Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кружки качества




Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

 

Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:

- добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху;

- саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться;

- групповая деятельность;

- применение методов управления качеством;

- взаимосвязь с рабочим местом;

- деловая активность и непрерывность функционирования;

- взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков;

- атмосфера новаторства и творческого поиска;

- всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством;

- осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.

Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

- управление качеством на уровне фирмы - участи всех звеньев в управлении качеством;

- подготовка кадров и обучение методам управления качеством;

- деятельность кружков качества;

- инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.);

- использование статистических методов;

- общенациональные программы по контролю качества.

Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:

- содействие совершенствованию и развитию предприятия;

- создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке;

- всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы.

Управлением качеством имеет многие преимущества:

- Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.

- Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.

- Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.

- Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством.

Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:

Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.

Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.

Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих.

За вклад в достижение высоких результатов в области управления качеством ежегодно с 1951 года в Японии вручают премии У. Э. Деминга - основателя, как считается, управления качеством в Японии.

В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением новых технологий от руководителей требуется постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформулированы так:

- Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли;

- Главный человек - потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя;

- Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными стадиями жизненного цикла продукции;

- Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием.

- Человек в системе управления - вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством.

Только благодаря господству корпоративного духа японцы могли создать в фирмах систему добровольных “кружков качества”, которые вовлекают рабочих в деятельность за повышение качества продукции, за ее бездефектность, за снижение уровня производственного травматизма и т. д. Кружки качества действуют во всех крупных фирмах и более чем в 50% мелких фирм. В Японии действует около 1 миллиона кружков качества, в них участвуют около 10 миллионов человек.

Первые подобные кружки появились в начале 60-х годов на предприятиях “ Кобэ сэйко” и “ Ниппон кокан”. Тогда они именовались кружками “контроля за качеством продукции”. На первых порах они напоминали американские группы “ за бездефектность ”, действующие без поддержки или даже вопреки желаниям основной массы рабочих. Однако скоро японские кружки контроля за качеством продукции получили широкое признание среди рядовых работников. Руководство фирм неустанно развивало деятельность кружков, всячески поощряло их участников. На предприятиях появились лозунги: “Борись за искоренение погрешности в 0.1 миллиметра”, “Своди к нулю погрешность в 0.1 секунды”, “Включайся в движение за лучшую технологию в мире” и т. д.

В деятельности кружков качества за последнее время выявились две основные тенденции. Во-первых, их функции переросли производственные рамки, начали проникать в сферу повседневной жизни. Во-вторых, кружки “ за качество” и “ бездефектность” продукции стали решать задачи, связанные с повышением “качества” и обеспечением “бездефектности” труда. В зону компетентности кружков включаются ныне проблемы повышения производительности труда, снижения затрат, совершенствование технологических процессов.

Кружки качества объединяют, как правило, 6-10 работников одного уровня иерархии, выполняющих сходную работу. Они собираются 1-2 раза в неделю. Каждая группа имеет лидера и докладывает руководству о полученных решениях. Рационализаторским предложениям, исходящим от рабочих предается особо важное значение. На каждого рабочего приходится 18-22 рационализаторских предложения в год. Полезные предложения часто вознаграждаются в виде ручек, медальонов, памятных значков. Денежные вознаграждения получает кружок качества и поровну распределяет их между своими членами.

 

4.2 Диаграмма Исикавы

 

В концепции кружков качества как практического инструмента решения проблем качества важен набор методик, которые используются для решения проблемы производительности труда, снижения затрат, совершенствования технологических процессов. Часто применяется диаграмма причин и следствий, называемая графиком Исикавы (в настоящее время ведущий специалист в Японии по вопросам управления качеством продукции) или ”рыбьим скелетом” (рис.1). Однако диаграмма имеет обобщенный характер, для каждого конкретного производственного процесса строится своя диаграмма.

В основной своей массе рабочие откликаются на такую форму вовлечения их в работу предприятия и активизируют свою деятельность, консолидируя тем самым корпоративный дух фирмы.

РИСУНОК 1

 

 

5. Заключение

 

Стандарты QS-9000 повлияли как на национальную стандартизацию, так и на мировую. Так, Германия ведет работы по гармонизации VDA — Guidline (Руководства немецкой автомобильной индустрии) с QS-9000. Намерение: достичь двустороннего признания и принятия сертификатов.

В 1998 г. на заседании ТК 176 было принято решение отразить специфику автомобильной отрасли в стандартах ИСО 9000.

Возможно, что стандарты QS-9000 будут признаны международными. Переговоры в этом направлении ведутся.

Позиция Японии осторожная. Менеджеры по качеству компании НИССАН хотят сделать аналог QS-9000, но это зависит от их переговоров с Тойотой. Но, учитывая специфику Японии и ее ограничительные действия в отношении ИСО 9000, можно ожидать консервативную позицию японцев. Они не хотят развивать область применения стандартов ИСО 9000 более чем на несколько тысяч предприятий. В 1998 г. они имели около 4 тыс. предприятий, получивших сертификаты соответствия ИСО 9000. Но проявляли большую озабоченность тем, что концепция стандартов ИСО 9000 может отрицательно повлиять на принципы японского менеджмента качества. Тем не менее отношение к стандартам QS-9000 у японских специалистов весьма уважительное.

Система QS-9000 очень методична, а входящие в нее руководства (SPC, FMEA, РРАР, APQP, MSA) очень полезны сами по себе. Как мы уже говорили, успех QS-9000, на наш взгляд, связан с удачным совмещением трех указанных выше фундаментальных концепций и учетом специфики именно своей отрасли, требования к качеству в которой чрезвычайно велики.

Отметим, что QS-9000 — развивающаяся система, в которую постоянно вносятся улучшения. Если говорить об успехе внедрения QS-9000 в российскую промышленность, то его надо добиваться поэтапно, с полным пониманием нашей специфики и текущих проблем. Возможно, надо повторить некоторые шаги, например, внедрение на первом этапе SPC.

Одно очевидно, пройти мимо столь грандиозного явления мирового масштаба мы не имеем права.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Управление качеством продукции. у.п. В.В. Окрепилов. М. «Экономика»,1998 г.
2. Управление качеством продукции. у.п. Л.П. Ляшецкий СГТУ, 1998 г.
3. Управление качеством основы теории и практики. у.п. В.Ю. Огвоздин СПБ. «ГЭУ» 1998 г.
4. Стандартизация и управление качеством продукции. у.п. В.А. Швандер. М. «Юнити - Дана» 1999 г.
5. Гличев А.В. «Нововведения, маркетинг и управление качеством» ж. Стандарты и качество №10, 1995 г.
6. Гличев А.В. «Современные методы управления качеством» ж. Стандарты и качество №4, 9,1996 г.
7. В. Гоадевский, Г. Юпик и др. «Современные методы организации руководства качеством продукции на ОАО АвтоВАЗ» ж. Стандарты и качество №9 2002 г.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.