Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность экстремистских организаций. Черный расизм и радикальный ислам




Тема. Межэтнические, межрасовые и межрелигиозные противоречия. Перспективы Америки

Межэтнические, межрасовые и межрелигиозные трения продолжают иметь место в современной Америке, несмотря на усилия властей и общественности по их преодолению и развитию толерантности. Сохраняется бытовой расизм, неприятие другой веры и иного образа жизни. Неслучайно появление ряда экстремистках и террористических организаций. В данной части работы необходимо рассмотреть основные радикальные группировки, действовавшие в недавнем прошлом и продолжающие свою активность в наши дни.

Несколько слов об известных межрасовых конфликтах в истории США. В 1863 г. толпа белых жителей Нью-Йорка, недовольных введением всеобщей воинской повинности, устроила масштабный афроамериканский погром. Были убиты сотни людей, в том числе дети. Со времен отмены рабства на Юге практиковались «суды Линча» - внесудебные расправы над афроамериканцами, обвиненными в каком-либо правонарушении, которые заканчивались повешением жертвы (последнее - в 1946 г.). С 1865 г. на Юге Ку-Клукс-Клан и ряд других расистских террористических организаций проводили политику запугивания афроамериканцев с целью снижения их политической активности. В качестве средства использовались показательные убийства афроамериканских политических активистов (последнее — в 1981 г.). В 2005 г. во время беспорядков в Новом Орлеане, связанных с ураганом и наводнением, происходили вспышки насилия на почве расовой ненависти. В тюрьмах США со времен десегрегации регулярно происходят кровавые столкновения между заключенными с разным цветом кожи.

Широкую известность в Америке 1960-х-1970-х гг. приобрела негритянская радикальная партия «Чёрные пантеры». Они сформировались как террористическая организация осенью 1966 г. в Окленде (Калифорния). Лидером и идеологом стал Хью Ньютон, впоследствии осужденный за убийство полицейского. Число «Чёрных пантер» достигло 2 тыс. человек. «Пантеры» превратились в радикальную марксистскую группировку и призвали всех негров вооружиться, добиться равноправия, убивая тех, кто желал оставить чёрных в их гетто. К концу 1970-го года полиция арестовала 469 «Пантер». Десять чёрных и 12 полицейских погибли в 48 перестрелках. К середине 1970-х гг. усилиями ФБР экстремистская организация была разгромлена, но ей на смену пришли «Черные мусульмане» и «Нация Ислама».

В начале ХХ в. «чёрный» ислам приобрел новые качества — в это время возник чёрный расизм. Ислам стал понемногу занимать позиции альтернативной религии по отношению к традиционному христианству. Идеологи распространения Ислама среди чёрной общины США заявляли, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев. В 1913 г. была создана первая «чёрная» мечеть — Муришский Научный Храм в штате Нью-Джерси: она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды чёрного расизма. В конце двадцатых годов некий «благородный пророк Али Дрю» начал проповедовать среди негров Детройта новое религиозное учение — смесь христианских заповедей, цитат из Корана и принципов чёрного расизма. Проповедники из Нью-Джерси могли радоваться — их работа дала свои первые плоды.

В 1930 г., в разгар Великой депрессии, детройтский галантерейщик Уоллес Фард назвал себя Вали Фарад, провозгласил «благородного пророка Али» полубогом, назвал своих последователей «Чёрными мусульманами», призвал американских негров отречься от Христианства — «религии белого человека» — и принять Ислам, который объявил религией чёрных предков. Фарад основал в Чикаго «Храм Ислама», резко выступал против интеграции белой и чёрной общин Америки и призывал к самоизоляции чёрного населения. В 1934 г., когда Фарад пропал без вести, у него уже было около восьми тысяч последователей.

Движение «Чёрных мусульман» резко радикализировалось, когда его возглавил наиболее непримиримый ученик Фарада — Элайджа Мухаммед (детройтский негр Элия Пул, принявший имя Мохаммед). Он провозгласил своего учителя живым воплощением Аллаха, а себя объявил пророком. В общем виде его проповеди сводились к тому, что все доброе - дело черных последователей Аллаха, которые некогда и были властелинами всего сущего на Земле. Но белые христиане - раса дьявола - украли у них власть, поработили, ввергли в нищету и бесправие. Однако теперь пришла пора положить конец господству белых. Для этого негры должны стать мусульманами, принять арабские имена, выучить Коран, отгородиться от белых, объединиться, создавая собственный бизнес, школы и боевые отряды. Утверждал, что скоро (около 2000 г.) начнется новая эпоха, чье начало ознаменуется концом «цивилизации европейской расы узурпаторов» и их «призрачной религии» — Христианства. Эти постулаты были положены впоследствии в основу идеологии организации «Нация Ислама». Движение стало более многочисленным в конце 1940-х годов. «Черные мусульмане» в 1960-е годы стала влиятельной и мощной организаций, однако тогда наметился раскол между чернокожими исламскими националистами и приверженцами более ортодоксальной формы суннитской ветви ислама.

Главной задачей «Черных мусульман» Мухаммед считал создание на территории США независимого негритянского исламского государства — анклава, со столицей в Чикаго. Элия Мохаммед учредил даже флаг этого государства, напоминающий турецкий: полумесяц и звезда на черном полотнище. Естественно, борьба за создание отдельного государства требовала вооружённых подразделений. И они были созданы. В каждом негритянском гетто появились отряды самообороны, в любой момент готовые вступить в бой с полицией. А в конце 1960-х гг. отряды «Чёрных мусульман» пополнили до 40 боевых ячеек «Чёрных пантер», уцелевших после разгрома этой организации.

Одним из самых знаменитых лидеров афроамериканских мусульман был Малколм Экс, сменивший христианское имя на мусульманское Эль-Хаджи Малик Эль-Шабазз, блестящий оратор и великолепный организатор. После своей смерти в 1965 г. от рук убийцы и особенно после посмертного издания мемуаров «Автобиография Малькольма Икса» («Autobiography of Malcolm X»), он стал одним из героев негритянской молодёжи. Пожалуй, самый известный чёрный режиссёр современности — Спайк Ли. Он снял в 1992 г. фильм «Малькольм Икс»[1]. Лента наделала много шума. Прославление экстремистски настроенного лидера «Чёрных мусульман» напугало американскую общественность, и режиссёра обвинили в расизме и антисемитизме. Но исполнитель заглавной роли Дензел Вашингтон получил приз МКФ в Берлине-93 и номинацию на «Оскар», а Спайк Ли стал героем гетто от Западного побережья до Восточного.

Начало семидесятых было временем умиротворения. Малькольм Икс погиб, Элайджа Мухаммед умер от старости — руководство «Чёрными мусульманами» взял на себя его сын — Дин Мухаммед. Казалось, что золотой век чёрного Ислама остался позади, в боевых шестидесятых. Но в 1977 г. наиболее радикальные активисты, среди которых было немало ветеранов «Чёрных пантер», откололись от организации и создали «Нацию Ислама». Сегодня это наиболее агрессивная негритянская мусульманская организация. Штаб-квартира «Нации Ислама» находится в Чикаго. Её численность составляет, по разным оценкам, от 10 000 до 20 000 человек. Члены организации образуют своего рода службу безопасности, поддерживающую порядок в чёрных гетто (точнее, существующий в гетто бандитский режим) и охраняющую особо ценных частных лиц. Например, прославившегося на деле Симпсона адвоката Кочрена, самого О. Дж. Симпсона.

Внутренняя жизнь организации подчиняется строгой дисциплине. Алкоголь и наркотики запрещены. Но наркоманов среди негров гораздо больше, чем среди белых, и эта тенденция имеет устойчивый рост. Женщины в «Нации Ислама» ограничены в правах. Покидать пределы кухни и спальни им не рекомендуется, а если и позволяется, то не иначе как покрыв голову платком. У организации много денег. Она не чурается хозяйственной деятельности. Так, в середине 90-х годов «Нация Ислама» открыла ресторанный комплекс в Чикаго. Энергично развивается мыльный бизнес, начатый благодаря беспроцентному кредиту на сумму 5 млн. долларов, полученному от лидера ливийской революции полковника Муамара Каддафи. Что касается теневой экономики «Нации Ислама», то о ней можно только догадываться. Во всяком случае, негры-предприниматели, которые делают «добровольные» пожертвования в общую кассу, вряд ли заявят в полицию о рэкете и вымогательстве.

Сердцем «Нации Ислама» является человек, именуемый американской прессой «чёрным мессией». «Чёрный мессия» Луис Фаррахан, лидер и создатель «Нации Ислама», перепробовал в своей жизни многие роли: спортсмена, исполнителя карибских песен, скрипача, ученика вероучителя Малькольма Икса, религиозного лидера и зажигательного оратора. В середине 90-х годов он решил утвердиться в качестве единственного и неповторимого пророка, целителя душ чёрной Америки. Благодаря организованному им 16 октября 1996 г. в Вашингтоне «Маршу миллиона мужчин» Фаррахан далеко продвинулся в достижении этой заветной цели.

Луис Юджин Уолкотт стал Фарраханом в 1955 г., вступив в двадцатилетнем возрасте в организацию «Нация Ислама». В детстве Луис хорошо учился, пел в церковном хоре и достиг успехов в игре на скрипке. Был профессиональным певцом в стиле «каллипсо», но затем жизнь его круто изменилась, и он занялся политикой. Очень скоро Фаррахан выдвинулся на ключевые позиции в «Нации Ислама», став правой рукой её тогдашнего руководителя Малькольма Икса. Долгое время был имамом гарлемской мечети. Видимо, атмосфера Гарлема наложила неизгладимый отпечаток на этого человека. Фаррахан носит дорогие шёлковые костюмы ярких цветов, очки в золотой оправе и галстуки-бабочки (стиль гарлемских гангстеров). Его пастве нравится подобный стиль. В разное время Фаррахан был духовным наставником чемпионов мира по боксу Мухаммеда Али и Майка Тайсона, звезды мирового баскетбола Карима Абдул-Джаббара и поп-идола Майкла Джексона. Сегодня «чёрный мессия», как называют Фаррахана в Америке, один из самых влиятельных и богатых людей США. Он имеет свои телекомпании, издает газеты и по-прежнему играет на скрипке.

Фаррахан превратил «Нацию Ислама» в самую крупную и экономически сильную негритянскую организацию США. Им осуществляется стратегия наращивания ее влияния в стране, укрепления идеологического и экономического потенциала с целью использовать как мощную электоральную общность. Фаррахан - прирожденный лидер и талантливый оратор. Он мастерски готовит и обставляет свои выступления, держа в напряжении аудиторию и заставляя слушать себя часами. А основная тема его речей - ничтожество «белого» общества, его слабость и порочность, божественное предназначение американских негров - создать здесь исламскую страну, которая поведет за собой всех единоверцев, станет ядром всемирного исламского государства. Главными же врагами «черных» Фаррахан объявил евреев и призвал всех мусульман к беспощадной войне с ними.

В 1984 г. он познакомился с ливийским диктатором Муамаром Каддафи, который полностью сошелся с ним во взглядах на будущее США, щедро снабдил Фаррахана деньгами и гарантировал систематическую финансовую поддержку «Нации Ислама». Фаррахан побывал в Багдаде, встретился с Саддамом Хусейном, заверил его в симпатиях к Ираку всех «черных мусульман» и заручился финансовой поддержкой своей организации. Он посетил также Тегеран, был весьма благосклонно принят нынешним духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи. В беседе с ним Фаррахан заявил, что не сомневается в близком крахе США, который произойдет под ударами исламского воинства.

Лидер «черных мусульман» не ограничивается ораторскими упражнениями. Он создал своеобразные штурмовые отряды, в которые набираются исключительно сильные физически негры, ростом не менее шести футов. Они окружают Фаррахана во время его выступлений, демонстрируя мощь «Нации Ислама». Они эскортировали своего лидера и в ходе известного «Марша миллиона черных мужчин», который состоялся в 1996 г. и завершился митингом перед зданием Конгресса США. Требования, высказанные Фарраханом в речи на митинге, вполне недвусмысленны: новые социальные и экономические преимущества для негров, все более весомое их участие во всех властных структурах Америки. Дело, однако, идет, в первую очередь, о привилегиях для «черных мусульман», составляющих лишь пятую часть негритянской общины США.

«Марш на Вашингтон» как мощная политическая акция готовилась два года. Она принесла Фаррахану известность во всем мире. По данным полиции, в марше приняло участие около полумиллиона человек, прибывших из разных уголков страны, а по подсчётам организаторов — 1 миллион 200 тысяч. В любом случае это количество народа было сопоставимо с самыми грандиозными мероприятиями в истории американской столицы. Для сравнения: антивоенные митинги 15 ноября 1969 г. и 24 апреля 1971 г. собрали соответственно 600 и 500 тысяч участников. Негры устремились в Вашингтон на машинах, самолётах, поездах и автобусах. Многие пришли на этот грандиозный митинг пешком, экономя на проезде. Нигде в объявлениях не говорилось, что это будет марш именно миллиона чёрных мужчин, но это как бы само собой подразумевалось. Приглашались и белые. Они тоже были, но, как отметили политические старожилы, тот знаменитый марш 1963 г., который возглавил Мартин Лютер Кинг, привлек много больше сочувствующих из белой общины.

Митинг начался с молитвы в семь часов утра по местному времени и продолжался до трёх часов дня. Но в самом начале все прослушали речь Билла Клинтона. Президент выступал за тысячу миль от Белого дома — в городе Хьюстон, в университете штата Техас. Но говорил он о том же: о чёрных и белых в Америке. Как отметил впоследствии один из помощников Фаррахана, это была лучшая речь Клинтона за все время его президентства. По словам хозяина Белого дома, «пропасть, зияющая перед нами, раздирает сердце Америки». Он сочувственно отозвался о целях марша, однако критиковал Фаррахана по существу (впрочем, не называя его по имени) за «подрывную риторику», ведущую к «антисемитизму, оскорблению сексуальных меньшинств и расовому фанатизму». Любимый конёк президента-демократа. Клинтон завил: «Один миллион абсолютно прав, когда выступает за личную ответственность. Но даже миллион мужчин не может сделать правым одного человека, послания которого несут заряд злобы и разобщения».

Но выступление Луиса Фаррахана было далеко от мотивов примирения. Лидер «Нации Ислама» обрушился на отцов-основателей Америки, обвинив их в безжалостной эксплуатации негров и, следовательно, в лицемерном демократизме. «На этом месте, — бушевал «пророк», стоя в окружении телохранителей и пластиковых пуленепробиваемых щитов, — откуда видны и Капитолий, и памятник первому президенту, был невольничий рынок. Здесь продавали наших прадедов». Биографически это не совсем точно, поскольку предки Фаррахана не жили в Америке, куда он мальчиком приехал вместе с матерью. Но эффект от этих зажигательных слов был сильным и настроение толпы становилось все горячее. «Чёрный мессия» выступал два с половиной часа. Фаррахан получил широкую известность. Имел место и международный резонанс. Так, например, по сообщению тегеранского радио, тогдашний спикер парламента Ирана Али Акбар Натек-Нури заявил своим коллегам, что «Марш миллиона мужчин» — это свидетельство того, что начатая аятоллой Хомейни исламская революция докатилась до США.

Отношения с другими группами «чёрных мусульман» у «Нации Ислама» достаточно напряженные. Ортодоксы-консерваторы в силу специфики ее учения вообще не считают данную организацию мусульманской. Крупнейшая в США белая экстремистская организация, созданная в 1974 г. и объединяющая многочисленные расистские группировки, — «Арийская нация» контактирует с «Нацией Ислама» уже не первый год. Две этих радикальных группировки регулярно организуют обсуждение вопроса о наилучшем способе создания двух расово чистых государств на территории сегодняшних Соединённых Штатов. А вдруг?

Наиболее известные цитаты из выступлений «чёрного мессии»: «Белого человека вывел в пробирке злой волшебник»; «Миллион лет назад негры изобрели первые летательные аппараты»; «В 1913 г. были созданы четыре организации — Федеральный резервный банк, налоговое управление, ФБР и Антидиффамационная лига Бнай-Брит. Все было создано в один и тот же год. Совпадение? Или взаимосвязь?»; «Евреи не любят Фаррахана, поэтому они зовут меня Гитлером. Что ж, это хорошее имя. Гитлер был даже очень великим человеком» (из речи по радио 11 марта 1984 г.); «Иудаизм — помойная религия»; «Мы хотим, чтобы нашим людям в Америке, чьи родители и деды произошли от рабов, позволили учредить собственное государство или свою территорию на этом континенте: мы считаем, что смешанные браки и всякое смешение рас должно быть запрещено»; «Белые произвели вирус СПИДа в целях уничтожения чёрного населения».

У белых мусульман в США также существуют свои радикальные организации. Наиболее известная боевая группа исламских экстремистов – «Джамаат ул Фукра» (ДФ). Это одна из наиболее опасных террористических организаций, базирующихся в США. Создана в Бруклине в 1980 г. В настоящее время существует две ветви ДФ - американская и пакистанская. Идеологически ориентирована на установление власти "истинного" ислама во всем мире. Одним из методов укрепления и расширения влияния ДФ является создание исламских поселений в глубинке США. Таких поселений и городских ячеек ДФ больше всего в Аризоне, Колорадо, Пенсильвании, Нью-Джерси, Джорджии.

В США боевики ДФ предпринимали неоднократные вооруженные нападения на представителей иных мусульманских конфессий, а также на индусов, кришнаитов и евреев. По данным ФБР, в Штатах к 2001 г. находилось более 3 тыс. активистов ДФ, в числе которых - около 300 наиболее подготовленных террористов. В 1985 г. значительная часть операций ДФ была перенесена на территории Афганистана и Пакистана, где сегодня находится ее главный штаб. Боевики ДФ принимали активное участие во всех действиях арабских моджахедов против советских войск. С 1991 г. пакистанская ветвь ДФ установила тесную связь с кашмирской террористической организацией «Харакат ул Ансар», с исламистами Филиппин и ХАМАС. Моджахеды-«афганцы» ДФ замечены в действиях террористических формирований на территории Индии, Алжира и Египта. Знаменательно, что в последнее десятилетие ХХ века и в наше время не отмечено создание других боевых террористических организаций непосредственно из членов исламской диаспоры в США. Руководители мусульманских экстремистов выработали другую тактику подрывных действий в Америке. Исполнители терактов - обязательно крупномасштабных - готовятся к ним и засылаются в Соединенные Штаты заблаговременно. Как правило, это уроженцы стран Ближнего и Среднего Востока, преимущественно - Саудовской Аравии, которая является родиной и цитаделью ваххабизма.

А мусульманской диаспоре определена роль идеальной среды, многомиллионный состав которой позволяет раствориться немалому числу подготовленных шахидов. Боевики могут длительное время находиться на положении «спящих» агентов, беспрепятственно и незаметно готовя свои губительные акты, будучи надежно прикрытыми и обеспеченными всем необходимым местными единоверцами. Эта система проявила себя в действии 26 декабря 1993 г., когда группа пакистанца Рамзи Юсуфа подорвала автофугас в гараже одного из зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Небоскреб тогда устоял, погибли 6 человек, более тысячи получили ранения. И хотя основная часть террористической группы была арестована вместе со своим духовным лидером шейхом Омаром Рахманом и осуждена, но правительство и спецслужбы США не сделали должных выводов, не предприняли практически никаких мер для агентурной разработки исламской диаспоры для блокирования враждебной деятельности и предотвращения подобных терактов. Что и было использовано в «черный вторник» 11 сентября 2001 г., когда вполне цинично повторилась атака на ВТЦ. Стратеги исламских экстремистов, в отличие от американских спецслужб, учли свои просчеты и напали на небоскребы ВТЦ не снизу, а сверху.

За последние десятилетия в США значительно выросло число антисемитских инцидентов. Так, в 1980-е гг. в США в среднем в год были зарегистрированы 489 подобных инцидентов, в 2001 г. их число составило 1432, в 2002 — 1554. Хотя в целом США остались в стороне от волны антисемитизма, охватившей Европу в начале 2000-х годов, тем не менее проявлений антисемитизма стало значительно больше. В начале 2000-х гг., по данным социологических опросов, 82% взрослых американских евреев заявили, что они ощущают усиление антисемитизма в стране, многие говорили о проявлениях антисемитизма, направленных против них лично.

Особенно заметно распространение антисемитских взглядов среди мусульманского населения страны и значительной части афроамериканцев. Среди белого населения существуют различные организации и группы, крайне немногочисленные, но с ярко выраженными расистскими и антисемитскими тенденциями. В начале 2000-х гг. такими организациями были Национальный альянс, Христианская подлинность, Арийская нация, Мировая церковь Создателя, Национал-социалистическая арийская партия, Национал-социалистическое движение Союз свободы, Церковь американских рыцарей Ку-Клукс-Клана, Имперские кланы Америки. Каждая из этих организаций насчитывает не более нескольких сотен членов. К ним примыкают молодежные неофашистские банды скинхедов, некоторые группы поклонников тяжелого рока.

Среди прочих особо ярым антисемитизмом выделяется псевдорелигиозная организация «Христианская подлинность». Секта зародилась в Великобритании в середине XIX в. Ее члены утверждают, что они приверженцы «англо-израэлизма», теории, пытающейся доказать, что европейские народы происходят от исчезнувших колен Израилевых и являются избранным народом. По учению секты негры были созданы на пятый день творения, и они являются лишенными души животными, а евреи — дети сатаны. Согласно учению секты, Америка, а не Израиль — Земля обетованная, евреи должны быть уничтожены, и начать уничтожение нужно именно в США. Число сторонников секты довольно незначительно, но они, как правило, хорошо вооружены и готовы немедленно начать действовать. Член секты Б. Фэрроу в 1999 г. открыл огонь в еврейском детском саду в Лос-Анджелесе. Четверо детей были ранены, преступник сдался властям. На вопрос, почему он открыл огонь по еврейским детям, Б. Фэрроу заявил: «Я хотел разбудить Америку и показать ей, что следует делать с евреями».

Таким образом, на современном этапе экстремистские настроения в США получили широкое распространение в отдельных социальных группах. Наиболее характерны в этом плане – черный расизм и исламский экстремизм, переплетающиеся с антисемитизмом. При этом если антисемитизм в правых неофашистских кругах носит ограниченный характер, то совершенно иначе обстоит дело с антисемитизмом слева, в первую очередь с распространением антиеврейских взглядов среди американского студенчества. Растет число последователей ислама среди афроамериканцев. В начале 2000-х гг. около 5% этой группы населения были мусульманами, мусульманские лидеры США, в том числе Л. Фаррахан, глава организации Нации ислама, внушают своим последователям антисемитские идеи. Фаррахан утверждал, что евреи эксплуатируют спортсменов-афроамериканцев, что они несут ответственность за рабство (по его словам, евреи — «мастера обращать других в рабство»). Несмотря на резкое осуждение Фарраханом террористов, устроивших взрывы 11 сентября 2001 г., он заявил, что Америка «возбуждает ненависть к себе» своей внешней политикой, особенно в странах, добывающих нефть на Ближнем Востоке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.