Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты административного права, их виды




Административно-правовые отношения, их объекты и субъекты.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной (распорядительной) деятельности. Они возникают в результате применения и действия административно-правовых норм. Административно-правовые отношения складываются в сфере исполнительной деятельности, управления, то есть в процессе хозяйственной, социально-культурной, правоохранительной и др. деятельности.

Субъектами административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно: ♦граждане Республики Беларусь; ♦иностранные граждане и лица без гражданства; ♦государственные органы, администрация предприятий, учреждений, объединений и иных государственных организаций; ♦государственные служащие; ♦общественные объединения. Субъекты обладают административной правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности. Административная правоспособность должностного лица определяется его полномочиями; предприятий, организаций – законами, уставами, положениями о них.

Административная дееспособность – это возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления.

Объектами административно-правовых отношений являются общественные отношения в управленческой сфере.

Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в результате юридических фактов (событиями, действиями). К событиям относятся стихийные бедствия, рождение, смерть человека. Действия могут быть правомерными и неправомерными (оскорбление).

 

Под субъектами административного права понимаются лица и организации, наделенные административной правоспособностью или административной правосубъектностью. Выделяют следующие виды субъектов административного права: граждане Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства; органы государственного управления и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и иные государственные организации; негосударственные предприятия и учреждения; государственные служащие и др.

Основными субъектами административного права являются органы государственного управления, которые призваны практически обеспечивать выполнение функций государства, осуществляя свою деятельность в сфере хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Органы государственного управления можно классифицировать:

I.В зависимости от территории деятельности органы государственного управления делятся на республиканские и местные. Республиканские органы распространяют свою деятельность на всю территорию государства, а местные действуют в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, города, района и т.д.).

Согласно Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусьцентральный орган государственного управления.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 (в ред. от 8.09.2004 г.) «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят: ♦25министерств; ♦6 государственных комитетов; ♦8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь; ♦8 Государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь; ♦объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности; ♦государственные учреждения; ♦иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.02.1991 г., № 617-XII (в ред. на 1.11.2004 г.) «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

II.В зависимости от объема и характера компетенции органы государственного управления подразделяются на органы:

1) общей компетенции – Правительство, областные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местные администрации районов в городах – руководят всеми или большинством отраслей управления на подведомственной им территории;

2) отраслевой компетенции – осуществляют руководство подчиненными им отдельными отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед ними. К ним относятся: министерства сельского хозяйства и продовольствия, внутренних дел, здравоохранения, обороны и др.

3) межотраслевой компетенции – они призваны координировать контролировать и регулировать деятельность отраслевых органов управления по специальным вопросам, имеющим общий характер для всех отраслей управления. Эти органы наделяются надведомственными полномочиями правотворческого, координационного, контрольно-надзорного, лицензионно-разрешительного и методического характера. К ним относятся: министерства экономики, финансов, статистики и анализа, труда и социальной защиты и др.

III.По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления подразделяются на коллегиальные (Совет Министров, исполнительные комитеты) и единоначальные (министерства, управления), которые возглавляются одним лицом, который руководит этим органом и принимает решения по всем вопросам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.