King) продемонстрировало все плюсы и минусы такой улики, как видеозапись. А вскоре каждая полицейская машина, даже каждый полицейский будут вооружены цифровой видеокамерой, отмечающей время и место записи так, что их нельзя подделать. А на записи действий полиции скорее всего настоит общественное мнение. Да и полиция, вероятно, будет "за", чтобы защитить себя от обвинений в жестокости и злоупотреблениях, с одной стороны, и чтобы легче собирать улики - с другой. В некоторых полицейских подразделениях уже сегодня записывают на видеопленку все аресты. Этот вид видеозаписи коснется не только полиции. Страхование от медицинских ошибок можно сделать дешевле или разрешить только тем врачам, которые снимают на видеокамеру весь процесс лечения: от хирургической операции до обычного приема. Автобусные и таксомоторные компании, а также транспортные агентства, очевидно, заинтересованы в добросовестности своих водителей. Уже есть передовые компании, которые установили оборудование, записывающее километраж и среднюю скорость. Я не удивлюсь, если появится предложение оснащать каждый автомобиль, включая наши с Вами, не только записывающим устройством, но и передатчиком, который бы идентифицировал машину и ее местонахождение - номерной знак будущего. В конце концов, ставим же мы сегодня на самолеты "черные ящики". Если цены на них упадут, почему бы не установить их и в машины? Вот тогда угнанный автомобиль немедленно сообщил бы Вам свое местонахождение. А при попытке лихача скрыться после аварии или наезда судья дал бы санкцию на запрос: "Какие транспортные средства находились в пределах двух кварталов от места происшествия в течение такого-то времени?" Черный ящик способен регистрировать координаты и скорость всех машин, что наверняка дисциплинировало бы автолюбителей и привело к соблюдению правил движения. Но я бы голосовал против этого.

В мире, все больше насыщаемом приборами, может настать день, когда любые события в общественных местах будут фиксироваться видеокамерами. Ведь сейчас никого не удивляют видеокамеры на улицах. Они устанавливаются (зачастую скрытно) в банках, аэропортах, будках автоответчиков, больницах, на шоссе, в магазинах, лифтах, вестибюлях отелей и офисных зданий. Такое количество "глаз", постоянно следящих за нами лет пятьдесят назад напугало бы кого угодно, а не только Джорджа Оруэлла (George Orwell). Но сегодня мы привыкли к ним. В Соединенных Штатах и Европе жители кое-где даже приветствовали установку видеокамер на улицах и автомобильных стоянках. В Монако практически исчезла уличная преступность - благодаря тому, что за крошечным княжеством непрерывно наблюдают сотни видеокамер. Конечно, Монако - государство очень маленькое, его площадь всего 370 акров (150 гектаров), и ему вполне достаточно нескольких сотен подобных устройств. Но многие родители не возражали бы против их установки на школьных дворах, чтобы отпугнуть или переловить торговцев наркотиками, маньяков и просто хулиганов. Понадобятся сравнительно небольшие капиталовложения, чтобы установить видеокамеры на улицах и подключить их к информационной магистрали. Компьютеры смогут сканировать видеозаписи в поисках определенного человека или события - и стоить (лет через десять) это будет совсем недорого. В каждом городе общественная безопасность напрямую зависит от уличного освещения. Легко представить, что в будущем кто-то предложит, чтобы почти на каждом фонарном столбе висела как минимум одна видеокамера. Доступ к информации с этих камер получило бы только ответственное лицо, да и то в случае преступления, возможно, лишь с санкции суда. Кто-то, наверное, возразит, что каждому должно быть предоставлено право просмотра любых записей с любой видеокамеры. У меня это сразу вызывает протест - а как же насчет неприкосновенности личной жизни? Правда, можно парировать - если видеокамеры установят только в общественных местах, ничего страшного не случится.

С исторической точки зрения, люди, живущие в западных демократиях, уже сейчас пользуются такой степенью неприкосновенности и личной свободы, которая не имеет прецедентов. Однако почти все готовы на какие-то ограничения в обмен на безопасность. Если испытания докажут, что видеокамеры, установленные повсеместно и связанные с информационной магистралью, существенно препятствуют серьезным преступлениям, могут разгореться споры о том, чего бояться больше: преступлений или надсмотра. Трудно представить, чтобы правительство Соединенных Штатов санкционировало подобный эксперимент, поскольку он затрагивает неприкосновенность личной жизни и, может быть, даже противоречит конституции. Однако общественное мнение может меняться. Еще несколько таких событий, как взрыв в Оклахома-Сити, и все. Что кажется сегодня чем-то вроде Старшего Брата (только в цифровой форме), однажды может стать нормой, если в ином случае нам придется сдаться на милость бандитов и террористов. Я не защищаю ни одну из этих точек зрения, но техника позволит обществу сделать политический выбор.

Техника не только сделает видеозапись, но и сохранит личные документы и переписку в тайне. Программы для шифрования, которые любой может скачать из Internet, превратят компьютер почти в крепость. А по мере развертывания магистрали будут защищены все виды цифровой информации: телефонные звонки, файлы, базы данных и т.д. Пока вы держите свой пароль в секрете, информация, хранящаяся на компьютере, находится под прочнейшим из когда-либо существовавших замков. Ни у одного человека еще не было такой степени защиты личной информации.

Многие члены правительства возражают против распространения шифровальных технологий, так как это мешает им собирать информацию. Как ни печально для них, но технический прогресс остановить нельзя. Агентство национальной безопасности (National Security Agency, АНБ) - одна из оборонных и разведывательных служб США, которая защищает секретную государственную связь и расшифровывает переговоры по иностранным линиям связи с целью сбора разведданных, - не хочет, чтобы программы, где реализованы новейшие алгоритмы шифрования, распространялись за пределами Соединенных Штатов. Тем не менее такие программы уже есть во всем мире, их можно запустить на любом компьютере. И никакое политическое решение не вернет правительству те возможности подслушивания, которыми оно располагало в прошлом.

Современное законодательство, запрещающее экспорт программного обеспечения с мощным шифровальным потенциалом, может повредить американским компаниям, производителям компьютерного оборудования и программных продуктов. Эти ограничения ставят иностранных конкурентов в выгодные условия. Правда, американские компании почти единодушно соглашаются, что нынешние ограничения на экспорт шифровальных технологий просто не срабатывают.

Каждое достижение в развитии средств связи заметно отражается на взаимоотношениях народа со своим правительством. Печатный пресс и, как следствие, массовое распространение газет изменили природу политических споров. Радио, а потом и телевидение позволили лидерам напрямую и доверительно Обращаться к населению. Информационная магистраль тоже приведет к новым отношениям в политике. Впервые политические деятели смогут моментально узнавать итоги репрезентативных опросов общественного мнения (и реагировать на них). Избиратели будут голосовать дома или через карманный компьютер при меньшем риске подтасовок результатов выборов или ошибок. Создание магистрали повлияет на управление государством, может быть, не меньше, чем на промышленность.

Если даже предположить, что общая схема принятия политических решений существенно не изменится, магистраль придаст политической жизни новые краски. Большую активность смогут развить граждане, выдвигая своего кандидата или организуя обсуждение какого-то вопроса. Возрастет число общественных групп со специфическими интересами, а возможно, и число политических партий. Сегодня организация политического движения требует огромных координирующих усилий. Как найти людей, разделяющих Вашу точку зрения? Как воздействовать на их убеждения? Как, наконец, общаться с ними? Телефоны и факс-аппараты отличное средство связи, но только в том случае, если вы знаете, куда и кому звонить. Благодаря телевидению один человек может обратиться к миллионам, но это и дорого, и неэффективно, если Ваши идеи не разделяет большая часть зрителей.

Политические организации нуждаются в тысячах добровольцев. Ведь нужно заклеивать конверты с призывами, отправлять их по почте и всеми возможными способами находить единомышленников. А лишь немногие проблемы (например, экологические) могут привлечь такое количество союзников, которое обеспечит жизнеспособность политической организации.

Информационная магистраль упростит все виды связи. Электронные доски сообщений и другие сетевые форумы создадут превосходные условия для контакта "один на один" и по принципу "один со многими" или "многие со многими". Единомышленники и просто энтузиасты какого-то дела будут встречаться в компьютерных сетях, дебатировать, учреждать партии или объединения без особых на то усилий. Так же легко можно организовать и политическое движение. Я думаю, что в период президентских выборов 1996 года в США сеть Internet впервые привлечет значительное внимание всех кандидатов и политических групп. А впоследствии магистраль превратится в важнейший канал обмена политическими мнениями.

По некоторым государственным вопросам в США уже проходит прямое голосование. Но такой способ (а он весьма дорогостоящий) применяют только тогда, когда основные варианты выбора уже определены. Информационная магистраль позволит проводить такие голосования чаще, поскольку они резко подешевеют.

Кое-кто, несомненно, предложит "прямую демократию", при которой на голосование будут ставиться все вопросы. Лично я не думаю, что прямое голосование - хороший способ управления государством. В управлении должны участвовать представители народа - своеобразные посредники, создающие добавленную стоимость. Их работа именно в том и состоит, чтобы изучать сложные вопросы во всех нюансах. Политика немыслима без компромиссов, которых нельзя достичь, если принимать решения всем обществом, а не через его представителей. Искусство управления - компанией или государством - заключается в выработке квалифицированных решений о выделении ресурсов. Аналогичные решения принимают и профессиональные политики. Лучшие из них предлагают неочевидные решения, которые бы никогда не одержали верх при прямой демократии, поскольку избиратели могут просто не владеть ситуацией, не понимать всех условий, необходимых для достижения успеха.

Как и всем посредникам в новом электронном мире, политикам придется перестроиться. Информационная магистраль поставит их в центр всеобщего внимания. Вместо того чтобы любоваться их фотографиями и выслушивать от них афоризмы, избиратели оперативно узнают, чем заняты в данный момент их избранники или как они проголосовали. Не далек тот день, когда сенатор будет получать по электронной почте миллион писем по какому-нибудь вопросу или выяснять результаты опроса своих избирателей в режиме реального времени.

Несмотря на проблемы, возникающие со строительством информационной магистрали, мой энтузиазм все равно безграничен. Информационная технология уже глубоко проникает в нашу жизнь, о чем свидетельствует хотя бы электронное сообщение, присланное мне в июне 1995 года читателем моей газетной колонки. "Мистер Гейтс, я - поэт, страдающий от дислексии, т.е. чертовски путаюсь в правописании, и у меня не было бы ни малейшей надежды опубликовать свои произведения, если бы не возможность проверки орфографии на компьютере. Может быть, я буду плохим литератором, но благодаря Вам мой успех или провал теперь зависит только от моего таланта (или его отсутствия), а не от болезни".

Мы становимся свидетелями чего-то поистине исторического, что сотрясет весь мир, как научное открытие, изобретение печатного станка или промышленная революция. Если информационная магистраль поможет гражданам одной страны лучше понять соседние страны, снизив тем самым международную напряженность, уже одно это оправдает затраты на ее строительство. Если ею воспользуются только ученые, чтобы активнее сотрудничать в поиске лекарств от неизлечимых пока болезней, этот факт трудно будет переоценить. Если система превратится в умного и заботливого наставника детей, помогая им расширять круг своих интересов в школе и за ее пределами, это само по себе изменит человечество к лучшему. Информационная магистраль не решит всех проблем, но даст позитивный толчок к их решению во многих сферах.

Магистраль не расстелют перед нами, как ковровую дорожку, по заранее намеченному сценарию. Будут и задержки, и внезапные аварии. Некоторые ухватятся за эти неудачи и станут говорить, что магистраль всегда была чистой фантазией. Но первые неудачи пойдут лишь на пользу, если из них извлекут уроки. Магистраль - явление неизбежное.

Крупные изменения длятся не одно столетие. А это произойдет гораздо быстрее, хотя и не за одну ночь. Первые признаки информационной магистрали в Соединенных Штатах будут различимы уже к концу тысячелетия. Пройдет еще лет десять, и ее влияние проявится повсеместно. В этой книге я только пытаюсь угадать, какие области применения магистрали войдут в нашу жизнь очень скоро, а какие - в отдаленной перспективе, и наверняка я в чем-то ошибся. В ближайшие 20 лет почти все, о чем я говорил, в развитых государствах будет доступно всем, а в развивающихся - лишь деловым кругам и школам. Сначала установят и настроят нужное оборудование, а потом все будет зависеть от того, что люди будут делать с магистралью, - иначе говоря, какими программами они будут пользоваться.

Информационная магистраль станет частью Вашей жизни в тот момент, когда однажды Вы вдруг удивитесь, почему это в сети нет такой-то информации. Или в один прекрасный день Вы будете искать руководство по ремонту велосипедов и ворчать: "Кто это догадался напечатать его на бумаге, ведь его так легко потерять?" Вы пожалеете, что оно не интерактивный электронный документ с мультроликами и видеоучебником, всегда доступный в сети.

Сеть сблизит нас, если мы того захотим, или поможет нам рассеяться на миллионы сообществ. Но важнее то, что информационная магистраль позволит все делать новому - по-новому проводить свободное время, по-новому искать информацию, по-новому общаться друг с другом.

Мне кажется, Антуан де Сент-Экзюпери, который сумел опоэтизировать отношение людей к паровозам и другой прогрессивной технике, приветствовал бы информационную магистраль и не согласился бы с доводами тех, кто сопротивляется ее прокладке. Полвека назад он писал: "Передача почты, передача человеческого голоса, передача мерцающих изображений - величайшие достижения этого века, как и прежде, ведущие к единственной цели: сплочению людей. Неужели наши мечтатели полагают, что человеческий дух деградировал после изобретения письменности, печатного дела или парусного корабля?"

У информационной магистрали не один пункт назначения. Мне было интересно поразмышлять о некоторых из них. Не сомневаюсь: какие-то предсказания глупы, я лишь надеюсь на то, что их не слишком много. Так это или не так, но я с удовольствием отправляюсь в путешествие вместе с Вами.

Послесловие

Информационная магистраль многое изменит в нас и нашей жизни. Как я предположил в девятой главе, наибольший выигрыш от применения этой технологии мы получим в образовании - формальном и неформальном. Желая внести свой скромный вклад, я передаю гонорар за книгу на поддержку учителей, внедряющих компьютеры в школьные классы. Эти средства (через организацию National Foundation for the Improvement of Education в Соединенных Штатах и аналогичные организации во всем мире) помогут учителям открыть школьникам новые возможности, как открыл их передо мной лейксайдский Клуб матерей.

Долгие часы я провел за этой книгой. Я работаю очень много, потому что люблю свою работу. Я - не "трудоголик", мне нравится заниматься и многими другими вещами, но работа мне очень интересна. Главная моя цель - постоянно обновляя Microsoft, удержать ее на передовых позициях. Чуть-чуть пугает, что в истории развития компьютерной технологии еще не было прецедента, когда бы лидер одной эпохи сумел остаться таковым и в другой. Microsoft была лидером в эпоху персональных компьютеров. Поэтому я понимаю, что история лишает Microsoft права на лидерство в век информации - на информационной магистрали. Но я не хочу склонять голову перед традицией. Где-то впереди нас ждет невидимый порог, переступив который, мы попадем из эпохи персональных компьютеров в эпоху информационной магистрали. Я стремлюсь быть среди первых, кто его переступит, - когда придет время. Тенденцию, по которой преуспевающие компании теряют способность к обновлению, я считаю всего лишь тенденцией, не более того. Слишком сосредоточившись на своем бизнесе, трудно переломить себя и заняться чем-то абсолютно новым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.